Руководство по использованию
Руководство по использованию
Видеофильма.
ДНЕВНИК
НАСТИ
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Комментарии к содержанию фильма
3. Дискуссия по проблемам фильма
4. Игры и упражнения
5. Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Видеофильм «Дневник Насти» создан в рамках проекта «Здоровая Россия 2020» и является компонентом профилактической работы по предотвращению распространения ВИЧ-инфекции в молодежной среде.
Помимо видеофильма, проектом «Здоровая Россия 2020»подготовлены:
- информационный буклет для подростков «Мы себя защитили. А ты?»;
- методическое пособие для волонтеров «Все, что зависит от нас»;
-методическое пособие для тренеров «Подготовка волонтеров для работы по профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи».
С какой целью создавался этот фильм?
30-минутный фильм «Дневник Насти» - новая, оригинальная форма обсуждения с подростками различных спектров проблемы ВИЧ/СПИДа. В нем моделируется вполне реальная для подростковой среды ситуация, требующие серьезного осмысления и обсуждения.
С этой целью в фильме предусмотрены остановки для дискуссий с вопросами, которые обращены к мнениям и личному опыту зрителей, побуждают их к дискуссии и позволяют сделать определенные выводы.
Таким образом, фильм не только информирует от важности и путях предупреждения рискованного поведения подростков,но и служит нравственным уроком для молодых людей.
Для кого создавался этот фильм?
Фильм адресован, прежде всего, подросткам и молодым людям, которые столкнулись с необходимостью решать первые по-настоящему взрослые проблемы. Фильм подсказываетвозможные пути выхода из сложной в моральном отношении ситуации. Кроме того, он учитподростков не только видеть и осознаватьэти проблемы, но и говорить о них со своими товарищами, близкими.
Фильм адресован и взрослой аудитории– родителям, педагогам, психологам, медикам и социальным работникам, которые после его просмотра смогут начать с подростками важный откровенный разговор о проблемах, связанных с распространением эпидемии ВИЧ/СПИДа в России.
Зачем нужно данное руководство?
Данное руководство адресовано, в первую очередь, специалистам, организующим просмотр и обсуждение фильма «Дневник Насти». С его помощью дискуссию смогут организовать и прошедшие специальную подготовку волонтеры, и просто инициативные молодые люди из числа зрителей.
Создавая руководство, мы ставили перед собой следующие задачи:
- показать шаг за шагом наиболее эффективные пути обсуждениявидеофильма;
- познакомить ведущего с основными правилами ведения дискуссий;
- предоставить ведущему всю необходимую базовую информациюо путях распространения ВИЧ-инфекции и проблемах людей, непосредственно столкнувшихся с этим заболеванием.
В настоящее руководство включены отдельные информационные и методические материалы (упражнения), опубликованные в Пособие для тренеров «Подготовка волонтеров для работы по профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи».
Где и как может быть использован видеофильм?
Видеофильм «Дневник Насти» может быть использован в любом технически подготовленном для кинопроекции месте. Его просмотр и обсуждение входят в систему просветительских, воспитательных мероприятий, а также могут явиться основой творческого задания в практикуме для волонтеров.
Следовательно, фильм может быть использован:
- во внеклассной работе с подростками (школьный кинозал, классный кабинет);
- во внешкольной работе (кинозал молодежного клуба, библиотеки, досуговые и воспитательные центры молодежи, частная квартира педагога и т.п.);
- в процессе тренинга волонтеров по различным аспектам проблемы ВИЧ/СПИДа
ДИСКУССИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ФИЛЬМА «ДНЕВНИК НАСТИ»
Подготовка ведущего к дискуссии
Предварительный просмотр видеофильма
Постарайтесь увидеть фильм глазами подростков, подумайте заранее о том, как они могут ответить на тот или иной вопрос, какова будет их эмоциональная реакция.
Подготовка помещения к просмотру и обсуждению фильма
- Проверьте исправность видеомагнитофона.
- Организуйте пространство аудитории так, чтобы участники дискуссии хорошо видели и слышали вас и друг друга.
Оформление и использование наглядных материалов
- Если вы располагаете наглядными и информационными материалами по ВИЧ-проблематике (брошюры, стикеры, книги, газетные статьи и т.п),сделайте стенд, на котором они будут размещены, привлекая внимание подростков.
- Если у вас имеются в достаточном количестве какие-либо буклеты или брошюры, раздайте их в конце мероприятия каждому участнику просмотра с пожеланиями ознакомиться с ними и передать дальше другим подросткам.
- Тема дискуссии всегда должна находиться в поле зрения аудитории – запишите ее на доске или плакате.
Рекомендуем вам распечатать для каждого участника дискуссии вопросы, включенные в фильм.
ВИЧ/СПИД в мире
- Согласно официальной статистике, на конец 2004 г. В мире насчитывалось 40 млн. людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, причем половина всех новых случаев заражения приходилась на молодежь.
