Занятие 4. Дифференциация предлогов «на» и «под»
Цели:
1. Учить детей различать значение предлогов «на» и «под» и правильно употреблять их в речи.
2. Учить детей составлять предложения по двум опорным словам и заданному предлогу.
Оборудование: карточки со схемами предлогов по количеству детей, сюжетные и предметные картинки (кровать, кот, белка, дерево, салфетка, тарелка).
Ход занятия
1. Организационный момент
Детям раздаются карточки со схемами предлогов «на» и под
Логопед: «Кто скажет, на чём катаются дети зимой?» (На санках, на коньках и т.п.)
2. Основная часть занятия
Логопед: Какое маленькое слово (предлог) вы услышали во всех ваших ответах? Покажите схему. (На) Какое маленькое слово мы ещё знаем? Покажите схему. (Под) Молодцы! Сегодня мы с Вами будем учиться различать эти маленькие слова.
Упражнение «Будьте внимательны»
Логопед: «Послушайте меня и поднимите нужную схему». Кот залез под шкаф. Подушка лежит на кровати. Я намазала масло на хлеб. Водитель лежит под машиной и ремонтирует её.
Упражнение «Маша-растеряша»
Логопед: Посмотрите, к нам пришла кукла Маша. Она растеряла все свои вещи. Послушайте внимательно, где она их искала.
Ищет вещи Маша,
Маша-растеряша,
И под стулом нет, и на стуле нет,
На кровати нет, под кроватью нет,
Вот какая Маша, Маша-растеряша.
Где Маша искала свои вещи?
Составление предложений по сюжетным картинкам
Детям предлагается посмотреть на картинки и составить предложения с маленькими словами «на», «под».
Составление предложений по двум предметным картинкам и схеме предлога Логопед предлагает детям посмотреть на картинки и составит предложения.
Кот лежит на кровати.
Потом логопед заменяет схему предлога другой схемой.
Кот лежит под кроватью.
Далее пары картинок меняются на другие (белка — дерево, салфетка — тарелка).
Индивидуальная работа
детям раздаются сюжетные картинки и предлагается составить по ним предложения с маленькими словами «на» и «под».
Логопед: Сделайте шаг вперед, кто составил предложение с маленькими словами «на»; «Под». (Дети произносят составленные предложения.)
3. Итог занятия
Занятие 5. Предлог «в»
Цели:
1. Познакомить детей с предлогом «в» и его схемой.
2. Упражнять в правильном употреблении предлога «В» с существительными в винительном и предложном падежах.
3. Обогащать словарный запас детей, рассказать о правильном употреблении глагола «класть».
4. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: магнитофон, кассета, карандаши, коробки, тетради, кукла Буратино, стол, конфеты, конфетница, предметные картинки, изображающие зверей.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: У меня на столе кассета. Давайте включим магнитофон и прослушаем ее.
На кассете записан следующий текст: «Слушайте внимательно и делайте то, что я скажу. Возьмите карандаш. Положите его в коробку. Где лежит карандаш? (В коробке.) Возьмите карандаш в руку. Где сейчас карандаш? (В руке.) Положите карандаш в тетрадь. Где карандаш? (В тетради.) Какое маленькое слово вы произносили в своих ответах (в коробке, в руке, в тетради)? (В.) Молодцы! Сегодня вы познакомитесь с маленьким словом «В». Это слово важное, его нельзя забывать!» (Запись выключается.)
2. Основная часть
Логопед: Какое маленькое слово вы услышали на магнитофонной записи?» (В.) А теперь слушайте внимательно. Когда предмет находится внутри чего-то, мы произносим маленькое слово «В». Демонстрируется карточка со схемой предлога «В». Дети рассматривают и запоминают изображение.
Упражнение «Во что завернём игрушку?»
Логопед: Посмотрите на стол и назовите, что вы видите? (Салфетку, часы, книгу, полотенце, стакан, газету, платок.) У меня есть игрушка. Как вы думаете, во что из этих предметов её можно завернуть? (В салфетку, в газету, в платок, в полотенце.) Какое маленькое слово вы называли? (В.)
Игра «Где был Буратино»
Логопед: давайте посмотрим, кого же мы заворачивали? (Буратино.) Здравствуй Буратино! Как ты к нам попал? «Я гулял по вашему детскому саду и много интересного увидел. Вот угадайте, где я был: Там пляшут, поют, кружатся, кланяются. (В музыкальном зале.) Там, засучив рукава, намыливают руки, моют их старательно, вытирают полотенцем. (В ванной.) Там маршируют, приседают, прыгают, строятся. (В физкультурном зале.) И т.д.
Молодцы ребята, угадали где побывал Буратино и маленькое слово «В» называли правильно.
Дидактическая игра «Накрой стол для Буратино»
Логопед: Ребята, давайте угостим Буратино. Сначала красиво накроем стол. У нас есть салфетки, конфеты, хлеб, масло, молоко, сахар. Составьте предложение о том, куда мы положим эти предметы. Конфеты кладём... (в конфетницу). Салфетки кладём... (в салфетницу). Хлеб кладём... (в хлебницу). Масло кладём... (в маслёнку). Молоко наливаем... (в молочник). Сахар кладём... (в сахарницу). Вот стол и накрыт. Пожалуйста, Буратино, угощайся! (Обыгрывание.) Буратино очень понравилось ваше угощение! Скажем ему: «До свидания!»
Индивидуальная работа
Детям раздаются предметные картинки, изображающие животных.
Логопед: Посмотрите, кто нарисован на ваших картинках? Подумайте, где это животное спит и составьте предложение с маленьким словом «в».
3. Итог занятия