От подросткового до взрослого возраста

Голова

Это сфера интеллекта, воображения и контроля желаний и побуждений.

Если ребенок уделяет голове слабое внимание, это может говорить о проблемах социальной адаптации, трудностях в общении, слабых интеллектуальных способностях или даже наличии невроза.

Если голова изображается в последнюю очередь, возникает подозрение в наличии каких-то межличностных конфликтов.

· непропорционально большая голова – уверенность в том, что мышление много значит в жизни человека; у противоположного пола – признание превосходства противоположного пола; может свидетельствовать о головных болях;

· маленькая голова – ребенок считает себя интеллектуально отсталым от окружения;

· нечетко нарисованная голова – застенчивость, робость.

Лицо – самая социальная часть рисунка.

Части тела, находящиеся на лице, обеспечивают сенсорный контакт с действительностью.

Если оно рисуется в последнюю очередь, это говорит о чрезвычайной настороженности и часто враждебности к окружающим.

Излишняя сосредоточенность на лице говорит о попытке создать образ успешного, социально адаптированного человека, что делается с целью компенсировать свою низкую самооценку.

· тщательно выделенное, подчеркнутое лицо – сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом, а также здоровое самоуважение;

· лицо неясное, тусклое, схематичное, пропуск некоторых черт – сложности в общении, робость, стремление уйти от конфликтов;

· закрашенное лицо – знак утраты чувства собственного «я»;

· роботоподобное или звериное лицо – те же симптомы;

· звериный оскал, злое выражение лица говорят об агрессивности.

Глаза – отражение внутреннего мира ребенка.

· большие глаза, со зрачками или с закрашенными склерами – тревожность, беспокойство, просьба о помощи;

· маленькие – скрытность, сосредоточенность на себе, поглощенность собственными чувствами и переживаниями;

· закрытые (спрятанные) – стремление отгородиться от внешнего мира, спрятаться от того, на что неприятно смотреть;

· широко открытые, но не преувеличенные – признак любознательности;

· глаза-точки, глаза-щелочки – замкнутость, внутренний запрет на плач, на открытый показ (отрицательных) эмоций;

· зрачки отсутствуют – крайний эгоцентризм или чувство враждебности окружения;

· красивые, хорошо прорисованные – желание быть привлекательным, симпатичным другим людям;

· скошенный взгляд – подозрительность.

Ресницы

· длинные – кокетливость, склонность демонстрировать себя.

Брови

· аккуратные – свидетельство заботы о собственной внешности, ухоженности, сдержанности, умеренности;

· густые, мохнатые – грубость характера, строптивость, несдержанность, примитивность нравов;

· поднятые ассоциируются с надменностью и высокомерием.

Рот – символ агрессии.

Уделение рту большого внимания маленькими детьми говорит о том, что они еще сохранили память о грудном вскармливании. А вот у ребенка более старшего возраста это уже является признаком зависимости, несамостоятельности.

· большой, или заштрихованный, или открытый – явная агрессия (может быть вербальной);

· рот-черточка говорит о внутреннем напряжении;

· клоунский рот – вынужденная приветливость, неадекватность чувств;

· отсутствие рта, рот-точка – скрытие чувств или неумение их выразить.

Зубы

· четко прорисованы – агрессивность, которая может носить защитный характер.

Губы – символ чувственности.

· пухлые губы, нарисованные девочкой, – признак правильной половой идентификации;

· хорошо прорисованные подростком – самолюбование, любовь к себе.

Нос

Многими психологами рассматривается как сексуальный символ. Но в случае детского рисунка это трактовка более чем спорна.

· широкий, выдающийся – презрение;

· отсутствие носа – некоторая степень интеллектуальной недостаточности, незрелости.

Уши – орган восприятия критики.

Их дети начинают изображать в довольно позднем возрасте. поэтому отсутствие ушей считается не значимым. С другой стороны, если их изображает маленький ребенок, это может быть знаком того, что он большое значение уделяет мнению других людей о себе. Если они есть, то это обозначает открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру.

