В бой идут одни только девушки.

Вступление.

Мультфильм "Титан: После гибели Земли" был создан в 1999 г. американским аниматором и режиссёром Доном Блутом, к тому времени уже всенародно признанным и очень опытным, с весьма нехилым послужным списком. Среди его работ - такие классические мультфильмы, как "Земля до начала времён" (1988), "Все псы попадают в рай" (1989), "Пингвин и камушек" (по-другому также называется "Пингвин и хрусталик",

1995), состоящие чуть более, чем полностью из разнообразной "клюквы" мультфильмы "Великолепный Барток" и "Анастасия" (97-го и 98-го г. в. соответственно), и даже видеоряд к остающимся и по сей день очень популярными на Западе, и выдержавшим кучу римейков, переизданий и портов на различные игровые платформы, изначально появившимся на игровых автоматах играм Dragon`s Lair (1983) и Space Ace (1984), являющимся по сути одними из первых представителей т. н. "интерактивного кино". Интересно ещё и то, что Блут является также выходцем из компании "Дисней" и приложил руку к созданию многих их мультфильмов - например, мультфильм "Робин Гуд" 1973 года был одним из последних мультфильмов, созданных Блутом в стенах Диснея (и в связи с этим "диснеевский" опыт режиссёра при анализе мультфильма нельзя не учитывать, поскольку среда этой компании и постоянное взаимодействие с ней изнутри вполне могли сильно повлиять на его личность и творчество и оставить на нём свой характерный "отпечаток" - чем этот факт биографии Блута может быть важен, вы сможете понять, прочитав наши статьи "Дисней: Отравленные сказки", "Чему учат диснеевские мульт-принцессы?", "Дискредитация и обесценивание родительства в продукции «Диснея»"и "Продвижение зла «Диснеем»", из которых станет ясно, для чего при анализе "Титана" нужна будет тщательная проверка на предмет "диснеевского следа").

И вот, на рубеже тысячелетий, уже к тому времени очень зрелый Блут смог проявить свой талант и натренированные за все те годы, пока "варился" в аниматорской среде, навыки в неожиданно (даже для знакомых с его творчеством не понаслышке) полной мере, выведя свою анимацию на новый уровень: гораздо более "взрослые" по сравнению с предыдущими творениями анимэтра сеттинг, атмосфера и стиль рисовки (которыми

"Титан" сильно напоминает даже не "Звёздные войны", а Quake II, а также мультфильмы Heavy Metal 2000, "Фантастические дни", "OBAN: Звёздные гонки", и игры Gun Metal, Battle Engine Aquilla и Time Crisis: Project Titan), столь же существенно возросший градус экшна, на редкость удачное сочетание классической двухмерной рисовки заботливой рукой художников со вполне неплохо смотрящейся даже сейчас, а по тем временам вообще высококлассной компьютерной 3D-графикой (Учитесь, создатели "Детей против волшебников"!) - это уже само по себе достаточно мощный инструмент воздействия на сознание юного и не очень зрителя.

Когда в том году маленький я вместе с семьёй выходил из кинотеатра после просмотра, в моём недоформировавшемся мозгу мультфильм уже лежал, накрепко впечатавшийся. И вот потом, спустя несколько лет, когда один мой знакомый смог таки достать в прокате кассету с "Титаном" (вскоре за ним вслед пошла уже и покупка DVD-диска, правда, уже не в дублированном переводе), я засматривал это кассету по многу раз, и мне не надоедало. Тем больше я радовался, когда ещё позже он смог записать телетрансляцию мультфильма в моём любимом "расово-православном" дубляже. Даже на идею данного обзора меня натолкнул внезапный всплеск ностальгических чувств. И это всё при том, что я к тому времени уже успел познакомится с другими представителями космической фантастики, в частности, теми же "Звёздными войнами". При том, что обозреваемый мультфильм является типичной "космооперой", ничем, на первый взгляд, особенным из этого ряду не выделяется, и эксплуатирует практически все жанровые штампы (все эти постоянные вторжения на Землю непонятно чем мотивируемых на это инопланетных агрессоров откуда-то из глубокого космоса, бесконечные перелёты от планеты к планете, ставшие обыденнее, чем современные земные автопоездки в пределах одного города, всякие лазерные "пиу-пиу" и эффектные взрывы во время боёв в космосе, пёстрое и разношёрстное межгалактическое сообщество множества инопланетных рас, в котором героям неизбежно предстоит вращаться, бороздя дороги Вселенной - это лишь малая часть того в мультфильме, что во время просмотра неизбежно наведёт на мысль "и где-то это я уже видел..."), иной раз почти что до степени трэша - несмотря на всё это, даже дальнейшее знакомство ещё с великим множеством подобных образцов жанра, в кино ли, в мультфильмах ли, в играх ли, в литературе ли, тем не менее, всё же не смогли погасить мою сохранившуюся ещё с детства любовь к этому мульту. И ведь, скорее всего, не я один такой. Кто знает, на скольких ещё детей по всему миру мультфильм оказал такой эффект, а также то, сколько ещё детей уже выросших зрителей тоже посмотрят его, скольким из них он так же понравится, и какими будут эти показатели уже в последующих поколениях.

