Мария Позина, занимается закупкой фильмов на VOD-сервисе «Ivi.Ru»
- Какими критериями должен обладать документальный фильм, чтобы вы его приобрели?
- По большому счету, нужно, чтобы это был просто профессионально сделанный фильм.
- Как часто вы покупаете документальное кино?
- Достаточно редко, в среднем, получается 1 -2 фильма в месяц, иногда даже реже.
- У зрителей пользуются популярностью документальные фильмы?
- Все зависит от тематики фильма. Пользуются определенной популярностью исторические реконструкции, посвященные военным событиям, фильмы об исторических персонажах, реконструкции криминальных преступлений.
- Как вы находите документальные проекты для закупки?
-Мы не ищем фильмы специально, наш сайт не специализируется на документальном кино, но мы рассматриваем полученные предложения
- Упрощает ли продажа фильма на VOD-площадки режиссеру работу по борьбе с «пиратами»? Вы следите за тем, чтобы фильм не появлялся на нелегальных ресурсах?
- Мы чистим фильмы, заставляем «пиратов» снимать наш контент, либо сами меняем их ссылки на фильмы на наши ссылки или плейеры.
- Каковы перспективы интеллектуального, «артхаусного», документального кино на VOD-площадках? Как продажа на эти площадки сказывается на дальнейшей судьбе фильма?
- Безусловно, Интернет–кинотеатры – это еще одна и довольно большая площадка для фильмов, которым трудно пробиться на экраны обычных кинотеатров. Это дополнительная возможность показать свое кино зрителям и получить дополнительный заработок.
Любовь Борусяк, социолог
- Расскажите про исследование, которое проводила Гильдия неигрового кино, и про Вашу роль в этом исследовании.
- Исследование было очень большое, они разослали по всем киностудиям анкеты с просьбой описать их штат, оборудование, количество фильмов, привлеченный персонал – все, что можно, про деятельность студий, но возврат был не полный. Плюс рассылали анкеты по фестивалям, руководителям международных и внутренних фестивалей документального кино, и получилось 6-7 подробных ответов. Разослали анкеты киноклубам, которые занимаются документального кино, в которых спрашивается про помещения, проблемы, какие залы арендуют, финансируют ли власти, помогает ли им кто-то. Получился огромный объем, нужно было все это свети. Я работала с этим материалом и написала отчет про всю деятельность этой отрасли. И провела экспертное интервью с режиссерами. Если хотите знать, в чем главная проблема отрасли – это абсолютно кустарная область. Это нельзя назвать индустрией.
- Я пишу про весь цикл, начиная от производства и заканчивая показом, и моя гипотеза заключается в том, что существуют какие-то схемы, которые могут привлечь зрителя к фильму, в независимости от принадлежности его к жанру документального.
- Это абсолютно бессмысленное заявление, я много лет работала на телевидении, в том числе, 10 лет начальником аналитического отдела. Занималась социологией телевидения и показа. Во-первых, жанр имеет огромное значение. Во-вторых, у российского документального кино шансов стать другом телевидения, кроме телеканала «24_DOC», нет никаких, потому что большинство студий производит по 1 фильму в год, и далеко не все они соответствуют телевизионному хронометражу. Телевидение – это отрасль, поэтому нужен отраслевой подход. Сейчас огромное количество студий снимает «артхаус» – что вижу, то пишу. Оно не качественное, на такой технике, что даже показывать нельзя. «Артхаус» – это самовыражение. Но если ты не высоко профессионален, то это самовыражение для твоих родственников, а не с надеждой на многомиллионный телевизионный показ. И телевизионные рейтинги зависят, прежде всего, от контента, а не от продвижения. А здесь контента вообще нет. А для документального кино зритель – это телевидение, остальное денег не дает. Это должна быть линейка, по-другому телевидение не работает. Нет линейки – нет показа. Кроме того, линейки должны быть тематическими. И на телевидении очень высокие требования по качеству, каждый продукт обязательно проходит технический контроль, и все, что не соответствует, не может быть показано зрителю. Внимание зрителя привлекают события, и очень проблемные, а такого проблемного документального кино сейчас почти не снимают, они боятся в это лезть. Например, был показ на «Первом канале» фильма «Антон тут рядом». Во-первых, это особый фильм, во-вторых, его снял телевизионный режиссер на правильную технику. В-третьих, это вошло в социальную жизнь. Таких фильмов в год может быть от силы два. В общем, в России это не промышленное производство с определенным качеством. Для многих это своего рода увлечение. Все, кто приходит работать в документальное кино, знают, что жить этим и зарабатывать нельзя. Все живут с мечтой о деньгах из Минкульта, чтобы мое режиссерское любопытство оплачивало государство.
- А по каким принципам государство финансирует документальные проекты? Есть ли проходные авторы или темы?
