Обзор возможностей программы CorelDraw

Среди достаточно распространенных пакетов иллюстративной графики для Windows стоит отметить векторный пакет CorelDRAW корпорации CorelCorp, ставший уже классической программой векторного рисования. Пакет предназначен не только для рисования, но и для подготовки графиков и редактирования растровых изображений. Он имеет отличные средства управления файлами и возможность показа слайд-фильмов на дисплее компьютера, позволяет рисовать от руки и работать со слоями изображений, поддерживает спецэффекты, в том числе трехмерные, и имеет гибкие возможности для работы с текстами.

CorelDraw традиционно пользуется популярностью у пользователей PC и стойкой ненавистью операторов сервисных бюро. Это объясняется тем, что разработчики решили объять необъятное и соединить все возможные способы обработки любой информации, используемой для совершенно разных целей, в одном пакете. CorelDraw – просто замечательная программа, когда конечной целью ее работы является изображение на экране, но при выводе на фотонабор появляются проблемы, поскольку многие ее возможности не могут быть описаны на PostScript. Очень многие ошибки никак не проявляются при создании публикации и становятся видны только на этапе вывода или экспорта в EPS, т.е. когда вся работа уже сделана, поэтому для получения хорошего результата надо очень осторожно использовать богатые возможности этой своеобразной программы.

С другой стороны, достоинства CorelDraw – прямое следствие его недостатков. Стремление разработчиков создать программу «для всех» вынудило заложить в нее огромные возможности за весьма небольшие деньги. Единственное, чего очень не хватает – маленькой панельки, спрашивающей, чем начинающий пользователь изволит заниматься – Webдизайнить, диаграмму продаж на PCL-принтере печатать или готовить публикацию к выводу на ФНА (фотонаборный автомат). И чтобы в последнем случае отключались все возможности, которые могут вызвать проблемы…

К неоспоримым достоинствам CorelDraw следует отнести его высокую скорость и ни с чем не сравнимое удобство работы. По скорости CorelDraw резво бегает и на более слабых машинах. Удобство же работы с программами оценивается, в первую очередь, количеством действий, которые можно совершить без лазанья в дебри меню и палитр. Просто выбрав объект, его можно пропорционально / непропорционально изменить в размерах, перекосить, повернуть, отзеркалить, сдублировать, и все это без необходимости выбора отдельных инструментов; при нажатии на правую кнопку мыши появляется контекстное меню, позволяющее выбрать обработку, характерную для данного объекта. Исключительно удобны и позиционирование, и выравнивание, великолепно выполнена работа с отдельными точками в кривой. Есть просто незаменимая возможность – CorelDraw с шестой версии позволяет самостоятельно задать любому действию свои горячие клавиши (в дополнение к стандартному набору) и настроить все меню и палитры под нужды конкретного пользователя. Это очень разумно, поскольку при выполнении различной работы, например, при дизайне этикетки художником и при последующей ее проверке в сервисном бюро применяются различные инструменты и с разной частотой, поэтому логично каждому настроить приложение так, как удобно ему, а не программистам. Также, в седьмой версии появился диспетчер объектов, позволяющий колоссально ускорить процесс проверки работы. Здесь у CorelDraw конкурентов нет.

Растровые изображения в CorelDraw можно изменять в размерах не более чем на 20%, в противном случае их вывод не гарантирован, и наоборот, при изменении размера более чем в два-три раза (тем более при дополнительном повороте, не кратном 90 градусам) практически гарантировано их отсутствие на выведенной пленке.

Растровые изображения при импорте не связываются с файлом, а встраиваются вовнутрь, поэтому, если предполагается использование растровых изображений объемом более 90 Mb (больше А3 формата), либо работа состоит сплошь из одних TIFF на куче страниц, то ее лучше сразу делать в PageMaker или QuarkXPress. Возможность связывания с файлом высокого разрешения добавлена в версии 8, но при этом нормально выводится только одно изображение, все остальные могут выйти с благородным экранным разрешением. Проблема, похоже, решена в CorelDraw 8.369, во всяком случае, несколько таких работ уже вышло нормально (но в них на каждой странице в многостраничном документе лежало только одно изображение). Проблема решена в 9 версии.

