Тема 4.4.Съемка статичной и движущейся камерами
Тема 4.4.Съемка статичной и движущейся камерами
ü Виды видеосъемки
ü Монтажная видеосъемка. Движение с видеокамерой
ü Ручная настройка видеокамеры
ü Особенности приемов «наезд» и «отъезд».
ü План. Крупности планов.
ü Использование различных операторских приемов в процессе видеосъемки.
ü Съемка изображений камерой с рук и со штатива
ВИДЫ ВИДЕОСЪЕМКИ
Репортажная видеосъемка.Этот формат наиболее часто применим для телевизионных проектов, в обычной жизни мы сталкиваемся с ним при в виде каких-либо событийных работ: видеосъемка торжеств: свадьба, юбилей или выпускной. В сущности, репортаж с места события заключается в процессе наблюдения за объектами съемки, в фиксировании значительных моментов происходящего, и не подразумевает под собой какого-либо вмешательства в ход событий со стороны оператора. Такого рода съемка ведется по всем правилам и с использованием профессионального или полупрофессионального оборудования.
Постановочная видеосъемка.В отличии от репортажной, ведется не в режиме реального времени, а представляет собой постановку с использованием сценария. В постановочной съемке видеооператор принимает непосредственное участие, выстраивает композицию, дает рекомендации по позированию. Видео снимается с разных сторон, со специальным освещением, иногда используется несколько дублей – до получения искомого лучшего и выгодного кадра. К такому виду относятся рекламные ролики, видеоклипы, фильмы. Постановками занимаются на профессиональном уровне, это всегда объемная работа, но это оправдано результатом.
Комбинированные съемки. Включают и репортажную, и постановочную части. Раньше свадебная съемка носила характер репортажной, два процесса шли сами собой. Свадьба сама по себе – съемка сама по себе. На сегодняшний день, в этой области достигнут определенный прогресс, оператор принимает активное участие, и в некоторых моментах может более креативно сработать, подключить собственную фантазию и организовать постановочную съемку, допустим, прогулка по достопримечательностям, где есть возможность повторить какое-то действие, или переиграть его, а некоторые моменты идут репортажной съемкой – например, запись регистрации. При монтаже вы уже выбираете наиболее удачные кадры и собираете их в единую ленту.
Любительская видеосъемка. Подразумевает под собой репортажную съемку, но без профессиональных «штучек». Как правило, любительское видео люди снимают, не задумываясь о постановке кадра, композиции, освещении. Конечно, часть композиции присутствует, но она далека от правил видеосъемки. Чаще всего это событийная семейная хроника, где, как правило, важен сам факт фиксации события.
На вопрос «Где снимать?» можно выделить две категории:
- натуральная видеосъемка;
- павильонная видеосъемка.
Натуральная видеосъемка или съемка на натуре происходит, как правило, на улице, при естественном освещении, где источником света является солнце.
Павильонная видеосъемка проходит в помещении и при использовании искусственного освещения. Это может быть тот свет, который уже имеется, или заранее спланированные и подготовленные световые приборы.
РУЧНАЯ НАСТРОЙКА ВИДЕОКАМЕРЫ
Даже лучшая видеокамера не всегда отвечает потребностям оператора или окружающим условиям. Чаще всего возникает необходимость корректировать настройки вручную.
Применение эффектов
Начинающим операторам могут пригодиться, например, такие функции:
Fade (фейдер) – переходы между эпизодами/начало видео с затемнения финального кадра;
5 sec – режим съемки всех планов по 5 секунд, по «монтажной» технологии.
Есть опции видеокамеры, которые не всегда удобны или необходимы – наложение титров и других эффектов, цифровой монтаж прямо на камере. Все это доступно при сборке видео уже на компьютере.
ПЛАН. КРУПНОСТИ ПЛАНОВ.
План в кинематографии или телепроизводстве – подразумевает под собой пространство, занимаемое в кадре.