- Это больная проблема. Они поддерживают 400 фильмов в год, но там очень мутное финансирование. Мы пытались создать белую схему, чтобы были ясны правила, в каком случае ты можешь быть поддержан. Во время экспертных интервью я обнаружила, что среди режиссеров есть любопытный возрастной разрыв: есть старшее поколение режиссеров, начальников студий, которые уверены, что государство должно оплачивать все, что это дело государственной важности и государство должно закупать кино на федеральном и региональном уровнях. А регионы особенно не спешат этого делать, кстати. И есть более продвинутая молодежь – как Женя Григорьев, Гоша Молодцов – те, кто понимают, что нужно входить в рыночную ситуацию. И они считают, что огромную роль должен играть продюсер, что нужно все ставить в рыночные рамки, а не надеяться, что все будет оплачивать государство. Конечно, государство оплачивает многие фильмы, и большинство никогда не видят зрители, они вообще нигде не показываются. Да и где их показывать, не очень понятно. Они предложили такую схему: если ты претендуешь на бюджет, то должен представить отчет о том, что было с предыдущим фильмом. Еще у экспертов старшего поколения есть идея квот – если насильно обязать телевидение показывать фильм, то никуда оно не денется, будет показывать. Наверно, не денется, да. Но еще нужно требовать показывать в хорошее время, иначе будут показывать в 3 часа ночи. Телевидение мечтает о рекламе и о рейтингах. Ставить изначально провальный контент – это значит проиграть конкурентам. Только «Культуре» это не так важно, так как это некоммерческий канал. Но и они хотят аудиторию. В общем, проблему финансирования можно решить. А что дальше - это большой вопрос. В отрасли у фильма потенциала для выхода к широкой аудитории нет. Контент создает аудиторию, а не наоборот, особенно в ситуации конкуренции. Тем более, как оказалось, очень в плохом состоянии находятся большинство киноклубов, особенно региональных. У них, как правило, нет залов, они что-то арендуют. Нерегулярно собираются, поэтому нет лояльной аудитории.
- А что в Гильдии понимали под киноклубами? Должно быть что-то где-то зарегистрировано?
- Киноклуб – это, как правило, какой-то энтузиаст, который в кинотеатре собирает людей или еще где-то. Как официально это выглядит, не знаю, юридическая сторона меня не интересовала. По идее, это любители, которые просто приходят и обсуждают.
- А где они берут фильмы?
- С фильмами в регионах огромная проблема. Они надеются на помощь гильдии. У них нет новых фильмов, и им хотелось бы, чтобы, кроме фильма, приехал режиссер. Но денег ни у кого нет. И чтобы долететь до Алтая, почти ни у кого нет средств. Марина Разбежкина этим занимается. Они фильмы показывают, молодые режиссеры приезжают, это правильно. Но такую работу имеют возможность проводить крайне мало кто. Это некоммерческая деятельность, нужно это делать за свои деньги. И делает это производитель, а не прокатчик. Но надеяться, что все так смогут, малореалистично. Плюс ко всему и Марина, и ее ученики хорошо работают, при этом у них хорошая техника – это можно показать. Здесь нет никакой системы – все вокруг одной личности. Это работает как казус, а производство должно быть промышленным. Как работает BBC? Они вкладывают в производство много денег, а отбивают их за счет показа во всем мире. Иностранцы заинтересованы в российском документальном кино – великие имена, Дзига Вертов и пр. Но сегодняшнее состояние, при всей нашей блистательной культуре, не очень. Дзигу изучают во всем мире, но с тех пор некоторое время прошло – сто лет. Поэтому я искренне не представляю, как это все можно перевести на промышленные рельсы – а это единственный способ. Конечно, Министерство может сказать: «Если не поставите, то лишим вас кнопки». Но что это решает? Под угрозой расстрела поставят. А что они будут ставить? Это должна быть линейка, а из чего ее выстраивать?
- А если представить ситуацию, когда качественная школа типа школы Марины Разбежкиной должна производить фильмы для такой линейки, а телевидение обязано потом это показать?
- Все не рыночное не работает, а одна хорошая студия даже на месяц не обеспечит линейку. И если телевидению предлагают поставить какой-то интересный контент, они с радостью это сделают. Ведь они делают сами для себя документальные линейки или покупают их за границей, что, кстати, проще, ведь там готовые пакеты, и ты можешь посмотреть, что покупаешь. А в России отрасль несвязанная и неоснащенная – ни технически, ни идейно. И все при этом мечтают, что телевидение обязали – и показывают тебя, да еще и платят. У нас большинство отечественных художественных фильмов себя не окупают. А документальные не окупают себя еще больше, хоть и стоят дешевле. Я здесь вижу два выхода. Либо через Гильдию создавать рыночную систему, либо обязывать кинотеатры и телеканалы через государство – только не понятно с какой целью, ведь аудитории это все равно не интересно. Конечно, производители тут не согласятся, они всегда говорят одно и то же – аудитории нет, потому что не показывают их фильмы, а если показывать, то и аудитория появится. Но если бы это было так, то, наверно, все программы телевидения были бы рейтинговыми. А многие выходят годами, а аудиторию так и не собирают. Тема у Вас крайне сложная: «За успех нашего безнадежного дела», - был такой диссидентский лозунг. Когда я во все это окунулась, я была сильно поражена, как будто из XXI века вернулась в XIX, во времена братьев Люмьер. Рыночные механизмы не работают, отсталость ужасная – еще одну такую кустарную отрасль трудно найти. То, что появилась Гильдия, это большое продвижение, если ей удастся новые идеи привести в жизнь. Они понимают, что это нужно делать рыночным и продаваемым. Многие студии рады, что появилась организация, которая может координировать процесс. А раньше и этого не было, все жили по своим норам.
- Можно сказать, что у аудитории есть интерес к документалистике?