Однако на сегодняшний день, при оценке мультфильма, разумеется, с позиции традиционных семейных ценностей и с высоты прошедших с выхода мультфильма лет, самое важное - делать это "трезвым" взглядом, не позволяя ностальгическим чувствам одержать верх над здравым смыслом и замутнить критическое мышление. И вот сейчас мы как можно более беспристрастно попробуем разобрать основные идейные посылы мульта, чему он всё-таки "учит". Посмотрим, заслужил ли он восторженные о нём некоторых критиков как о ""Звёздных Войнах" в анимации".

Сюжет.

Завязка у мульта, в общем-то, даже для такого жанра достаточно тривиальная - в один прекрасный день на Землю нападает неизвестно откуда явившаяся космическая раса очень злобных и агрессивных роботоподобных энергетических существ, известных во вселенной "Титана" как Дреджи. Поскольку целью их атаки на Землю было истребление всего человечества как биологического вида, они просто-напросто уничтожают нашу планету одним мощным выстрелом со своего флагманского корабля (ээээх, даже такой сюжетный ход, как уничтожение целых планет с 1977 г. успел засалиться ну просто до безобразия.) - о том, что могло заставить этих дреджей предпринять попытку уничтожить человечество и зачем им это, мы поговорим позже. В числе успевших вовремя эвакуироваться - учёный Сэм Такер (руководитель некоего "Проекта «Титан»") и его маленький сын Кейл, впоследствии ставший главным героем. Волею судьбы они перед самым отлётом оказались разлучены - профессор Такер должен был сесть на названный именем своего проекта корабль (собсна, проект как раз и заключался в создании этого корабля), имеющий некое сверхважное, хотя и до определённого момента в мульте скрываемое, значение для будущего человечества, а Кейла было решено пересадить на отдельный корабль. Прежде чем улететь, профессор успел передать Кейлу своё кольцо, дав указание никогда его не снимать (роль этого кольца также впоследствии окажется важнее, чем может подуматься на первый взгляд), и с тех пор отец и сын так больше ни разу и не повидались.

Далее сюжет переносится на 15 лет вперёд. Выросший Кейл работает на космической станции переработки мусора, и (как и все остальные представители вида Homo Sapiens, несчастные, обездомленные и, казалось бы, обречённые без конца болтаться в космическом пространстве, так и не найдя себе приюта) уже давно привык к постоянной дискриминации со стороны обитателей других планет и жизни на положении существа "второго сорта": [Здесь и далее практически во всех квадратных скобках будут указываться инструкции создателям видеоверсии обзора сопровождать речь диктора указанными отрывками из мульта, с переключением звука в определённый момент на оригинальную дорожку, чтобы были слышны иллюстрирующие только что сказанное диктором реплики персонажей. В готовый же текст статьи содержимое квадратных скобочек не попадёт.] И вот, в самый обычный день, унылый, серый и неотличимый от всех остальных, после очередной перепалки с сотрудниками станции из других биологических видов (не люблю я называть это "расами" - всё-таки, по-научному расами принято именовать относительно небольшие внутривидовые разновидности, имеющие, как правило, чисто внешние различия, но в целом являющиеся представителями одного и того же вида: например, европеоидная, негроидная и монголоидная у людей - эти, кстати, расы в классическом смысле, как позже выяснится по ходу сюжета, у людей все сохранились - может, и у других видов во Вселенной и даже на современной Земле свои расы тоже есть), когда двое из них устраивают против Кейла небольшой мини-заговор, чтобы уже наконец раз и навсегда пришибить гордого и не мирящегося с издевательствами человечишку, тот внезапно знакомится с неким Джозефом Корсо, спасшим его от суровой расправы и затем рассказавшим ему несколько очень важных тайн: [соотв. отрывки из мульта]