Встраивание растровых изображений вовнутрь породило еще одну проблему – если они нуждаются в редактировании, то их очень сложно достать. Частично проблема решена в CorelDraw 7, где такое изображение можно открыть в CorelPhotoPaint непосредственно из CorelDraw, только следует учесть, что в сервисном бюро PhotoPaint может отсутствовать.

Также, 32‑битные TIFF из PhotoPaint иногда могут не открываться в PhotoShop, где, собственно, и обрабатываются растровые изображения. Из этой ситуации есть два выхода. Во-первых, если это был CMYK TIFF (а других форматов и не должно быть), и он не подвергался никаким изменениям, в Properties можно узнать размер выделенного изображения в пикселях и его разрешение, а затем точно задать их при экспорте в 32‑битный TIFF, при этом сглаживание должно быть обязательно отключено. Во всех остальных случаях изображение придется экспортировать в 24‑битный TIFF (RGB), после чего перевести обратно в CMYK в PhotoShop (это связано с тем, что Corel при обработке все переводит в свою внутреннюю цветовую модель). Проблема решена в CorelDraw 8.

Если все-таки было импортировано растровое RGB-изображение и нет возможности переделать работу, то предупредите об этом сервисное бюро – подбором профиля печати положение можно поправить (при негарантированном результате), иначе по умолчанию будет применен профиль ‘GCR with VERY MaximumBlack’… Проблема частично решена в CorelDraw 8.

Перевод в CMYK – весьма тонкая материя. По всей видимости, в CorelDraw для внутреннего представления используется, исходя из анализа результатов цветоделения, цветовая модель, похожая на Lab. И в результате происходит стыкование цветоделенногоLab-объекта (тень с куском фона) с самим фоном, заданным в другой цветовой модели. А результат их конвертации всегда будет различен, что и проявляется в виде прямоугольника на границах стыковки. Проблема частично решена в версии 8.369.

Начиная с седьмой версии, можно изменить цветовую модель растровых изображений непосредственно в CorelDraw, но при этом нет возможности настроить профиль преобразования – не стоит таким образом переводить RGB в CMYK; из доступных по цене (< $ 1000) программ эту операцию стоит доверять, в основном, только PhotoShop. В прочем, в большей части случаев можно обойтись выбором готового профиля в ColorManager без необходимости его долгой генерации.

Для обтравки изображений, сохраненных в TIFF, можно использовать альфа-каналы (кроме CorelDraw 7). Растушевка края альфа-канала теоретически позволяет осуществить плавное обрезание с переходом к прозрачности, а практически это один из верных способов так и не дождаться вывода Вашей работы – для подобных вещей существует Photoshop.

Особое предупреждение – очень осторожно нужно относиться к декларируемой возможности CorelDraw 7 импортировать внутренние файлы PhotoShop (PSD) с сохранением обтравок и полупрозрачности. Такие объекты не поддерживаются PostScript, и при обработке CorelDraw разбивает PSD на отдельные растровые строки. При этом легко превышается ограничение программы на максимальное число объектов, после чего на экране все будет вполне пристойно, но на самом деле эти элементы будут отсутствовать даже для самого CorelDraw, пусть даже и занимая место в файле, и немалое! Вы их видите, но их нет. Так что, если при импорте PSD уменьшился в размерах в 100 раз – не пытайтесь его растянуть – это CorelDraw предупредил, что обработать изображение не сможет. Также, в PSD произойдет сильное искажение цвета. На сегодняшний день самая новая версия это CorelDrawX5.

1.5 Сравнительный анализ пакетов обработки иллюстраций для печатных изданий.

