Обработка фотографий за одну минуту
Можно сколь угодно долго говорить о преимуществах фотошопа, но сложно спорить с одним: будучи превосходным творческим инструментом (настраиваемый, продуманный, гибкий), он сдает все позиции, когда речь идет о прогоне десятков фоток не для вывешивания на стену, а просто для помещения в домашний альбом.
Здесь неважно, в каком формате вы снимаете — RAW или JPEG — все фото будут выниматься на свет божий, только когда у вас большое застолье и гости подустали. Возможно, именно поэтому большинство даже не заморачивается редактированием фотографий, а просто несут их оптом в цифролаб, где за них всю работу делает оператор (спит) и робот печатной машины (как умеет — ведь он настроен спящим оператором и программистом, мало понимающим в фотографии).
Впрочем, раз вы это читаете, вы явно не из тех людей, кто довольствуется качеством, которое печатная машина выдает на автомате. Наверняка хочется часть процесса контролировать самому и потому лично проводить предпечатную подготовку. Причем, вы понимаете, что если на каждое фото из отпуска, которое вы хотите отдать в печать, тратить хотя бы по пять минут в Фотошопе (малое время, достаточное для открытия файла, наложения пары фильтров, коррекции экспозиции, кадрирования, кривых, замазывания пятен), уже сотня ляжет на ваши плечи тяжким бременем, а тут еще и жена ходит и что-то там говорит. Именно поэтому надо не просто создавать видимость работы, а выдавать наглядные результаты в виде печатной продукции.
А потому давайте найдем инструмент поудобней. Нам нужен любой инструмент для потоковой обработки кадров — в таком режиме, к вашему сведению, работают куча свадебных фотографов и вообще фотографов, которые этим зарабатывают деньги, а потому, и часть инструментария можно смело взять у них. Впрочем, есть и альтернативы, но следует помнить одно: здесь нужен баланс между качеством, удобством и скоростью работы, а найти такой крайне сложно.
1. Google Picasa. Потрясающий фото-браузер с немного непонятной новичку системой организации каталогов, к которой, впрочем, можно привыкнуть. Главное преимущество — бесплатность, а второе по значимости — то, что изменения не вносятся в файлы напрямую (даже при сохранении изменений создаются архивные копии исходников), а хранятся отдельно. В минус идет небогатая функциональность, в частности, отсутствие банальной гистограммы.
Что мы делаем здесь: после того, как программа подтянет все добавленные картинки, смотрим папку и сразу отбираем фотки, которые будем печатать, не редактируя их пока — ставим им «звездочки». Обычно на просмотр около 1000 фотографий уходит не более одного вечера, в течение которого мы больше ничем не занимаемся, причем сделать это нужно как можно раньше после возвращения из отпуска и до выхода на работу (жене говорим «извини, я тут не ерундой занимаюсь, отгружаю фотки» — кстати, при этом их можно смотреть и вместе).
На следующий день вносим правку, отфильтровав фотки со «звездочками» (в последней версии программы можно включить показ папок с загруженными, выбранными или только портреты), кликаем дважды первую и правим: в панели «Basic fixes» кадрируем под нужный размер (10х15 Large Print), в панели «Tuning» у недодержанных подтягиваем Fill light, чтобы тени не были убитыми, дополнительно используем ползунок Highlights или Shadows, но не все три сразу, в «Effects» затем накладываем фильтр «Sharpen» (если много цифрового шума или сильно увеличивали яркость снимка, забудьте) и Saturation — в последнем аккуратнее с ползунком. Крутим колесико к следующей фотке. Времени затрачено меньше минуты. Результат можно посмотреть ниже.
Недостаток здесь — отсутствие возможности компенсировать засвеченные пикселы в светлых зонах, но если вам не принципиально это, вполне подойдет. Тем более, что фотки сразу можно отгрузить на сервис цифровой печати.
2. Adobe Photoshop Lightroom. Если вы думаете, что Lightroom — это потрясающий (или отстойный) конвертер, ошибаетесь и очень сильно. С некоторого времени он прекрасно работает даже с файлами JPEG, правда, без полноценной поддержки некоторых функций, которые, впрочем, нам и не нужны — автоматическая установка баланса белого в современных фотаппаратах на высоте, а профили матриц вообще нужны только профессионалам.
Начинаем работу точно так же, с единственным отличием: для начала нужно создать новый каталог — создаем его в папке фотографий, к примеру, с отпуском, а если это несколько папок за месяц, то в отдельной, название каталогу даем соответствующее, чтобы можно было искать по результатам, например, «Отпуск Турция-2008″ или «Февраль 2008 home porn» и пр. После этого импортируем нужные фотографии без перемещения, чтобы оригиналы оставались на месте. Затем, в тот же день в библиотеке отбираем фотографии с помощью быстрых клавиш (латиница) P (отобранная) и X (забракованная). Все зависит от объема, но обычно на это вряд ли уйдет больше часа.
