Занятие 12. УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ЧУВСТВА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
Цель: закрепить понятия «физическая и эмоциональная боль»; учить детей понимать чувства, переживаемые другими; стимулировать желание оказать помощь, утешить; развивать чувство доброты; формировать навыки социального поведения.
1. Взрослый: Прошло время, и «волшебное яблочко» вновь интересуется тем, какие еще добрые дела успели совершить дети.
Ответы детей взрослый выслушивает и поощряет. «Волшебное яблочко» поощряет детей и называет их поступки «добрыми делами».
2. Обыгрывание ситуаций (поведенческий тренинг).
Ситуация 1
— Малыш ушибся и заплакал. Пожалейте его.
Один ребенок выполняет роль малыша, падает, плачет. Свое
эмоциональное состояние ребенок должен показать с помощью мимики и пантомимики: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены; ребенок сидит на полу, движением рук «вытирает слезы», туловище вздрагивает. Остальные дети по очереди находят слова утешения и способы оказания помощи. (Затем дети меняются ролями.)
Вопросы к детям
— Что чувствовал малыш, который ушибся? (Боль.)
— А какую боль ощущал малыш? (Физическую.)
— Кто помог малышу? (Ребята.)
— Какие слова утешения помогли малышу? «Потерпи немножечко», «Мы сейчас тебе поможем», «Успокойся, пожалуйста» и т.д.).
Ситуация 2
— Коля нечаянно сломал машинку, которую ему недавно подарили на день рождения. Он очень огорчился. Подумайте, как помочь Коле.
Взрослый выслушивает советы детей, а затем предлагает разыграть сценку. Выбирают мальчика, который должен пока-
зать свое огорчение: брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт. (Звучит музыка Д. Кабалевского «Плакса».)
Дети самостоятельно находят способы оказания помощи:
— Давай, я попробую ее починить.
— Успокойся: если папа не сможет тебе помочь починить
машинку, то можно обратиться в мастерскую по починке
разных предметов.
— Не волнуйся, пожалуйста, с машинкой можно играть,
но по-другому: теперь она не может перевозить груз, но зато
она удобна в гоночных соревнованиях.
— Успокойся, у меня есть точно такая же машинка, и я
буду давать тебе с ней поиграть.
Если дети затрудняются в нахождении конструктивных
способов решения проблемы, то взрослый сам знакомит с
ними детей.
— Какую боль ощущал мальчик, сломав подаренную игрушку? (Душевную, эмоциональную,)
— Когда вы расстроены, кто помогает вам чувствовать себя лучше? (Сам себя успокаиваю, друг, родители, животные, друзья.)
— Когда ты чувствуешь себя хорошо, то кто или что может испортить твое настроение? (Воспитатели, родители, погода и т.п.)
3. Определение причины эмоций.
— Как вы думаете, почему два человека, стоящих под дождем, испытывают разные переживания: один радуется, а другой грустит — у него даже испортилось настроение. Взрослый, выслушав ответы детей, подводит их к выводу:
— Один рад дождю, потому что он любит прогулки под дождем или думает о том, что раз пошел дождь, то теперь не надо поливать грядки.
Другой думает, что дождь помешал его прогулке, так как в дождливую погоду он не может идти гулять, или огорчен тем, что из-за дождя осталась невскопанной грядка: дождь помешал завершить работу. Наши переживания зависят от того, что мы думаем о том или ином событии. Давайте подумаем о чем-нибудь приятном, и у нас улучшится настроение, самочувствие.
4. Упражнение «Негаданная радость»,
В комнату вошла мама, с улыбкой посмотрела на своих мальчиков и сказала:
— Заканчивайте, ребята, свою игру. Через час мы идем в цирк.
Мама поняла руку и показала билеты. Мальчики сначала замерли, а потом пустились в пляс вокруг мамы.
Выразительные движения: поднять брови, улыбнуться; смеяться, потирать руки одна о другую, причем одна рука может быть сжата в кулак; можно хлопать в ладоши, прыгать, пританцовывать.
5. Рисование на тему «Волшебные цветы».
Детям предлагается стать волшебниками и оживить цветы.
На контурном изображении цветов дети должны нарисовать лица и раскрасить цветок.
Игра в цветы
РОЗА
Зовут меня розой,
Примите меня.
Я очень душиста
И цветом нежна.
По цвету и имя
Такое мне дали
И даже царицей
За пышность прозвали.
РЕПЕЙ
Репей я колючий,
Ко всем пристаю.
Расту при дороге,
У стенки стою.
Задеть меня платьем
Прохожий боится...
Нельзя ли хоть с вами
Репью подружиться?
ЛИЛИЯ
Я — лилия; с вами
Я буду дружна;
Кротка и скромна я
И очень стройна;
Люблю, наклонившись,
В ручей поглядеться...
Позвольте мне с вами
В кружке повертеться!
РЕЗЕДА
Чуть видным кусточком
Расту я всегда,
И белым цветочком
Глядит резеда.
Приятно лишь пахну,
Хоть бледна окраска.
Зато мне повсюду
Знакомство и ласка.
Дети рисуют под музыку П.И. Чайковского «Фея сирени». (Характер музыки — ласковый, светлый, добрый, успокаивающий.)