Синопсис игрового фильма «Продюсер»

1 эпизод «Выборы»

В некоторой постсоветской стране Президентом избирают известного режиссера. В его избирательную кампанию вкладывают деньги бизнесмены, ему доверяют граждане. Он становится Президентом в жесткой конкурентной борьбе и после избрания начинает разбираться с государственными делами.

2 эпизод «В каждой шутке есть доля…»

Вдруг до него доходит, что он мало что понимает в экономике. Он пытается переложить все дела на аппарат. Проводя рабочее совещание, он с удивлением обнаруживает, что в общем-то дел никаких нет: государственные заводы стоят, а на те, которые работают, он никакого влияния не имеет; урожай пшеницы и свеклы собирают, но только прибыли никакой от этого нет. В общем, ситуация катастрофическая, и ничего в этих обстоятельствах он изменить не может. На очередном совещании он спрашивает, что можно сделать, когда сделать, по большому счету, ничего нельзя. Какой-то чиновник шутливо ему советует снять фильм об этой ситуации, прокатать его по всему миру и заработать на этом деньги. Все смеются, и идея не получает никакого развития.

3 эпизод «Кинозаказ»

Вечером к нему звонит старый знакомый с Каннского фестиваля и сообщает, что им нужен фильм, который мог бы рассказать о ситуации в бывших советских странах, и что к этому фильму на Западе очень благосклонно отнесутся: все давно не видели советского кино и мало себе представляют, что происходит в бывших советских странах. И вдруг он осознает, что снимать фильм - это все, что умеет, в чем разбирается и что действительно может сделать на наивысшем уровне.

4 эпизод «Я сниму этот фильм!»

На следующий день он созывает совещание, где рассказывает о своей идее. Срочно приглашается западный эксперт из Голливуда, который показывает смету: чтобы сделать хороший фильм, нужно 200 миллионов долларов, но если нужно сделать очень хороший (с приглашением звезд мирового кино), нужно 500 миллионов. И бывшего режиссера, ныне Президента бывшей советской, теперь независимой страны заклинивает: ОН ДОЛЖЕН СНЯТЬ ЭТОТ ФИЛЬМ!

5 эпизод «Нужны деньги! Много денег!»

Все становится на свои места: теперь Президент знает, что делать. Начинает раскручиваться маховик производства фильма и прежде всего нахождения денег на фильм. Срочным образом считают все, что может дать деньги: заводы стоят, на сельхозпродукции много не заработаешь, оружие все уничтожено, разворовано и распродано через теневые структуры, ноу-хау нет, никаких крупных экспортных производств сырья тоже нет. Рисуется схема с повременным планированием сбора денег, подготовкой к съемкам, расписывается съемка и т.д. Но главное - где взять деньги. Пробуют продать заводы - оказывается, эти заводы никому не нужны. Пробуют приватизировать остатки государственной собственности – денег все равно не хватает. Каждый миллион долларов оказывается на счету - создается "голливудский фонд", параллельно разворачивается кампания по сбору средств у населения, выпускаются облигации краткосрочного целевого займа.

6 эпизод «Реструктуризация»

В аппарате управления Президента начинаются интриги, чехарда и неразбериха. Президент понимает, что нужно менять управленческую структуру. Новая управленческая структура должна быть построена по принципу управления процессом сбора денег на фильм и организацией самого процесса снятия фильма. Президент становится главным продюсером, консультанты ищут сценарии, нанимается штат менеджеров, которые отвечают за свои направления работы. Все ресурсы и вся собственность в стране рассматриваются с точки зрения того, могут ли они принести деньги. Все, что приносит деньги, запускается в дело, все, что не приносит, отбрасывается, чтобы не приносило убыток.

7 эпизод «Голливудская копилка»

Начинается всенародный сбор средств на фильм. Сцены с душещипательным сбором средств в "голливудские копилки", которые установлены во всех магазинах, кафе, барах, в почтовых отделениях в городах и регионах. Идет кампания по пропаганде пожертвований среди бизнесменов и бандитов. Сцена: дети отказываются от мороженого и бросают деньги в копилку. Сцена: три алкоголика полупьяными голосами объявляют в камеру, что сегодня они сообразили на троих и всю сумму отдали на сбор в "голливудскую копилку". Происходит обвальная приватизация, в голливудский фонд принимают натуральные взносы, которые реализуются через оптовую биржу. Специально для управления средствами на этапе их сбора создаются банки нового типа, организовывается фондовый рынок, который продает акции всем, кто готов их купить. Национальный банк выпускает акции будущего фильма, которые раскупаются как внутри государства, так и крупными мировыми корпорациями. Разворачивается частный бизнес, способный приносить крупные деньги в краткосрочной перспективе. Сбор налогов возрастает в несколько раз. В ходе поиска денег на фильм, подготовки и снятия картины ВВП страны вырастает в два раза! Реформа государственного управления проходит успешно!

8 эпизод «Фильм про страну, которой нет…»

Когда выходит фильм, он оказывается уже не так важен, как сам процесс его съемки. Весь мир смотрит фильм о стране, которой нет, которая изменилась в процессе съемки самого фильма.

© С.Дацюк, В.Грановский

Идейно-тематический анализ

Тема – О профессионализме

Идея – При любых обстоятельствах надо заниматься тем, что ты умеешь делать лучше всех!

