МОДУЛЬ III. Самостоятельная работа № 5

Природоохранная деятельность общественных организаций Красноярского края

Работа по этой теме предполагает подготовку SWOT-анализа

деятельности экологически ориентированной общественной организации

Методический материал к теме

SWOT-анализ

SWOT-анализ – инструмент анализа ситуации, того или иного решения, который полезен как для начала работы над стратегическим планом или для оценки потребности в новом проекте, так и для принятия решения по достаточно простому вопросу. Фактически этот вид анализа позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны организации, а также потенциальные возможности и угрозы/риски. Для этого необходимо сопоставить сильные и слабые стороны организации с возможностями внешней среды, окружения, общества и т.д. На основании сопоставления можно определить направление, в котором необходимо/есть возможность развиваться, а также особенности распределения ресурсов. Этот анализ позволяет «увидеть» ситуацию с различных позиций и учесть различные факторы при составлении плана действий.

SWOT – это английский акроним[1] широко известный среди специалистов.

«S» – означает преимущества (англ. strength),

«W» – слабости организации (англ. weakness), эти характеристики описывают то, как вы видите организацию или проект в настоящий момент.

«О» - возможности (англ. opportunities), которые могут появиться.

«Т» - угрозы (англ. threat), с которыми придется столкнуться.

Рассмотрим схему SWOT-анализа. Для выполнения SWOT-анализа используется матрица в виде таблицы для заполнения. При этом в поле S и W вы анализируете общественную организацию «изнутри» и с точки зрения того, что она представляет собой в данный момент – в настоящем (с точки зрения деятельности в целом или же по отношению к конкретному проекту). В поле O и T вы анализируете внешние угрозы и возможности, которые могут ожидать организацию в будущем.

Конечно, можно написать анализ и по каждому из пунктов отдельно, на различных листах, но то, что SWOT расположен в таблице, позволяет облегчить общее понимание ситуации, не зацикливаясь только на «преимуществах» или «угрозах».

В ходе анализа старайтесь как можно конкретнее указывать сильные и слабые стороны общественной организации, а также возможности и риски. Чем четче и конкретнее будут формулировки, тем эффективнее вы сможете использовать результаты анализа на практике. Конкретность заключается также в том, чтобы указать конкретные факты, имена или суммы.

Например, описывая человеческие ресурсы в поле «сильные стороны», не пишите просто специалисты, укажите, какие специалисты организации могут быть задействованы в данном проекте; в поле «угроза» напишите, что есть организация-конкурент, работающая в той же области и взаимодействующая с потенциальными спонсорами организации. Или в «угрозах» слова «отсутствие поддержки от администрации» правильно заменить на указание того, в чем заключается это «отсутствие». Например, «представители власти отказываются присутствовать на мероприятиях организации». Если при этом отсутствует прямое противодействие деятельности организации, то в «возможностях» следует также указать «отсутствие противодействия со стороны власти».

Для каждой части SWOT можно проводить анализ. Так, для «внутренней» части анализа можно использовать следующий план:

· Организационные ресурсы и менеджмент;

· Ценности;

· Человеческие ресурсы;

· Маркетинг;

· Информационные ресурсы;

· Нормативная база;

· Финансовые и материальные ресурсы.

Для «внешней» части анализа можно использовать следующий план:

· Потенциальные партнеры и конкуренты;

· Взаимоотношения с референтными (значимыми) группами (например, органы власти);

· Ценности в сообществе;

· Доступность человеческих ресурсов;

· Информационные ресурсы;

· Маркетинг;

· Имидж;

· Доступность финансовых ресурсов;

· Нормативно-правовая база;

· Иные внешние факторы, оказывающие влияние (например, преддверие новогодних каникул).

Важно не только перечислить все пункты анализа, но и затем смоделировать, что возможно сделать, чтобы преодолеть слабости, проанализировать, какова природа преимуществ и какие меры следует предпринять для того, чтобы не потерять их. Подумайте также о том, каким образом можно минимизировать угрозы/риски или преобразовать их в возможности, потенциально сильные стороны. Идеальным вариантом будет, если удастся придумать, как обратить слабые стороны организации в силу, а угрозы – в возможности.

S (сильные стороны)   Настоящее, «изнутри» W (слабые стороны) Настоящее, «изнутри»
O (возможности)   Будущее, «извне» T (угрозы)   Будущее, «извне»

При разработке стратегии и дальнейшего плана действий для организации также будет полезным ответить на следующие вопросы:

o Возможности окружения.

Что происходит в секторе, в котором работает организация (от событий и процессов в области деятельности до более широкого контекста - в политике и культуре страны, мира, и как это влияет на деятельность организации и ее перспективы.

o Конкуренция и ресурсы.

Что в организации делается хорошо, в чем она может достичь успеха, для какой работы удобно ее месторасположение? Какие сильные и слабые стороны организации в сравнении с конкурентами?

o Интересы и устремления.

Что собираются делать члены организации, в чем состоят интересы этой организации?

o Ответственность.

Какие обязательства организация взяла на себя в настоящем или в будущем? Например, повышение качества работы для того, чтобы соответствовать критериям спонсора/членам организации.

Наши рекомендации