· подчеркнуты, выделены – чувствительность к замечаниям, осуждению; озабоченность проблемой послушания;

· маленькие – стремление не принимать никакой критики, заглушить ее;

· большие уши рисуют послушные дети.

· отсутствуют (у большого ребенка) – человек никого не слушает, игнорирует то, что о нем говорят.

Лоб – отражение самоконтроля и сферы социальных контактов.

· отсутствует – сознательное игнорирование умственной сферы.

Подбородок – символ силы воли, властности, мужественности.

· слишком крупный – расценивается как компенсация слабости, нерешительности, боязни ответственности.

· слишком подчеркнутый, увлечение изображением подбородка – обозначает стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих.

Волосы

· сильно заштрихованы – тревога;

· выделены – стремление подчеркнуть мужественность мужской фигуры;

· акцент на волосах на рисунке девочки (пышные прически, длинные волосы в сочетании с явными элементами украшательства) – свидетельство раннего сексуального созревания.

Шея

Символизирует способность самоконтроля головы над чувствами.

Поэтому области шеи уделяют внимание те, кто озабочены соотношением телесных побуждений и сознательного контроля.

· чрезмерно крупная шея – осознание телесных импульсов, стремление контролировать их;

· длинная тонкая шея – жесткий самоконтроль, зажатость, стремление к самоустранению от мира собственных сильных эмоций;

· короткая толстая шея – прямолинейность, естественность, уступки своим слабостям и желаниям.

· отсутствие шеи – признак незрелости (в случае с маленькими детьми это нормально).

Туловище

Символ представления ребенка о физическом облике человека, средоточие его жизненных сил.

· угловатое или квадратное – мужественность, энергичность, экспрессивность;

· округлая форма – уравновешенность, спокойный характер, некоторая женственность;

· слишком крупное – наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых человеком потребностей; если оно нарисовано ребенком нормального телосложения, то это является выражением внутренней силы;

· слишком маленькое, слабое, хрупкое – чувство унижения, собственной слабости; нарисованное сильным ребенком может быть знаком переживаний из прошлого опыта.

· сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком – это признак компенсации недостающего, идеального для него физического облика.

Плечи – признак физической силы или потребности во власти.

· слишком крупные, широкие – сила и превосходство или чрезмерная озабоченность силой и властью; у подростков это может быть знаком сексуальной неадекватности;

· узкие, маленькие – ощущение малоценности, ничтожности;

· слишком угловатые – признак осторожности, потребности в защите;

· покатые – уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненной силы.

Пупок

· на рисунке маленького ребенка – признак эгоцентризма;

· на рисунке ребенка старшего возраста – выражение инфантильности или стремления уйти в себя.

Внутренности

Крайне негативный признак, свидетельствующий о серьезных психических нарушениях.

Гениталии

Их изображение очень необычно для ребенка, поэтому если они присутствуют, этому следует придать особое значение.

· на рисунках малышей это свидетельствует о ранней осведомленности, высокой эмоциональной ценности, вложенной в половые органы;

· на рисунках более старших детей это говорит о раннем сексуальном развитии;

· на рисунках подростков это является знаком возможных проблем в сексуальной сфере, переживаниями, связанными с вопросом пола.

Конечности

Руки. Их функция – цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми, то есть способность действовать. Это символ активности, коммуникативности и контактности.

· отсутствие рук – пассивность, бездеятельность, необщительность, робость, интеллектуальная незрелость; может обозначать чувство вины, испытываемое за свою агрессивность;

· длинные – общительность, амбициозность, стремление собирать и накапливать;

· короткие – внутренняя слабость, нерешительность, недостаток общения, замкнутость, стремление держать себя в рамках;

· мускулистые, длинные – потребность в физической силе;

· слабые, длинные – ощущение своего слабого физического состояния, зависимость, потребность в опеке;

· слишком крупные –потребность в лучших отношениях с окружающими;

· широкий размах рук, гибкие, подвижные руки – общительность, активное взаимодействие с внешним миром;

· жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямыми углами руки – поверхностные и не эмоциональные контакты с внешним миром;

· прижатые к телу, в карманах, за спиной, вяло висят вдоль тела – чувство вины, неуверенность в себе, внутреннее напряжение, замкнутость;

· поднятые вверх – враждебное отношение, агрессивность;

· закрашенные – агрессия;

· шире у ладони или у плеча – недостаточный самоконтроль, импульсивность;

· скрещенные на груди – мнительность, скрытность.

