Частично вредная женская ролевая модель (-)
Интересно также отметить такой момент касательно Белль как ролевой модели для зрительниц.
Визуально героиня изображена как трудолюбивая, практичная девушка: она очень аккуратно одета, носит передник, выходит из дома с корзинкой, словно идёт по делам, и у неё всегда очень ответственный вид. Однако это визуальное позиционирование её трудолюбивой и практичной не заполнено никаким реальным смыслом. Белль с важным видом носит передник, но при этом не занимается никаким трудом – из дома она выходит в книжный магазин, чтобы вернуть книгу (возможно также, что она выходит за хлебом – но этот микро-момент подан так стремительно, что ничего не уловить). В мультфильме не изображено почти ни одной сцены, где Белль заметно занималась бы чем-то практически-полезным (наиболее значительная – это промывание раны чудовищу), однако авторы определённо намеренно создавали визуальный образ труженицы. Зачем? Похоже, для того, чтобы скрыть пустоту предлагаемой ролевой модели. По факту, Белль – просто красивая девушка, которая читает приключенческие книги, мечтает, считает себя особенной и ничем больше толком не занята. А образ практичной труженицы оказывается просто отводом для глаз родителей, ошибочно выбирающих этот мультфильм своим детям как поучительный.
Хочется также отметить, что героиня наделена большой долей бесцеремонности. Чудовище и слуги строго-настрого запрещают ей ходить в Западное крыло замка, где находится комната чудовища и волшебная роза. Однако она нарушает этот запрет абсолютно без каких-либо колебаний и терзаний. В Западном крыле метафорически скрыты боль и отчаяние чудовища, и главная героиня вторгается в эту сферу абсолютно бесцеремонно с удивительно нескромным, нагловатым видом.
Белль, конечно, не лишена положительных сторон и качеств (любознательность, интерес к чтению, любовь к отцу), однако во многом является вредной ролевой моделью: она оторвана от действительности, что создатели явно пытаются «прикрыть» образом труженицы, выключена из общества и в результате попадает в такие отношения, какие в реальности закончились бы весьма плачевно.
Подведём итоги
Наркотики
в мультфильме в нескольких сценах появляется алкоголь – причем как в негативном контексте, так и в позитивном (в сцене песни «Будьте нашей гостьей» в большом количестве изображено пиво и шампанское / в сцене предложения Гастона присутствует шампанское / обитатели таверны Гастона пьют пиво)
Секс
в мультфильме присутствуют излишне сексуализированные второстепенные женские персонажи (поклонницы Гастона, служанка Фифи и др.) / присутствует герой с типажом ловеласа (Люмьер), что представлено в позитивно свете / на сексуализацию работает главная любовная линия, в которой заколдованному принцу необходимо в установленный срок полюбить и заслужить любовь («скоростная» любовь как показатель успеха) / излишне натуралистичное изображение любовных контактов красавицы и чудовища (танец, объятья, ласки) / присутствует как минимум одно сублиминальное сообщение на секс-тематику.
Насилие
мультфильм подтекстом продвигает нормальность насилия в отношениях – агрессия чудовища в адрес красавицы нисколько не мешает впоследствии развиться чувству любви между героями. Также присутствует ряд напряженных сцен и моментов (чудовище берёт в плен отца главной героини / агрессия в общении чудовища с главной героиней / сцена боя с волками / плен главной героини и её отца горожанами / битва заколдованных слуг замка и горожан / битва Гастона и чудовища).
Мораль
Позитивные стороны:
· внутренняя красота важнее внешней (красивый, но злой Гастон погибает / ужасный, но познавший любовь принц-чудовище превращается назад в человека и достигает «хеппи-энда» – позитивность второго момента во многом вытесняется вредной по смыслу любовной линией),
· важность способности любить и действовать из любви (мотив спасения главной героиней своего отца / главный герой, полюбив героиню, отпускает её из плена) – тема также во многом вытесняется негативностью любовной линии,
· любовь к чтению и присутствие в жизни возвышенных идеалов (относится к главной героине).
