Хороший сценарий - это нахождение ответов
На Большие Вопросы Жизни.
Прежде всего:
- Не ставь перед собой цели заработать этим деньги. Можно так и не получить ни копейки. Никогда. Пиши сценарии по той простой причине, что это - твое. Пиши потому, что у тебя есть что сказать миру. Если ты только начинаешь и уже думаешь о том, сколько можно на этом заработать - тебя ждет невероятно трудная дорога, полная разочарований. Безусловно, рано или поздно ты сможешь продать свое умение писать, но до этого необходимо иметь и другие цели в жизни, чтобы на них можно было опереться, если что.
- Научись правильно реагировать на сообщение, что твой сценарий не подошел. Потому что отказов будет много. Если твои сценарии не принимают, это еще ничего не значит. Есть сто миллионов причин отказаться от сценария. Плохое настроение. Это не то, что им (конкретно им) нужно. У них нет столько денег, чтоб твой сценарий поставить. Аудио-визуальная область - это лотерея и еще - игра на терпение.
- Научись правильно реагировать на критику. К сожалению, пока никто не придумал лучшего способа объективно оценить работу, особенно начинающего специалиста. Надеюсь, тебе повезло, и твои критики не начинали словами: "Э-э-э... А ты уверен, что это твое? Вот, посмотри лучше, как пишет такой-то, такой-то (называется кто-нибудь твоего пола и возраста)". Критика поможет тебе стать лучше, в профессиональном плане. Не относись к критике как к личной обиде. Подумай, может стоит к ней прислушаться и что-то изменить в работе. Даже если твой критик не имеет никакого отношения к сценарному мастерству - он потенциальный зритель, так что его интуитивная реакция может быть очень ценной.
- Походи в театральную студию. Театральные студии, как традиционные, так и студии импровизаций, как киевский "Черный квадрат", помогут тебе понять разные типы персонажей. Разовьется слух на диалоги. Лучше поймешь, что такое сюжетная линия, второстепенная история, подтекст, задачи и сверхзадачи.
- Походи на уроки режиссуры. Узнаешь визуальные особенности кино, что выглядит впечатляюще, а что, наоборот, труднее воплотить визуально и, будучи роскошным на бумаге, на экране выглядит просто никаким. Режиссура даст тебе лучшее понимание кинопроизводства в целом.
- Послушай лекции по истории кино. Что было раньше, как одни тенденции сменяли другие, как избежать повторения того, что уже было.
- Смотри побольше фильмов всех периодов кинематографа, включая немое.
- Сходи в театр и посмотри, как актеры воплощают роль. Посмотри классику - Шекспира, Мольера. Все-таки, сценарное мастерство началось с театра.
- Оценивай все, что ты видишь и читаешь на предмет использования в сценарии.
- Почитай сценарии поставленных фильмов и сравни сценарий и фильм. Это поможет понять, как написанное становится увиденным.
- Изучи механизмы построения массовой мифологической наррации (англ. и фр. narrative — рассказ, повествование). Что такое драматургический конфликт, как он работает, какие функции выполняют разные элементы рассказа.
- Помни, что ты никогда не выучишь всех секретов сценарного мастерства. Относись к каждой новой задумке как к расширению своих сценарных знаний и умений. Берись за трудные для тебя сценарии, чтобы, завершив их, ты чувствовал, что теперь можешь больше.
- Будь открытым для жизненного опыта. Узнай этот мир в максимальном количестве его проявлений, даже если некоторые из них не так приятны, как хотелось бы. Опыт, который пережил сам, легче описать.
Аллен Вайт (сценарист)
Хорошо обдумайте:
Место действия –оновлияет на основную идею. Это будет весенний Париж? Или тонущий корабль? Или забытое богом и людьми село на краю земли? Например, московские кинематографисты эксплуатируют свой мегаполис так, как не снилось ни одному капиталисту, даже сняли фильм, который называется "Москва".