Ладони

· крупные, большие – признак деятельного, взрывного характера;

· слабо прорисованные – недостаток общения;

· заштрихованные – говорят о чувстве вины, которое испытывает ребенок в связи со своим агрессивным, враждебным поведением;

· отсутствуют – свидетельство неприспособленности, отсутствия веры в свои силы, чувства непригодности.

Пальцы

· больше пяти – ребенок чувствует себя сильным (если на левой руке – то в сфере семейных отношений, если на правой руке – то в мире за пределами семьи: школе, саду, дворе и др.);

· меньше пяти – чувствует себя более слабым, чем окружающие;

· тщательно прорисованные – способность контролировать ситуацию;

· <длинные пальцы, кулаки – признак агрессии, воинственности, бунтарства; если кулаки прижаты к телу – агрессия подавляется.

Ноги – символ крепкой опоры, устойчивости в жизни и свободы.

Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, левая – в семье.

· непропорционально длинные – сильное стремление к независимости;

· слишком короткие, тонкие, плохо прорисованные, заштрихованные – слабость и неуверенность, ощущение собственной никчемности, упадок духа;

· отсутствуют – робость, замкнутость;

· акцентированы – грубость.

Ступни

Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и увереннее персонаж стоит на земле, тем сильнее его ощущение надежности.

· слишком длинные – потребность в безопасности;

· слишком маленькие, неустойчивые – скованность, зависимость, чувство незащищенности;

· обращены пальцами к наблюдателю или отсутствуют – неуверенность;

· нарисованы в профиль – признак устойчивости, уверенности в себе.

Прочее

Нарушения пропорций по отношению к правой и левой стороне свидетельствуют об отсутствии личного равновесия. Искажения, идущие по правой стороне, отражают проблемы взаимоотношений с миром социальных норм и тех людей, которые их воплощают. Искажения по левой стороне тела отражают проблемы отношений с наиболее близкими людьми, в сфере эмоциональной привязанности.

Разрозненность частей тела. Отказ создать целостный рисунок отмечается у детей с серьезными нарушениями и является показателем их личностной дезорганизации.

Дополнительные детали

Оружие в руках нарисованной фигуры трактуется как признак враждебного, агрессивного отношения.

Пуговицы в рисунках детей старшего возраста могут говорить о недостаточной зрелости, инфантильности.

О том же самом может свидетельствовать выделение карманов.

Акцентирование на таких элементах, как галстук и шляпа, как принято считать, имеет сексуальный подтекст.

Другие сексуальные символы – это трубка, сигарета и реже трость.

Выделение ширинки на брюках можно наблюдать у подростков, озабоченных мастурбацией.

Если фигура украшена дополнительными аксессуарами (бантики, пряжки и пр.), это обозначает повышенное внимание к собственной персоне.

"Рисунок человека"

Этот тест – один из наиболее используемых диагностических методов. Его можно проводить с трехлетнего возраста. Выводы об уровне умственного развития по результатам тестирования наиболее надежны применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту. В качестве личностного теста методика успешно интерпретируется, начиная со старшего дошкольного возраста, и не имеет возрастных ограничений сверху.

Рекомендации: тест выполняют на листе нелинованной бумаги. Желательно использовать лист формата А4 (21 х 30 см), но допустим и меньший формат. Лист располагают перед обследуемым вертикально. Если в дальнейшем обследуемый его поворачивает, то ему в этом не препятствуют.

Рисунок, выполняют простым карандашом. Карандаш должен быть не слишком твердым: желательно М или 2М. Более твердый карандаш не позволяет достаточно точно оценить силу нажима, так как даже при сильном нажиме он оставляет тонкую линию. Более мягкий карандаш быстро затупляется и сильно размазырается, оставляя на рисунке грязные пятна.

