Тема: «Глаголысовершенного и несовершенного вида»
Цели:
1. Учить детей образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида с помощью приставок.
2. Формировать навык дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида.
3. Закрепить навык составления предложения по сюжетной картинке.
4. Развить высшие психические функции (мышление, память, внимание).
5. Развить общую моторику, координацию речи с движением.
Оборудование: картинки с незавершенными и завершенными действиями (пары).
Ход занятия
I. Организационный момент.
Л о г о п е д. Сядет тот, кто повторит за мной ряд слов:
Села - взяла - пошла.
Рисует - читает - едет.
Работает - накрывает - падает. И т.д.
II. Основная часть.
Игра «Покажи».
Логопед вывешивает на доску две картинки - девочка пьет чай и девочка попила чай.
Л о г о п е д. На какой картинке девочка попила чай?
А что на этой картинке делает девочка? (указывает на вторую картинку.)
Далее логопед вывешивает еще одну пару картинок - мальчик красит забор, мальчик покрасил забор.
Л о г о е д. Где мальчик красит забор? А что мальчик делает на этой картинке?
Послушайте слова - пьет и попила, красит и покрасил.
В одном случае действие еще продолжается, а в другом уже закончено.
Сегодня мы поговорим о словах-действиях.
Игра «Составь предложение».
Логопед вывешивает на доску еще несколько аналогичных пар картинок.
Л о г о п е д. Давайте потренируемся и составим предложения по этим картинкам.
Дети выполняют задание (Девочка рисует дом. Девочка нарисовала дом ... )
Игра «Найди пару».
Логопед приглашает детей выйти на ковер. На ковре разложены картинки с незавершенными и завершенными действиями (на каждого ребенка).
Л о г о п е д. Посмотрите на картинки и возьмите себе одну.
Дети выполняют задание.
Л о г о п е д. Внимательно посмотрите на свои картинки и подумайте - на вашей картинке действие уже завершено или нет?
У кого на картинках действие уже завершено встанут справа, у кого не завершено - слева.
Дети выполняют задание.
Л о г о п е д. Эти картинки составляют пары. У меня на картинке мальчик наливает воду. У кого «мальчик налил воду»? (Выходит ребенок, встает в пару с логопедом.)
Далее все дети находят свои пары и называют изображенные действия.
Физкультминутка.
Мы с мамой грибы | Дети «собирают грибы» |
Собираем вдвоем. | Наклоны вперед |
Подарки лесные | Наклоны вправо |
В корзинку кладем. | Наклоны влево |
Деревья над нами Тихонько шумят, | Руки вверх, плавные движения руками в стороны |
О чем-то своем Меж собой говорят. (В. Кудлачев) | Шепчут друг другу на ушко |
Игра «Что сделали?».
Л о г о п е д. Давайте вспомним, какие действия мы совершали.
Итак, собираем (дети «собирают»).
Что мы делаем? (собираем), закончили. Что мы делали? (собирали.)
Аналогично работа про водится с остальными действиями из физкультминутки.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Тема: «Пересказ рассказа "Медведь" с опорой
На предметные картинки»
Цели:
1. Уточнить представления о диких животных наших лесов.
2. Расширить и активизировать словарь по теме.
3. Развивать связную речь (обучать составлению пересказа с опорой на предметные картинки).
4. Развивать мышление, память, внимание.
5. Развить общую моторику, координацию речи с движением.
Оборудование: предметные картинки (лес, медведь, дупло, улей, мед, пчелы, кусты, пруд), мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Л о г о п е д. Сядет тот, кто назовет мне одно дикое животное наших лесов.
- Сегодня мы с вами вспомним диких животных и перескажем рассказ «Медведь».
II. Основная часть.
Чтение логопедом рассказа.
Логопед читает детям рассказ:
Как-то летом медведь гулял по лесу. Вдруг он увидел в дупле дерева пчелиный улей и захотел полакомиться медом. Голодный медведь залез на дерево и начал лапой доставать мед. Вдруг разозленные пчелы вылетели из дупла и стали кусать медведя. Как же медведю было больно! Он быстро
слез с дерева и побежал в кусты, чтобы спрятаться от злых пчел. Но и 3 кустах пчелы продолжили кусать медведя. Тогда он побежал, к небольшому прудику и быстро залез в него. В воде пчелы не смогли достать хитрого медведя!
Беседа по содержанию рассказа.
Кто гулял по лесу?
Что медведь увидел в лесу?
Зачем он полез к дуплу?
Кто вылетел из дупла? Почему пчелы рассердились?
Куда сначала спрятался медведь от пчел? Почему он выбежал из кустов?
Куда потом решил спрятаться хитрый медведь?
Физкультминутка.
Пчелы гонятся за Мишкой. "Жу-жу-жу, не будь воришкой! | Дети идут по кругу, держа руки за спиной, как крылышки у пчел |
Меда нашего не трогай, Проходи своей дорогой!» | Грозят пальчиком, качают головой |
Мишка мчится без оглядки, Лишь в траве мелькают пятки. | Бег на месте, оборачиваются назад |
Вместо меда будут шишки На носу воришки мишки. (М. Пляцковский) | Показывают на нос, качают головой |
Игра с мячом «Детки».
Л о г о п е д. Я буду называть животное, а вы его детеныша.
Лиса - лисенок.
Медведь -
Волк-
Заяц -
Еж – ит.д.