Тема 1. РАЗГЛЯДИ СЕБЯ В ЗЕРКАЛЕ
Средний дошкольный возраст
Тема | Программное содержание |
Разгляди себя в зеркале | Развивать представление о своем внешнем облике. |
Что между нами общего? | Продолжать знакомить с отличительными особенностями других детей. |
Представь и изобрази себя другим | Учить изменять свою внешность в соответствии с воображаемым образом. |
Твоя любимая еда | Продолжать определять вместе вкусы и предпочтения детей в еде, сравнивать со вкусами и предпочтениями других людей. |
Животное, которое тебе нравится | Продолжать определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к животным, сравнивать с предпочтениями других людей. |
Твоя любимая игра, игрушка | Продолжать определять вместе с детьми их предпочтения в играх и игрушках. |
Красивый - безобразный | Определить вместе с детьми, что они считают красивым, а что — безобразным. |
Обычный — странный | Развивать представления детей о том, что вкусы и мнения бывают разными. |
Тема 1. РАЗГЛЯДИ СЕБЯ В ЗЕРКАЛЕ
Ø Игра «Говорящее зеркало»
Ребенок, глядя в зеркало, описывает свою внешность, говоря от имени зеркала.
Ø Игра «Узнай, про кого я расскажу»
Воспитатель описывает внешность кого-либо из ребят, а дети, разглядывая себя в большом зеркале, угадывают, о ком идет речь.
Ø Игра «Водяной»
Дети встают в круг. Ребенку, который исполняет роль Водяного, завязывают глаза. Затем дети говорят ему: «Водяной, Водяной, что сидишь ты под водой? Водяной, Водяной, утащи меня с собой!» Ведущий должен схватить одного ребенка, на ощупь определить кто это и назвать имя.
Тема 2. ЧТО МЕЖДУ НАМИ ОБЩЕГО?
Ø Игра «Найди меня»
Ребенок с завязанными глазами выбирает из пяти детей определенного мальчика или девочку.
Ø Музыкальная игра «Кто поет?»
Не видя поющего ребенка, дети должны узнать его по голосу.
Ø «Потерянные вещи»
Детям предлагается угадать, кому из них принадлежат туфля, шарф, варежки и т. д.
Ø Дидактическая игра «Чьи глаза?»
Воспитатель закрывает нижнюю часть лица на фотографии какого-либо ребенка из группы. Дети стараются догадаться, кто это и объясняют, как им это удалось сделать.
Ø Игра «Радио»
Один из детей, «диктор», описывает внешность «потерявшегося» ребенка, а остальные угадывают, о ком из присутствующих идет речь.
Ø Дидактическая игра «Узнай себя лучше»
Дети сравнивают себя по росту, особенностям тела, исполь-зуя дляэтою различные мерки, затем обводят силуэты друг Друга на плотной бумаге.
Тема 3. ПРЕДСТАВЬ И ИЗОБРАЗИ СЕБЯ ДРУГИМ
Ø Пантомима «Догадайся, кто я»
Ребенок в движении изображает кого-либо, например, клоуна, старушку, животное. Остальные дети угадывают, кого он изображает.
Ø Рисование себя в полный рост.
Дети делятся на пары. Один ребенок ложится на большой лист бумаги, другой — обводит его тело по контуру. Затем они меняются местами. Каждый ребенок разрисовывает свой силуэт по желанию, изображая себя, например, с длинными волосами, с другим цветом глаз, то есть таким, каким бы он хотел себя видеть.
Ø Игра «Театр эстрады»
Гримирование и ряжение под знаменитых артистов, героев сказок.
Ø Изготовление различных масок.
Ø Рисование лиц на надутых воздушных шарах, с последующей выставкой работ.
Тема 4. ТВОЯ ЛЮБИМАЯ ЕДА
Ø Дидактическая игра «Узнай на вкус»
Дети с завязанными глазами угадывают вкус предложенных продуктов, причем подбор продуктов может быть любым.
Ø Приготовление винегрета.
Сначала детям предлагается попробовать сырые и вареные овощи по отдельности (морковь, свекла, картошка и т. д.), оценить их вкусовые качества.
После приготовления винегрета все вместе его едят. В заключение делается вывод о том, что, когда всего в меру, то и горький лук не портит вкус блюда.