Негативные стороны:
· мультфильм содержит по большей части вредную любовную линию:
1. заколдованному принцу для искупления вины и исправления эгоизма необходимо не только полюбить кого-то, растопив свою жестокосердность, но и заслужить любовь в ответ, что он осуществляет, вынужденно, в рамках ограниченного времени влюбляясь и влюбляя в себя попавшуюся ему девушку, которую он заключил в плен. При этом задача заслужить любовь для исправления – сама по себе является тонкой подменой, поскольку человек не может нести ответственность за чувство другого к себе, а только за своё чувство к другому;
2. тандем красавицы и чудовища выступает метафорой распространенных иллюзий об отношениях с созависимостью и транслируют зрителю вредный «любовный миф» о том, что «красавица» (женщина), попадающая в плен к заколдованному «чудовищу» (попадающая в созависимость к мужчине, имеющему подконтрольную ему психологическую проблему, из-за которой он оторван от нормальной жизни), якобы может своим отношением (любовью) превратить его в «принца» (здорового, свободного, достойного человека). В действительности этот сценарий зачастую неработоспособен, поскольку первостепенное, решающее условие для перерождения «чудовища» в «принца» – это его личный выбор и личные усилия, а любовь «красавицы» не выступает, как здесь, половиной успеха в деле «перерождения» и не гарантирует исцеления «чудовища». Любовь «красавицы» к «чудовищу» может быть в лучшем случае неким дополнительным стимулом, либо счастливым следствием нормализации жизни «чудовища», а в худшем случае – мотивацией «чудовищу» ничего не менять. В реальности отношения «чудовищ» и «красавиц»-«спасительниц» почти всегда дисфункциональны и не имеют «хеппи-энда»;
3. мультфильм транслирует идею нормальности насилия в отношениях (агрессивное поведение чудовища не мешает красавице рассмотреть в нём хорошую партию), героиня начинает влюбляться в чудовище в стиле «стокгольмского синдрома» (влюбляется в своего заточителя, проявившего себя с хорошей стороны для своей пленницы в рамках её заточения);
4. выбор из «двух зол» приемлем (главная героиня отвергает одного неподходящего претендента на брак (Гастона), и выбирает другого неподходящего (чудовище);
5. материальный расчёт в любви играет роль (немаловажным мотивом для развития любви красавицы играет предоставленный ей со стороны чудовища жизненный комфорт – богатая жизнь в замке);
· через главную героиню продвигается гипериндивидуализм и антисистемное мировосприятие (героиня ярко противостоит обществу, изображенному в мультфильме скучным и серым);
· мультфильм содержит негативные образы родительства (уничижительный образ отца / представленные в мультфильме родители изображены пожилыми людьми, т.е. образы родителей подменяются образами бабушки и дедушки / присутствуют скрытые моменты, дискредитирующие материнство – образ матери-«свиноматки» и скрытая негативная реакция главной героини в адрес идеи материнства);
· продвигается превосходство женского пола над мужским (в мультфильме нет ни одного достойного мужского персонажа, а женский превосходит все мужские);
· в мультфильме присутствуют пошлые моменты;
· главная героиня является по большей части вредной ролевой моделью (оторвана от действительности, что создатели м/ф пытаются скрыть через визуальное позиционирование героини как труженицы / выключена из общества / попадает в такие любовные отношения, какие в реальности закончились бы весьма плачевно).
Евгения Кумрякова
«Крепость: щитом и мечом» 2015
Мультфильм «Крепость: щитом и мечом» (2015): Долгожданная история о героизме и любви к Родине!
Наркотики
Секс
Насилие
Мораль
Возрастное ограничение: 6+
Для меня, пожалуй, мультфильм «Крепость: щитом и мечом» – самое ожидаемое событие года в российском кинематографе. «Почему?» – спросите вы. Во-первых, это картина на историческую тематику, а значит, очень важно, особенно в свете последних фильмов, какой в нём представлена отечественная история. Во-вторых, мультфильм о моём родном городе – Смоленске, в котором я сейчас и проживаю, поэтому тема мультфильма особенно близка и интересна.
Сразу хочется отметить, что картина произвела, исключительно, хорошее и положительное впечатление. Поэтому всем рекомендую сходить на неё в кинотеатр. Для справки: в Смоленске состоялся предпремьерный показ мультфильма 28 октября 2015 года. Сеанс можно было посетить абсолютно бесплатно, что особенно порадовало.
