Занятие № 5. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ТЫ ЗЛИШЬСЯ
Цель: продолжать знакомство детей со способами снятия напряжения. "Учить различать добрые и злые чувства и поступки; закреплять способы саморегуляции поведения (снятие отрицательных эмоций).
1. Дети вместе с волшебниками рассматривают рисунки на тему «злость». Злой волшебник очень доволен детскими рисунками, ему нравятся краски, которые дети использовали для изображения злости, ее внешнего выражения (злое, недовольное лицо). В диалог с детьми вступает добрый волшебник:
— А вам нравится злость?
— Какого она цвета?
— На какую погоду она похожа?
— Как она «звучит»?
Взрослый предлагает послушать музыкальное произведение, соответствующее образу злости.
Для прослушивания детям можно предложить «Музыкальный момент» № 2 ми бемоль С. Рахманинова.
(В средней части сложные, грозные, бушующие интонации. Аккорды звучат зловеще, гневно, как яростные порывы ветра.)
По окончании прослушивания выясняют у детей:
— Какие чувства вы испытывали?
— Нравятся ли вам эти чувства?
— А вам приходилось вчера или сегодня злиться? Почему?
2. Закрепление знаний о способах саморегуляции своего со-
стояния:
— Как мы можем помочь себе улучшить свое самочувствие,
настроение?
— Потопать ногами.
— «Надуть шарик злостью».
— Рассмешить себя, глядя в зеркало.
— Послушать приятную, успокаивающую музыку, спеть
веселую песенку.
Взрослый предлагает детям спеть песню В. Шаинского «Перепелка»:
Спой нам песню,
Перепелка, перепелочка.
Раз иголка, два иголка —
Будет елочка.
Раз дощечка, два дощечка —
Будет лесенка.
Раз словечко, два словечко —
Будет песенка.
Припев: Вместе весело шагать
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать —
Лучше хором, лучше хором !..
— Я хочу вас познакомить с девочкой Кейти, у которой однажды испортилось настроение, потому что пошел дождь. Чтение отрывков из книги Э. Крейри «Я злюсь». — СПб, 1995. (Чтение отдельных отрывков можно перенести на последующие занятия.)
Взрослый читает отрывки из книги и предлагает детям помочь Кейти изменить свое настроение.
Кейти проснулась и заволновалась. Сегодняшний день должен стать особенным. Она обняла своего пса Дота и спрыгнула с постели. Сегодня они с отцом собирались отправиться в парк на настоящий пикник. Там они будут целый день играть и веселиться.
Кейти была уверена, что погода обязательно будет такой же великолепной, как и ее настроение. День будет теплым и солнечным. Кейти подбежала к окну. К своему огорчению, за окном она увидела тучи, огромные черные тучи. «О нет! — подумала Кейти. — Мы все
равно поедем на пикник. Эти противные тучи не остановят нас». И она побежала к отцу, чтобы узнать, не изменятся ли их планы.
Отец мрачно смотрел в окно.
— Папа, папа, мы ведь поедем в парк, правда? — спросила Кейти, волнуясь. — Тучи нас не остановят, ты им не позволишь нас остановить, да?
— Успокойся, Кейти, и посмотри за окно получше, — сказал отец.
Кейти побежала к окну и снова выглянула на улицу.
— О нет! — захныкала она. — Дождь! Я ненавижу этот дождь!
Затем она на мгновение перестала плакать и спросила:
— Мы все равно поедем, так ведь?
Нет, — ответил отец. — Мы не можем ехать в дождь.
— Ох, как я злюсь на этот дождь! И на тебя тоже! — кричала Кейти.
— Ты чувствуешь злость и разочарование из-за того, что мы не можем ехать в парк. Этот дождь поломал все наши планы, и теперь придется строить новые.
— Я не хочу строить никаких новых планов! Я буду дуться и злиться весь день!
— Дуться и злиться — это в порядке вещей. Можешь злиться хоть весь день до самого вечера, если хочешь. Но как ты думаешь, что можно сделать, чтобы изменить твое настроение?
— Не знаю, — ответила Кейти...
Взрослый: Как вы думаете, что может сделать Кейти?
(Выслушать ответы детей.)
Замесить тесто понарошку
— Я хочу замесить тесто, — заявила Кейти. — Можешь
мне дать немного?
— Тесто готово, — ответил отец и расчистил стол. — Посмотрим, как тонко тебе его удастся раскатать.
Кейти шлепнула тесто на стол и стала расплющивать его ударами кулака.
— Не получается, — жаловалась она. — Я его бью, бью, а оно как было одним большим куском, так и осталось. От этого я только еще больше злюсь. И на тучи, и на тесто.
— Хочешь хороший совет? — спросил отец.
- Да!
— Раздели тесто на четыре куска, подвинь их к углам стола и разминай каждый по отдельности. Так дело пойдет легче.
Кейти разделила тесто на куски и стала разминать его по
углам. Вскоре она закончила и позвала отца:
— О, тебе удалось раскатать его почти во весь стол. Ну, и как ты себя теперь чувствуешь?