На следующий день в библиотеке сортируем фотографии по флажку и сразу переходим в панель Develop. Очень удобно кликать на ползунки и передвигать их не самой мышью, а поворотом колесика. Здесь нам потребуются:
- баланс белого (пипеткой в чистый серый или любой между белым и черным цвет, без оттенков, на ваш взгляд)
- кадрирование с соотношением 2:3 с обрезанием ненужных деталей
- замазывание явных пятен и недостатков на фото (режим Heal, 65% Opacity)
- комбинация Exposure-Blacks или Fill light-Blacks или кривые, засвеченные зоны убираются через ползунок Recovery — как вариант, используете убогую кривую, которая хоть и далека от Фотошоповской, все же немного работает
- при коррекции освещенности ориентируйтесь на расположенную вверху гистограмму — «провалов» по краям здесь быть не должно: левый лечится усилением Blacks или кривой в тенях, правый увеличением Exposure или Fill light. Однако олагаться на гистограмму полностью нельзя — всегда смотрите в кадр. Порой кадр просто необходимо пересветить или недодержать.
- для усиления насыщенности используете Vibrance, но крутите несильно
- очень полезная штука здесь — наличие уже готовой формы понижения шума, которой обязательно нужно пользоваться, как минимум, в части Color, Lightness крутится пропорционально усилению яркости или исходному уровню шума, но очень аккуратно
- очень полезно прописывать стандартные пресеты для похожих кадров, чтобы затем можно было оперативно править кучи фотографий, пресеты также можно брать в интернете
Как видите, результат несколько лучше Picasa, хотя есть разница и в освещенности. В Lightroom удалось приглушить засветку неба функцией Recovery, что является его очень полезным качеством. В тенях лучше вылечен цветной шум — его в оригинале практически не осталось, т.к. исходник файла был темноват и вытягивать пришлось довольно много в обоих случаях, но если в Picasa нет функции подавления шума, то Lightroom в этом сильно выигрывает, хотя здесь шумодав далек от идеала.
В целом, операции заняли не более минуты-полутора. Использование пресетов сокращает время на коррекцию, так что в среднем та самая минута на фото и выходит. Недостатком Lightroom является его прожорливость в плане ресурсов, так что компьютер вам потребуется современный.
Учтите, что это совсем не окончание статьи — она будет пополняться регулярно (ведь новые функции разработчиками вводятся тоже регулярно, да и потоковых инструментов становится больше с каждым днем). Возможно, у вас есть собственные советы, которыми тоже можете с нами поделиться.
Основы подводной съемки
Сегодня, с ростом доступности фотоаппаратов на все случаи жизни, равно как и с давней доступностью самих курортов, где можно поснимать подводных обитателей, можно уже начинать говорить о довольно широком распространении самой подводной съемки. Причем, как вы сами понимаете, чем глубже плаваешь, тем меньше, собственно, людей, этим увлекающихся. Самый распространенный метод подводной съемки — плавание с маской и трубкой (опция — ласты и гидрокостюм), т.е., нахождение в верхних слоях воды с нырянием время от времени на разумную глубину, примерно до 5 м, т.к. ниже для неопытного дайвера нырять опасно, начинают сказываться естественные процессы. Именно о съемке в этих слоях мы и поговорим, т.к. люди, серьезно занимающиеся дайвингом и специфику съемки имеют другую (освещенность хуже, движения медленнее), и, как правило, уже знают и умеют снимать и вопросами «как» не задаются, у них обычно проблемы другие.
Что нужно иметь для съемки
Запастись оборудованием и проездными билетами на место нужно заранее, а потому, потребуется потратить немного времени до самой поездки, чтобы не пытаться решить все на месте.
- Турпоездка на место для ныряния. Если вы не знаете географию, на планете всего пара мест, где можно посмотреть богатый подводный мир — кораллы водятся только в Красном море и обширно разбросаны по акваториям Австралии и Океании, т.к. условия для жизни этих подводных обитателей уникальны. И если Египет, владеющий 95% доступа к побережью первого, крайне доступен для российского туриста (в результате чего в некоторых отелях преобладающий контингент сейчас как раз русские, только у нас есть возможность тратить деньги в кризисные времена), то второй вариант, скорее, эксклюзивное решение, к которому прибегают те, кто редко задумывается о цене аппарата для съемки под водой. Так что, можно смело покупать тур в Египет на Красное море (у Египта есть непопулярные по сравнению с ним курорты и на Средиземном), вне зависимости от места — Шарм-эль-Шейх, Хургада или Дахаб, все места имеют выход на африканское или синайское побережья Красного моря (кстати, так называется оно именно из-за кораллов), где кораллы равномерно распределены по побережью. Единственное, на что следует обратить внимание — это отзывы туристов, т.к. Египет «славится» своим отношением к питанию иноземных гостей, чтобы не потратить отпуск впустую, как вы могли бы это сделать и на родине. Учтите, что в Египте разные отели имеют разные пляжи: песок практически эксклюзив, и тут уж либо он (для детей), либо кораллы, на которые есть доступ с пантонов. У многих отелей риф такого качества, которое даст фору даже морской прогулке на корабле — опять же, смотрите описание отелей и читайте отзывы.
