Рисуночный тест «Моя семья». Методика интерпретации рисунка
Рисуночный тест «Моя семья». Методика интерпретации рисунка
Случается, что родители не могут сами понять, почему ребенок начал вести себя иначе, стал замкнутым, необщительным. Ребенок не желает рассказывать о своих проблемах или переживаниях своим родителям. Случается, что изменения поведения замечают воспитатели или учителя. Дети, у которых проблемы с родителями, не всегда идут на контакт. Поэтому взрослым приходится пользоваться услугами детского психолога.
Содержание
· Описание теста «Моя семья»
· Интерпретация рисуночного теста «Моя семья»
o Анализ групповой композиции рисунка
o Диагностирование самого привлекательного персонажа
o Ребенок о себе
o Дополнительные персонажи
o Изображение родителей
o Нежелание рисовать одного из членов семьи
Существует множество тестов, чтобы узнать об отношениях в семье. Но стоит помнить, что не все дети будут рассказывать о своих проблемах или волнениях. Поэтому чтобы малыш не чувствовал себя, как на допросе, психологи применяют рисуночный тест «Моя семья». Интерпретирование детского рисунка может рассказать многое о ребенке и его проблеме.
Тест позволяет узнать, какие взаимоотношения внутри семьи. Проективная методика «Рисунок семьи» — это самый информативный способ диагностировать проблему. С его помощью психолог может узнать, как ребенок относится к близким. Ведь малыши видят мир не так, как взрослые. Поэтому родители могут и не видеть проблемы. По рисунку можно увидеть, как родители относятся к ребенку. Тест «Моя семья» рассчитан для детей 4–5 лет и старше. А также его можно применять для взрослых.
Во время прохождения данной методики необязательно рисовать людей. Можно изображать близких в виде животных или машин, фигур или цветов. Главным в интерпретации рисунка семьи будет:
· расположение;
· штриховка;
· размер;
· цветовая гамма и т. д.
Тестируемого можно расспросить, кто изображен на рисунке, чем они занимаются. Это также имеет ценность в диагностике.
Описание теста «Моя семья»
Правила проведения рисуночного теста очень просты. Для этого надо попросить ребенка нарисовать свою семью. При этом не нужно ему подсказывать, кого и как рисовать. Тестируемый сам знает, кто для него семья. Не нужно задавать наводящий вопросов. Например: «А почему ты не нарисовал старшего (младшего) брата?».Можно переформулировать первоначальный вопрос: «Нарисуй тех, кого ты считаешь своей семьей». Не нужно говорить, что ребенок нарисовал кого-то лишнего или несуществующего.
Нормой считается рисунок, где изображены все члены семьи, с которыми живет ребенок. Во время рисования необходимо обратить внимание, в каком порядке малыш начинает рисовать близких. Последовательность рисования очень важна. Заметьте, кого ребенок изобразил первым и последним. Кого из близких он рисовал старательно или перерисовывал несколько, пытаясь изобразить подробней.
После окончания рисования необходимо задать ряд вопросов:
1. Кого ты нарисовал? А где они находятся?
2. Чем вы занимаетесь на этом рисунке? Вы вместе это делаете или нет?
3. Если на картинке изображено событие, надо уточнить у малыша, это уже было, будет или он хочет чтобы это произошло.
4. Расспросить, как там на изображении: всем весело или грустно, скучно или интересно и так далее.
5. Если на изображении отсутствует кто-то из членов семьи, обязательно надо уточнить, где он находится, возможно, уехал, не хватило места на листе бумаги. Обязательно надо узнать причину отсутствия данного члена семьи.
6. Спросите у малыша, как он себя чувствует на картинке. Ему весело или грустно, хорошо или плохо. Хочет ли он поменять что-то на этой картинке, чтобы стало лучше?
7. Кто самый счастливый в нарисованной семье? Почему?
8. У вас есть несколько билетов в зоопарк, но одного билета не хватает. Кто останется дома? Почему?
