Занятие 6. Дифференциация предлогов «в» и «на»
Цели:
1. Учить детей различать предлоги < в > и < на >, правильно употреблять их с существительными в предложном падеже.
2. Упражнять детей в составлении предложений с маленькими словами.
Оборудование: сюжетные картинки, карточки со схемами предлогов во количеству детей, схемы, тетрадь Незнайки, макет леса.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: Посмотрите на картинку и скажите, кто на чём играет. (Заяц на дудке, медведь на гармошке и т.д.) Какое маленькое слово вы называли? (На.) А теперь посмотрите на картинки и скажите, куда идёт мальчик? (В школу, в магазин, в цирк.) Какое маленькое слово вы говорили? (в.)
2. Основная часть занятия
Логопед: Сегодня мы с Вами будем учиться различать маленькие слова «В» и «НА». Найдите схемы маленьких слов «в» и «на».
Упражнение «Подними нужную схему»
Детям раздаются карточки со схемами предлогов «на» и «в».
Логопед: Я буду говорить предложение, а вы поднимите нужную схему. (Логопед читает, выделяя предлоги «в» и «на» голосом.) Яблоки лежат в корзине. Птичка сидит в гнезде. Кошка залезла на дерево. Лягушка живёт в болоте. Мама поставила кастрюлю на печку.
Упражнение «Тетрадь Незнайки»
Логопед: Незнайка опять плохую отметку получил. Что же он написал неправильно? Слушайте внимательно! Я люблю кататься ... санках. Незнайка пропустил маленькое слово «на». Как нужно было написать? Я люблю кататься на санках. Слушайте следующее предложение. Лена пришла сегодня ... красивом платье. (в) Собака сидит ... будке. (в) Цветы растут ... полянке. (на)
Работа с макетом леса
Логопед Мы пришли с вами в лес. Посмотрите внимательно на макет леса и составьте предложения с маленьким словом «на».
На ветке гнездо. Бабочка села на цветок. А теперь составьте предложения с маленьким словом «В».
Лиса спряталась в норе. В дупле — белочка.
Индивидуальная работа
Детям раздаются сюжетные картинки.
Логопед: Составьте предложение по вашей картинке и выберите нужную схему маленького слова.
3. Итог занятия
Занятие 7. Предлог «за»
Цели:
1. Учить детей правильно употреблять предлог «за» с существительными в творительном и винительном падежах.
2. Упражнять детей в составлении предложений с предлогом «за» по картинке.
3. Развивать фонематический слух.
Оборудование: фланелеграф, фигурки (дерево, пень, кустик и звери), сюжетные картинки, кубик, персонажи сказки «Репка».
Ход занятия
1. Организационный момент
Выполнение инструкций логопеда.
Повторение пройденного.
Дидактическое упражнение <Волшебный кубик>
Логопед: У меня на столе кубик, но он не простой, а волшебный -с заданиями. (Логопед читает задания детям.) Лена, выйди и встань перед ребятами. (Девочка выходи т.)
Логопед (переворачивает кубик и читает новое задание): Петя, подойди и встань за Леной. Снова переворачивает: Наташа, встань за Петей. Оля, встань за Наташей. Вот так кубик, всех ребят построил друг за другом! А теперь расскажите, кто за кем стоит. Где стоит Петя? (За Леной.) И т.д.
Правильно ли я скажу о Наташе?
Наташа стоит ... Петей. (Нет.) Какое слово я не сказала? («За».) Я пропустила маленькое, но очень важное слово «ЗА». Без него вам непонятно, где стоит Наташа. Как правильно надо сказать предложение? (Наташа стоит за Петей.)
2. Основная часть занятия
Логопед: Сегодня мы с Вами познакомимся с маленьким словом «за». давайте разберёмся, когда нужно говорить маленькое слово «за». Петя встал позади или впереди Лены? (Дети: Позади). Значит за Леной. Поэтому маленькое слово «ЗА» говорим тогда, когда предмет находится позади чего-то.
Демонстрируется карточка со схемой предлога «за». Дети рассматривают и запоминают изображение.
Логопед: Посмотрите на карточку, здесь шарик находится позади кубика.
Мы скажем, что шарик за кубиком. Это, ребята, схема маленького слова «за».
Упражнение «Репка»
На фланелеграф выставляются персонажи сказки «Репка».
Логопед: Из какой сказки эти герои? (Репка.) Правильно ли стоят они? (Нет.) Расскажите кто за кем должен стоять, а Толя (слабый ребенок) будет вас слушать и расставлять фигурки правильно. Игра «Прятки» (на фланелеграфе — лес) Логопед: Зверюшки решили поиграть с Вами в прятки. Они спрячутся, а вы должны их найти и сказать, кто за чем спрятался. Закройте глаза. (Фигурки зверей прячутся так, чтобы было видно, кто где спрятался.) Откройте глаза и скажите, кто где спрятался? (Дети составляют предложения: Лисичка спряталась за деревом и т. п.). Какое маленькое слово нам помогло рассказать, куда спрятались звери? (За.) Затем логопед может поменять зверюшек местами.
Индивидуальная работа
Детям раздаются сюжетные картинки.