Удобно использовать карандаш с резинкой. Если карандаш без резинки, то ее дают отдельно, но специально привлекать к ней внимание обследуемого не следует. Некоторые авторы не рекомендуют давать обследуемому резинку, чтобы были видны все пробные действия во время рисования. Однако наш опыт показывает, что у многих обследуемых, особенно при повышенном уровне тревожности, отсутствие резинки вызывает серьезные затруднения, а иногда они и отказываются от рисования. Удобным выходом служит использование твердой резинки; при этом стертые линии остаются заметными, что обычно не слишком смущает обследуемого.

Процесс рисования отражают в протоколе. На каждом листе с рисунками и на каждом листе протокола пишут имя и фамилию обследуемого (или его шифр) и дату обследования. На первом листе указывают возраст, состав семьи, причины обращения, анамнестические данные.

В протоколе отмечают:

• темп выполнения заданий, паузы и перерывы в работе;

• последовательность, в которой делались разные части изображения;

• вопросы и высказывания обследуемого;

• краткое содержание последующей беседы.

Инструкция: «Нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете» (здесь и далее приводится обращение к взрослому человеку; при обращении к ребенку используют единственное, а не множественное число. Для маленьких детей инструкцию целесообразно изменить: «Нарисуй дядю. Постарайся нарисовать получше».

Если обследуемый задает уточняющие вопросы («Мужчину или женщину?», «Мальчика или девочку?», «Можно нарисовать принцессу?», «А можно, чтобы он был в шляпе?» и т.п.), то ему частично повторяют инструкцию. Так, на вопрос: «А можно нарисовать только лицо?», – следует ответ: «Нет, нарисуйте всего человека, целиком». Если обследуемый говорит: «Я нарисую робота», – то ему отвечают: «Нет, нарисуйте, пожалуйста, человека». Если обследуемый, рисуя, нарушает инструкцию (например, изображает только лицо или робота вместо человека), но не задает при этом никаких вопросов, то проверяющий воздерживается от замечаний и не напоминает инструкцию до окончания рисунка. По окончании работы повторяют задание: «А теперь все-таки нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете», (т. е. инструкция воспроизводится полностью). Нужно попросить сделать повторный рисунок и в том случае, если первоначальный получился схематическим («палочковый человечек») или шаблонно карикатурным.

Бывает, что обследуемый отказывается выполнять задание, утверждая, что он не умеет рисовать. Тогда надо ободрить его, сказать, что вам (проверяющему) интересны любые рисунки, что не очень хороший рисунок лучше, чем никакого и т.п.

После окончания работы полезно провести обсуждение рисунка, выяснить, что за человек нарисован – какого он возраста, пола (если это не ясно из рисунка), какой у него характер, чем он занимается, что любит и чего не любит, что ожидает его в будущем, о чем он мечтает и т.п. Если обследуется подросток или взрослый человек, то можно попросить его написать небольшой рассказ об изображенном персонаже.

По завершении беседы предлагают еще одно задание в соответствии с процедурой, разработанной Маховер. Обследуемому дают чистый лист бумаги с инструкцией: «А теперь нарисуйте человека другого пола». При непонимании инструкции нужно пояснить, что имеется в виду человек, пол которого противоположен нарисованному ранее. Это задание полезно для взрослых и подростков. При обследовании дошкольников и младших школьников оно обычно не дает существенной дополнительной информации, хотя в отдельных случаях, когда нужно выявить отношение ребенка к сексуальной сфере, его можно рекомендовать и для маленького ребенка.

Для оценки умственного развития недостаточно информативен рисунок женщины в юбке (непонятно, адекватно ли передается сочленение ног с туловищем). Поэтому, если первоначально изображена женщина в юбке, нужно дать дополнительное задание: «А теперь нарисуй мужчину (дядю)».

Рисунок человека противоположного пола обсуждается так же, как и первый.

Возрастные закономерности

Дошкольный возраст

от подросткового до взрослого возраста - student2.ru На шестом году жизни ребенок овладевает представлениями о вертикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении, словно падающего, то теперь он начинает рисовать его стоящим строго вертикально. Последующее развитие рисунка человека состоит в переходе к изображению толщины рук и ног. Пятилетний ребенок рисует конечности двойными линиями. Руки по-прежнему изображаются от середины туловища; второстепенные детали обычно отсутствуют или они немногочисленны (рис. 3). К шести годам ребенок часто рисует руки человека от верхней части туловища. Появляются различные второстепенные детали: пальцы, волосы, брови, ресницы (рис. 4).

от подросткового до взрослого возраста - student2.ru от подросткового до взрослого возраста - student2.ru от подросткового до взрослого возраста - student2.ru

Младший школьный возраст

Постепенно к восьми – девяти годам соотношение пластических и схематических элементов уравновешивается. Например, вся нижняя часть тела изображается пластически, а верхняя – схематически (рис. 7)
Примерно с десяти лет пластические элементы начинают преобладать над схематическими (рис. 9, 10). Рисунки детей предподросткового возраста в целом производят впечатление реалистических, но ребенок еще недостаточно владеет способами изображения тех или иных деталей. Эта стадия развития рисования обычно продолжается вплоть до начала подросткового возраста.

от подросткового до взрослого возраста - student2.ru от подросткового до взрослого возраста - student2.ru от подросткового до взрослого возраста - student2.ru

Умственная отсталость

Наиболее грубым нарушением умственного развития является умственная отсталость (олигофрения). Это общее отставание в интеллектуальном развитии, делающее невозможными овладение обычной школьной программой, полноценное включение ребенка в социальную жизнь.
от подросткового до взрослого возраста - student2.ru

Слово «отсталость» подразумевает возможность со временем догнать остальных, но в данном случае это не так. «Потолок» развития у умственно отсталого ребенка принципиально ниже, чем у его сверстников с сохранным интеллектом.

При тяжелой, а тем более глубокой умственной отсталости (диагнозы указываются по МКБ-10; по классификации, принятой ранее, это тяжелая имбецилъностъ и идиотия) предметного рисунка, как правило, не бывает. Под умеренной умственной отсталостью (имбецильностью) понимают такую степень интеллектуального снижения, при которой отсутствует способность к овладению какой-либо профессией, но человек способен достаточно полно овладеть навыками самообслуживания. При такой глубине нарушения предметный рисунок также может отсутствовать, либо он появляется только в школьном возрасте и в дальнейшем остается на очень низком уровне. Рисунок человека, если он имеется, представляет собой примитивную схему, соответствующую приблизительно четырехлетнему возрасту выполнения задания (рис. 15). Количественная оценка выполнения задания Александром – 7 баллов (по 2 балла за голову, туловище и ноги, 1 балл – за волосы).

Рисунок тринадцатилетней Лены Т. (диагноз: легкая умственная отсталость) приблизительно соответствует шестилетнему возрасту (рис. 18). Количественная оценка – 18 баллов. Подобные рисунки, на которых тело как бы «просвечивает» через одежду (их называют «рентгеновскими»), типичны (в норме) для пятилетнего возраста.

Наряду с умственной отсталостью задержка в развитии изобразительной функции может вызываться и другими причинами: органическим поражением мозга, нарушениями обучаемости (задержкой психического развития), педагогической запущенностью, психическим заболеванием. Данные рисуночных тестов недостаточны для постановки диагноза. При обнаружении существенного отставания в развитии изобразительной функции необходимо провести более подробное исследование состояния когнитивной сферы с применением специализированных тестовых методов.

от подросткового до взрослого возраста - student2.ru от подросткового до взрослого возраста - student2.ru

Эмоциональные особенности

Эмоциональные проблемы и общее психологическое состояние человека отражаются, прежде всего, в формальных показателях рисунка. К ним относятся особенности, относительно независимые от содержания изображения. Это сила нажима на карандаш, своеобразие линии, размер рисунков, их размещение на листе, степень тщательности и детализированности изображений, наличие штриховки и т.п. Специальной оценке подлежат только достаточно выраженные отклонения от варианта, стандартного для данного возраста. В случаях, когда имеются сомнения в наличии такого отклонения, соответствующий показатель не интерпретируется.

Экстравертированность

от подросткового до взрослого возраста - student2.ru Подчеркнуто экстравертная поза – руки и ноги широко расставлены в стороны. Кисти рук нормального размера, детально проработаны (признак благополучия в сфере общения).

У Миши определить первопричину нарушений общения не удалось, однако сам факт их наличия вполне подтверждается рассказом родителей. В рисункe видны явные проявления как общей тревожности, так и состояния тревоги на момент обследования: множественные линии, штриховая линия. В рисунке Миши есть также штриховка.

Повышение уровня тревоги может быть объяснено тем, что остается недостаточно удовлетворена присущая экстравертной личности потребность в общении. Для ее удовлетворения рекомендуется участие в коллективной деятельности. Особенно полезно посещение группы общения; оно позволило бы детям овладеть средствами общения.

 

Демонстративность

от подросткового до взрослого возраста - student2.ru Обращение родителей вызвано явными проявлениями эмоционального неблагополучия Нины: она часто плачет, жалуется на плохое настроение и т.п. Результаты психологического обследования позволили объяснить эмоциональный дискомфорт девочки тем, что она не нашла адекватных форм удовлетворения потребности в признании, внимании к себе. Для реализации этой потребности ей рекомендовано участие в театральной студии. Катамнестические данные подтвердили правильность рекомендации. После того как Нина стала посещать студию, ее эмоциональное состояние заметно улучшилось; беспокоившие родителей проявления неудовлетворенности почти прекратились.

 

от подросткового до взрослого возраста - student2.ru Изображение клоуна, шута и других подобных персонажей часто встречается у детей, играющих соответствующую роль в классе. Это дети с негативным самопредъявлением, которые в качестве средства, получения необходимого им внимания к себе используют нарушение правил.

На постоянное нарушение правил жалуется учительница, посоветовавшая родителям показать Артема психологу. Главная рекомендация в этих случаях – стараться как можно чаще обращать внимание на ребенка, когда он ведет себя хорошо, и как можно менее эмоционально реагировать на негативные проявления.

 

от подросткового до взрослого возраста - student2.ru Демонстративность обнаруживалась не только в рисунке, но и в поведении Инны: она сопровождала рисование многочисленными автобиографическими комментариями, рассчитанными на привлечение внимания проверяющего. В частности, она рассказала о своей поездке за границу, о посещении художественных музеев.

Поза на рисунке скорее экстравертная, хотя не выраженная. Крупно нарисованные открытые ладони, в изображении которых проявились признаки эмоциональной напряженности (усиленный нажим, особо подчеркнутый зачерненными манжетами, стирания и исправления), говорят о высокой и очень напряженной потребности в общении. Можно предположить также высокую конфликтность в контактах. Расположение рисунка в верхней половине листа иногда рассматривается как показатель завышенной самооценки, однако чаще всего это повышение компенсаторное, т. е. человек демонстрирует высокую самооценку, тогда как в действительности она низка или, по крайней мере, неустойчива.

Степень выраженности признаков демонстративности в сочетании с эмоциональной напряженностью позволяет предположить, что у Инны имеется истероидная акцентуация (в пределах психологической нормы). Причиной обращения родителей послужили как отмеченные личностные особенности Инны, негативно проявляющиеся в ее поведении, так и навязчивые страхи, появившиеся после недавнего падения с горки. В рисунке их признаком являются зачерненные глаза (см. фрагмент на рис. 28).

Рекомендовано сочетание групповой психотерапии для нормализации сферы общения с индивидуальной психотерапией, направленной на преодоление страхов.

Демонстративность может проявляется в особом внимании к одежде, прическе, украшениям, проблемы общения – в позе изображенного персонажа, а особенно – в практически полном отсутствии кистей рук и в изображении пустых глаз (без радужки и зрачков). Подобные признаки могут говорить уже не только об интровертности, но и об аутизации. Изображение пустых глаз характерно при наличии страхов (см. фрагмент на рис. 28).