- Фотоаппарат для подводной съемки или аква-бокс. Из двух доступных вариантов каждый выбирает то, что хочет. Дело в том, что современный аквабокс (корпус для фотоаппарата для съемки под водой) всего на 20-30% дешевле стоимости нового фотоаппарата, для зеркалки он стоит около $800, для компакта ценники начинаются от $200. Новый компактный фотоаппарат для подводной съемки можно вполне купить и за $300, правда, это будет все, на что он способен, да и собственно к подводной его надо будет приспосабливать и настраивать под себя. О настройках и технике съемки мы поговорим позднее, а собственно выбрать вариант каждый может для себя: у подводного аппарата есть один существенный недостаток, по сравнению с боксом — умение хорошо и уверенно плавать а-ля топор, а вот бокс хорошо тянется наверх и ремешок имеет куда лучше аппарата. В качестве альтернативного варианта, можно подумать о бюджетном решении, вроде одноразового пакета для подводной съемки — по заявлениям производителей, у них неплохая прозрачность, сопоставимая со стоимостью бюджетной оптики компактных подводных аппаратов, а после отпуска их можно с чистой совестью выбросить, вряд ли пакет вам понадобится в ближайшей пятилетке. К тому же, он просто может помочь определиться с тем, что именно вам нужно. Опять же, при наличии правильно заточенных рук пакет для подводной съемки можно сделать и самому, стоит лишь поискать наставление в интернете — так вы, по крайней мере, будете уверены, что тот китаец, который сделал ваш, относится к своим обязанностям отвественно.
- Маска, трубка и ласты (гидрокостюм и прочие аксессуары). Обязательные компоненты — маска (без нее вы ничего не увидите, а в очках хорошо прочистите нос от соплей), трубка (без нее ваше пребывание под водой потеряет свою прелесть, ибо не у всех хорошие легкие, особенно если вы курите) и тапочки для хождения по кораллам, остальное уже по выбору. Ласты, к примеру, помогают нырять глубже — стоит вскинуть их над водой, и они уже придают правильный вектор в глубину, усиливаемый ими же при движении… помогают они и всплывать быстрее. Гидрокостюм не даст замерзнуть и обгореть в течение длительного времени — на кораллах вода теплая, но если увлечься, можно довольно быстро продрогнуть, уже через час даже при 28°С организм начнет ощущать холод, ну а загар в африканской стране липнет очень быстро. Перчатки помогают защитить от царапин о кораллы не только руки, но и остальные части тела (можно упираться в камни для защиты). Современные маски делают их неплохого латекса, их надо выбирать по размеру и качеству, в магазине обязательно померить. У многих сейчас двойной контакт с кожей, который впускает меньше воды внутрь — опять же, при неглубоком нырянии, хорошие дайверские маски для большей глубины стоят дороже. Совсем не пропускать воду они не могут, как и обойтись без запотевания, не стоит питать пустых надежд, методы с плеванием внутрь тоже спасают не всегда, надо еще уметь наплевать и растереть. Потому ищите просто удобную. Ласты бывают разные, бюджетный вариант — российские резиновые, но самый лучший импортные с отсоединяющимися плавниками. В таких и ходить по камням легко, и плавать — как показывает практика, до места ныряния еще добраться нужно. Помните только, что потом они больше нигде не понадобятся. Кстати, как вариант, практически в каждом отеле Египта есть прокат масок и ласт, причем, в большинстве случаев, он уже включен в цену, так что от безысходности или для экономии можно и воспользоваться. Каков будет результат, сказать сложно, да и заботы о гигиене, в таком случае, волновать уже не должны.
Куда идти/плыть на месте
В большинстве случаев, у каждого из отелей свои пляжи, а отели только для взрослых имеют пантоны с входом прямо на риф — стоит проверить отзывы, чтобы понять, где риф богаче (хороший песочный пляж плюс доступ к хорошему рифу тоже денег стоят, учтите), так что можно (и нужно) плавать практически каждый день, чтобы понять, что к чему под водой. Подводное плавание (снорклинг) имеет свою специфику, которую надо изучить можно болтаться в поверхностных водах, но для фотографии лучше нырять поглубже, т.к. аппараты не обладают таким совершенным органом зрения, как наши глаза. После 3-4 походов на риф с фотоаппаратом уже имеет смысл записываться в морские поездки — заодно и загаром запасетесь. Обычно на лодке вас вывозят на незагаженное отелями место, где риф еще красивее (поверьте, это так и есть). Детей в такие поездки не берите.