- За все годы эпидемии от СПИДа умерли 21,8 млн. человек. Эпидемия развивается столь стремительно, что число ВИЧ-инфицированных на планете уже на 50% превысило показатели, которые прогнозировались 10 лет назад.
ВИЧ/СПИД в России
- Зарегистрировано около 300 тыс. людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, и около 13 тыс. ВИЧ-инфицированных детей.
- На сегодняшний день в нашей стране от СПИДа умерли 4 тыс. 357 человек.
- В лечении нуждаются около 50 тыс. человек, а получают его лишь 2 тысячи.
- Стоимость лечения ВИЧ/СПИДа в России составляет 5,5-15 тыс. долларов в год.
|
Возьмите на заметку: Ведущему необходимо хорошо ориентироваться в ситуации с ВИЧ, сложившейся в регионе, где проходит обсуждение фильма.
ПРОСМОТР ФИЛЬМА И ДИСКУССИЯ
В фильм «Дневник Насти» включены четыре блока вопросов, которые позволяют развернуть дискуссию непосредственно во время просмотра фильма. Страницы, посвященные обсуждению каждого нового блока вопросов, выделены в нашем руководстве отдельным цветом.
Рекомендуем вам озаглавить каждый блок ключевым вопросом, который будет служить «маяком» ведущего дискуссию и должен быть представлен наглядно (запись на доске, плакате и т.п). Карточки с вопросами, предложенными для обсуждения в фильме, также должны быть подготовлены заранее и розданы участникам дискуссии.
Путешествие в «сад Эдема» - это искушение?
После эпизода в дискотеке, где герои фильма стоят перед выбором принять таблетку «экстези» для «расширения сознания» или отказаться от рискованного эксперимента предлагается блок вопросов, апеллирующих не только к мнению, но и к опыту подростков:
1.
|
Вопросы, которые могут быть заданы подростками ведущему
Что должен сделать Никита?
Трудные моменты дискуссии | Пути преодоления трудностей |
Полярность мнений и позиций: от солидарности с самоотверженной Настей и ответственным Никитой до непонимания или даже осуждения ее «легкомыслия» и его «излишней» откровенности. | Чтобы избежать конфликтов во время дискуссии, рекомендуем познакомить ее участников со следующими правилами любого спора: - Каждый имеет право на собственное мнение; его можно оспаривать, не переходя при этом на личности. - Каждый должен слушать других, когда те высказывают свое мнение. - Каждый должен постараться понять аргументы оппонента. Ведущему не нужно стремиться в рамках одной дискуссии привести все полярные мнения к общему знаменателю. Важно другое: зрители должны проиграть применительно к себе и своим близким ситуацию «Настя-Никита». На этом фоне вероятнее всего придет правильный ответ. |
Вопросы, которые могут быть заданы подростками ведущему
Как передается ВИЧ?
Вопросы, которые могут быть заданы подростками ведущему
ВИЧ не передается
- воздушно-капельным путем;
- при поцелуях;
- при объятиях и рукопожатиях;
- при пользовании общими бытовыми предметами;
- при кашле или чихании;
- при совместной работе, учебе, занятиях спортом;
Почему?
ВИЧ слабо устойчив во внешней среде, поэтому может передаваться от человека к человеку только через биологические жидкости организма: кровь, сперму, вагинальный секрет, предъэякулят, молоко матери.
В остальных биологических жидкостях организма (слюне, моче, поте и т.п) ВИЧ также может присутствовать, но его концентрация в них слишком мала для заражения другого человека.
ВИЧ передается
- при незащищенном (без презерватива) половом контакте;
- при совместном использовании шприцев, игл или других инъекционных инструментов;
- при переливании зараженной крови;
- от ВИЧ - позитивной матери во время родов или через грудное молоко.
Вопросы, которые могут быть заданы подростками ведущему
Что такое толерантность?
Слово толерантностьозначает терпимость к чему-либо или кому-либо. Мы говорим «толерантный» о человеке, которому не свойственно осуждать других людей за их недостатки или отличный от его собственного образ жизни.
Такой человек стремится понять мотивы, руководствуясь которыми, люди думают и поступают иначе, чем это принято у большинства. Воспитание в человеке толерантности к ВИЧ - положительным людям – очень важная нравственная задача современного общества.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
К первому блоку вопросов
Упражнение «Аргументы отказа от пробы наркотиков» (5 мин)
Задача:Сформулировать для себя аргументы, которые могут противостоять предложению попробовать наркотики.
Материалы:Листочки и ручки.
Инструкция.
Основываясь на эпизоде «В дискотеке», ведущий предлагает подросткам представить себя на месте Даши и Паши и по-своему ответить на все аргументы Кости, уговаривающего принять за компанию с ним таблетку (или более сильное средство) для «расширения сознания». Каждый участник игры должен самостоятельно подумать и записать на листочках шесть аргументов, которые помогут ему в подобной ситуации противостоять возможному давлению и отстоять свою позицию. На выполнение задания дается время. Затем тренер просит желающих зачитать свои аргументы, либо, по желанию группы, результаты работы остаются анонимными.