Данные вопросы помогут выяснить: ребенок нарисовал желаемое или реальность. Он мог нарисовать празднование дня рождения на природе, которого никогда не было или оно уже прошло. Расшифровывать такой рисунок можно, как «ребенку хотелось бы чаще общаться с семьей» либо «в семейном кругу теплые семейные взаимоотношения».
Ребенок о себе
Выделяя себя среди остальных детей, ребенок может нарисовать себя вблизи родителей, отодвинув на задний план остальных членов семьи.
Преувеличенная фигура ребенка рядом с отцом означает, что малыш старается равняться во всем на отца. Так он выражает чувство соперничества, он хочет быть таким же авторитетным в семье, как и отец.
Чувство опеки и беспомощности будет выражено маленькой детской фигурой, окруженной родителями. Он хочет чтобы о нем заботились и уделяли ему внимание. Возможно, это связано с усиленной опекой над ненаглядным чадом и он привык к такому обращению с ним. В основном такое бывает, когда в семье один ребенок. Своей несамостоятельностью и слабостью дети очень часто манипулируют взрослыми, чтобы получить больше внимания.
Кроха тщательно прорисовывает свою фигуру на рисунке - так он показывает, что жизнь вращается вокруг него, он уникальный. Это также говорит о том, что родители вкладывают все силы в ребенка, чтобы воплотить в нем все несбывшиеся мечты. В такой семье детские желания на первом плане, а родители выполняют второстепенную роль.
Дополнительные персонажи
Изображение на рисунке несуществующих людей, не относящихся к семейному кругу, или животных говорит о том, что ребенок пытается заполнить пустоту, ему не хватает тепла во взаимоотношениях с родителями. Или же это можно расшифровать как недостаток эмоциональных связей. Дети, у которых нет родных братьев и сестер, могут изобразить двоюродных как членов своей семьи. Изображая зверушек, ребенок показывает, что ему не хватает общения с другими детьми, он желает играть с ровесниками, ему нужен постоянный компаньон в играх, чтобы он мог общаться с ним на равных.
Выдуманные персонажи говорят о неудовлетворенных детских потребностях. Недостаток удовольствия в настоящей жизни кроха удовлетворяет в своих воображениях и мечтах. Расспросив ребенка об этом персонаже, можно понять, чего же ему не хватает.
Если дошкольник изображает одного из членов семьи как домашнее животное, в реальности не существующее, то так он показывает, что ему мало любви и он желает ее обрести от этого человека.
Изображение родителей
Зачастую ребенок рисует обоих родителей. Папа выше всех слева, потом мама и остальные члены семьи. Но следует помнить, что ребенок может изображать желаемое, а не реальность. Это случается в неполных семьях. Малыш рисует отсутствующего члена семьи, тем самым показывает, что он хочет, чтобы папа или мама были рядом. Если родители развелись, он может так показать свое желание, чтобы родители снова сошлись.
Изображение одного родителя показывает, что ребенок прошел адаптацию и принял существующую реальность. Или же фигура одного из родителей может быть изолирована. Этим способом ребенок показывает свое желание быть с родителем противоположного пола. Вызванная ревность эдиповым комплексом вполне нормальное явление у детей, которые еще не достигли полового созревания.
Иногда дети рисуют или отца, или мать огромного размера. Это свидетельствует о том, что он является доминирующим членом семьи. Этот взрослый угнетает независимость ребенка и его инициативы. Ребенок показывает подавление своей воли, враждебность, страх перед этим человеком. Иногда дети рисуют также большие руки, что может означать диктаторское отношение. Если один из взрослых изображен небольшого размера с маленькими ручками или без них, это можно истолковывать как неуважение и игнорирование к данному близкому человеку.
Рисуночный тест «Моя семья». Методика интерпретации рисунка
Случается, что родители не могут сами понять, почему ребенок начал вести себя иначе, стал замкнутым, необщительным. Ребенок не желает рассказывать о своих проблемах или переживаниях своим родителям. Случается, что изменения поведения замечают воспитатели или учителя. Дети, у которых проблемы с родителями, не всегда идут на контакт. Поэтому взрослым приходится пользоваться услугами детского психолога.