Сюжет мультфильма
Мультфильм «Крепость» рассказывает о русско-польской войне 1609-1619 гг. Войска Сигизмунда подошли к Смоленску. Смоленск до сих пор считается ключ-городом, через него лежит прямой путь на Москву. Из-за такого географического положения городу немало достаётся во время военных событий. Итак, Сигизмунд с его войском у крепостной стены, защищающей город. Жители готовятся к обороне.
Сейчас сложно судить о достоверности всех нюансов исторических событий того времени, но основные моменты отражены верно. А главная ценность картины – в формировании определённого исторического образа нашего государства того времени, в его отношении к тем событиям, в его посыле для юных зрителей. Ведь именно для них снимают анимационные фильмы, а значит, важна воспитательная составляющая, и она здесь, к счастью, присутствует.
Оборону города возглавляет воевода Михаил Шеин. Он вместе с солдатами готов удерживать город до последней капли крови. Надо отметить, Михаил Шеин – талантливый воевода и не зря находится на своём месте: он нередко применяет смекалку, проявляет военную хитрость, грамотно выстраивает тактику и стратегию обороны города. Но главный герой картины – не сам воевода, а юный паренёк по имени Сашка.
Сашка – эдакий проказник-непоседа, искатель приключений. Немножечко любит приврать. У него есть друг по имени Фёдор. Сашка с помощью своей маленькой лжи часто увлекает Фёдора в свои приключения.
Собственно, благодаря такой любознательности, Сашке и удаётся узнать некоторые крайне важные подробности готовящегося наступления поляков. О чём он и сообщает воеводе, но факты, увы, говорят об обратном. Поэтому Сашка встречает непонимание со стороны руководства города и сталкивается с порицанием от местных жителей. Но всё же он осознаёт, что нужно делать, поэтому не перекладывает ответственность на взрослые плечи, а начинает действовать самостоятельно – и это особенно важный посыл молодому поколению, от них уже тоже зависит, какой будет наша страна.
Сашка и Фёдор, к тому же, нередко демонстрируют свою недюжинную отвагу и любовь к Отечеству, выказывают готовность в любой момент вступить в народное ополчение и сражаться с неприятелем, защищать свою Родину. Такие образы героев мультфильма особенно радуют.
Ещё один интересный образ – это старичок, живущий в бане. Непонятно, кто он: то ли он – волхв, то ли дух, то ли вообще всё это привиделось Сашке. Но в целом, его можно оценивать как некую силу внутри России, которая направляет молодых, чтобы те одержали победу над врагом, выполнили поставленные цели, помогли выжить своей Отчизне. И, надо сказать, такие люди на Руси всегда были, и есть до сих пор, поэтому данный образ не лишён своего реального фундамента.
Также очень важным является образ врага. Польский король Сигизмунд показан женоподобным, и явно уступает нашему воеводе Шеину в доблести, отваге, мужественности. Шеин по сравнению с ним выглядит как настоящий русский богатырь, обладает не только огромной силой, но и недюжинным умом. Сигизмунд же ничего не смыслит в военном деле, и крайне манипулируем католическим кардиналом, который сопровождает его в военном походе.
Но самое главное – не образ поляков, которые пришли захватывать Русь, а образ зла. Самым настоящим злом в мультфильме представлено ПРЕДАТЕЛЬСТВО!
Именно с предательством предстоит сразиться силам добра и света, именно оно наносит серьёзный вред нашему государству, именно его следует больше всего опасаться, и именно его предстоит победить.
Хоть мультфильм и имеет возрастное ограничение 6+, тем не менее, война показана в фильме со всей её жестокостью, но без обилия крови: это смерти, это пожары, это разрушенные здания, крики, вопли, ужас на лицах людей, это шальная пуля или снаряд, который уносит жизни близких тебе людей. Видимо, война оставила такой неизгладимый след в нашей генетической памяти, что не можем мы её изобразить как приключение, в котором смелый мальчик, улыбаясь, летит на драконе и играючи побеждает всех своих врагов. Война – это тяжёлое испытание духа и воли, проверка на прочность.
Важным является также образ бояр, переводя на современный язык – олигархов. Дело в том, что во время осады Смоленска в Москве низвергли царя Василия Шуйского, и у власти на Руси оказалась так называемая «семибоярщина». Перекликается с «семибанкирщиной», не правда ли?! Бояре-олигархи прислали Шеину приказ сдать город Сигизмунду. Но Шеин по собственной инициативе отказался выполнять данный приказ, что было поддержано и жителями города.