Инструкция.
В ходе обсуждения отношений Насти, Никиты и их одноклассников, которые не уверены в том, что готовы к сексуальной близости, ведущий выдвигает следующий тезис: «Маленькие дети, молодые люди, взрослые и пожилые – все нуждаются в любви, заботе ласке. Выразить свою любовь, привязанность к человеку можно разными способами».
Группа делится на несколько мини-групп. Каждой мини-группе дается бумажное сердечко, на цветной стороне которого участники должны написать не включающие секс формы выражения любви.
Затем сердечки собираются, все указанные способы зачитываются. Участников спрашивают, согласны ли они с перечисленными способами выражения любви без секса. Если возникают вопросы, разногласия – они обсуждаются всей группой. Итогом может стать большое сердце «Любовь», на которое приклеиваются все маленькие сердца.
К третьему блоку вопросов.
Игра «Степень риска» (10-15 мин)
Задача:Рассмотреть различные жизненные ситуации с точки зрения потенциального риска заражения ВИЧ и научиться оценивать степень уязвимости человека.
Материалы:Таблички «Степень риска» и карточки с обозначением ситуаций.
Инструкция.
Ведущий вешает на доску или стену таблички «Степень риска»: «Высокая», «Низкая» и «Риска нет».
Ведущий: «Мы определили основные пути передачи ВИЧ. Не менее важно уметь правильно оценивать ситуации, чреватые заражением ВИЧ. Перед вами _ таблички «Степени риска» Сейчас каждый из вас получит карточку, на которой описана ситуация, возможно, связанная с риском заражения ВИЧ-инфекцией. Вы должны оценить рискованность этой ситуации с точки зрения заражения ВИЧ и поместить свою карточку под соответствующей табличкой».
Участникам раздаются несколько карточек с описанием ситуаций, которые должны быть проанализированы с точки зрения рискованности и распределены по степеням риска. Затем каждая ситуация поясняется; при необходимости дается дополнительная информация.
К четвертому блоку вопросов
Ролевая игра «Интервью» (15 мин)
Задача:Помочь участнику дискуссии сформулировать свои впечатления от фильма, представить «закадровое» развитие сюжета и подвести итоги занятия, обозначив его ключевые моменты.
Инструкция.
Ведущий предлагает группе разбиться на пары и распределить между собой следующие роли «Журналист - Зритель», «Журналист - Режиссер», «Зритель - Режиссер». Каждой паре дается некоторое время, чтобы продумать вопросы и ответы интервью по поводу просмотренного фильма. Важно сориентировать интервьюеров на то, чтобы вопросы касались прежде всего содержательного плана фильма.
В завершение этой игры ведущий сам может разыграть роль беседующего со зрителями журналиста, которому предстоит написать репортаж о кинопросмотре и о прошедшей дискуссии.
Таким образом ведущий может плавно перейти к заключительному слову.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключительное слововедущего должно «закольцовывать» дискуссию. Обобщая впечатления зрителей и полученную ими информацию, ведущий возвращается к вопросу третьего тезиса вступительного слова – «Что делать?». Ответ складывается из тех положений и правил, которые были выведены в ходе обсуждения четырех ключевых вопросов дискуссии.
В заключительном слове ведущий также подчеркивает, что вооруженный столь важными занятиями подросток отныне в ответе не только за себя. Его задача – передать эти знания дальше.
Участники дискуссии унесут с собой различные памятки («Правила предупреждения ВИЧ-инфицирования», «Правила безопасного сексуального поведения», буклет «Мы себя защитили. А ты?» и др.), которые с их помощью могут и должны «работать» дальше. Каждому из зрителей дается ответственное поручение – рассказать об увиденном фильме хотя бы одному человеку.
Настоящее руководство можно свободно цитировать
Воспроизводить частично или полностью, а также переводить при обязательном указании источника.
Руководство нельзя продавать или использовать в коммерческих целях.
Изменения в тексте, дополнительное тиражирование руководства – полное или частичное – не могут быть осуществлены без согласования с проектом «Здоровая Россия 2020»
125009 Москва, Газетный пер., 3-5,
тел. (095) 933-5854, факс (095) 629-8367
URL : www.fzr.ru
Тираж 1500 экз.
Распространяется бесплатно.
Руководство по использованию
Видеофильма.
ДНЕВНИК
НАСТИ
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Комментарии к содержанию фильма
3. Дискуссия по проблемам фильма
4. Игры и упражнения
5. Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Видеофильм «Дневник Насти» создан в рамках проекта «Здоровая Россия 2020» и является компонентом профилактической работы по предотвращению распространения ВИЧ-инфекции в молодежной среде.
Помимо видеофильма, проектом «Здоровая Россия 2020»подготовлены:
- информационный буклет для подростков «Мы себя защитили. А ты?»;
- методическое пособие для волонтеров «Все, что зависит от нас»;
-методическое пособие для тренеров «Подготовка волонтеров для работы по профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи».