Методика исследования памяти
Методика исследования памяти
Структура методики
1. Оценка состояния объема кратковременной и долговременной зрительной памяти
2. Исследование кратковременной и долговременной слуховой памяти
Содержание методики
Оценка состояния объема кратковременной и долговременной зрительной памяти
Методика «Запомни рисунки»
1) Исследование кратковременной зрительной памяти
Стимульный материал: картинки с изображением геометрических фигур.
Процедура: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».
Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения испытуемого и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока испытуемый не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
Критерии оценки:
10 баллов — испытуемый узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.
8-9 баллов — испытуемый узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.
6-7 баллов — испытуемый узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.
4-5 баллов — испытуемый узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.
2-3 балла — испытуемый узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.
0-1 балл — испытуемый не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий. |
2) Исследование зрительной долговременной памяти.
Стимульный материал: Вторая картинка с изображением геометрических фигур из предыдущего теста.
Процедура: «Вспомни, какие изображения были на первой картинке и снова покажи их на второй картинке».
Через 40 минут испытуемому повторно показывают вторую картинку. Ему необходимо воспроизвести максимальное количество информации.
Критерии оценки:
10 баллов — испытуемый узнал на картинке все девять изображений, показанных ему.
8-9 баллов — испытуемый узнал на картинке 7-8 изображений.
6-7 баллов — испытуемый узнал 5-6 изображений.
4-5 баллов — испытуемый узнал 3-4 изображения.
2-3 балла — испытуемый узнал 1-2 изображения.
0-1 балл — испытуемый не узнал на картинке ни одного изображения.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий. |
Тест «Вспомни картинки»
Цель 1: оценка состояния кратковременной зрительной памяти и деятельности удержания материала; уточнение объема запоминаемого материала.
Материал: картинки на которых изображены: яблоко, ель, кукла, самолет,мяч,стул.
Процедура: Показать ребенку последовательно шесть картинок, на которых изображены знакомые ему предметы. Время предъявления картинки не более 5 секунд.
После предъявления последней картинки попросить ребенка в любом порядке назвать предметы, которые он запомнил. Не учитывать называемые ребенком предметы, которых не было на картинках, а также повторы.
Критерии оценки выполнения задания:
5 баллов - запомнил 6 картинок;
4 балла - запомнил 4-5 картинок;
3 балла - запомнил 2-3 картинки;
2 балла - запомнил 1 картинку;
1 балл - не запомнил ни одной картинки.
Цель 2: оценка состояния долговременной зрительной памяти и деятельности удержания материала; уточнение объема запоминаемого материала.
Процедура: показать ребенку картинки с предметами, которые он забыл назвать, а через 10 минут предложить ему еще раз вспомнить все картинки. Через час предложить ребенку еще раз назвать изображенные на картинках предметы.
Критерии оценки выполнения задания:
5 баллов - запомнил 6 картинок;
4 балла - запомнил 4-5 картинок;
3 балла - запомнил 2-3 картинки;
2 балла - запомнил 1 картинку;
1 балл - не запомнил ни одной картинки.
Тест «Посмотри и запомни»
Цель: оценка состояния кратковременной зрительной памяти и внимания, уточнение объема запоминаемого материала и способность воспроизведения материала в точной последовательности.
Процедура: Показать ребенку 5 картинок.
Инструкция: "Посмотри, как расположены картинки". Затем перевернуть картинки и предложить ребенку назвать их по порядку, как они были расположены.
Критерии оценки выполнения задания:
5 баллов - инструкция понята и выполнена, ошибок не допущено;
4 балла - инструкция понята и выполнена при организующей помощи, без ошибок;
3 балла - инструкция понята и выполнена при организующей помощи, возможны небольшие ошибки (1-2);
2 балла - инструкция понята и выполнена после многочисленных повторов и при значительной организующей помощи взрослого, с многочисленными ошибками;
1 балл - не смог выполнить задания.
Тест «Запомни и найди»
Цель: оценка объема и устойчивости зрительной памяти, полноты воспроизведения.
Материал: таблицы.
Инструкция: "Мы будем играть в "запоминалки". Я буду показывать тебе картинки, а ты постарайся запомнить их как можно больше, а затем найти на другом рисунке".
Процедура: Ребенку необходимо показать карточку с изображением предметов в верхней части рисунка и предложить запомнить эти предметы, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же - с геометрическими фигурами.
Критерии оценки выполнения задания:
5 6аллов - воспроизводит 4 картинки;
4 6алла - воспроизводит 3 картинки;
3 балла - воспроизводит 2 картинки;
2 балла - воспроизводит 1 картинку;
1 балл - не воспроизводит ни одной картинки.
Тест «Запомни и нарисуй»
Цель: оценка объема зрительной памяти, ее прочности и продуктивности сохраненного материала на основе предложенного рисунка.
Материал: образец для запоминания.
Инструкция: "Посмотри на рисунок, постарайся запомнить, что там нарисовано, а потом нарисуй это на другом листе".
Процедура: ребенку предъявляется рисунок, на котором изображены фигуры: треугольник овал, квадрат, ромб, сердце, стрелка.
Критерии оценки выполнения задания:
5 баллов – воспроизводит все фигуры правильно;
4 балла – воспроизводит все фигуры, но с ошибкой;
3 балла – воспроизводит хотя бы 2 фигуры правильно;
2 балла - воспроизводит хотя бы 1 фигуру правильно;
1 балл - не воспроизводит ни одной фигуры.
Тест «Восстанови порядок»
Цель: оценка объема кратковременной зрительной памяти, быстроты вспоминания и качество воспроизведенного материала.
Процедура: Перед ребенком необходимо разложить шесть игрушек (предметов), в случайном порядке. Предложить ребенку запомнить их расположение (30с). Затем ребенок отворачивается, а экспериментатор меняет несколько игрушек (предметов) местами. Ребенок должен восстановить всё в первоначальном виде.
Критерии оценки выполнения задания:
5 баллов – ребенок полностью справился с заданием;
4 балла – ребенок полностью справился с заданием, с одной ошибкой;
3 балла – ребенок выполнил задание с двумя ошибками;
2 балла - ребенок выполнил задание с тремя и более ошибками;
1 балл – ребенок не справился с заданием.
Тест «Исправь ошибки»
Цель: оценка объема кратковременной слухоречевой памяти, ее устойчивости и внимания при исправлении ошибок в представленном стихотворении.
Инструкция: «Прослушай стихотворение. Что перепутано в нем?» Исправь ошибки.
Если ребенок не может выявить ошибки, ему необходима помощь, то в качестве подсказки необходимо показать ребенку картинку на сюжет данного стихотворения.
Дым на улице стоит, - Дом из труб его валит.
На чердак залезла ложка, - Со стола упала кошка.
В день весенний у ворот - Начал дружно таять мед.
Пироги пекутся в речке, - Рыбаки сидят у печки.
Критерии оценки выполнения задания:
5 баллов - инструкция понята и выполнена, ошибок не допущено;
4 балла - инструкция понята и выполнена при организующей помощи, без ошибок;
3 балла - инструкция понята и выполнена при организующей помощи, возможны небольшие ошибки (1-2);
2 балла - инструкция понята и выполнена после многочисленных повторов и при значительной организующей помощи взрослого, с многочисленными ошибками;
1 балл - не смог выполнить задания.
Тест «Перескажи текст»
Цель: оценка объема и глубины слухоречевой памяти на материале связного текста.
Инструкция: «Прослушай небольшой рассказ и постарайся пересказать его как можно точнее».
«Зима»
Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу.
Только животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе к жилью.
Ребята, помогите зимой нашим маленьким друзьям. Сделайте для птиц кормушки.
Критерии оценки выполнения задания:
5 баллов – ребенок смог воспроизвести текст;
4 балла – смог воспроизвести текст с незначительными ошибками;
3 балла – смог воспроизвести текст с помощью взрослого и наводящих вопросов;
2 балла – в пересказе ребенка много ошибок;
1 балл – ребенок не смог воспроизвести текст.
Тест «Запомни фразы»
Цель. Оценка полноты и глубины слухоречевой памяти на материале не связанных между собой предложений.
Процедура: Ребенку читают фразы:
1. Осенью идут дожди.
2. Дети любят играть.
3. В саду растут яблони и груши.
4. В небе летит самолет.
5. Девочка помогает своей бабушке.
Ребенка просят повторить те фразы, которые ему удалось запомнить.
При этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять не обязательно. Фразы повторяются еще 1 раз. Результат оценивается после 2 попыток.
Критерии оценки выполнения задания:
5 баллов - ребенок запомнил 5 фраз;
4 балла - ребенок запомнил 4 фразы;
3 балла - ребенок запомнил 3 фразы;
2 балла - ребенок запомнил 2 фразы;
1 балл - ребенок запомнил 1 фразу.
Тест «Вспомни слова»
Цель: оценка состояния кратковременной слухоречевой памяти детей с ОНР, удержание следов на материале глаголов.
Материал: ряд разнообразных глаголов, не имеющих между собой никакой связи: бежать, мыть, прыгать, сидеть, читать, спать.
Инструкция: «Послушай внимательно слова, которые я назову, и запомни их». Слова можно воспроизвести в любом порядке.
Критерии оценки выполнения задания:
5 баллов – ребенок запомнил все 6 слов;
4 балла – ребенок запомнил 5 слов;
3 балла – ребенок запомнил 3-4 слова;
2 балла – ребенок запомнил 1-2 слова;
1 балл - не смог назвать ни одного слова.
Тест «Запомни и назови»
Цель: оценка состояния долговременной слухоречевой памяти детей с ОНР, длительности удержания следов на материале прилагательных.
Материал: ряд разнообразных прилагательных, не имеющих между собой связи: красный, веселый, вкусный, круглый, кислый, добрый.
Процедура: Ребенку предлагается запомнить ряд знакомых ему слов. Слова повторяются экспериментатором 4 раза. После всех повторов ребенка отвлекали игрой, а через час без повторного предъявления предлагалось вспомнить эти же слова в любой последовательности.
Критерии оценки выполнения задания:
5 баллов – ребенок запомнил все 6 слов;
4 балла – ребенок запомнил 5 слов;
3 балла – ребенок запомнил 3-4 слова;
2 балла – ребенок запомнил 1-2 слова;
1 балл - не смог назвать ни одного слова.
Методика исследования памяти
Структура методики
1. Оценка состояния объема кратковременной и долговременной зрительной памяти
2. Исследование кратковременной и долговременной слуховой памяти
Содержание методики