Различают несколько категорий планов: по крупности, по расположению и по смыслу.
Крупность съемочных планов следует определяют по отношению величины объекта съемки к окружающему пространству. В классической формуле три основных плана съемки, но следует отметить, что каждый из них, в свою очередь, тоже разделяется на подвиды:
ü дальний план – объект (человек) занимает очень маленький процент кадра, и в основном изображено место съемки. Конечно, ни о какой детали выражения лица или позе объекта здесь речи не идет. Такой план дает возможность зрителю осознать масштаб, понять, где происходит съемка и разглядеть существенные детали узнаваемого места. Чтобы снять дальний план, оператор должен: во-первых, отойти на существенное расстояние от объекта, во-вторых, выбрать удачный ракурс для съемки.
ü общий план - объект изображен целиком, расположен по вертикали во всю длину, и по высоте занимает все пространство, т.е. стоит в высоту кадра. Общий план показывает полностью объект, а также детали того места, где находится человек. Также может быть несколько значимых объектов на фоне второстепенных, или, как их еще называют, фоновых объектов. Такой план уже менее информативен по месту съемки, однако более ярко передает атмосферу события.
ü средний план –имеет несколько вариаций. Наши зарубежные киношные коллеги часто применяют этот план при динамичных съемках, например, если человек быстро движется или бежит.
o второй средний план или «план по колено» гораздо более выгодно показывает отношение человека к второстепенным, но не менее значим объектам, а крупность кадра позволяет различить мелкие детали.
o первый средний план: план «по бедра» и план «по пояс». Четких граней использования этих планов, конечно же, нет, и оператор при съемке сам выбирает, как выгодного и правильного выстроить кадр, для получения лучшего результата.
§ План «по бедра» придумали в Голливуде, нижний край кадра проходит по самому широкому месту части бедра и тем самым подчеркивает тонкую талию объекта, например, невесты. Также такой план использовали при съемках вестернов, чтобы показать кобуру героя целиком.
§ «Поясной план» считается стандартом съемки, он включает основную часть туловища человека, а нижний край кадра проходит по уровню пояса. Следует отметить, что в кадр непременно должны попадать руки. На среднем плане более заметны эмоции человека, фон не требует большого уточнения, не используются дополнительные элементы, которые бы требовали более точной детализации.
ü крупный план –объект занимает большую часть общего кадра. На таких планах более различимы делали лица, он ориентирован на то, чтобы вызвать у зрителя какие-то эмоции, и запоминается намного лучше. Крупный план еще называют «молочным», так как нижняя граница кадра проходит по той части туловища, где у человека находятся молочные железы.
Если в кадре два человека разного роста, то верхняя граница равняется по высокому объекту, а нижняя по плечам объекта меньшего роста. Обращайте внимание на второстепенных персонажей, попадающих в кадр. Человек должен входить в кадр полностью, если это невозможно, то исключите его вовсе.
ü сверхкрупный план – как правило, лицо. Обратите внимание, глаза всегда должны находиться на «линии горизонта». Имейте в виду: если вы берете сверхкрупные планы, никогда не режьте детали. То, что у вас в кадре, должно помещаться целиком. Если это руки, то они ни с какой стороны не должны быть обрезаны.
ü Деталь -иногда используют еще более крупные планы лица, например, глаза очень крупно, или какое-то действие, к примеру, прикуриваемая сигарета. Отличная возможность акцентировать внимание зрителя на определенном действии, например, невеста надевает кольцо на палец жениха, или жених вдевает запонки в манжеты рубашки.
Все эти планы придуманы для того, чтобы лучше изображать человека в кадре, но существуют и особые моменты, когда взять нестандартный план будет намного выгоднее, чем прибегнуть к стандарту. И здесь уже срабатывает видение оператора, как автора картинки.
Правила, советы, рекомендации
1. Каждый фильм, который вы делаете, должен представлять собой законченный рассказ.