И тут, стоит только Кейлу узнать о карте, на станцию "в самый подходящий момент", словно по сигналу каких-то своих информаторов, неожиданно наведываются дреджи, и, обнаружив двух представителей человеческого вида, сразу же открывают по ним огонь. Вот тут-то и начинается первая волна экшна. В конце концов чудом оставшись в живых после жаркой погони, герои оказываются подобраны кораблём Корсо под названием "Валькирия". Придя в себя и пройдя процедуру регенерации после полученных в бою ранений, Кейл знакомиться с не менее интересным экипажем "Валькирии": молоденькой прелестной эмо-азиаточкой Акимой, мерзким во всех отношениях гиеноподобным существом по имени Прид, злобной и сварливой боетехничкой корабля кенгуроподобной Стит, и напоминающим гигантскую беспанцирную антропоморфную черепаху, мягко говоря, изрядно эксцентричным учёным Гуном (В этом мульте вообще многие инопланетные виды сильно напоминают антропоморфированных земных животных, так называемых «фурри», субкультура фанатов которых широко распространена в интернет-пространстве и всё больше захватывает сознание у современной молодёжи.Причины этого мы далее тоже разберём.).

Вот так и начинаются поиски "Титана", хоть непонятно ещё, каковы цель и смысл этих поисков - впереди полный набор разнообразных приключений, погони, космические битвы, плен и побег, предательство со стороны своих, заговоры, шпионаж, бунт на корабле, поиск "Титана" "на опережение" сразу с нескольких сторон, перестрелки, драки, раскрытие семейных тайн... впрочем, обо всём по порядку. Подробностям сюжета ещё только предстоит открыться в ходе анализа.

Кейл и "синдром избранного".

Начать, к сожалению, придётся с грустного - практически с самого начала в мульте был обнаружен весьма серьёзный негативный момент. В обзоре "К фильму «Восхождение

Юпитер»: О тех, кого назначили «героями»" был разобран феномен распространённости в западном масскульте такого типажа главных героев, как "избранные" - те, кто получили свой статус "спасителя человечества" не благодаря каким-то особым заслугам или личным качествам, а просто потому что кто-то другой, непонятно чем руководствуясь, выбрал его на эту роль ("избравшим" главного героя может быть даже не какая-то личность, а прямо-таки сама слепая сила судьбы) - и в этом же обзоре подробно объясняется, чем опасно наделение произведения "избранными" протагонистами.

Так вот, если присмотреться повнимательнее, выяснится, что Кейл, по сути, является как раз типичным "избранным", ибо последней надеждой человечества оказался во многом благодаря случайному стечению обстоятельств.

До того, как Кейл повстречал Корсо, его жизнь во многом была похожа на жизнь Юпитер Джонс из "Восхождения Юпитер" - жил себе паренёк тихо-скромно-неприметно, зарабатывая на жизнь тяжёлой и грязной работой, рутинной жизнью самого обычного человека, не видя вокруг себя ничего за пределами среды своего постоянного нахождения, проклиная однообразный быт, задолбавших своими наездами сослуживцев и начальство, скверную по человеческим меркам еду в станционной столовой и т. п., уже совершенно без надежд что-либо в своей жизни изменить к лучшему и вырваться из колеи. И тут вдруг приходит к нему какой-то левый дядька и приносит ему этот братишка по разуму покушать парочку историй одна другой пахомистее: "я, мол, так и так, батю твоего знал, кольцо, мол, твоё - не просто кольцо, тебе, грю, суждено спасти человечества, дескать, тебя одного мы все эти 15 лет искали".

Кольцо-голокарта, которое Кейлу дал отец, а предназначение которого спустя 15 лет объяснил Корсо, как оказалось, использовало контакт с источником ДНК профессора Такера в качестве своеобразного "пароля", и тут Кейлу помогло генетическое сходство с профессором. То есть получается, что парню тупо вдвойне повезло, что он оказался не только владельцем кольца, но и единственным человеком, способным активировать его. Это подбавляет ещё больше сходства с Юпитер Джонс, которая тоже оказалась просто носительницей нужных генов, а больше ничего для того, чтобы добиться своего величия, ей больше ничего оказалось и не нужно. Хоть Корсо своим рассказом о тайне кольца и её связи с "Титаном" и дал, фактически, несчастному парню наконец-то билет в большую вселенную, шанс расстаться с опостылевшей работой и обрести великую цель, добиться социального признания, он сделал это, скорей всего, уже помимо своего желания, в качестве "побочного эффекта" - гораздо вероятнее, что Кейл его интересовал исключительно как живой активатор карты.

