Занятие 12. УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ЧУВСТВА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ

Цель: закрепить понятия «физическая и эмоциональная боль»; учить детей понимать чувства, переживаемые другими; стимулировать желание оказать помощь, утешить; развивать чувство доброты; формировать навыки социального поведения.

1. Взрослый: Прошло время, и «волшебное яблочко» вновь интересуется тем, какие еще добрые дела успели совершить дети.

Ответы детей взрослый выслушивает и поощряет. «Волшебное яблочко» поощряет детей и называет их поступки «добрыми делами».

2. Обыгрывание ситуаций (поведенческий тренинг).

Ситуация 1

— Малыш ушибся и заплакал. Пожалейте его.

Один ребенок выполняет роль малыша, падает, плачет. Свое

эмоциональное состояние ребенок должен показать с помощью мимики и пантомимики: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены; ребенок сидит на полу, движением рук «вытирает слезы», туловище вздрагивает. Остальные дети по очереди находят слова утешения и способы оказания помощи. (Затем дети меняются ролями.)

Вопросы к детям

— Что чувствовал малыш, который ушибся? (Боль.)

— А какую боль ощущал малыш? (Физическую.)

— Кто помог малышу? (Ребята.)

— Какие слова утешения помогли малышу? «Потерпи немножечко», «Мы сейчас тебе поможем», «Успокойся, пожалуйста» и т.д.).

Ситуация 2

— Коля нечаянно сломал машинку, которую ему недавно подарили на день рождения. Он очень огорчился. Подумайте, как помочь Коле.

Взрослый выслушивает советы детей, а затем предлагает разыграть сценку. Выбирают мальчика, который должен пока-

зать свое огорчение: брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт. (Звучит музыка Д. Кабалевского «Плакса».)

Дети самостоятельно находят способы оказания помощи:

— Давай, я попробую ее починить.

— Успокойся: если папа не сможет тебе помочь починить

машинку, то можно обратиться в мастерскую по починке

разных предметов.

— Не волнуйся, пожалуйста, с машинкой можно играть,

но по-другому: теперь она не может перевозить груз, но зато

она удобна в гоночных соревнованиях.

— Успокойся, у меня есть точно такая же машинка, и я

буду давать тебе с ней поиграть.

Если дети затрудняются в нахождении конструктивных

способов решения проблемы, то взрослый сам знакомит с

ними детей.

— Какую боль ощущал мальчик, сломав подаренную игрушку? (Душевную, эмоциональную,)

— Когда вы расстроены, кто помогает вам чувствовать себя лучше? (Сам себя успокаиваю, друг, родители, животные, друзья.)

— Когда ты чувствуешь себя хорошо, то кто или что может испортить твое настроение? (Воспитатели, родители, погода и т.п.)

3. Определение причины эмоций.

— Как вы думаете, почему два человека, стоящих под дождем, испытывают разные переживания: один радуется, а другой грустит — у него даже испортилось настроение. Взрослый, выслушав ответы детей, подводит их к выводу:

— Один рад дождю, потому что он любит прогулки под дождем или думает о том, что раз пошел дождь, то теперь не надо поливать грядки.

Другой думает, что дождь помешал его прогулке, так как в дождливую погоду он не может идти гулять, или огорчен тем, что из-за дождя осталась невскопанной грядка: дождь помешал завершить работу. Наши переживания зависят от того, что мы думаем о том или ином событии. Давайте подумаем о чем-нибудь приятном, и у нас улучшится настроение, самочувствие.

4. Упражнение «Негаданная радость»,

В комнату вошла мама, с улыбкой посмотрела на своих мальчиков и сказала:

— Заканчивайте, ребята, свою игру. Через час мы идем в цирк.

Мама поняла руку и показала билеты. Мальчики сначала замерли, а потом пустились в пляс вокруг мамы.

Выразительные движения: поднять брови, улыбнуться; смеяться, потирать руки одна о другую, причем одна рука может быть сжата в кулак; можно хлопать в ладоши, прыгать, пританцовывать.

5. Рисование на тему «Волшебные цветы».

Детям предлагается стать волшебниками и оживить цветы.

На контурном изображении цветов дети должны нарисовать лица и раскрасить цветок.

Игра в цветы

РОЗА

Зовут меня розой,

Примите меня.

Я очень душиста

И цветом нежна.

По цвету и имя

Такое мне дали

И даже царицей

За пышность прозвали.

РЕПЕЙ

Репей я колючий,

Ко всем пристаю.

Расту при дороге,

У стенки стою.

Задеть меня платьем

Прохожий боится...

Нельзя ли хоть с вами

Репью подружиться?

ЛИЛИЯ

Я — лилия; с вами

Я буду дружна;

Кротка и скромна я

И очень стройна;

Люблю, наклонившись,

В ручей поглядеться...

Позвольте мне с вами

В кружке повертеться!

РЕЗЕДА

Чуть видным кусточком

Расту я всегда,

И белым цветочком

Глядит резеда.

Приятно лишь пахну,

Хоть бледна окраска.

Зато мне повсюду

Знакомство и ласка.

Дети рисуют под музыку П.И. Чайковского «Фея сирени». (Характер музыки — ласковый, светлый, добрый, успокаивающий.)

Наши рекомендации