- Это бессмысленная формулировка: есть контент – есть интерес. Если появляется контент, соответствующий запросу и ожиданиям аудитории, то и интерес появится. Сформировать с помощью фильмов Манского и Мирошниченко лояльную аудиторию нельзя, этого слишком мало. Контент должен быть регулярным и, повторюсь, должен соответствовать запросам аудитории. Сейчас документальное кино может восприниматься зрителем не как жанр, который имеет лояльную аудиторию, для этого нужно другое количество контента, а как отдельное событие. Вот был фильм «Птицы», и он не воспринимался зрителями именно как документальное кино, это было громкое событие, которое привлекло людей. Зрителя интересует острая социальная проблематика. Но тут нет никакой уверенности, что государство будет вкладывать в это средства. А своих денег на это нет.
- А если снимать в копродукции с другими странами?
- Это самая разумная идея. Но чем их заинтересовать? Если только у них есть интерес к нашим проблемам. Если есть хорошие сценарии, то может что-то такое получиться. Но это тоже на уровне отдельных людей. Это не индустрия, это способ получения удовольствия. Деньги этим не зарабатывают.
- Так только в России?
- Нет, неприбыльный артхаус везде существует. Люди везде хотят самовыражаться. И знают, что это не принесет денег. Просто на Западе не предполагается что любой человек, который что-то снял, потом получит за это деньги или что государство ему что-то обязано дать.
[1] В Индексе Восприятия Коррупции в 2013 году Россия набрала 28 баллов и заняла 127 место из 177 возможных, наряду с Азербайджаном, Пакестаном, Ливаном, Никарагуа и др. // Россия в Индексе Восприятия Коррупции-2013: застряли // Официальный сайт «Трансперенси Интернешнл Россия» // URL: http://www.transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/zastriali (дата обращения: 18.03.2014).
[2] Степень имущественного расслоения населения (индекс Джини) // Волобуев В. Как в Нигерии // Аналитический ресурс «Эксперт Сибирь», №11 (324) // URL: http://expert.ru/siberia/2012/11/kak-v-nigerii/media/130435 (дата обращения: 18.03.2014).
[3] Необходимость структурных изменений // Рубрика «Досье» // Аналитический ресурс «Expert Online» // URL: http://expert.ru/2012/12/20/neobhodimost-strukturnyih-izmenenij (дата обращения: 18.03.2014).
[4] Каменский А. Максим Ковальский: «Я решил, что указать на нарушение тут важнее всего остального // URL: http://www.forbes.ru/sobytiya/lyudi/77447-ya-reshil-chto-ukazat-na-narushenie-tut-vazhnee-vsego-ostalnogo (дата обращения: 20.05.2014).
[5] Ходячий транспарант. Журналисты рассказали, чем для них был "Большой город" Филиппа Дзядко // Информационный ресурс Lenta.ru // URL: http://lenta.ru/articles/2012/06/07/bg/ (дата обращения: 20.05.2014).
[6] Телеканал оказался в центре скандала, после того как 26 января 2014 года на сайте «Дождя» был проведен опрос: «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней». Подробнее см.: Нехезин В. «Дождь» под угрозой прекращения вещания // Русская служба BBC // URL: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2014/01/140129_tv_rain_conflict.shtml (дата обращения: 20.05.2014).
[7] Путин объяснил назначение Киселева главой «России сегодня» // Информационный ресурс Lenta.ru // URL: http://lenta.ru/news/2013/12/19/patriotic (дата обращения: 20.05.2014).
[8] Горяшко С. Уволена главный редактор Lenta.ru // Коммерсант.ru // URL: http://www.kommersant.ru/doc/2427550 (дата обращения: 20.05.2014).
[9] Шенкман Я. Виталий Манский: «Мы – свидетели катастрофы» // Коммерсант.ru // URL: http://kommersant.ru/doc/2330452 (дата обращения: 20.05.2014).
[10] Хлюстова Н. Почему неигровое кино теснит игровое // Ведомости.ru // URL: http://www.vedomosti.ru/lifestyle/news/16314701/pochemu-neigrovoe-kino-tesnit-igrovoe#ixzz2irdEmBVS (дата обращения: 20.05.2014).
[11] Иванова Т. Павел Лунгин: «Мы снова ждем прибытия поезда» // Электронная версия журнала «Искусство кино» // URL: http://kinoart.ru/ru/archive/2014/01/pavel-lungin-my-snova-zhdem-pribytiya-poezda (дата обращения: 20.05.2014).
[12] Дистрибуция неигрового кино // Официальный сайт Гильдии неигрового кино и телевидения // URL: http://rgdoc.ru/projects/prokat-dokumentalnogo-kino/ (дата обращения: 20.05.2014).
[13] Рабигер М. Режиссура документального кино и «Постпродакшн». Учебное пособие// URL: http://refdb.ru/look/2794282-pall.html (дата обращения: 20.05.2014).
[14] Герлингхауз Г. Кинодокументалисты мира в битвах нашего времени. М.: «Радуга», 1986. – 360 с.
[15] Barnouw, E. Documentary. A History of Non-fiction Film. 2nd Revised Edition. NY: Oxford University Press, 1995 – 406 pp.
[16] Einspruch, А. Alternative Finance and Distribution for Documentaries// URL: http://trulyfreefilm.hopeforfilm.com/2013/06/alternative-finance-and-distribution-for-documentaries.html (дата обращения: 20.05.2014).
[17] Broderick, Р. The New Age of Independent Distribution// URL: http://www.documentary.org/content/new-age-independent-distribution (дата обращения: 20.05.2014).
[18] Jong,W.D., Knudsen E., Rothwell, J. Creative Documentary: Theory and Practice // URL: http://www.amazon.co.uk/Creative-Documentary-Practice-Wilma-Jong/dp/1405874228 (дата обращения: 20.05.2014).
[19] International Documentary Association // URL: http://www.documentary.org/(дата обращения: 20.05.2014).
[20] Новости неигрового кино // Официальный сайт Гильдии неигрового кино и телевидения // URL: http://rgdoc.ru/news/ (дата обращения: 20.05.2014).
[21] Муратов С. Документальный телефильм: незаконченная биография.- М.: ВК, 2009. - 362 с.
[22] Кокарев И. Кино как бизнес и политика: современная киноиндустрия США и России: Учеб.пособие. М.: Аспект Пресс, 2009. – 344 с.
[23] Разлогов К. Мировое кино. История искусства экрана. – М.: Эксмо, 2011. – 688 с.
[24] Жабский М. Социология и кинематограф. М.: "Канон+РООИ "Реабилитация", 2012. - 600 c.
[25] Роднянский А. Выходит продюсер. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 288 с.
[26] Barnouw, E. Documentary. A History of Non-fiction Film. 2nd Revised Edition. NY: Oxford University Press, 1995 – 406 pp.
[27] Nichols, B. Introduction to Documentary // Bloomington & Indianapolis, Indiana: Indiana University Press, 2001.
[28] Герлингхауз Г. Кинодокументалисты мира в битвах нашего времени. М.: «Радуга», 1986. – 360 с.
[29] Джулай Л.Н. Документальный иллюзион: Отечественный документализм – опыты социального творчества. 2-е изд. доп. и перераб. М. «Материк», 2005. – 238 с.
[30] Прожико Г.С. Концепция реальности в экранном документе. М.: ВГИК, 2004. – 454 с.
[31] Малькова Л.Ю. Современность как история: Реализация мифа в документальном кино. - М.: «Материк», 2001. – 188 с.
[32] Рошаль Л. Эффект скрытого изображения. Факт и автор в неигровом кино. - М.: Материк, 2001.- 207 с.
[33] Муратов С. А. Пристрастная камера. 2-е изд., испр. и доп. - М.: «Аспект Пресс», 2004. – 187 c.
[34] Сычев С. Эволюция тенденций развития документального кино- и телефильма. Кандидатская диссертация. – М.: 2009 - 348 с.
[35] Кокарев И. Кино как бизнес и политика: современная киноиндустрия США и России: Учеб.пособие. М.: Аспект Пресс, 2009. - с. 7
[36] Роднянский А. Выходит продюсер. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - с. 255
[37] См. Приложение. – с. 243.
[38] Сычев С. Эволюция тенденций развития документального кино- и телефильма. Кандидатская диссертация. – М.: 2009 - с. 189
[39] Материалы круглого стола «Прокат документального кино в России. Утопия или реальность?» // URL: Http://www.kinote.info/articles/8359-prokat-dokumentalnogo-kino-v-rossii-utopiya-ili-realnost (дата обращения: 20.05.2014).
[40] Цит. по Сычев С. Эволюция тенденций развития документального кино- и телефильма. Кандидатская диссертация. – М.: 2009 - с. 306
[41]Разлогов К. Мировое кино. История искусства экрана. – М.: Эксмо, 2011. - с. 10
[42]Джулай Л. Документальный иллюзион: Отечественный документализм – опыты социального творчества. 2-е изд. доп. и перераб. М. «Материк», 2005. - с. 6
[43] Малькова Л. Современность как история: Реализация мифа в документальном кино. - М.: «Материк», 2001. – с.3
[44] Сычев С. Эволюция тенденций развития документального кино- и телефильма. Кандидатская диссертация. – М.: 2009 - с. 44
[45] Малькова Л.Современность как история: Реализация мифа в документальном кино. - М.: «Материк», 2001. – с. 64
[46] Сычев С. Эволюция тенденций развития документального кино- и телефильма. Кандидатская диссертация. – М.: 2009 - с. 61
[47] Джулай Л.Документальный иллюзион: Отечественный документализм – опыты социального творчества. 2-е изд. доп. и перераб. М. «Материк», 2005. - с 8-10.
[48]Там же. С. 10
[49] Сычев С. Эволюция тенденций развития документального кино- и телефильма. Кандидатская диссертация. – М.: 2009 - с. 60
[50] Малькова Л. Современность как история: Реализация мифа в документальном кино. - М.: «Материк», 2001. – с. 133
[51] Сычев С. Эволюция тенденций развития документального кино- и телефильма. Кандидатская диссертация. – М.: 2009 – с. 86
[52] Там же. С. 87.
[53] Сычев С. Эволюция тенденций развития документального кино- и телефильма. Кандидатская диссертация. – М.: 2009 – с.. 104-105
[54] Там же. С. 106.
[55] Сычев С. Эволюция тенденций развития документального кино- и телефильма. Кандидатская диссертация. – М.: 2009. – с. 114-116.
[56] Шавловский К. Второе дыхание // Журнал «Сеанс» // URL: http://seance.ru/n/32/kinotv/vtoroe-dyihanie/ (дата обращения: 20.05.2014).
[57] Документальное кино периода СССР // Журнал «Кинодокумент.ру» // URL: http://www.kinodocument.ru/dokumentalnoe-kino-perioda-sssr/ (дата обращения: 20.05.2014).
[58] Например, фильмы Л. Фон Триера. См.: Цыркун Н. Перевод «Догмы 95» // Журнал «Сеанс» // URL: http://seance.ru/n/27-28/von-trier/dogma-95/ (дата обращения: 20.05.2014).
[59] Например, страница фильма Н. Тихонова-Рау и О. Арлаускас «В ауте», где есть стихи героини, новости, информация об авторах, фотографии, контактные данные режиссеров и др. // URL: http://in-aut.ru/ru/index.html (дата обращения: 20.05.2014).
[60] Герлингхауз Г. Кинодокументалисты мира в битвах нашего времени. М.: «Радуга», 1986. – с. 21-22.
[61] См. интервью Р. Либерова. Например: Донина Д. Роман Либеров о краудфандинге, Остапе Бендере, индустрии кино и планах на будущее // URL: http://cozymoscow.me/bolshoj-razgovor/roman-liberov-o-kraudfandinge-ostape-bendere-industrii-kino-i-planax-na-budushhee.html (дата обращения: 20.05.2014).
[62] Jong,W.D., Knudsen E., Rothwell, J. Creative Documentary: Theory and Practice // URL: http://www.amazon.co.uk/Creative-Documentary-Practice-Wilma-Jong/dp/1405874228 (дата обращения: 20.05.2014).
[63] Роднянский А. Выходит продюсер. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - с. 261
[64] См. Приложение. – с. 155.
[65] См. Приложение. – с. 201.
[66] См. Приложение. – с. 176.
[67] Jong,W.D., Knudsen E., Rothwell, J. Creative Documentary: Theory and Practice // URL: http://www.amazon.co.uk/Creative-Documentary-Practice-Wilma-Jong/dp/1405874228 (дата обращения: 20.05.2014).
[68] Манский В. Мы находимся на «Титанике», который дал течь // Литературная газета // URL: http://old.lgz.ru/article/16867/ (дата обращения: 20.05.2014).
[69] Там же.
[70] Неигровое кино – имитация реальности. Круглый стол // Электронная версия журнала «Искусство кино» // // URL: http://kinoart.ru/ru/archive/2010/01/n1-article15 (дата обращения: 20.05.2014).
[71] Герлингхауз Г. Кинодокументалисты мира в битвах нашего времени. М.: «Радуга», 1986. – с. 22
[72] Абдулаева З., Манский В. Другие места памяти. МЫ. (О понимании хроники и истории в документальном кино) // Новое литературное обозрение. - 2005. - № 4.– с. 413-414
[73] В аналитической работе Н. Смирнова, сравнивая исследования Л. Джулай, Л. Мальковой и Л. Рошаля приходит к выводу: «Главное, что объединяет названные работы - это вывод о невозможности создания некоего кинематографического эквивалента действительности - "безличного" и "вневременного", "внеконъюнктурного" документального кино. Документальный фильм, как и любое творение человека, несет на себе отпечаток его мировоззрения, господствующих в данном обществе культурно-исторических представлений и социальных приоритетов. Хорошо это или плохо? Ни то и ни другое. Это просто очевидный факт» - Смирнова Т. Л. М. Рошаль. Эффект скрытого изображения. Факт и автор в неигровом кино. Л. Ю. Малькова. Современность как история. Реализация мифа в документальном кино. Л. Н. Джулай. Документальный иллюзион: отечественный кинодокументализм - опыты социального творчества // Отечественная история. - 2003.- № 6. - С. 187
[74] См. Приложение. – с. 150.
[75] Jong,W.D., Knudsen E., Rothwell, J. Creative Documentary: Theory and Practice // URL: http://www.amazon.co.uk/Creative-Documentary-Practice-Wilma-Jong/dp/1405874228 (дата обращения: 20.05.2014).
[76] Ibid.
[77] Сычев С. Эволюция тенденций развития документального кино- и телефильма. Кандидатская диссертация. – М.: 2009. - с. 309
[78]Романовский И. Масс-медиа. Словарь терминов и понятий. М., 2004 – c.101 - Цит. по Сычев С. Эволюция тенденций развития документального кино- и телефильма. Кандидатская диссертация. – М.: 2009 - c.14-15
[79] См. Приложение. – с. 156.
[80] Сычев С. Эволюция тенденций развития документального кино- и телефильма. Кандидатская диссертация. – М.: 2009. - С. 245.
[81] См. Приложение. – с. 170.
[82] Jong,W.D., Knudsen E., Rothwell, J. Creative Documentary: Theory and Practice // URL: http://www.amazon.co.uk/Creative-Documentary-Practice-Wilma-Jong/dp/1405874228 (дата обращения: 20.05.2014).
[83] Mission Statement. International Documentary Film Festival Amsterdam // URL: http://www.idfa.nl/industry/mission-statement.aspx#sthash.bu7ISBSD.dpuf (дата обращения: 20.05.2014).
[84] См. Приложение. – с. 154.
[85] Немзер А. Олег Дорман: «Хочешь предъявить на экране ничтожество, лицемерие, отчаянье – сними себя» // URL: http://booknik.ru/today/faces/oleg-dorman-hochesh-predyavit-na-yekrane-nichtojestvo-litsemerie-otchayane-snimi-sebya (дата обращения: 20.05.2014).
[86] Сельянов С. Кино и думцы: чем закончатся попытки ограничить прокат иностранных фильмов // Журнал «Forbes» // URL: http://www.forbes.ru/mneniya-column/tsennosti/236461-kino-i-dumtsy-chem-zakonchatsya-popytki-ogranichit-prokat-inostr (дата обращения: 20.05.2014).
[87] Как вернуть зрителя российскому кинематографу? // Расшифровка передачи «Культурный шок» на радио «Эхо Москвы» // URL: http://kinoart.ru/ru/editor/kak-vernut-zritelya-rossijskomu-kinematografu (дата обращения: 20.05.2014).