2. Помните обычный (стандартный) порядок чередования планов при киносъемке сцен: общий план, средний план, крупный план. Промежуточные планы желательно применять в следующем порядке: дальний общий или общий план, средний дальний, средний, крупный поясной, крупный, деталь.
3. Нужно овладеть обычной техникой киносъемки — общий план, средний план, крупный план, до того, как вы сможете позволить себе применить какой-либо эффектный прием.
4. Изменяйте (варьируйте) расстояния и углы зрения при подготовке к съемке: работайте особенно тщательно над крупным планом.
5. Постоянно помните, что каждая сцена и каждый эпизод должны быть логически связаны со следующим эпизодом, сценой. Каждый включенный в картину кусок должен или служить результатом Предшествующих, или быть предпосылкой для последующих кусков.
6. Не доверяйте тому, что вы чувствуете, слышите или ощущаете во время съемки. Помните, что зрители на просмотре имеют только чувство зрения и могут увидеть только то, что вы видели через видоискатель.
7. Снимать надо монтажно, т. е. планируя последовательность снимаемых кадров.
8. Оптимальная продолжительность плана технически определяется с помощью простого правила: чем меньше фокусное расстояние, тем продолжительнее план!
В ПРОЦЕССЕ ВИДЕОСЪЕМКИ.
Для правильного композиционного построения динамических изображений необходимы специфические приемы видеосъемки, которые называются операторскими приемами. Система специальных операторских приемов многогранна.
Основными операторскими приемами являются:
ü съёмка статичными кадрами,
ü панорамирование,
ü наезд и отъезд.
Съемка статичными кадрами – это съемка неподвижной видеокамерой, аналогична фотосъёмке.При съемке статичными кадрами - съемка ведется неподвижной видеокамерой отдельными, но взаимосвязанными между собой кадрами.
Съемка статичными эпизодами может выполняться общими, средними и крупными планами. Во время съемки границы кадра неизменны. Чаще всего этот прием используется для фиксации предметов, элементов обстановки, участков местности. Для того чтобы на изображении просматривались все детали, рекомендуется определённая продолжительность съёмки разных по крупности планов. Общие планы захватывают в кадр большее пространство, поэтому содержат больше деталей, чем крупные и для их восприятия нужно больше времени. Рекомендуется съемку общих планов вести не менее 8 - 12 сек, средних 5 - 8 сек, а крупных 3 - 5 сек. Для лучшей детализации изображения, длительность средних, а особенно крупных планов может увеличиваться по отношению к указанному времени.
Панорамированием называется плавное изменение направления съемки поворотом или наклоном видеокамеры. Этот прием, если он творчески обоснован и правильно технически выполнен, может обогатить изобразительное решение эпизодов фильма.
Применение панорамной съемки наиболее целесообразно для регистрации больших пространств, обстановки замкнутого пространства, перемещающегося объекта. В ходе панорамирования видеокамера как бы последовательно осматривает окружающее пространство. Панорамирование применяется для более детального ознакомления зрителей с местом происходящего действия или окружающей обстановкой, так как позволяет в более крупном масштабе показать участки местности или помещения.
Различают три вида панорамирования: обзорное панорамирование, панорамирование движущихся объектов съемки и быстрая перемена направления съемки.
Обзорное(статическое) панорамированиеосуществляется при плавном повороте видеокамеры вокруг горизонтальной или вертикальной оси без изменения точки съемки для показа общего вида объектов съемки большой протяженности в пространстве по горизонтали (рис. 1) или по вертикали (рис. 2), которые невозможно достаточно крупно показать в рамках обычного видеокадра.
Рис. 1. Обзорное панорамирование по горизонтали | Рис. 2. Обзорное панорамирование по вертикали |
Обзорное панорамирование следует проводить видеокамерой, установленной на штатив с панорамной головкой. Это позволит повернуть или наклонить камеру плавно, без неприятных качаний и рывков. Панорамная головка штатива должна быть хорошо отрегулирована, не иметь заеданий и обеспечивать равномерное движение видеокамеры при поворотах и наклонах.
