Почему следует различать употребление предлогов в следующих синонимичных рядах? Укажите значение предлогов.

1. Разговоры о поездке – про поездку – насчет поездки – относительно поездки – касательно поездки ______________________________________

2. У дома – при доме – около дома – возле дома – подле дома – вблизи дома – рядом с домом. ____________________________________________

3. Среди людей – между людьми____________________________________

17. Впишите правильный вариант окончания. Объясните ваш выбор.

1. Согласно распоряжении.. ректора всем преподавателям и студентам необходимо пройти флюорографию.

2. Она очень упряма и действует всегда вопреки здрав.. смысл.. .

3. Благодаря случа.. я получил хорошую работу.

4. По окончании.. переговоров состоялась пресс-конференция.

5. Не забудьте по приезд.. из командировки сдать документы в бухгалтерию.

6. Наперекор вол.. отца она вышла замуж за друга детства.

7. Согласно указ.. президента будет повышена минимальная оплата труда.

8. На улицах, где нет тротуаров, пешеходы обязаны ходить по краю обочины навстречу движении.. транспорта.

18. Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей дополнения (обстоятельства). Укажите семантико-стилистическое различие между синтаксическими парами.

Ручаться – гарантировать ________________________________________________________________

Начать – приступить ________________________________________________________________

Спрос – потребность ________________________________________________________________

Беспокоиться – тревожиться ________________________________________________________________

Примириться – смириться ________________________________________________________________

Вера – уверенность ________________________________________________________________

Тормозить – препятствовать ________________________________________________________________

Поражаться – удивляться ________________________________________________________________

Предупреждать – предостерегать ________________________________________________________________

19. Определите, в каких из ниже приведенных словосочетаний нарушены нормы управления. Зачеркните неправильный вариант. С вариантами, соответствующими норме литературного языка, составьте предложения.

Беспокоиться за мать – беспокоиться о матери ________________________________________________________________

Упрекать в грубости – упрекать за грубость ________________________________________________________________

Потребность еды – потребность в еде ________________________________________________________________

Тормозить подъем – тормозить подъему ________________________________________________________________

Оплатить проезд – оплатить за проезд ________________________________________________________________

Гордиться сыном – гордиться за сына ________________________________________________________________

Контроль исполнения – контроль за исполнением ________________________________________________________________

Тревожиться о брате – тревожиться за брата ________________________________________________________________

Слыть отличником – слыть за отличника ________________________________________________________________

Говорить о возможности – говорить за возможность ________________________________________________________________

Радоваться успехам – радоваться за успехи ________________________________________________________________

Определите различия между приведенными ниже предложениями. В чем они заключаются?

Зритель ищет места в зале – зритель ищет свое место в зале.

Дай хлеб – дай хлеба.

Не пей молока – не пей молоко.

Он выпил воду – он выпил воды.

Купи свеклу – купи свеклы.

Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. В чем различие приведенных ниже высказываний в зависимости от того, в родительном или винительном падеже стоит управляемое слово.

Я еще не прочитала эт… книг… . Никогда не получал он больш… удовольств… . Я не ждал тв… приезд… .Нельзя не похвалить эт… фильм. Он не умел писать стих… . Нельзя не принимать во внимание эт… факт… . Он не скрывал св… радост… .

Прочитайте предложения и объясните письменно причину выбора родительного или винительного падежа при переходных глаголах с отрицанием.

Он не любил лени и вранья. ________________________________________________________________

Я давно не видел Наташу. ________________________________________________________________

Нельзя не признать справедливость его слов. ________________________________________________________________

В темноте я не заметил кошку. ________________________________________________________________

При анестезии мы почти не чувствуем боли. ________________________________________________________________

Я не ожидал такого решения. ________________________________________________________________

Нина весь семестр не получала стипендии. ________________________________________________________________

Не получив ответа, я решил написать сам. ________________________________________________________________

Проект Закона об образовании не учитывает насущных потребностей общества. ________________________________________________________________

Не пейте неочищенную воду! ________________________________________________________________

До нас никто не посещал этого опасного места. ________________________________________________________________

Дети не скрывали радости от этих подарков. ________________________________________________________________

Сегодня не продавали газету «Известия». ________________________________________________________________

Не видать вам отличных оценок. ________________________________________________________________

Журнал я этот не люблю. ________________________________________________________________

Шила в мешке не утаишь. ________________________________________________________________

Отредактируйте предложения, устранив употребление падежных форм, не оправданных контекстом и затрудняющих понимание.

Для решения задач ускорения подъема уровня производства автомобилей необходимо привлекать инвестиции. ________________________________________________________________

Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами. ________________________________________________________________

Курсовая работа содержит анализ теории и практические решения проблем укрепления экономической базы предприятия нашего времени. ________________________________________________________________

С выпуском книги читатели смогут ознакомиться с пониманием наших проблем известного современного писателя. ________________________________________________________________

Мы беседовали с инженером с большим производственным стажем. ________________________________________________________________

Выставка картин Ильи Глазунова показала поиски художника новых средств выразительности. ________________________________________________________________

24. Определите, в каких примерах нарушена логика в результате неудачного употребления падежей.

Лектору нужно посоветовать прочитать материал на более актуальные темы. На сей раз пришлось сделать замечание инженеру. Ревизия бухгалтера выявила недостачу. Мальчик был одет клоуном. На стене висели картины Верещагина.

Наши рекомендации