И кто бы такой, интересно знать, был Кейл без этого кольца - если бы оно, скажем, потерялось, или сломалось, или если бы его хозяина кто-нибудь ограбил по самые карманы, или если бы попавшему в тяжёлое материальное положение Кейлу пришлось его продать, или если бы биометрическим сенсорам кольца генетическая разница между отцом и сыном "показалась" слишком большой, чтобы успешно перейти в режим проявления карты?... Так, наверное, и гнил бы до скончания веку своего на своей заплёванной станции, постепенно спиваясь и беспрерывно жалуясь на жизнь, отравляя тем самым эту самую жизнь не только себе, но и другим работникам станции (в частности, напоминающему не то антропоморфного крота, не те бегемота Тэку, другу Сэма Такера и опекуну Кейла на протяжении всех этих 15 лет - единственному, кстати, на станции относящемуся к Кейлу нормально, "по-человечески"). И ни один сумасшедший во Вселенной не стал бы в его поисках постоянно колесить по разным галактикам все эти долгие 15 лет, даже не подозревал бы, что где-то посреди космоса может такой жить...

Словом, незавидная была бы судьбинушка у пацана.

Интересна, кстати, также проглядывающая в связи с этим некая взаимозависимость кольца и его хозяина - с одной стороны, без носителя это кольцо абсолютно бесполезно, просто кусок металла с вкраплениями электроники, а с другой - герою тоже без этого кольца оставалось бы только мечтать о своём статусе "последней надежды человечества". Такая ситуация вообще характерна для тех произведений масскульта, где герою статус "избранного" дарует обладание неким особым предметом, будь то магический артефакт или суперкрутой технологический девайс. С той, правда, небольшой разницей, что если, скажем, в мультсериале по мотивам "Мумии" или в "Бен 10" злодей (в "Мумии" это Имхотеп, а в "Бен 10", соответственно - Вилгакс) хотя бы теоретически может каким-то образом снять с руки Алекса О`Конелла или Бена

Теннисона Браслет Осириса/Омнитрикс и надеть на свою (это, собственно, оба злодея на всём протяжении своих сериалов как раз и пытаются сделать разными способами и с разной степенью успешности), чтобы получить таки наконец даруемые этим предметом суперспособности, то с кейловым кольцом такой фокус не пройдёт, ибо на чужой ладони голокарта местоположения "Титана" просто не высветится. Последнее, впрочем, не помешало дреджам после захвата Кейла в плен скопировать карту прямо с его руки. Такой вот особенностью кольца ещё больше подчёркивается, что особый предмет и его хозяин по отдельности, в общем-то, ничто и никто, и образовать избранного способны только в синтезе друг с другом. А стало быть, Кейлу и экипажу "Валькирии", как я уже говорил, вдвойне повезло, что два необходимых для появления "избранного" элемента смогли сойтись друг с другом и не разъединялись все эти 15 лет.

"Толерантность" в обществе будущего.

[Данная глава будет посвящена взаимоотношениям последних остатков людей (которым пришлось бежать с родной планеты, прежде чем её уничтожили дреджи) с другими разумными видами Вселенной, и жизни первых на положении существ "второго сорта" по сравнению с последними, теме мультикультурализма (очень хорошо разобранной также в вашем обзоре на «Зверополис») и проблемевидового шовинизма, которая может, кстати, оказаться лишь обёрнутой в фантастическую оболочку тонкой социальной сатирой на отношение Запада к беженцам из стран Третьего мира или на до сих пор кое-где так и не изжитый антисемитизм. Исследование этого сюжетного момента и написание этой главы я оставляю вам, ибо у самого меня пока что не подбираются нужные слова, не хватает знаний, глубины взгляда, и опыта в написании статей. Рассказать стоит и о моём предположении, что такая картина будущего у Блута и сценариста «Титана» Гэри Голдмана оказалась сформирована творчеством позднесоветско-российского трэш-фантаста (а по совместительству также фрик-историка а-ля Задорнов или Фоменко и конспиролога) Юрия Петухова, не только отступившего от сформированных Ефремовым, Стругацкими, Булычёвым и другими фантастами-классиками традиций советской фантастики, но и фактически попытавшегося деконструировать их, объявив бессмысленным прогрессорство и отрицая романтику исследования бескрайних космических пространств и общения с инопланетными цивилизациями,ведь даже сам космос, по представлениям автора – уже заведомо враждебная человеку среда, где искать ему в общем-то нечего, а Земля на поверку оказывается единственной обитаемой (по крайней мере, разумными организмами) планетой во Вселенной:

«Завершая публикацию открытой части Секретного Отчета Особого Отдела ККНС, мы хотим выразить надежду, что земляне найдут в себе силы противостоять вторжению Зла из Миров Тьмы. Неопубликованная (секретная) часть Отчета таит в себе чудовищный Ужас и Непостижимость. Землянам еще не пришло время знать всю правду о том Зле, что окружает их. Но одно мы должны сказать. Вся наша земная жизнь подтверждает, что самые выдающиеся мыслители Земли — ученые, физики, математики, ядерщики, не говоря уже о великих писателях, философах и богословах в результате титанической мыслительной деятельности своей приходили к однозначному выводу — Бог есть! И есть дьявол. Есть преисподняя, таящая зло и ужас. И именно оттуда проникают к нам сонмы бесов, несущих обличие «инопланетных резидентов»… Ученый мир и Святая Православная Церковь едины во мнении — Космос пуст и мертв, в нем нет ничего! Космос — это мертвая пустыня, пропасть. Но есть миры иных измерений, есть то, что в просторечии называют — ад, нечистая сила, инферно. С выходцами оттуда, с бесами, попросту говоря, мы и имеем дело. Сказки о добреньких инопланетянах — не просто глупые сказки, это намеренно распространяемая чудовищная ложь, которая должна способствовать отвращению человека от Света, от Бога. И Вы убедитесь — это Правда!»

- Из газеты «Голос Вселенной»

Даже отношение инопланетян из «Титана» к людям удивительно напоминает аналогичное со стороны жителей той планеты, на которую попал в первой части «Звёздной мести» Петухова бравый космодесантник Иван – а относились последние к людям откровенно по-нацистски и даже в личных разговорах между собой называли их не иначе как «амёбами»! А дреджи так вообще идеально подходят под данное выше описание являющихся в космос через периодически открывающиеся там порталы из самых мрачных, жутких и кошмарных из всех существующих тёмных потусторонних измерений, демонов–если присмотреться повнимательней, то это может оказаться вообще последним возможным объяснением и непобедимости дреджей каким-либо из доступных всем вместе взятым разумным видам Вселенной оружием[кадры, где Корсо объясняет Кейлу с Акимой, что дреджей нельзя победить, ибо те есть ни что иное как чистая энергия], и внезапности их появления во Вселенной неизвестно откуда, и беспричинной, казалось бы, враждебности по отношению к людям, и ещё ряда других черт! И ещё один весьма интересный момент –ещё в начале фильма, когда дреджи наведываются на Тау-14, можно заметить, что дреджи представителей других видов в общем-то не трогают (уничтоженный дреджевским выстрелом повар, похожий на гигантского сверчка, здесь – скорее исключение, просто потому, что в самый разгар погони за людьми попался под горячую руку), а те в ответ не только не сопротивляются появлению незваных гостей, но и даже не очень-то боятся их – не прячутся и не разбегаются, продолжая всё так же сидеть за своими столиками и спокойно позволяя им обыскивать коридоры и помещения станции в поисках своей главной добычи, как бы дают молчаливое согласие на межвидовые разборки у себя под боком и особо не препятствуют возможной небольшой перестрелочке или даже бою в общественном месте (кстати, заметьте, что подобная фигня творится не только на Тау-14, но и на всей нечеловечекой территории), и что у дреджей таким особых счётов, как к людям, ни к одному виду во Вселенной больше нет.Всё это наводит на мысли о возможном коллаборационизме со стороны внеземных видов, а то и вовсе о том, что они с дреджами, при всех внешних различиях, внутри суть одно и то же (как раз те самые принимаемыелюдьми за инопланетян демоны), и действуют сообща, всячески втихушку помогая друг другу сжить со свету род человеческий (вставшие же на путь защитычеловечества и помощи ему инопланетяне, вроде Гуна, Стит и обитателей Сешарима – точно такое же редкое исключение, как тот несчастный повар).В этом свете, кстати, уже очень подозрительно смотрится то, что Тэк даже в разгар перестрелки на Тау-14 решил всё-таки остаться на станции – возможно, он вовсе и не жертвовал собой, а просто заранее знал, что его, если он, конечно, не станет заступаться за людей, дреджи не тронут. Может вообще статься, что местоположение носителя карты выдал даже не Прид (о нём позже), а именно Тэк, да и вообще это мог с равной вероятностью быть любой из находившихся на станции инопланетян, в том числе и те двое затаивших после взбучки от Корсо злобу на Кейла повздоривших с ним сослуживцев. Или даже вообще, что о существовании «одной интересной планетки в Солнечной системе, галактика Млечный Путь, координаты такие-то такие-то, способной угрожать вашему существованию» дреджам поведали сразу же после первых совершённых людьми межпланетных контактов как раз таки познакомившиеся с ними цивилизации. Да и вообще, если как следует посмотреть на то, какой цирк уродов (в том числе и моральных) на всём протяжении мульта представляет собой большая часть межгалактического сообщества, может сложиться впечатление о творении Блута и Голдмана как о чистой петуховщине.]