Альфа и омега обработки иллюстраций – программы CorelDraw и AdobePhotoshop. Возможности этих программ различны. В этом разделе необходимо произвести сравнительный анализ двух программ, для того чтобы выяснить какой редактор наиболее подходит для обработки иллюстраций. Если мы возьмем любую картинку или фотографию и внимательно посмотрим на нее, то вы увидите изображение и его неотъемлемое составляющее: цвет.

Он бывает самый разный, на разных поверхностях, с резкими переходами или с градиентами, но области одного цвета (даже очень малые) – это области одного цвета. Т.е фотография в реальном мире представляет собой набор некоторых непрерывных элементов. И даже не только и не столько фотография: это еще и мазок кистью, и штрих карандаша…

Теперь рассмотрим то же самое изображение на экране монитора. На первый взгляд все идентично, но мир компьютерный устроен иначе мира реального. Здесь все состоит из мельчайших частиц, все, что выводиться на экран или принтер, получается со сканера или цифровой камеры – все дискретно. Естественно, точки такие мелкие, что их невозможно различить, однако нам важно уяснить, что любое цифровое изображение – это по сути своей мозаика. Это и называется растром.

Растровое изображение последовательно по строкам выводится на, допустим, экран. Вся эта технология имеет корни в телевизионной технике, что и неудивительно, т. к., любой ЭЛТ (электронно-лучевая трубка) монитор, по сути, тот же телевизор, только без телеприемника. Да и ЖК-мониторы недалеко ушли и опираются на все те же технологии.

Количество точек, приходящихся на единицу длины (традиционно принято использовать дюйм) называют знакомым вам понятием – разрешение. В общем случае разрешение определяет качество изображения – чем выше разрешение, тем лучше. Обозначается разрешение, например, так: 72 dpi (dotperinch – «точек на дюйм»). Но еще разрешение можно измерять в пикселях монитора. Например, 1024х768 (что составляет порядка 72 dpi), т.е. на экране монитора 1024 точки расположены горизонтально (в одной линии), а всего линий 768.

Для работы с растровыми изображениями предназначена программа AdobePhotoshop, в которой в виде битовой матрицы хранятся и обрабатываются изображения. Растровый метод хранения картинки хорош по многим причинам. Во-первых, он «родной» для мониторов, сканеров, принтеров. Во-вторых, он позволяет применить математические методы к изображению. Те, кто изучал высшую математику уже представили, как выглядит эта матрица, а раз это матрица, то к ней можно применить любую функцию. Кроме того, только растр позволяет сохранить и обработать полноцветное изображение.

И все бы хорошо, но есть одно но – объем хранимой информации. Как известно, этот фактор часто имеет решающий вес, когда речь идет об информации, передаваемой через Интернет. Но иного выхода зачастую нет и приходится мириться с лишними секундами загрузки и мегабайтами дискового пространства ради высокого качества изображения.

Второе но, принципиальное, состоит в том, что изменение, например, длины отрезка в растровом формате на практике может оказаться непростым делом – ведь это совокупность точек с одним цветом…

И вот гениальная идея – а почему бы не представить этот отрезок в виде вектора? Как мы все помним из курса математики, вектор задается всего двумя точками (координаты начала и координаты конца вектора), ну добавим еще информацию о цвете, да и то, для всех точек сразу, а не по отдельности для каждой. И вот результат: объем векторного файла может быть в десятки раз меньше, чем у растрового для одного и того же изображения. А все потому, что уменьшились накладные расходы на хранение данных.

Точно также можно задавать круг (радиус+центр+цвет) ну и прочие фигуры. Да и с точки зрения программирования очень просто изменить значение одной из координат и фигура кардинально изменит свою форму.