Ø Рисование.
Дети рисуют продукты, которые считают вкусными или невкусными.
Ø Дидактическая игра «Что откуда?»
Детям предлагается с закрытыми глазами узнать по запаху разные предметы: душистое мыло, зубную пасту и т. д.
Тема 7. КРАСИВЫЙ - БЕЗОБРАЗНЫЙ
Ø Дидактическая игра «Красивое — некрасивое»
Детям предлагается отобрать в одну коробочку картинки с изображением того, что они считают красивым, а в другую — всего, что считают страшным, непривлекательным.
Тема 8. ОБЫЧНЫЙ - СТРАННЫЙ
Ø Просмотр мультфильма или кукольного спектакля «Котенок Гав».
Ø Дидактическая игра с картинками.
Ребенок откладывает в одну сторону те картинки, на которых, по его мнению, изображены обычные ситуации, в другую — странные (например, собака лежит на столе, кошка сидит на подоконнике и т. д.).
Ø Рассматривание иллюстраций с изображениями костюмов разных времен и народов. Разговор с детьми о том, что им в этих костюмах кажется обычным, а что — странным.
Ø Рассказ воспитателя об этикете разных народов: например, кто как ест (ложкой, вилкой, папочками, руками и т. д.), кто как здоровается (пожав руку, приподняв шляпу и т. д.).
5) Сценарий занятий «ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯ, ВЗГЛЯДЫ»
Средний дошкольный возраст
Тема | Программное содержание |
Грусть, радость, спокойствие | Продолжать знакомить с основными эмоциональными состояниями и их внешними проявлениями. |
Печаль, горе | Помочь понять причины возникновения грустного настроения (печаль — горе). |
Злость | Помочь понять, что такое злость. |
Страх | Научить справляться со своими страхами. |
Никто меня не любит | Помочь понять, что все нуждаются в любви и сострадании. |
Тема 2. ПЕЧАЛЬ, ГОРЕ
Ø Музыкальное занятие
Прослушивание произведений П. Чайковского «Болезнь куклы», «Смерть куклы» («Детский альбом»).
Ø Чтение рассказа Л. Толстого «Птичка»
Вопросы к детям:
· Зачем мальчик посадил птичку в клетку?
· Какое настроение было у птички?
· Почему птичка хотела улететь?
· Что почувствовал мальчик, когда увидел мертвую птичку?
· Было ли вам когда-нибудь очень грустно?
· Что помогло вам преодолеть грусть?
Тема 3. ЗЛОСТЬ
Ø Чтение сказки А. Толстого «Приключения Буратино»
Беседа о характере Карабаса-Барабаса, инсценировка отрывков сказки с его участием.
Вопросы к детям:
· Каких героев этой сказки можно назвать злыми? Почему?
· А что чувствуете вы, когда встречаетесь со злыми людьми?
Ø Беседа о героях сказок
Дети рассказывают, кого из сказочных героев они считают добрыми, а кого — злыми, и почему.
Обсуждение ситуаций и случаев, вызвавших у детей чувство злости.
Тема 4. СТРАХ
Ø Чтение стихотворения С. Маршака «Чего боялся Петя?»
После чтения стихотворения воспитатель спрашивает детей, что означают слова: «У страха глаза велики». Затем раздает детям карандаши и бумагу и предлагает нарисовать на одной половинке листа, кого или чего они боятся, а на другой — что может помочь преодолеть страх.
Ø Чтение произведения Н. Носова «Живая шляпа»
Вопросы к детям:
· Что почувствовали мальчики, когда увидели странную шляпу?
· Как они себя вели, когда испугались?
· А вы чего-нибудь боялись в жизни?
Ø Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»
Тема 5. НИКТО МЕНЯ НЕ ЛЮБИТ
Ø Чтение отрывка из сказки Г. X. Андерсена «Гадкий утенок»
Обсуждение состояния гадкого утенка, когда другие птицы осуждали и прогоняли его.
Вопросы к детям:
· Почему утенка прозвали гадким?
· Как к нему относились остальные обитатели птичьего двора?
· Что чувствовал утенок?
· Вы когда-нибудь чувствовали, что вас никто не любит?