Композиционный анализ

Экспозиция – Выборы Президентом страны человека по профессии режиссер… Поиск новым Президентом путей выхода из кризиса, непонимание структуры управления страной, его неэффективность как экономиста. Шутка советника о снятии и прокате фильма о данной ситуации с целью зарабатывания денег, звонок из Канн о необходимости такого фильма

Завязка – Решение снимать фильм

Развитие действия – Мобилизация всех усилий на поиск денег для съемок фильма, участие всех жителей в процессе, экономические реформы, съемки фильма

Кульминация – Объявление о росте ВВП в два раза!

Развязка - Выход фильма в мировой прокат

Финал - Рождение новой страны

5.Сценарий – это одна из форм литературной работы. Сценарист в кино должен обладать мышлением кинематографиста и оставаться литератором, драматургом.

Литературный киносценарий – законченное кинодраматургическое произведение, содержащее концептуальное и композиционное решение будущего фильма, разработку сцен и эпизодов с точными диалогами, указанием места и времени действия, ориентировочным обозначением метража.

Требования к сценариям по форме и содержанию.

3.1.К сценарию обязательно прилагаются:

- Тема, проблема, идея, основной конфликт произведения, сквозное действие, контрдействие, краткая характеристика главных героев.

- Композиционный анализ: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал.

3.2.Сценарий должен быть написан высокохудожественным литературным языком, без орфографических и пунктуационных ошибок.

3.3.Сценарий должен отвечать морально-этическим, творческим и производственно-техническим возможностям ТВ и кинематографа, не должен содержать сцен патологического насилия, порнографии, а также нецензурной лексики.

ТИТУЛЬНАЯ СТРАНИЦА

На первой, титульной странице формата А4 указывается учебное заведение, факультет, кафедра. ПОСРЕДИНЕ в центре пишется жанр и название сценария. Если это экранизация, то на титульном листе ОБЯЗАТЕЛЬНО указывается название адаптированного произведения, имя и фамилия его автора. Внизу указывается город и год.

ШРИФТ

На второй странице и далее располагается сам сценарий.

Шрифт Courier, 12 pt, интервал 1, поля – все 2 см.

В сценарии не допускается никаких выделений слов жирным шрифтом или курсивом, кроме названия и жанра.

Киносценарий не должен содержать вкладышей, вклеек, авторских пометок и исправлений ручкой или карандашом.

ОБРАЗЕЦ 1

Эпизод 1 «Ссора»

ИНТ. Квартира Марии, столовая, ночь

Виктор сидит за накрытым столом. Пьет чай и курит.

Входит Мария. На ней длинное домашнее платье – эдакий восточный балахон. У Марии мокрые после душа волосы. Мария садится. Наливает себе стакан воды.

ВИКТОР

Ешь.

МАРИЯ

(залпом выпивает воду)

Не хочу.

ВИКТОР

Ешь. Надо… Я хочу, чтобы ты меня внимательно выслушала. На правах.... Ну, скажем, на правах старого друга. Все ж мы с тобой были вместе три года.

ОБРАЗЕЦ 2

Эпизод 1 «Ссора»

НАТ. Парк, лавочка, утро

Виктор сидит на лавочке. Пьет минералку и курит.

Подходит Мария. На ней роскошный кожаный кардиган. Мария садится.

ВИКТОР

(Протягивает ей пачку сигарет)

Кури.

МАРИЯ

(автоматически берет сигарету)

Не хочу.

ИНТЕРВАЛЫ И ОТСТУПЫ

Все, что последовательно записывается в сценарии – описания места действия, заголовки, диалоги и прочее, ВСЕГДА пишется через ОДИН интервал.

Абзацных отступов в профессиональной сценарной записи НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Текст сценария должен быть выровнен по ширине.

ДИАЛОГ

Сразу же после имени персонажа следует диалог. Диалог пишется ТОЛЬКО строчными буквами.

Диалог – это то, что говорят персонажи. Начинающие сценаристы часто пишут слишком длинные диалоги для своих персонажей. Стоит помнить, что четкий сжатый диалог – то, что нужно сценарию, продюсеру, режиссеру (и педагогу…).

РЕМАРКИ

Они ставятся, когда Вы хотите показать в тексте, КАК именно персонаж говорит свою реплику. Ремарки ВСЕГДА пишутся со строчной буквы. Они должны употребляться крайне редко по двум причинам.

Во-первых, актер/режиссер совершенно не хочет, чтобы сценарист лез в их профессии и указывал им, КАК произносить/играть диалоги. Во-вторых, что более важно: если диалог хорошо и эмоционально написан, тогда не будет большой необходимости показывать, КАК читать текст. Однако, если ремарки так необходимы, то ставятся они после имени персонажа перед диалогом:

ВАСЯ

(ошеломленно)

Так ты беременна?!

Некоторые сценаристы описывают в ремарках короткие действия.

МАША

(невольно приподнимаясь со стула)

Что вы сказали, доктор? Как это - я беременна?!

ПАУЗА

В диалоге персонажа любое его промедление, молчание и тому подобное обозначается в ремарке использованием ТОЛЬКО слова «пауза»:

ВАСЯ

(пауза)

Так ты беременна?..

Нужно стараться не употреблять ремарки типа: многозначительно молчит, задумчиво помолчав, нерешительно помедлив и т.п. Такие указания будет давать актерам режиссер.

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Чтобы показать, что персонаж говорит на другом языке не надо искать словарь и переводить сценаристу. Тем более что герои современных сценариев часто употребляют сленг. Достаточно указать язык в ремарке.

ВАСЯ

(по-китайски)

Черт побери!

Наши рекомендации