Сфера социальных отношений

Определенные признаки рисунков отражают психологические качества, нарушающие нормальное построение социальных отношений человека. Это такие качества, как агрессивность, негативизм, асоциальность и антисоциальность.

Агрессивностью называют стремление причинять вред другим людям. Однако речь идет не обязательно о физической агрессии. Наряду с ней существует и значительно менее опасная вербальная агрессия – склонность ругаться с окружающими, делать им замечания и т.п. Агрессия часто бывает защитной, т.е. вызывается ощущением угрозы со стороны окружающих и стремлением защититься от них. Однако такая защита нередко становится опережающей: ожидая нападения, ребенок спешит «дать сдачи» заранее.

Негативизм – противодействие требованиям окружающих – может выступать как протестная реакция против несправедливого, по мнению человека, отношения к нему, чрезмерных требований или неправильного устройства мира. Иногда негативизм служит средством привлечь внимание к себе и к своим проблемам. В периоды возрастных кризисов (преддошкольного – 2–3 лет, подросткового – 12–13 лет)

Антисоциальность представляет собой отклонение от нормы. В отличие от негативизма, это противодействие не конкретным требованиям конкретных людей, а общим социальным нормам (в частности, моральным). Отличие антисоциальности от асоциальности в том, что в последней отсутствует противодействие нормам, а имеется лишь безразличие к ним или их непонимание.

При асоциальности и особенно при антисоциальности нередко наблюдается психопатоподобное поведение, характеризуемое импульсивностью, нарушением общепринятых норм. Поведение, не соответствующее нормам, называют девиантным (отклоняющимся). Оно включает такие проявления, как агрессия, вандализм (разрушение или повреждение материальных ценностей), пристрастие к алкоголю или наркотикам.

Агрессивность

от подросткового до взрослого возраста - student2.ru Преувеличенные, очень тщательно проработанные кисти рук (рис. 44) говорят о высокой, но недостаточно удовлетворенной потребности в общении. Кулак, столь большой, как на этом рисунке, – признак агрессивности, являющейся нередким ответом на неудачно складывающиеся контакты со сверстниками.

О том, что агрессивность здесь скорее вторична (ответ на неудачи в общении), говорят, в частности, признаки эмоциональной нагрузки (стирание линий) при изображении кулака. Для пятнадцатилетнего мальчика относительно высокая агрессивность соответствует социально принятому стандарту, однако в данном случае ее выраженность превосходит средний уровень.

Уменьшенный размер головы и подчеркнутые признаки силы и мужественности (очень широкие плечи, мощные руки, борода, специфическая одежда) также коррелируют с повышенной агрессивностью. Они говорят о значимости физической силы, мужественности. Кроме того, это признак высокой значимости сексуальной сферы, что естественно для данного возраста.

Некоторая чрезмерность, утрированность мужественности изображенного персонажа может свидетельствовать о том, что сам мальчик не уверен в своем соответствии этим идеалам. Предположение подтверждается и одним из типичных проявлений страхов: темными очками; скрывающими глаза (см. рис. 28).

Рисунок расположен в верхней половине листа. Возможно, это отражает такую форму компенсаторного поведения, как демонстрация сверхвысокой самооценки, не соответствующей реальному самоощущению Сергея. Расположение рисунка в верхней части листа интерпретируется также как показатель стремления к высоким достижениям.

от подросткового до взрослого возраста - student2.ru от подросткового до взрослого возраста - student2.ru

На рисунке изображен человек, вооруженный одновременно пистолетом и мечом. Отсутствие черт лица в сочетании с выраженным нарушением пропорций и агрессивностью позволяют говорить об асоциальности или, по крайней мере, о недостаточной социализированности мальчика.

Сильно преувеличенный размер ступней – признак потребности в опоре, ощущения ненадежности своего положения в мире. Это ощущение, по-видимому, связано с низкой социализированностъю Артура, его слабой ориентированностью в различных социальных ситуациях, которая и стала причиной обращения к психологу.