Между растровой и векторной картинками есть принципиальная разница: векторное изображение – это на самом деле совокупность формул, оно изначально не имеет точечной структуры, изображение создается в процессе печати или вывода на экран. А растровая картинка с самого начала является множеством точек разного цвета, и при выводе на экран или на печать происходит преобразование существующих в описании файла точек в точки принтера или ФНА. Поэтому качество печати растровой картинки зависит не только от корректности установок цвета, но и от разрешения, и от других параметров картинки.

Но векторная графика – это не мозаика, это штриховое изображение, а значит далеко не всегда можно в этом формате отобразить фотографическое изображение. Но для некоторых задач в издательском деле векторная графика незаменима.

Для работы с векторной графикой часто используют пакет CorelDraw.

И хотя форматы растровой и векторной графики разные по своей концепции все равно с помощью специальных утилит можно преобразовывать данные из одного формата в другой. Для фотографий результат будет грубоват, но для штриховых изображений все может получиться весьма удачно. Возможно, и одновременное использование импортированного растрового изображения совместно с векторной графикой.

Итак, Photoshop и CorelDraw – два основных инструмента при работе обработки иллюстрации. И хотя оба пакета имеют инструмента для работы с обоими форматами, наиболее популярным исторически оказалось сочетание Photoshop + CorelDraw.

Признавая неоспоримое лидерство AdobePhotoshop как редактора растровой графики, при выборе программы обработки векторных изображений все обстоит не так однозначно.

Программа CorelDRAW представляет собой результат многолетней эволюции, обладает удивительной универсальностью и мощностью, будучи в равной степени полезной и в промышленном дизайне, и в разработке рекламной продукции, и в подготовке публикаций, и в создании изображений для web-страниц.

Пользовательский интерфейс CorelDRAW построен очень рационально, с высокой степенью унификации и последовательным проведением простой идеи: если пользователю не нужны те или иные средства и возможности программы, он может не затрачивать время и усилия на их изучение. Это делает программу весьма привлекательной в качестве первого программного средства для приступающих к изучению машинной графики в целом или векторной графики в частности.

Правило хорошего тона – конвертировать все более-менее крупные объекты (с эффектами и без них) в растровое изображение с последующим наложением в программе верстки поверх полученной картинки векторного изображения с мелкими деталями (в том числе и текстом).

Минимальная неделимая точка в растровом изображении называется пиксел. Все изображения, которые мы вводим в компьютер при помощи сканирования – растровые.

Самый популярный графический редактор для работы с растровыми изображениями: AdobePhotoshop – он многофункционален, используется во всех дизайнерских студиях и конторах для работы, поэтому, если вы захотите посвятить себя профессиям рекламный или Веб-дизайне, то знание AdobePhotoshop вам необходимо.

Векторные графические редакторы представляют изображение в виде отрезков прямых, векторов. Вектор – геометрическое понятие, и вы когда-то изучали, что это такое, в школе, на всякий случай напомню: в геометрическом смысле вектор – направленный отрезок, то есть отрезок, у которого указаны начало (называемое также точкой приложения вектора) и конец.

Изображения, сделанные в векторных редакторах, можно открыть и в растровом редакторе, в этом случае, оно будет восприниматься, как растровое. Но если вы откроете растровое изображение в векторном редакторе, то оно само не станет по себе векторным, вам придется, либо его обрисовывать самим, чтобы получить идентичное векторное изображение, либо перевести в кривые при помощи специальных программ.

Один из наиболее популярных векторных графических редакторов AdobeIllustrator. Многофункционален. Используется во многих дизайнерских студиях и конторах. Программа конкурент – CorelDraw. Дизайнеры до сих пор ведут баталии на тему, что лучше Illustrator или CorelDraw, как правило, всякий уважающий себя дизайнер, умеет работать и в том, и в другом векторном графическом редакторе, т. к. для выполнения одних задач удобен Illustrator, для других CorelDraw. А споры на тему, что лучше – бесполезны: у той и у другой программы есть свои недостатки и преимущества.


Наши рекомендации