Занятие 13. УЧИМСЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ
Цель: развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим; учить правильно выражать свое эмоциональное состояние в поведении; развивать положительную самооценку.
1. Взрослый на дне «волшебной тарелочки» обнаруживает варежку (можно использовать иллюстрацию). «Волшебное яблочко» говорит, что эту варежку потеряла одна девочка.
Просмотр мультфильма «Варежка»
Девочка Маша очень хотела завести себе собачку. Выйдя на улицу, она увидела, как ее друзья играли со своими животными. Маша попросила у своей подружки разрешения немного поиграть с ее щенком. Когда она его привела домой, то мама не разрешила ей оставить щенка. Отдав щенка, Маша загрустила и не заметила, как у нее выпала варежка на снег, которая вдруг превратилась в щенка.
Маша очень обрадовалась своему новому другу — щенку.
2. Беседа по содержанию мультфильма.
— О чем мечтала девочка Маша?
— Почему мама не разрешала ей оставить в квартире щенка?
— Почему Маша загрустила, когда ей пришлось вернуть
подруге щенка?
— Какое чудо произошло в мультфильме?
— Как чувствовала себя Маша, когда вместо варежки увидела маленького щенка?
— Как вы думаете, почему говорят: «Собака — друг человека». (Собака охраняет дом человека, спасает от беды. Она никогда не бросает своего хозяина).
3. Чтение стихотворения.
УТЕШЕНИЕ
Меня с утра до вечера
Ругали все вокруг.
А пес ко мне доверчиво
Прижался — верный друг.
Вздохнул — и замер под рукой.
И не такой уж я плохой!
(В. Азбукин)
4. Беседа.
— Что чувствовал мальчик? (Обиду.) Почему?
— Кто утешил ребенка? (Пес.)
— Как можно назвать в этом случае собаку? (Настоящим верным другом.)
— Всегда ли мы правильно обращаемся со своими друзьями-животными?
5. Выслушав ответы детей, взрослый предлагает детям послушать рассказ.
Самое страшное
Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступил. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил. Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было.
И этим он очень гордился.
Гордился, да недолго.
Тренинг эмоций
— Давайте покажем, каким был Вова. (Дети должны с помощью жестов, мимики и пантомимики передать эмоциональное состояние героя (гнев, злость, жестокость).
— Как вы думаете, что произошло дальше?
6. Сочинение детьми историй-продолжений предыдущего рассказа.
По окончании детских рассказов взрослый предлагает послушать, как этот рассказ закончил писатель Е. Пермяк. Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и все. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.
Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелеными глазами на мальчика смотрит. Сердится.
Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался.
Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.
Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинешенек!
— Почему мальчик остался один?
Затем взрослый обобщает ответы детей:
— Мальчик рос сильным, но злым: он обижал своих друзей, причинял им боль, смеялся над взрослыми, жестоко обращался с животными.
Далее взрослый предлагает детям составить правила обращения с животными и соблюдать их:
— животных нужно любить;
— ухаживать за ними;
— вовремя кормить, выводить на прогулку, играть с ними;
— нельзя мучить, причиняя боль, пинать ногами, злить.
7. Рисование на тему: «Мой верный друг — собака».
Детям предлагается контурное (с помощью точек) изображение собаки. Соединив по порядку точки, дети получат изображение собаки. Получившийся контур взрослый предлагает раскрасить так, чтобы получилась добрая или веселая, смешная или грустная собака.
Во время рисования звучит песня В. Шаинского «Пропала собака».