Палка или дубинка в руке персонажа – такой же признак агрессивности, как и оружие. Так же интерпретируются режущие или рубящие орудия (нож, топор, пила). Из других часто встречающихся признаков агрессивности следует отметить изображение поднятой руки с большой ладонью, даже если автор рисунка объясняет, что изобразил жест приветствия.

Изображение зубов, обнаженных в улыбке или оскаленных (рис. 46), служит признаком склонности к вербальной агрессии. Она проявляется в том, что человек часто кричит, ругается, грубит или, при хорошей социализации, просто чрезмерно любит делать окружающим замечания.

Негативизм

Остальные личностные особенности, определенные по рис. 47, были у мальчика уже и в двенадцатилетнем возрасте. Некоторая демонстративность проявляется в детально нарисованном узоре на одежде. Несмотря на другую позу персонажа, руки в том же положении, говорящем об отказе от общения. Столь же представлена депрессивная тенденция.

На протяжении подросткового возраста потребность в общении существенно повышается. Поэтому проблемы в этой сфере становятся все более эмоционально значимыми и травматичными. Этим можно объяснить более высокий уровень тревоги в более позднем рисунке Димы.

Негативизм может выражаться посредством изображения персонажа не только со спины, но и в профиль (рис. 49).

от подросткового до взрослого возраста - student2.ru от подросткового до взрослого возраста - student2.ru от подросткового до взрослого возраста - student2.ru

Асоциальность

В рисунке человека асоциаль-ность проявляется, прежде всего, в невладении общепринятыми стандартами изображения (рис. 50). от подросткового до взрослого возраста - student2.ru

Сначала Берта, в нарушение инструкции, нарисовала не человека целиком, а только лицо. Прямо на нем, а не рядом, как это принято, например, в комиксах, она расположила надпись: «Здраствуйте гаспадин», т.е. нарисованная ею девочка говорит: «Здравствуйте, господин». Объяснить, какому господину адресованы эти слова, Берта не смогла.

Чересчур высокое расположение глаз, так что не остается места для лба, вполне стандартно для детей Бертиного возраста. Однако в рамках этого стандарта волосы изображаются направленными вверх, Берта же направила их вниз, поэтому глаза оказались закрыты волосами – и это уже достаточно сильно расходится с типичным детским рисунком. Кроме того, совершенно не типично расположение глаз и носа в одну линию, из-за чего на рисунке Берты нос выглядит как бы третьим глазом, находящимся между двумя необычно широко расставленными «основными» глазами. Распространенное у детей изображение щек в виде кругов в данном случае также представлено в нестандартном варианте, так как эти круги «насажены» на углы рта.

После повторения инструкции Берта, как и требовалось, нарисовала человека целиком. Однако и в этом рисунке резко нарушены стандартные нормы изображения. Юбка нарисована не в форме трапеции, как принято, а в виде прямоугольника. Ноги не имеют толщины, что совершенно не соответствует общему уровню развития изобразительной функции, который у Берты вполне соответствует возрасту.

На обоих рисунках изображены «пустые» глаза без радужки и зрачков (на первом таков только один глаз, а другой имеет радужку). Тщательное изображение 54 зубов на первом рисунке заставляет предполагать вербальную агрессию.

Обращение к психологу вызвано поведенческими нарушениями, в том числе мелким воровством в школе и дома, частыми драками. Данные психологического исследования свидетельствуют о том, что у Берты низка чувствительность к социальным нормам. Девочка не осознает их иерархии, поэтому часты нарушения столь серьезных норм, как запрет на воровство. В целом психологическую проблему Берты можно охарактеризовать как социальную дезориентацию. от подросткового до взрослого возраста - student2.ru

Жалобы Бориных родителей сходны с жалобами родителей Берты. Мальчик постоянно ворует разные мелочи у одноклассников, однажды украл деньги из сумки, забытой в классе учительницей. Часто дерется прямо на глазах у учител

Наши рекомендации