Обзорное панорамирование требует определенной скорости движения видеокамеры, чтобы можно было детально рассмотреть изображение объекта, ход протекающего события при воспроизведении. Слишком большая скорость панорамирования дает на экране такую быструю смену воспроизводимых объектов, что на них невозможно акцентировать внимание ипри просмотре отснятого материала может проявиться неприятное раздвоение предметов. Слишком медленная скорость панорамирования затягивает эпизод, приводит к однообразности сюжета.
Обзорное панорамирование лучше выполнять камерой, объектив которой имеет нормальное фокусное расстояние. Установите трансфокатором нормальный фокус объектива, то есть среднее положение (например, если кратность объектива 14х, то нужно установить его на отметку 7х), и начинайте панорамирование неподвижного объекта (его параметры должны соответствовать приведенным в табл. 1).
Таблица 1.
Тема 4.4.Съемка статичной и движущейся камерами
ü Виды видеосъемки
ü Монтажная видеосъемка. Движение с видеокамерой
ü Ручная настройка видеокамеры
ü Особенности приемов «наезд» и «отъезд».
ü План. Крупности планов.
ü Использование различных операторских приемов в процессе видеосъемки.
ü Съемка изображений камерой с рук и со штатива
ВИДЫ ВИДЕОСЪЕМКИ
Репортажная видеосъемка.Этот формат наиболее часто применим для телевизионных проектов, в обычной жизни мы сталкиваемся с ним при в виде каких-либо событийных работ: видеосъемка торжеств: свадьба, юбилей или выпускной. В сущности, репортаж с места события заключается в процессе наблюдения за объектами съемки, в фиксировании значительных моментов происходящего, и не подразумевает под собой какого-либо вмешательства в ход событий со стороны оператора. Такого рода съемка ведется по всем правилам и с использованием профессионального или полупрофессионального оборудования.
Постановочная видеосъемка.В отличии от репортажной, ведется не в режиме реального времени, а представляет собой постановку с использованием сценария. В постановочной съемке видеооператор принимает непосредственное участие, выстраивает композицию, дает рекомендации по позированию. Видео снимается с разных сторон, со специальным освещением, иногда используется несколько дублей – до получения искомого лучшего и выгодного кадра. К такому виду относятся рекламные ролики, видеоклипы, фильмы. Постановками занимаются на профессиональном уровне, это всегда объемная работа, но это оправдано результатом.
Комбинированные съемки. Включают и репортажную, и постановочную части. Раньше свадебная съемка носила характер репортажной, два процесса шли сами собой. Свадьба сама по себе – съемка сама по себе. На сегодняшний день, в этой области достигнут определенный прогресс, оператор принимает активное участие, и в некоторых моментах может более креативно сработать, подключить собственную фантазию и организовать постановочную съемку, допустим, прогулка по достопримечательностям, где есть возможность повторить какое-то действие, или переиграть его, а некоторые моменты идут репортажной съемкой – например, запись регистрации. При монтаже вы уже выбираете наиболее удачные кадры и собираете их в единую ленту.
Любительская видеосъемка. Подразумевает под собой репортажную съемку, но без профессиональных «штучек». Как правило, любительское видео люди снимают, не задумываясь о постановке кадра, композиции, освещении. Конечно, часть композиции присутствует, но она далека от правил видеосъемки. Чаще всего это событийная семейная хроника, где, как правило, важен сам факт фиксации события.
На вопрос «Где снимать?» можно выделить две категории:
- натуральная видеосъемка;
- павильонная видеосъемка.
Натуральная видеосъемка или съемка на натуре происходит, как правило, на улице, при естественном освещении, где источником света является солнце.
Павильонная видеосъемка проходит в помещении и при использовании искусственного освещения. Это может быть тот свет, который уже имеется, или заранее спланированные и подготовленные световые приборы.