Модуль 7. работа над звукообразом
Диктор, «голос за кадром», - это человек, без которого часто не обходится реклама.
Тембр и высота звучания «закадрового голоса», т.е. те характеристики, которые у каждого человека являются встроенными, и изменить их практически невозможно, в отличие от акцентуализации, фонаций, темпа и артикуляции, - тех свойств, которые легко можно контролировать, должны полностью соответствовать изобразительному и звуковому ряду фильма, способствовать созданию "звукового образа товара".
Регистр голоса (высота звучания) характеризует, прежде всего, половую принадлежность его носителя. Этот момент важен для рекламы, так как известно, что существуют товары мужской и женской потребительской ориентации. Очевидно, что для рекламы, нацеленной на мужскую целевую аудиторию, авторитетностью будет обладать мужской голос.
Внимание к голосовому регистру в рекламе обусловлено не только тем, что регистр характеризует половую принадлежность. Вспомним, что как женские, так и мужские голоса бывают разными по высотному расположению. В музыкальной практике женские голоса разделяют на колоратурное сопрано — высокий регистр, сопрано — средний регистр и альт (или меццо-сопрано) — низкий регистр, а мужские на бас, баритон и тенор. Эти регистровые зоны, связанные с полом диктора, по-разному оцениваются в рекламе. Можно выделить предпочтительные регистровые зоны. В наибольшей цене низкий или очень низкий мужской голос (диапазон от 150 до 50 Гц) - низкий баритон или бас. В основе такого приоритета лежит психологический атавизм: как правило, низкий ассоциируется с большими размерами тела, с физической силой и потенциальной доминацией. Низкий голос — это голос начальника, авторитета. Достаточно часто используются в рекламе и мужские голоса средней регистровой зоны, но практически не применяются высокие мужские голоса.
Что касается женских голосов, то регистровый выбор здесь более либерален, приоритетность зависит не столько от высотного расположения, сколь от окраски (звонкий мелодичный или низкий бархатистый и т. д.) и интонации.
Тембр (окраска звука), в совокупности с регистром, несет информацию о возрасте. В процентном отношении, конечно же, в рекламных роликах преобладают молодые голоса. Однако очевидно, что возраст диктора должен быть соотнесен с типом позиционируемого товара. Так, в рекламах жевательной резинки или спортивных тренажеров использование пожилого голоса было бы неуместным.
При выборе темпа необходимо знать, что средняя скорость речи в рекламе — два слова в секунду, при этом 25% времени должно приходиться на паузы. Кроме того, темп речи, в совокупности с другими свойствами голоса, способен придавать определенный смысловой оттенок звучащему тексту. Например, ускорение — ощущение спешки, замедление — особая весомость слов и т. д.
Помимо «голоса за кадром», немалую роль в рекламе играют звуки – как естественно-природные, к которым относятся практически все звуки, издаваемые живой и неживой природой, так и предметно-функциональные, т.е. те, которые издают бытовые предметы. Роль этого звукокомплекса очень велика. Во-первых, он размыкает условное пространство рекламного видеоролика, во-вторых, создает ощущение реальности происходящего даже при самом фантасмагорическом сюжете.
Ну и, конечно, огромная роль в рекламе принадлежит музыке. Она может служить просто фоном, а может принять на себя и определенную смысловую нагрузку. Эта символизирующая функция музыки связана со способностью звукового ряда выступать в качестве идентификатора товара. И часто, даже не смотря на экран, мы способны угадать по первым кадрам, о каком товаре сейчас пойдет речь, ибо слышим первые такты музыкального индивидуализированного фона, прочно уже ассоциирующегося в нашем сознании с тем или иным товаром (реклама пива «Толстяк», кофе «Нескафе» и т.д.). Музыкальные символы улучшают запоминание. И поэтому так часто встречается в рекламе индивидуализированный музыкальный фон, рекламные песенки, музыкальные слоганы и даже музыкальные логотипы, которые, как и обычные логотипы, способны повысить узнаваемость товара, в качестве рекламной константы переходя из одной рекламы в другую.