Яркостные параметры тв изображения
Контрастная чувствительность глаза, контраст и число воспринимаемых градаций яркости в изображениях. Абсолютная величина яркости изображения не может служить количественным критерием уровня зрительного ощущения. Экспериментально установлено, что изменение интенсивности ощущения света глазом ∆E связано не с абсолютным изменением яркости объекта ∆L = Lmax - Lmin, а с отношением величины ∆L к первоначальной яркости (или яркости фона) Lmin и может быть представлено выражением
(1.1)
где k - коэффициент пропорциональности.
Рис. 1.5. Зависимость порогового контраста от яркости фона
при поле зрения 4°
В широких пределах изменения яркости Lmin∆E минимально и постоянно, вследствие чего можно считать, что отношение
пор=σ=const
называется пороговым контрастом, a ∆L = Lmin - абсолютным порогом световой чувствительности.
В пределах средних величин яркости (10... 1000 кд/м2) глаз ощущает относительные приращения яркости, равные примерно 2...5%. Зависимость порогового контраста от яркости фона при поле зрения около 4° изображена на рис. 1.5.
Интегрирование уравнения (1.1) приводит к установлению общего закона зависимости интенсивности ощущений Е от интенсивности соответствующих им яркостей L в виде
E = k ln L + c, (1.2)
где k и c - некоторые постоянные величины.
Данный закон, гласящий, что интенсивность ощущений растет пропорционально логарифму раздражения (яркостям), известен как основной психофизический закон, или закон Вебера-Фехнера.
На основании анализа выражения (1.2) можно фактически считать, что физиологическое ощущение возрастет в арифметической прогрессии, если раздражение увеличивается в геометрической прогрессии.
С законом Вебера-Фехнера непосредственно связаны такие показатели изображений, как контраст и число воспроизводимых градаций яркости (полутонов).
Под контрастом (контрастностью) изображения К понимается отношение максимальной его яркости к минимальной, т.е. диапазон воспроизводимых яркостей
.
В природе, окружающей человека, яркость может изменяться в 105 и более раз. Зрительная система человека неспособна одновременно воспринять весь этот диапазон изменения яркости и сужает диапазон освещенностей на сетчатке благодаря адаптаций - приспособлению к различным яркостям. Поэтому на практике в воспроизводимых изображениях контрастность в лучшем случае составляет всего несколько сотен раз. Например, диапазон воспроизводимых яркостей большинства рисунков и фотографий не превышает 100, но они воспринимаются как изображения очень хорошего качества. Поэтому телевизионное изображение, имеющее контрастность более 40, уже считается хорошим. На рис. 1.6 изображена субъективная зависимость оценки качества телевизионного изображения в зависимости от контрастности .
При заданном контрасте К глазом воспринимается определенное количество ступеней изменения яркости т, называемых градациями яркости. Из рассмотрения особенностей восприятия изображений следует, что
. (1.3)
Рис. 1.6. Субъективная зависимость оценки качества телевизионного изображения в зависимости от контрастности
Полагая, что максимальный контраст изображения, ограничиваемый глазом, Lmax/Lmin = 100, а σ = 0,05, получаем, что возможное число градаций, которое глаз будет различать при данных условиях, будет равным m 92.
Все параметры, которые мы уже рассмотрели, относятся к основам ТВ, т.е. одинаковы для черно-белого и цветного изображений. Но для характеристики цветных изображений существуют дополнительные параметры: светлота, цветность, цветовой тон, насыщенность, чистота тона и т.д.Эти параметры будут рассмотрены при изучении колориметрии и систем формирования сигнала цветного ТВ.