[88] Официальный сайт Федерального Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии// URL: http://www.fond-kino.ru/ (дата обращения: 20.05.2014).
[89] Термин был предложен в ходе реформы, к «лидерам производства» относятся несколько крупных отечественных компаний. Подробнее см.: Фонд кино обнародовал список лидеров отечественного кинопроизводства // URL: http://www.fond-kino.ru/files/analytics/otrasl-2009.pdf (дата обращения: 20.05.2014).
[90] Малюкова Л. Фильмы на ветер // URL: http://kinote.info/articles/1803-filmy-na-veter (дата обращения: 20.05.2014).
[91] Васильев Ю., Тимашева М. Кино против Союза кинематографистов // URL: http://www.svoboda.org/content/article/2006772.html (дата обращения: 20.05.2014).
[92] 10 самых громких провалов в истории российского кино // URL: http://www.forbes.ru/stil-zhizni-photogallery/afisha/230535-10-krupneishih-provalov-v-istorii-rossiiskogo-kino/photo/1 (дата обращения: 20.05.2014).
[93] Исследование Гильдии неигрового кино // Официальный сайт Гильдии неигрового кино и телевидения РФ // URL: http://rgdoc.ru/projects/research/ (дата обращения: 20.05.2014).
[94] См. Приложение. – с. 257.
[95] См. Приложение. – с. 206.
[96] Либергал Г. Авторское документальное кино, новая реальность, новые платформы ... и продюсер // Видеозапись конференции DOXPRO-2013 // URL: http://www.youtube.com/embed/prmFYgDayg8 (дата обращения: 20.05.2014).
[97] Сычева А. Итоги киногода подвели на пресс-конференции Министерства культуры и Фонда кино // URL: http://www.proficinema.ru/news/detail.php?ID=154782 (дата обращения: 20.05.2014).
[98] Правда хорошо, а патриотизм лучше? Круглый стол // Электронная версия журнала «Искусство кино» // URL: http://kinoart.ru/ru/archive/2013/02/pravda-khorosho-a-patriotizm-luchshe (дата обращения: 20.05.2014).
[99] См. Приложение. – с. 184.
[100] См. Приложение. – с. 151.
[101] Правда хорошо, а патриотизм лучше? Круглый стол // Электронная версия журнала «Искусство кино» // URL: http://kinoart.ru/ru/archive/2013/02/pravda-khorosho-a-patriotizm-luchshe (дата обращения: 20.05.2014).
[102] См. Приложение. – с. 152-153.
[103] См. Приложение. – с. 157.
[104] См. Приложение. – с. 175.
[105]Сычев С. Виктор Косаковский: «Опять собираю деньги по миру» // Электронная версия журнала «Искусство кино» // URL: http://kinoart.ru/ru/archive/2013/02/viktor-kosakovskij-opyat-sobirayu-dengi-po-miru (дата обращения: 20.05.2014).
[106]Манский В. Мы находимся на «Титанике», который дал течь // Литературная газета // URL: http://old.lgz.ru/article/16867/ (дата обращения: 20.05.2014).
[107] См. Приложение. – с. 239.
[108] Постановление Правительства РФ от 25.12.2012 (ред. от 28.08.2013) «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на поддержку кинематографии» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151313 (дата обращения: 20.05.2014).
[109] О необходимости публичных показов неигровых фильмов // Официальный сайт Министерства культуры РФ // URL: http://mkrf.ru/ministerstvo/departament/detail.php?ID=460147&SECTION_ID (дата обращения: 20.05.2014).
[110] Письмо Председателю Правительства Д.А. Медведеву // Официальный сайт Гильдии неигрового кино и телевидения // URL: http://rgdoc.ru/about/ofitsialnye-dokumenty/pismo-predsedatelyu-pravitelstva-d-a-medvedevu/ (дата обращения: 20.05.2014).
[111] Министерство Культуры учло мнение документалистов// Официальный сайт Гильдии неигрового кино и телевидения // URL: http://rgdoc.ru/news/ministerstvo-kultury-uchlo-mnenie-dokumentalistov/ (дата обращения: 20.05.2014).
[112] См. Приложение. – с. 137.
[113] См. Приложение. – с. 143.
[114] Так, например, ни в одном из российских вузов нет факультетов или кафедр, специализирующихся на обучении продюсеров документального кино (см. Приложение. – с. 143.)
[115] См Приложение. – с. 203.
[116] См. Приложение. – с. 157.
[117] См. Приложение. – с. 153.
[118] Сахарнова С. Moscow business square: документалисты России и Европы, объединяйтесь! // URL: http://www.proficinema.ru/mainnews/festival/detail.php?ID=109247 (дата обращения: 20.05.2014).
[119] Почему российское кино не конвертируется? Круглый стол //Искусство кино, № 10, 2007. – с. 20.
[120] См. Приложение.
[121] Сахарнова С. Moscow business square: документалисты России и Европы, объединяйтесь! // URL: http://www.proficinema.ru/mainnews/festival/detail.php?ID=109247 (дата обращения: 20.05.2014).
[122] Почему российское кино не конвертируется? Круглый стол //Искусство кино, № 10, 2007. – с. 8-10.
[123] См. Приложение. – с. 191.
[124] См. Приложение. – с. 240.
[125] См. Приложение. – с. 160.
[126] См. Приложение. – с. 189-190.
[127] См. Приложение. – с. 200.