В мультфильме нет пьющих бородатых мужиков, нет князя-самодура (местного царька), вопреки которому простым людям всё же удаётся отстоять родной город, нет «диких» русских нравов, кои выглядят дурно и убого на фоне европейских оккупантов.
В рецензии хотелось бы привести и небольшую историческую справку о данном событии в отечественной истории:
После отказа Шеина сдать город, Сигизмунд III поставил смолянам трёхдневный ультиматум под страхом смерти сдать город, но смоляне по истечению срока ответили подрывом батареи рижских пушек, под которую совершили подкоп.
К весне 1611 года количество защитников крепости стало критически малым. Зная об этом, Ян Потоцкий после артиллерийского обстрела предпринял 3 июня 1611 года решающий штурм, ударив по городу со всех сторон. Защитники не смогли более удерживать нападавших и отчаянно отбивались на улицах города. Поляки, литовцы, казаки и наёмники устроили среди населения жестокую резню.
Сам Шеин вместе с 15 ратниками и семьёй заперся в одной из крепостных башен и долго отбивал нападающих. Шеин убил около 10 немцев и собирался принять смерть, но в конечном итоге, вняв мольбам членов семьи, вышел из башни. Его сразу же доставили в ставку к Сигизмунду III, где подвергли пыткам и допросу. Король был настолько взбешён двухгодичной осадой, огромными потерями среди шляхты и подорванным личным престижем, что пренебрёг кодексом чести, по которому пленных командующих не пытали. Во время пыток Шеин не выдал ни одного из своих верных соратников и в полумёртвом состоянии был в кандалах увезён в Польшу. Сын Шеина достался королю, а жена и дочь — Льву Сапеге.
В плену Шеин провёл восемь лет. Сигизмунд мстил ему за упорство в том числе позором, возя вместе с другими смолянами в открытой карете по улицам Варшавы, а также заставив присутствовать на приёме в королевском дворце, где привезённого из Москвы Василия Шуйского в знак полной покорности заставляли припадать к стопам польского монарха.
Смоленская оборона имела важное историческое значение. Наличие стойко оборонявшегося Смоленска, не поддающегося ни избранному Семибоярщиной «законному» царю Владиславу, ни осаждавшему его польскому королю Сигизмунду, сыграло в 1610—1611 годах колоссальную психологическую роль в формировании патриотического лагеря в России и стало идеологическим обоснованием Первого народного ополчения.
Общие потери, понесённые польскими войсками под стенами города, составили около 30 тысяч человек. Полтора года значительная часть королевской армии была скована под Смоленском. После его взятия, она была неспособна вести боевые действия и вместо того, чтобы двинуться на помощь польскому гарнизону в Москве, была распущена, а король ушёл обратно в Польшу.
В результате взятия город вновь вошёл в состав Великого княжества литовского, но ненадолго — во время осады 1654 года Смоленск был возвращён в состав России. Оборона Смоленска 1609—1611 годов является одной из самых длительных оборон города в условиях сплошной блокады во всей российской истории.
Наркотики
Отсутствуют.
Секс
Отсутствует.
Насилие
Весьма реалистичные сцены войны. Имеет возрастное ограничение 6+.
Мораль
В копилке нашего кинематографа появился ещё один хороший мультфильм, на столь важные для нашего времени темы любви к Родине, чести и отваги.
Народ конъюнктурно созрел для такого кино, недаром многие с упоением ждут ещё одной картины: «28 панфиловцев», которая также обещает быть исторически достоверной, а главное, отразить ПОДВИГ НАШИХ ДЕДУШЕК И БАБУШЕК.
Но некоторые наши деятели киноискусства почему-то в упор не видят настроений в обществе, и продолжают заниматься самовосхвалением, вместо того чтобы снимать достойные фильмы. Падая ниц перед эстетами Запада, они продолжают втаптывать в грязь и нашу историю, и наши ценности, и нашу культурную самобытность, причём на наши же деньги.
Что хочется сказать: «Побольше бы таких фильмов. И обязательно сходите в кинотеатр, покажите, какие картины нам действительно интересны…»
Олег Ищущий
«Кунг-фу Панда» (трилогия)