Занятие 21. Дифференциация предлогов «из-за» и «из»
Цели:
1. Учить детей различать предлоги «из-за» и «из» и правильно их употреблять.
2. Продолжать учить детей составлять предложения по двум предметным картинкам и схеме, проводить полный его анализ.
Оборудование: сюжетные и предметные картинки, карточки со схемами предлогов по количеству детей, фигурка Откудайки, звёздочки.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед показывает сюжетные картинки, а дети по ним называют только предлоги.
2. Основная часть занятия
Логопед: Расскажите, когда мы говорим предлог «из». (Когда предмет был внутри, а потом оттуда движется.) А когда говорим предлог «из-за»? (Когда предмет был позади другого предмета и оттуда движется.)
Дидактическая игра «Вопросы Откудайки»
Логопед: К нам пришёл в гости вот такой человечек. Зовут его Откудайка. Он всех всегда спрашивает: «Откуда?». Вот и прозвали его Откудайкой. Послушайте внимательно вопросы Откудайкии постарайтесь правильно на них ответить, вставив предлог «из» или «из-за»: дети были в школе. Откуда они придут? (Из школы.)
Мальчик зашёл за дом. Откуда выйдет мальчик? (Из-за дома.) Письмо было в ящике. Откуда его достали? (Из ящика)
Солнце зашло за тучи, Откуда оно выглянет? (Из-за Составление предложений по двум предметным картинкам и схемам предлогов «из», «из-за».
Логопед: Посмотрите внимательно на картинки. Что на них изображено? Назовите предлог, изображенный на схеме. Составьте предложение по этим предметным картинкам и схеме предлога.
Девочка вышла из дома. Дети с помощью логопеда проводят полный анализ предложения и составляют его схему.
Логопед: Посмотрите, я поменяла предлог. (Заменяет схему.)
Девочка вышла из-за дома.
Затем логопед заменяет картинки на следующие и проводит аналогичную работу.
Дидактическая игра «Кто больше»
Логопед:: Кто больше составит предложений с предлогами «из-за» и «из».
Занятие 22. Предлог «между»
Цели:
1. Познакомить детей со значением предлога «между» в его схемой.
2. Упражнять детей в правильном употреблении предлога «между» с существительными в творительном падеже.
3. Развивать внимание, мышление, память.
Оборудование: карточки со схемой предлога по количеству детей, фломастеры, кукла, игрушки.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед раздает детям карточка с заданиями.
Логопед: Где нарисована ёлка на листе? (Слева.) Мячик? (Справа.) Домик? (Посредине.) Послушайте внимательно, как я скажу по-другому. Где нарисован домик? Домик нарисован между ёлочкой и мячом. Повторите, где нарисован домик? Слушайте следующее задание. Нарисуйте между ёлкой и домиком крестик. Скажите, где вы поставили крестик? А теперь поставьте между домиком и мячом точку. Где вы поставили точку? Какой предлог помог вам сказать, где вы поставили точку, крестик? (Между.)
2. Основная часть занятия
Демонстрируется карточка со схемой предлога «между». Дети рассматривают и запоминают изображение.
Логопед: Предлог «между» мы говорим тогда, когда и справа и слева от предмета есть ещё какие-то предметы. Посмотрите на крестик. Слева — ёлка, справа дом, а крестик между ними, посередине. Посмотрите на схему предлога «между». Здесь шарик находится между кубиками.
Упражнение «Что изменилось?» На столе стоят две игрушки (машинка и пирамидка). Логопед предлагает детям запомнить их и закрыть глаза. В это время он добавляет третью игрушку (матрёшку) между машиной и пирамидкой.
Логопед: Откройте глаза. Что изменилось? (Дети говорят.) Закройте глаза еще раз! (Снова меняет игрушки местами.) Где теперь стоит машина? И
Упражнение «Вспомни сказку «Репка»
Логопед: Назовите, кто за кем тянул репку. А теперь скажите, между кем стояла Бабка? Внучка? Жучка? А можно про Мышку сказать, что она стояла между кем-то? Почему? Потому, что с одной стороны была Кошка, а с другой никого не было. Не забывайте, что предлог «между» мы говорим тогда, когда с двух сторон от предмета что-то или кто-то есть.
Порядок чисел
Логопед: Посчитайте до десяти. (Два—три раза) Вспомнили счёт? А теперь слушайте внимательно вопрос. Между какими числами стоит число 7? 5? 2? и т.д. Индивидуальная работа Логопед предлагает каждому ребенку взять по три игрушки, расставить их на столе в ряд и составить предложения с предлогом «между».
3. Итог занятия
Занятие 23. Предлог «через»
Цели:
1. Познакомить детей со значением предлога через и его схемой.
2. Учить детей правильно употреблять предлог «через» с существительными в винительном падеже.
3. Развивать воображение.
Оборудование: скакалка, карточки со схемой предлога по количеству детей, сюжетные картинки, зайка-бибабо.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед вызывает к себе девочку и тихо говорит ей, чтобы она начала прыгать через скакалку.
Логопед: Что делает Таня? (Дети: Прыгает на скакалке). Правильно ли вы сказали? Предлог «на» говорим тогда, когда предмет находится на поверхности. Значит Таня должна положить скакалку на пол, сама встать на неё и прыгать на ней. Так ли делает Таня? (Нет.) А теперь внимательно послушайте, как правильно нужно сказать. Таня прыгает через скакалку. Какое слово вы услышали? (Через.)
2. Основная часть занятия
Логопед: Предлог «через» мы говорим тогда, когда кто-то или перешагивает, или перепрыгивает, или перелетает через какой-то предмет.
Демонстрируется карточка со схемой предлога «через». Дети рассматривают и запоминают изображение.
Логопед: Посмотрите на схему предлога через. Стрелочка как бы перепрыгнула через кубик.
Упражнение «Зайкапопрыгайка»
Логопед: К нам кто-то собрался в гости. Он просит отгадать загадку. Если вы отгадаете ее, гость придёт к нам.
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы? (Зайка)
Логопед показывает игрушку и обыгрывает ее действия («прыгает» через кубик, через стол, через стул и т.д.). Дети называют, через что прыгал зайка.
Составление предложений по представлению.
Составление схем предложений
Логопед: А через что может скакать зайка в лесу? Составьте предложения. Зайка скачет через пенёк. Логопед просит кого-нибудь выйти к доске и составить схему этого предложения.
Логопед: А теперь сделаем это предложение длиннее. Серенький Зайка скачет через пенёк. Подходит теперь наша схема к этому предложению? (Нет.) Что нужно сделать? (Вставить ещё одно слово-домик.)
Логопед: Кто ещё придумает предложение про Зайку с предлогом «через»? (Работа проводится аналогично.)
Индивидуальная работа
Детям раздаются карточки со схемой предлога «через» и сюжетные картинки.
Логопед: Составьте предложения по картинкам и схемам.