Содержание
· Описание теста «Моя семья»
· Интерпретация рисуночного теста «Моя семья»
o Анализ групповой композиции рисунка
o Диагностирование самого привлекательного персонажа
o Ребенок о себе
o Дополнительные персонажи
o Изображение родителей
o Нежелание рисовать одного из членов семьи
Существует множество тестов, чтобы узнать об отношениях в семье. Но стоит помнить, что не все дети будут рассказывать о своих проблемах или волнениях. Поэтому чтобы малыш не чувствовал себя, как на допросе, психологи применяют рисуночный тест «Моя семья». Интерпретирование детского рисунка может рассказать многое о ребенке и его проблеме.
Тест позволяет узнать, какие взаимоотношения внутри семьи. Проективная методика «Рисунок семьи» — это самый информативный способ диагностировать проблему. С его помощью психолог может узнать, как ребенок относится к близким. Ведь малыши видят мир не так, как взрослые. Поэтому родители могут и не видеть проблемы. По рисунку можно увидеть, как родители относятся к ребенку. Тест «Моя семья» рассчитан для детей 4–5 лет и старше. А также его можно применять для взрослых.
Во время прохождения данной методики необязательно рисовать людей. Можно изображать близких в виде животных или машин, фигур или цветов. Главным в интерпретации рисунка семьи будет:
· расположение;
· штриховка;
· размер;
· цветовая гамма и т. д.
Тестируемого можно расспросить, кто изображен на рисунке, чем они занимаются. Это также имеет ценность в диагностике.
Описание теста «Моя семья»
Правила проведения рисуночного теста очень просты. Для этого надо попросить ребенка нарисовать свою семью. При этом не нужно ему подсказывать, кого и как рисовать. Тестируемый сам знает, кто для него семья. Не нужно задавать наводящий вопросов. Например: «А почему ты не нарисовал старшего (младшего) брата?».Можно переформулировать первоначальный вопрос: «Нарисуй тех, кого ты считаешь своей семьей». Не нужно говорить, что ребенок нарисовал кого-то лишнего или несуществующего.
Нормой считается рисунок, где изображены все члены семьи, с которыми живет ребенок. Во время рисования необходимо обратить внимание, в каком порядке малыш начинает рисовать близких. Последовательность рисования очень важна. Заметьте, кого ребенок изобразил первым и последним. Кого из близких он рисовал старательно или перерисовывал несколько, пытаясь изобразить подробней.
После окончания рисования необходимо задать ряд вопросов:
1. Кого ты нарисовал? А где они находятся?
2. Чем вы занимаетесь на этом рисунке? Вы вместе это делаете или нет?
3. Если на картинке изображено событие, надо уточнить у малыша, это уже было, будет или он хочет чтобы это произошло.
4. Расспросить, как там на изображении: всем весело или грустно, скучно или интересно и так далее.
5. Если на изображении отсутствует кто-то из членов семьи, обязательно надо уточнить, где он находится, возможно, уехал, не хватило места на листе бумаги. Обязательно надо узнать причину отсутствия данного члена семьи.
6. Спросите у малыша, как он себя чувствует на картинке. Ему весело или грустно, хорошо или плохо. Хочет ли он поменять что-то на этой картинке, чтобы стало лучше?
7. Кто самый счастливый в нарисованной семье? Почему?
8. У вас есть несколько билетов в зоопарк, но одного билета не хватает. Кто останется дома? Почему?
Данные вопросы помогут выяснить: ребенок нарисовал желаемое или реальность. Он мог нарисовать празднование дня рождения на природе, которого никогда не было или оно уже прошло. Расшифровывать такой рисунок можно, как «ребенку хотелось бы чаще общаться с семьей» либо «в семейном кругу теплые семейные взаимоотношения».