Анализ.

Перед тем, как вынести мультфильму окончательную моральную оценку, сверим его содержание с признаками вредного мультфильма, указанными в отдельной статье на

"Научи хорошему":

"1. Главные герои мультика ведут себя агрессивно, жестоко, калечат, убивают, причиняют вред. Причем все подробности этого «смакуются», даже если всё это подано под маской юмора."

Хммм.... Ну, что ж, отрицать бесполезно, в связи с наличием большого числа разнообразных боёв, как в космосе, так и на поверхностях планет и на бортах кораблей, жертв и ранений в мультфильме набралось предостаточно. Правда, насчёт "смакования" я не сказал бы - большая часть смертей в мультфильме сглажена тем, что они либо не попали в кадр (как например, гибель землян, не успевших эвакуироваться до того, как дреджи успеют сделать свой ультимативный выстрел по планете, и тех, что хоть и успели, но корабли которых были либо сбиты дреджами, не успев вылететь за пределы зоны атаки, либо разбились об обломки Земли, либо не успели вырваться за пределы радиуса действия гигантской взрывной волны; или смерть профессора Такера, ну или ещё, возможно, самопожертвование Корсо - но было ли оно, тут можно только догадки строить; такая же, впрочем фигня и с Тэком, отказавшимся во время атаки дреджей на мусороперерабатывающую станцию бежать от них - его судьба тоже неизвестна, просто пропали все его упоминания в мультфильме), либо оказывались ложными (Кейлу например, собственная гибель от дреджевского выстрела только приснилась в кошмарном сне, а Гун после того, как попал под удар взрывного устройства, не умер, а просто потерял сознание - и обрёл, что характерно, в самый критический момент, придя на помощь друзьям, когда, казалось бы, дело уже совсем плохо и конец нашей команде - то есть сыграл такую своеобразную роль deus`а ex machina), либо, в случае с уничтожением дреджей в ходе боёв, никаких устрашающих для человеческого сознания деталей, типа крови и прочих жестокостей, при этом не демонстрируется - "убитый" дредж просто разлетается на облачко синих искр и дыма - это вроде как бы энергия, из которой эти дреджи состоят, плюс ещё на более простое восприятие "гибели" дреджа работает и то, что у них никак не выражены индивидуальность, эмоции, разум и прочее то, что помогает вызвать сопереживание к существу на экране, и вообще [тут нужна помощь в подборе слов] - за это спасибо их роботоподобному облику, общей молчаливости (за исключением их лидера, изредка произносящего на неизвестном языке инопланетным голосом какие-то простые фразы, смысл которых всё равно в конечном итоге сводится к уничтожению людей), и тому факту, что каждый дредж на экране - это одна и та же клонированная 3D-моделька с патриклами: в общем, всё сделали для того, чтобы зрителям таких "муравьёв-солдатиков" и "компьютерно-игровых врагов", смыслом жизни которых изначально является исключительно злодейство, не было жалко. Есть, правда, убийства и довольно жестокие: например, когда дреджи "убирают" случайно попавшегося им на дороге повара с мусороуборочной станции [соотв. кадры из м/ф] или когда Прид таки получает справедливое наказание за своё предательство:

[соотв. кадры из м/ф]

"2. Плохое поведение персонажей по сюжету либо остается безнаказанным, либо даже ведет к улучшению их жизни: получению признания, популярности, богатства и т.д."

Безнаказанным оно осталось, пожалуй, разве что у Корсо - благодаря тому, что тот не стал дожидаться, пока его в конце концов призовут к ответу за все его делишки, и спешно "перекрасился" в "хорошего парня", даже внеся собственный посильный вклад в создание новой Земли и победу над дреджами, после чего куда-то исчез. Прид же, который, встав против всей команды, хотел улучшить свою жизнь (точнее, просто сохранить её), как раз-таки поплатился сполна.

Похожей участи чудом избежал Кейл, регулярно срывавший зло на своих "коллегах" по работе, все эти годы чморивших, гнобивших и унижавших его: [соотв. кадры из м/ф] (этим инопланетянам, кстати, Корсо как раз такую вот буллерско-ксенофобскую дурь из мозгов, или что там у них, и выбил).

"3. В сюжете демонстрируется опасное, в случае попытки его повторения в реальной жизни, для здоровья или жизни поведение."

Ну, знаете - попытки запрыгнуть под вражеским обстрелом на несущийся с сумасшедшей скоростью корабль, таран запертых ворот в конце стыковочных туннелей космической станции лишившимся двигателей этим же самым кораблём, по инерции скребущим металлический пол, или попытка без скафандра выбраться из открытого космоса (где, между прочим, помимо вакуума, несчастного поджидают также абсолютное отсутствие давления и экстремальные перепады температур, смертельные для любых живых существ) с помощью струйки огнетушителя, полёты на гигантских летучемышоидах и многие другие моменты в экшн-сценах - это поведение, конечно, опасное, однако, принимая во внимание уровень развития наших космических технологий, возможность повторить это в реальной жизни появится у людей ещё очень и очень нескоро.

"4. В мультфильме персонажам присуще поведение, нестандартное для их пола: мужские персонажи ведут себя по-женски, женские — по-мужски."

Поведение женских персонажей подробно разобрано в отдельной главе. Добавить к этому можно лишь парочку мелких моментиков. В первом Кейл, чуть не испепеливший только что жестоко приколовшегося над ним сослуживца другого вида своей плазмопилой, в ответ на демонстрацию гнева и угрозы того посылает ему через скафандр "воздушный поцелуй" - жест, как мне кажется, явно не мужской. А второй момент - это жеманно-ахтунговский голосок Прида, становящийся своего рода "вишенкой на торте" его и без того неприятных внешности и внутреннего мира.

"5. В сюжете присутствуют сцены неуважительного поведения по отношению к людям, животным, растениям. Это может быть глумление над старостью, немощностью, слабостью, физическими недостатками, социальным и материальным неравенством."

Про неуважительное поведение по отношению к людям - враждебному и предвзятому отношению к Homo Sapiens`ам других видов также целая глава посвящена была. Насчёт неуважения к животным можно вспомнить сешаримскую сценку охоты Прида на то несчастное насекомое.

А вот насчёт старости уже интересно - одним из комик-релифов и источников шуток в мультфильме является весьма пожилой Гун, эксплуатирующий очень популярный в западной масс-культуре типаж "сумасшедшего учёного", в голове которого гениальность [кадры, где Гун рассказывает, как создал одно из своих изобретений во сне и другие подобные примеры экстраординарных способностей Гуна] мирно соседствует со способностью попадать впросак в совершенно банальных повседневных ситуациях [кадры, где молодой и не имеющий специального образования Кейл парой нажатий кнопок "чинит" голокарту космоса, вызвав тем самым дикую радость Гуна, и другие подобные примеры], за счёт чего о персонаже и создаётся впечатление как о существе очень странном, своеобразном "Человеке (хоть Гун и не человек) Дождя" (эмигрантский писатель, дегенеролог и основатель "высшей социологии" Григорий Климов для обозначения такого типажа специально ввёл собственный термин "гениот" - словесный микс, как можно догадаться, "гения" и "идиота"). А вот кто - уже гораздо менее забавное, чем Гун, существо, так это Стит (голос и морщины на лице, в принципе, могут создать кое-какое представление о её возрастной фазе): из неё создатели мультфильма сделали истеричную старую брюзгу, вспыхивающую агрессией по любому поводу.

Тем самым у посмотревших мультфильм детей формируется негативный стереотип о пожилых людях как о уже помаленьку начинающих выживать из ума клованах-маразматиках либо как о вредных злобных старухах, то и дело на что-нибудь прикрикивающих и ворчащих.

Про глумление над социальным и материальным неравенством - см. начало пункта, хотя кроме главы о межвидовых отношениях (гусары, молчать!) под это может попасть ещё сценка, где Прид, пытаясь выдать перед стражником рынка свою команду за рабов, приведённых на обмен, для пущей убедительности подпинывает Корсо, "чтоб шевелился поживее".