— Все еще немного злюсь, — ответила Кейти. — Надо попробовать еще что-нибудь.
Взрослый: Как вы думаете, что теперь сделает Кейти?
Высказать свои чувства
— Дот! Дот! — кричала Кейти, подзывая свою собаку. Дот огромными прыжками подбежал к ней. Кейти присела на пол, чтобы поговорить с ним.
Дот лизнул ее в лицо шершавым языком.
— Дот, — сказал Кейти, — я хочу рассказать тебе, что сейчас переживаю. Я ужасно злая. Злюсь на дождь. И на папу, потому что он не захотел поехать со мной в парк. Как ты думаешь, что мне делать?
— Гав! — рявкнул Дот.
— Ты думаешь, я должна рассказать папе, что чувствую?
— спросила она. Дот молча смотрел на нее. — Хорошо, я
поговорю с ним.
Кейти побежала к отцу.
— Папа, я очень сердита ! Я сержусь на дождь. И на тебя
тоже ! Я сержусь, потому что ты не поехал со мной в парк.
— Хм, — произнес отец. — Давай разберемся. Ты хочешь поехать в парк и теперь злишься оттого, что я не захотел поехать туда с тобой, так?
— Да, — коротко ответила Кейти, затем добавила: — Я хочу, чтобы мы с тобой веселились.
Попросить помощи
— Папа, если я злюсь, что можно сделать, чтобы подобреть?
— О, на этот вопрос трудно сразу ответить. Я думаю, тебе лучше спросить нескольких человек. Наша соседка миссис Беннет, да и тетя Лора сейчас, наверное, дома, и ты можешь с ними посоветоваться.
Кейти подумала немного и решила для начала позвонить
по телефону тете.
— Тетя Лора, я очень зла сейчас. Мы с папой собирались поехать сегодня в парк, но с самого утра льет дождь. Не можешь ли ты посоветовать мне какое-нибудь средство от злости?
— Могу сказать тебе, что я делаю в таких случаях, — ответила тетя Лора. — Когда я злюсь дома, я принимаю приятную теплую ванну с пушистой мыльной пеной. Теплая вода смывает все мои дурные чувства. Если же я не дома, то просто представляю себе, как из меня выходит злость, и она действительно улетучивается!
— Как тебе это удается?
— Я мысленно надуваю своей злостью воздушный шарик, плотно завязываю его и отпускаю, а потом смотрю, как он улетает, пока не скроется вовсе.
— Спасибо, тетя Лора, это очень хороший совет.
— Как вы думаете, что теперь сделает Кейти?
Смыть дурные чувства
Кейти захотелось принять теплую ванну.
— Папа, можно я сейчас приму ванну?
— Конечно. Наполнить тебе ванну?
— Да, — сказала Кейти и побежала за пенным шампунем для ванны.
Она прыгнула в ванну. Пена доходила до самого подбородка. Всем своим телом Кейти ощущала, как теплая вода смывает с нее дурные чувства. Одевшись, она побежала к отцу. Тот спросил:
— Ну как, дочка, все еще чувствуешь злость?
— Нет. Способ сработал. Я уже не чувствую злости.
По ходу чтения дети знакомятся с новыми способами саморегуляции своего эмоционального состояния:
замесить тесто «понарошку»;
высказать свои чувства;
попросить помощи;
смыть дурные чувства.
— Для того, чтобы дети уловили разницу между чувствами и поступками, в конце каждой страницы текста необходимо спрашивать: «Что сейчас чувствует Кейти?» «Как она теперь поступит?», чтобы дети поняли, что давать волю рукам, оскорблять, обижать других, когда ты злишься — недопустимое поведение. Необходимо провести ряд тренингов.
4. Тренинг.
Детям предлагается послушать и обыграть следующую ситуацию:
«Юра пришел в детский сад с утра рассерженным, так как мама не купила ему игрушку. Увидев, что Коля и Миша строят игрушечный гараж для новой машины, он подошел к ним и сказал:
— Мне не нравится ваш гараж, не так нужно строить, — и ногой разрушил постройку».
— Как поступят Коля и Миша?
(Ситуация обыгрывается разными детьми.)
Вопросы детям:
— Что чувствовал Юра, когда пришел в детский сад?
— Что сделал Юра, когда увидел играющих ребят?
— Что чувствовали мальчики, после того как Юра разрушил их постройку?
— Правильно ли поступили мальчики?
Дети выбирают различные способы регуляции поведения
в конфликтных ситуациях.
Раскрашивание рисунков.
Задание: раскрась так, чтобы получились мальчик, который рассердился на своего друга, и девочка, которая нашла утерянный бантик.
6. В конце занятия добрый волшебник предлагает станцевать
польку «Старый добрый жук» (из кинофильма «Золушка»).
Повеселиться предлагают и злому волшебнику.
Все вместе танцуют и поют:
Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Станьте в круг!
Я твой друг,
И ты мой друг,
Старый добрый жук.
Ля-ля-ля...