[128] European documentary network // Официальный сайт // URL: http://www.edn.dk/ (дата обращения: 20.05.2014).
[129] International Documentary Association // Официальный сайт // URL: http://www.documentary.org/ (дата обращения: 20.05.2014).
[130] Дистрибуция неигрового кино // Официальный сайт Гильдии неигрового кино и телевидения // URL: http://rgdoc.ru/sales/ (дата обращения: 20.05.2014).
[131] См. Приложение. – с. 137.
[132] См. Приложение. – с. 176.
[133] См. Приложение. – с. 142.
[134] См. Приложение.
[135] Гари Хаствит: если зритель дает деньги на съемки, это и его фильм // URL: http://cdkino.ru/blog/57/ (дата обращения: 20.05.2014).
[136] Kickstarter // Официальный сайт // URL: https://www.kickstarter.com/ (дата обращения: 20.05.2014).
[137] Indiegogo // Официальный сайт // URL: https://www.indiegogo.com/ (дата обращения: 20.05.2014).
[138] Йенсен О. Краудфандинг // Видеозапись конференции DOXPRO-2013 // URL: https://www.youtube.com/embed/tHq0xYEX-Kw (дата обращения: 20.05.2014).
[139] «Счастливые люди» — новый фильм об Алтае // Planeta.ru // URL: http://planeta.ru/campaigns/4128/about (дата обращения: 20.05.2014).
[140] См. Приложение. – с. 158-159.
[141] См. Тихомиров Д. Несокрушимое документальное // Аналитический ресурс «Коммерсант-Деньги» // URL: http://www.kommersant.ru/doc/1213415 (дата обращения: 20.05.2014).
Проекты «Плесень» и «Великая тайна воды» пример того, как фильмы независимого производства с большими бюджетами, основанные на документальных съемках, могут убедительно вводить в заблуждение зрителя. В проектах средства, помимо крупных бизнесменов, были вложены и представителями различных религиозных конфессий, псевдонаучных организаций, «лабораторий» изотерического толка. Фильмы вызвали резкую критику со стороны научной общественности, Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований РАН, несмотря на то, что в 2006 году «Великая тайна воды» получила премию «ТЭФИ». Подробнее см. Моторин В. Коварная ТЭФИ // Информационный ресурс Lenta.ru » // URL: http://lenta.ru/articles/2006/11/24/tefi/ (дата обращения: 20.05.2014).
[142] Тихомиров Д. Несокрушимое документальное // Аналитический ресурс «Коммерсант-Деньги» // URL: http://www.kommersant.ru/doc/1213415 (дата обращения: 20.05.2014).
[143] См. Приложение. – с. 134.
[144] Post-production of Docs // URL: http://www.desktop-documentaries.com/distributing-your-film.html (дата обращения: 20.05.2014).
[145] См. Приложение. – с. 220.
[146] Courshon, J. 6 Lies of Film Distribution// URL: http://www.writersstore.com/6-lies-of-film-distribution (дата обращения: 20.05.2014).
[147] См. Приложение. – с. 136.
[148] Белопольская В. Минкульта щедрая душа (о финансировании фестивалей) // URL: http://www.novayagazeta.ru/arts/58768.html (дата обращения: 20.05.2014).
[149] Разлогов К. Мировое кино. История искусства экрана. – М.: Эксмо, 2011. – с. 436-442
[150] International Federation of Film Producers Associations // Официальный сайт // URL: http://www.fiapf.org/ (дата обращения: 20.05.2014).
[151] 51 International Film Festivals signed FIAPF’s mutual trust contract and received accreditation in 2013 // URL: http://www.fiapf.org/intfilmfestivals.asp (дата обращения: 20.05.2014).
[152] 2013 calendar of FIAPF accredited festivals // URL: http://www.fiapf.org/intfilmfestivals_sites.asp (дата обращения: 20.05.2014).
[153] Documentary and short film festivals // URL: http://www.fiapf.org/intfilmfestivals_2013_sites04.asp (дата обращения: 20.05.2014).
[154] Например, эксперты признают Амстердамский кинофестиваль IDFA (International Documentary Film Festival Amsterdam) важнейшим событием мировой документалисти. Однако в списках FIAPF его нет.
[155] См. Приложение. – с. 167.
[156] Белопольская В. Минкульта щедрая душа (о финансировании фестивалей) // URL: http://www.novayagazeta.ru/arts/58768.html (дата обращения: 20.05.2014).
[157] Три лидера: «Кинотавр», «Артдокфест», и «Белый слон» // URL: http://www.kinosoyuz.com/ratings/festivalratings/ (дата обращения: 20.05.2014).
[158] Например, см. полемику В. Белопольской и К. Шавловского на страницах «Новой газеты»: Белопольская В. Минкульта щедрая душа (о финансировании фестивалей) // URL: http://www.novayagazeta.ru/arts/58768.html (дата обращения: 20.05.2014); Шавловский К. О напрасной критике общественной экспертизы Минкульта // URL: http://www.gazeta.ru/comments/2013/06/27_a_5395013.shtml (дата обращения: 20.05.2014).
[159] См. Приложение. – с. 186.
[160] См. Приложение. – с. 135.
[161] См. Приложение. – с. 182.
[162] См. Приложение. – с. 161.
[163] См. Приложение. – с. 144.
[164] См. Приложение. – с. 182.
[165] «Плата за показ»
[166] См. Приложение. – с. 194.
[167] См. Приложение. – с. 145.
[168] См. Приложение. – с. 177.