Ø Обсуждение ситуаций:
· девочка пришла после болезни с коротко остриженными волосами, ей одиноко и неуютно, все смеются над ней;
· ребенок переходит в другой детский сад, он боится, что у него там не будет друзей.
6) Сценарий занятия «СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ»
Средний дошкольный возраст
Тема | Программное содержание | |
Друзья | Развивать представления о том, что такое дружба. | |
С | кем ты хочешь дружить? | Расширять элементарные представления о том, какими качествами должен обладать друг. |
Ссора | Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, спора. | |
Как помириться | Учить простым способам выхода из конфликта. | |
Ласковые слова | Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств. | |
Что можно делать, а чего нельзя | Помочь понять необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения. | |
Тема 1. ДРУЗЬЯ
Ø Дети прослушивают в аудиозаписи песни о дружбе. Затем воспитатель беседует с ними.
Вопросы к детям:
· О чем эти песни?
· Что такое дружба?
· Про кого вы можете сказать: «Он мой лучший друг!»
Ø Читает детям рассказ В. Драгунского «Он живой и светится».
Вопросы для обсуждения:
· Почему мальчик решил поменять дорогую игрушку на светлячка?
· Есть ли у тебя друг? Расскажи о нем.
Тема 3. ССОРА
Ø Просмотр мультфильма или чтение произведения В. Сутеева «Яблоко».
Вопросы для обсуждения:
· Почему звери не могли договориться между собой?
· Как разрешил их спор медведь?
· Как еще можно помочь зверям?
Тема 4. КАК ПОМИРИТЬСЯ
Ø Кукольный спектакль по произведению Г. Остера «Хорошо спрятанная котлета»
После просмотра спектакля воспитатель обсуждает с детьми, как лучше помириться котенку и щенку.
Ø Чтение художественного произведения Е. Пермяка «Самое страшное»
Вопросы для обсуждения:
· Почему с Вовой никто не захотел играть?
· Почему рассказ называется «Самое страшное»?
· Что бы вы посоветовали Вове?
Тема 5. ЛАСКОВЫЕ СЛОВА
Ø Дети слушают в аудиозаписи песню В. Шаинского «Улыбка».
Вопросы к детям:
· Понравилась ли вам эта песня?
· Какие чувства она у вас вызывает?
Ø Воспитатель показывает, как вести себя при знакомстве, активизирует в речи детей выражения: «будем знакомы», «меня зовут...», «давайте познакомимся».
Ø Затем педагог предлагает каждому ребенку взять за руку своего друга или друзей:
Вопрос:
· Что ты чувствуешь, когда держишь руку друга (подруги) в своей ладошке?
Средний дошкольный возраст
Тема | Программное содержание |
Разгляди себя в зеркале | Развивать представление о своем внешнем облике. |
Что между нами общего? | Продолжать знакомить с отличительными особенностями других детей. |
Представь и изобрази себя другим | Учить изменять свою внешность в соответствии с воображаемым образом. |
Твоя любимая еда | Продолжать определять вместе вкусы и предпочтения детей в еде, сравнивать со вкусами и предпочтениями других людей. |
Животное, которое тебе нравится | Продолжать определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к животным, сравнивать с предпочтениями других людей. |
Твоя любимая игра, игрушка | Продолжать определять вместе с детьми их предпочтения в играх и игрушках. |
Красивый - безобразный | Определить вместе с детьми, что они считают красивым, а что — безобразным. |
Обычный — странный | Развивать представления детей о том, что вкусы и мнения бывают разными. |
Тема 1. РАЗГЛЯДИ СЕБЯ В ЗЕРКАЛЕ
Ø Игра «Говорящее зеркало»
Ребенок, глядя в зеркало, описывает свою внешность, говоря от имени зеркала.
Ø Игра «Узнай, про кого я расскажу»
Воспитатель описывает внешность кого-либо из ребят, а дети, разглядывая себя в большом зеркале, угадывают, о ком идет речь.
Ø Игра «Водяной»
Дети встают в круг. Ребенку, который исполняет роль Водяного, завязывают глаза. Затем дети говорят ему: «Водяной, Водяной, что сидишь ты под водой? Водяной, Водяной, утащи меня с собой!» Ведущий должен схватить одного ребенка, на ощупь определить кто это и назвать имя.