"6. Герои фильма несимпатичны и даже уродливы. Для детского восприятия, для более легкой ориентации в том, кто «плохой», а кто «хороший», необходимо, чтобы положительный герой был симпатичным и внешне приятным. Тогда ребенку будет проще понять, кому из героев следует подражать, а кому напротив."

Вообще-то один из уродливых вроде как бы героев, Прид, впоследствии полностью оправдал свой облик, оказавшись на поверку злодеем, так что тут форма и суть, как говорится, не расходятся.

Другое дело, что Стит, до конца остающаяся, несмотря на свой с виду скверный характер, персонажем вполне положительным, тоже, к сожалению, не красавица.

"7. В мультике культивируется праздный образ жизни, пропагандируется идеал «жизнь — вечный праздник», политика избегания трудностей и достижения целей легким путем, без труда или даже обманом."

Такого что-то не нашёл.

"8. В сюжете высмеиваются и показываются с подчеркнуто неприглядной стороны ценности семейных отношений. Главные герои-дети конфликтуют со своими родителями, которые показаны глупыми и нелепыми. Герои-супруги ведут себя по отношению друг другу подло, неуважительно, беспринципно. Пропагандируется идеал индивидуализма и отказа от почитания семейных и супружеских традиций."

А вот тут, к сожалению, не всё так радужно. Начнём с того, что у Кейла действительно есть кое-какие затырки в отношениях с отцом (как выясняется впоследствии, давно уже покойным), вплоть до того, что при первом знакомстве с Корсо Кейл вообще отрицает, что отец у него был: [соотв. кадры из м/ф] Матери у мальчика, судя по всему, нет, и ни разу в мульте не намекается даже, что вообще когда-либо была (что вызывает кучу вопросов, как при таком раскладе у учёного мог появиться сын - то ли Такер на самом деле был гермафродитом, то ли мальчик - приёмный, то ли не сын он Сэму на самом деле, а его генетически слегка модифицированный - чтобы действительно напоминать сына, а не недоразвитую "копию" профессора - клон, исходная клетка которого предварительна подверглась предварительному омоложению и регенерации (чтобы продлить клону жизнь и избежать "эффекта овцы Долли", когда из-за старости клетки в момент забора клон умирает естественной смертью примерно тогда же, когда это положено донору) - то есть так же, как например, у Джанго Фетта из второго эпизода "Звёздных войн" появился "сын" Боба).

Таким образом, семья у Кейла не только, как это иногда называется в психологической среде, "дисфункциональная", но и неполная, а к своим 19-20 на момент основных событий годам, как выясняется уже незадолго до развязки, Кейл так и вовсе давным-давно оказался круглым сиротой.

Чем опасно введение в мультфильмы героев с подобным "семейным положением", было подробно разобрано в упомянутой в предыдущих главах статье "Научи хорошему" "Дисней: Отравленные сказки" (пункт 2, "Дискредитация и обесценивание родительства").

Так вот, затырки эти в отношениях отца и сына возникли, скорее всего, из-за того, что при эвакуации отец не взял Кейла с собой на "Титан" или хотя бы не полетел на одном с сыном корабле, и якобы, как тот понял своим детским мозгом, навсегда бросил в одиночестве. Однако надо понимать, что это решение профессора было вынужденным - под конец, как я уже сказал, выяснится, что таким образом Такер фактически спас мальчику жизнь. Так что на самом деле профессор действительно беспокоился о своём сынишке, переживал за него, по-настоящему его любил (об этом говорят, кстати, и вечные печаль и забота во взоре и тихом добром голосе: [соотв. кадры из м/ф]). И "бросать" мальчика он вовсе не собирался, по нему самому видно, что такая вот разлука была ему не в радость. Даже в последнем видеопослании Такера во взгляде и голосе профессора прослеживается стыд и чувство вины за то, что тот не смог выполнить своё обещание сыну и наконец-то повидаться с ним: [соотв. кадры из м/ф]

Этот вот позитивный образ доброго, любящего и заботливого родителя, проявляющего жертвенность ради спасения ребёнка, так или иначе, сглаживает негативный момент с "дисфункциональностью" семьи Кейла.

Но увы, детский эгоизм и страхи, к которым к тому же подмешались чересчур сложные обстоятельства (в которых было слишком мало времени, чтобы объяснить причины столь спешного расставания) и подозрительная затянутость разлуки, всё-таки наложили свой отпечаток на сознание несчастного пацана, оставив там очень глубокую и тяжёлую психологическую травму, на изжитие которой потребовалось целых 15 лет.

К счастью, с течением в

Наши рекомендации