[169] См. Приложение. – с. 145.
[170] Каталог фестивалей по жанрам // URL: http://www.kinosoyuz.com/events/festivals/zhanry.htm (дата обращения: 20.05.2014).
[171] Официальный сайт ММКФ // URL: http://www.moscowfilmfestival.ru/ (дата обращения: 20.05.2014).
[172] См. Приложение. – с. 194.
[173] Официальный сайт «Артдокфест» // URL: http://www.artdocfest.ru/ (дата обращения: 20.05.2014).
[174] См. Приложение. – с. 162.
[175] Официальный сайт фестиваля «Флаэртиана» // URL: http://www.flahertiana.ru/ (дата обращения: 20.05.2014).
[176] Официальный сайт фестиваля «Россия» // URL: http://www.rossia-doc.ru/ (дата обращения: 20.05.2014).
[177] См. Приложение. – с. 163.
[178] Официальный сайт фестиваля «Послание к человеку» // URL: http://message2man.com/rus/about/ (дата обращения: 20.05.2014).
[179] См. Приложение. – с. 162.
[180] См. Приложение.
[181] Презентация результатов, полученных в ходе анализа данных отрасли документального кино за 3 года // Официальный сайт Гильдии неигрового кино и телевидения // URL: http://rgdoc.ru/projects/research/prezentatsiya-rezultatov/ (дата обращения: 20.05.2014).
[182] Степанов В. В телевидении нет врожденного зла // Журнал «Сеанс» // URL: http://seance.ru/n/32/kinotv/v-televidenii-net-vrozhdennogo-zla/ (дата обращения: 20.05.2014).
[183] Муратов С. Документальный телефильм: незаконченная биография.- М.: ВК, 2009. – с. 58.
[184] Степанов В. В телевидении нет врожденного зла // Журнал «Сеанс» // URL: http://seance.ru/n/32/kinotv/v-televidenii-net-vrozhdennogo-zla/ (дата обращения: 20.05.2014).
[185] См. Приложение. – с. 171.
[186] См. Приложение. – с. 197.
[187] Муратов С. Документальный телефильм: незаконченная биография.- М.: ВК, 2009. – с. 132.
[188] Там же.
[189] Бородина А. Страна Путина и сериалов // URL: http://lenta.ru/articles/2014/03/14/tvanthology (дата обращения: 20.05.2014).
[190] Сычев С. Эволюция тенденций развития документального кино- и телефильма. Кандидатская диссертация. – М.: 2009 – с. 288.
[191] См. Приложение. – с. 253.
[192] См. Приложение. – с. 179.
[193] Должность указана на момент написания работы С. Сычева в 2009 году.
[194] Сычев С. Эволюция тенденций развития документального кино- и телефильма. Кандидатская диссертация. – М.: 2009. – с. 331-332.
[195] Архангельский А., Смирнов А. Другое кино – другая страна // Искусство кино, № 2, 2013. - C. 23.
[196] Правда хорошо, а патриотизм лучше? Круглый стол // Электронная версия журнала «Искусство кино» // URL: http://kinoart.ru/ru/archive/2013/02/pravda-khorosho-a-patriotizm-luchshe (дата обращения: 20.05.2014).
[197] Шавловский К. Второе дыхание // Журнал «Сеанс» // URL: http://seance.ru/n/32/kinotv/vtoroe-dyihanie/ (дата обращения: 20.05.2014)./
[198] В статье 32.1 Закона о СМИ сказано: «В целях сохранения и обеспечения единого информационного пространства Российской Федерации и обеспечения населения социально значимой информацией Президент Российской Федерации утверждает перечень общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, радиоканалов, распространяемых для неопределенного круга лиц без взимания платы с потребителей (телезрителей, радиослушателей) за право просмотра, прослушивания». В перечень общероссийских обязательных общедоступных телеканалов входят, в первую очередь, телеканалы первого и второго мультиплекса.
[199] Документальное кино // Россия 24 // URL: http://www.vesti.ru/videos?cid=1202 (дата обращения: 20.05.2014).
[200] Например, «Великая война» к 9 мая // URL: http:www.karusel-tv.ru/announce/9594 (дата обращения: 20.05.2014).
[201] Документальное кино // Первый канал // URL: http://www.1tv.ru/documentary/mi=20 (дата обращения: 20.05.2014).
[202] Сычев С. Эволюция тенденций развития документального кино- и телефильма. Кандидатская диссертация. – М.: 2009. - с. 313.
[203] См. Приложение.
[204] Круглый стол «Разработка сценариев развития отрасли документального кино» // URL: http://rgdoc.ru/projects/research/kruglyy-stol-1/index.php (дата обращения: 20.05.2014).
[205] Круглый стол «Разработка сценариев развития отрасли документального кино» // URL: http://rgdoc.ru/projects/research/kruglyy-stol-1/index.php (дата обращения: 20.05.2014).
[206] См. Приложение. – с. 256-257.
[207]Сидоров Д. Платное ТВ захватывает Россию // URL: http://www.comnews.ru/node/80253#ixzz31nsaMGSz (дата обращения: 20.05.2014).
[208] Либергал Г. Авторское документальное кино, новая реальность, новые платформы ... и продюсер // Видеозапись конференции DOXPRO-2013 // URL: http://www.youtube.com/embed/prmFYgDayg8 (дата обращения: 20.05.2014).
[209] См. Приложение. – с. 240-241.
[210] Либергал Г. Авторское документальное кино, новая реальность, новые платфо<