Профессия героя.Персонажи - реальные люди и должны кем-то работать. Даже если вы не показываете героев за работой, нужно знать, где они работают. Профессию героя следует органически подбирать под его роль в фильме. Архитектор не так среагирует на ситуацию, как торговец нефтью, притом, что оба могут быть очень богатыми людьми. Агент по рекламе - не то, что преподаватель начальных классов, хотя они могут одинаково чувствовать себя лузерами.
Инструменты. Какие инструменты использует ваш герой в своей повседневной работе? Шприц? Телефон? Лопату? Вписывайте эти предметы в драматическое действие. С их помощью можно показать (символизировать) драматический конфликт.
Лейтмотив. Выберите лейтмотив. Это может быть что угодно - мелодия, ракурс, цвет, жест, интонация. Особой квалификацией будет лейтмотив, спрятанный в разные объекты. Например, если вы говорите о проблеме денег, то встреча с героиней может произойти на рынке, кафе на заднем плане может называться "Старые деньги", в интерьер могут быть вписаны квитанции за квартиру и телефон, а на дискотеке может звучать песня Мумий-Тролль "Невеста".
Продуманные отношения основной идеи, истории, места действия, персонажей, их работы, инструментов вызывают у читателя отношение "Вот это да. Вот как оно в этой жизни бывает". А нам этого и надо."
Правила написания сценария
"Перед тем как сесть за написание сценария, нужно объяснить для себя основную идею фильма, message, который унесут с собой зрители. Успешный массовый фильм не может быть просто историей внука и дедушки или двух влюбленных. Это должна быть история о том, как терпение приносит вознаграждение, или как люди находят счастье в семье, или как человек достигает того, о чем мечтал. Основная идея имеет дело с каким-то чувством или чувствами (чем меньше смешано чувств в основной идее - тем чище интонация - тем лучше). На эту основную идею или тему уже навешиваются атрибуты. Из того, что есть, из окружающей социальной среды.
Увеличительное стекло. Возьмем историю семьи, где любимый сын оказался вором, и родители не могут в это поверить, и начинают упрекать друг друга, а потом страшно устают и примиряются, и прощают друг друга. Это хорошая массовая история. Но она хороша для телевидения. Для кинотеатра сын должен быть как минимум убийцей.
Стареющий отец думает, кому из сыновей передать дело. Трое сыновей борются за любовь отца (и за семейный бизнес). Если передаваемое дело - книжная лавка, то это телефильм. Если мафиозный клан - это "Крестный отец". Если телевидение может говорить о любви и смерти, то массовое кино - только об Эросе и Танатосе.
Коммерческая история - это всегда история о решении проблемы. Чаще всего внешнего социального конфликта. Но чтобы решить внешний конфликт, человек должен победить себя, свой внутренний конфликт. Соединение этих двух движений от проблемы до ее решения и составляет сценарий массового фильма.
"Массовый фильм говорит о подсознательном страхе или желании зрителей". Наверно, сегодня в Украине популярностью пользовался бы фильм о том, как человек хочет стать богатым, но он хочет честно заработать эти деньги. Он работает с утра до ночи, и мечта начинает осуществляться. Конкурирующая административно-преступная финансовая группа задумывает вывести его из бизнеса с помощью налоговой инспекции и милиции. В финале герой выигрывает судебный процесс, находит нового инвестора и объясняется с любимой девушкой.
Еще раз - говорите с сердцами зрителя. Победит герой или нет означает для зрителя победит ли он сам или останется комплексующим лузером. Человек не будет смотреть то, что не трогает его чувства.
Хороший сценарий - это фантазии. "Мир фантазии представляет собой "щадящую зону", которая создается при болезненном переходе от принципа удовольствия к принципу реальности, чтобы можно было заменить удовлетворение влечений, от которых приходится отказаться в действительной жизни" (З.Фрейд. Принцип реальности и принцип удовольствия). Форма - "соблазнительная премия". Художник, подобно невротику, уходит от неблагоприятной действительности в этот фантастический мир, однако в отличие от невротика умеет найти оттуда обратную дорогу и вновь обрести прочную опору в действительности.