Занятие 14. ЖИВОТНЫЕ - НАШИ ДРУЗЬЯ
Цель: развивать у детей чувство доброты, сопереживания,
стремление поддерживать других; формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга.
1. На дне волшебной тарелочки взрослый «находит» загадку
о кошке (Ночью не спит, мышат сторожит) и просит ее
отгадать. Затем из корзинки он достает живого котенка и
просит детей угадать, как его зовут.
— Это кошка Марыся. Хозяйка напоила ее молочком, поэтому она сейчас сытая, довольная. Песенки поет, мурлычет. А еще Марыся любит сама с собой играть: сама себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится. Но интереснее ей играть со своей хозяйкой — ловить блестящую мышку, привязанную на веревочку.
Кошка Марыся предлагает детям поиграть.
2. Игра «Мышь и мышеловка».
Необходимое число играющих — 5—6. Все образуют круг,
плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимают соседа за талию — это «мышеловка» (или сеть). Водящий — в кругу. Его задача — всеми возможными способами выбраться из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий. При этом взрослый следит, чтобы ноги «мышеловки» не пинали мышку, не делали ей больно.
Если взрослый замечает, что мышонок загрустил и никак не может выбраться, он регулирует ситуацию, например:
«Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ножки и руки, пожалеем его».
3. Взрослый показывает детям иллюстрацию с изображением
кошки.
НИЧЬЯ КОШКА
Это ничья кошка,
Имени нет у нее.
У выбитого окошка —
Какое ей тут житье!
Холодно ей и сыро,
У кошки лапка болит,
А взять ее в квартиру
Соседка мне не велит.
(И. Токмакова)
— Давайте подумаем вместе, что было дальше? (Дети придумывают вместе со взрослым конец истории и выбирают лучший вариант.)
4. Взрослый предлагает послушать другую историю про котенка:
КОТЕНОК
Я нашла в саду котенка. Я взяла его домой,
Он мяукал тонко-тонко, Накормила досыта...
Он мяукал и дрожал. Скоро стал котенок мой —
Может быть, его побили Загляденье просто!
Или сам он убежал?
День с утра стоял ненастный, Шерсть — как бархат,
Лужи серые везде... Хвост — трубой...
Так и быть, зверек несчастный, До чего хорош собой!
Помогу твоей беде!
(Е. Благинина)
Беседа с детьми
— Что чувствовала девочка, когда увидела брошенного котенка? (Жалость, сочувствие.)
— Давайте все покажем лицо девочки, нашедшей котенка.
— Как чувствовал себя брошенный котенок? (Жалобно мяукал, дрожал. Ему было страшно и холодно.)
— Давайте все вместе покажем брошенного котенка. (Взрослый обращает внимание на точную передачу образа потерявшегося котенка.)
— Как девочка помогла котенку?
— Каким стал котенок после того, как девочка взяла его домой? (Веселым, ухоженным, здоровым.)
5. Разыгрывание сценки парами.
Взрослый предлагает разыграть сценку по стихотворению «Котенок». Между детьми распределяются роли: девочки и бездомного котенка. Взрослый читает стихотворение, а дети с помощью мимики и жестов передают эмоциональное состояние героев стихотворения.
По окончании игры дети выбирают ту пару, которой лучше всех удалось передать эмоциональное состояние героев с помощью мимики, жестов, пантомимики.
Взрослый выясняет, есть ли у детей дома котята; как их зовут; как они выглядят; любят ли дети с ними играть; как ухаживают за своими животными.
6. Рисование на тему «Мой котенок».
Детям дается заранее подготовленная схема рисунка, представленная контурными точками. Дети должны их соединить по порядку и у них получится изображение кошки. Получившийся контур взрослый предлагает раскрасить так, чтобы изображение было похоже на кошку (котенка) ребенка или на ту, о которой он мечтает.
7. В конце занятия дети вместе со взрослыми могут спеть песенку, встав в хоровод и выбрав «кота»:
Мыши спят на крышах,
Дети спят в кроватках,
Рыжий кот Мурлыка вышел на карниз,
У него на лапках - белое «кис-кис».
Вместо микрофона
Хвост берет мурлыка,
Песенка не новая,
Но зато своя:
«Кис, кис - мяу!»
Вот и вся музыка.
«Кис, кис - мяу!»
Вот и все слова.
Занятие 15. УЧИМСЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ ПОВЕДЕНИЕ
В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
Цель: учить детей анализировать конфликтные ситуации; развивать эмоциональную устойчивость в ситуациях проявления агрессии; формировать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки; развивать умение снимать эмоциональное напряжение.