Логопед предлагает детям составить по ним предложения с маленьким словом «за».
3. Итог занятия
Занятие 8. Предлог «к»
Цели:
1. Познакомить детей с предлогом < к >и его схемой.
2. Учить детей правильно употреблять предлог < к > с существительными в дательном падеже.
3. Обогащать словарный запас детей путём образования существительных с помощью различных суффиксов.
4. Развивать воображение детей.
Оборудование: схема, карточки со схемой предлога по количеству детей, сюжетные картинки, фланелеграф, фигурки животных, бабочка на нитке, предметная картинка с изображением сороки.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: Наши ушки внимательно слушают, наши глазки внимательно смотрят, наши ручки не мешают, а помогают. Толя, подойди к Юле. К кому подошёл Толя? Вася, подойди к доске. К чему подошёл Вася? Лена подойди ... столу. Правильно ли я дала задание Лене или что-то пропустила? да, я не сказала маленького слова <к>. Как нужно было сказать? (Лена подойди к столу.) К чему подошла Лена? Сегодня мы будем учиться правильно говорить маленькое слово «К».
2. Основная часть занятия
Логопед: давайте выясним, когда мы говорим маленькое слово «к». Слушайте внимательно. Когда кто-то к кому-то или к чему-то движется, мы говорим маленькое слово «к».
Демонстрируется карточка со схемой предлога ((к)). Дети рассматривают и запоминают изображение.
Логопед: Посмотрите на карточку. Стрелка направлена к палочке.
Логопед: Это схема маленького слова «к».
Работа с фланелеграфом
По ходу рассказа логопед выставляет на фланелеграф фигурки животных.
Логопед: Играли как-то на полянке в лесу лисёнок, медвежонок, волчонок, зайчонок и бельчонок. Вдруг послышалось. Тра-та-та-тах! (2 раза). Испугались малыши и побежали к своим мамам.
Лисёнок к лисице, медвежонок к ... (дети называют), волчонок к …,зайчонок к …,бельчонок к… . Успокоили мамы своих малышей. И вдруг снова: «Тра-та-та-тах!» «Кто это так страшно трещит?» — в один голос спросили все. Смотрят, метнулась к лесу птица. Сама чёрная, бока белые, хвост длинный и опять затрещала: «Тра-та-тах!» и скрылась из глаз. Кто же это напугал малышей? (Логопед показывает детям предметную картинку, изображающую сорок у.) Правильно, сорока. А скажите, действительно ли страшна сорока? (Нет.)
Упражнение «Представлялки»
Логопед: Закройте глаза и представьте, что вы в лесу. К чему можно подойти в лесу? (К дереву, пеньку и т.д.)
А в доме, во дворе?
Индивидуальная работа. Детям раздаются сюжетные картинки.
Логопед: Выберите картинку, по которой можно составить предложение с маленьким словом «к».
3. Итог занятия
Занятие 9. Предлог «от»
Цели:
1. Познакомить детей со значением предлога «от» и его схемой.
2. Упражнять в правильном употреблении предлога «от» с существительными в родительном падеже.
З. Учить детей составлять предложения по схеме и предметным картинкам.
Оборудование: схема, сюжетные и предметные картинки, пластинка «Колобок», мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент
Повторение пройденного.
2. Основная часть занятия
Логопед: Сегодня мы пришли в переулок маленьких слов и по дороге нам встретилась вот такая схема. Знакома она вам? (Нет.)
Логопед: Я подскажу. Эта схема обозначает маленькое слово «от». Посмотрите, стрелка идёт от палочки, как бы отскакивает от неё, как мячик. Стрелка отходит от палочки. Слышите маленькое слово? Назовите его. (От.) А сейчас слушайте внимательно: маленькое слово «от» появляется тогда, когда предмет отодвигается от чего-то.
Тренировочные упражнения
Логопед: Скажите, от чего отскакивает мяч? (Бросает в стену.) От стены и т.д. Составление предложений по сюжетным картинкам детям раздаются сюжетные картинки и предлагается составить но ним предложения с маленьким словом «к».
Кто кого боится? Логопед парами выставляет на доску предметные картинки: мышка — кошка, заяц — волк, червяк — птица, лиса— охотник.
Логопед: Посмотрите на картинку и скажите, кто от кого убегает. (Мышка убегает от кошки и т.д.)
Прослушивание песенки Колобка
Логопед: Как вы думаете, кто это поёт? (Колобок.) Правильно! Вспомните сказку. От кого убегает Колобок? А от кого ему не удалось убежать? (От лисы.) Почему? Игра «Я- Колобок, Колобок» Логопед дает фигурку Колобка кому-то из детей, а сам выставляет на доску фигурку героя сказки — дедушку. Тот у кого Колобок, поёт: »Я Колобок, Колобок, я от дедушки ушёл» (передает Колобка следующему ребенку, а логопед выставляет на доску фигурку Бабушки). Следующий поёт: «Я Колобок, Колобок, я от Бабушки ушёл». Игра продолжается до тех пор, пока все ребята не пропоют песенку.
Индивидуальная работа
Составление предложений по схеме и предметным картинкам.
Машина отъехала от дома.
3. Итог занятия