1. Взрослый в начале занятия предупреждает о возможном приходе гостя — мальчика, которого зовут Антоша. Затем взрослый обращает внимание детей на то, что кто-то поет. Антоша приходит в гости и поет детям отрывок из песни старухи Шапокляк:
...Кто людям помогает,
Теряет время зря —
Хорошими делами
Прославиться нельзя.
И я вам предлагаю
Всем делать точно так,
Как делает старуха
По кличке Шапокляк.
Далее взрослый обыгрывает сценку встречи гостя:
— Здравствуй, Антоша! Познакомься с ребятами.
— А что за песню ты нам сейчас спел?
— А разве вы ее не знаете? Это песенка из моего любимого мультфильма. А какого — пусть дети сами отгадают! Дети узнают знакомый мультфильм «Чебурашка и крокодил Гена».
— Дети, а чью песенку спел Антошка? (Старухи Шапокляк.) Почему?
— Почему с ней никто не хотел дружить? (Потому что она была злой, вредной, всем мешала.)
2. Тренинг эмоций.
Покажите, как старуха Шапокляк:
— злится;
— разрушает домик и смеется при этом;
— просит прощения за свои проступки;
— улыбается.
3. Анализ конфликтных ситуаций.
Как бы ты поступил?
Коля построил замок из песка. И все им любовались. Только один Игорь сказал, что он может сделать лучше, а когда Коля не поверил, разбежался и затоптал всю постройку.
— Как поступил Игорь?
— Что чувствовал Коля, когда Игорь разломал его постройку? (Обиду, досаду.)
— Как бы вы поступили на месте Коли?
— Какие советы вы можете дать Игорю?
играй дружно;
не обижай товарища;
не ссорься с товарищем;
если товарищ не умеет делать то, что умеешь ты, покажи ему, посоветуй — вместе будет интереснее;
— нужно радоваться успехам других.
Если дети не смогут перечислить все эти правила, взрослый сам их называет и объясняет значение каждого правила, раскрывая нравственную сущность того или иного поступка.
4. Взрослый предлагает послушать рассказ.
Лучший друг
Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушел обедать.
Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Луков катается. Рассердился Коля и во двор побежал. «Сейчас, — думает, — отлуплю Вовку. Чтоб чужие вещи без спроса не брал». Подскочил к нему — сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, который рядом стоял:
— Знакомься, Игорек, это мой самый лучший друг —
Коля.
Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:
— Что же вы на самокате-то не катаетесь?..
Ю. Ермолаев
Беседа по содержанию
— Можно ли назвать Колю и Вову друзьями? Почему?
— Из-за чего рассердился Коля?
— Какое желание возникло у Коли, когда он увидел, что
Вова взял без спроса его самокат?
— А у вас были случаи, похожие на тот, что описан в рассказе?
— Что вы чувствовали в этой ситуации?
— Что вам хотелось сделать?
— Как вы считаете, стоит ли драться, ссориться из-за того,
что кто-то взял без разрешения вашу вещь?
— Какие советы дали бы вы друзьям в подобном случае?
5. Игра «Угадай настроение».
Детям дается набор пиктограмм с видами настроения (веселое, грустное, сердитое, доброе, счастливое и т.п.).
После определения «настроения» каждой пиктограммы дети разбиваются на пары. Один ребенок берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти пиктограмму, задуманную партнером. После этого дети сравнивают две выбранные картинки.
При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.
6. Рисование на тему: «Мое настроение».
Детям предлагается рассмотреть рисунок, представить себя на месте изображенных детей и подумать, какое у каждого из них было бы настроение в данной ситуации.
Свое настроение дети рисуют с помощью пиктограммы.
7. В конце занятия дети слушают или поют песню:
Муз. В. Шаинского
АНТОШКА
Антошка, Антошка,
Пойдем копать картошку!
Антошка, Антошка,
Пойдем копать картошку!
Припев: Дили-дили!
Трали-вали!
Это мы не проходили!
Это нам не задавали!
Антошка, Антошка,
Сыграй нам на гармошке!
Антошка, Антошка,
Сыграй нам на гармошке!
Припев
Антошка, Антошка,
Готовь к обеду ложку!
Антошка, Антошка,
Готовь к обеду ложку!
Припев: Дили-дили!
Трали-вали!
Это, братцы, мне по силе,
Откажусь теперь едва ли!