Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь
Программное содержание. Уточнить знания детей о детском саде. (Большое красивое здание, в котором много уютных групп, есть два зала (музыкальный и физкультурный), просторная кухня, где повара готовят еду, медицинский кабинет, где оказывается помощь детям. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге.) Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.
Материал. Фотографии: общий вид детского сада, групповых помещений, музыкального и спортивного залов, кухни, медицинского кабинета; фотографии детей, занимающихся разными видами деятельности; фотографии работников детского сада. Лист ватмана, клей, фломастеры, цветная бумага.
Ход занятия
Воспитатель спрашивает у детей, любят ли они свой детский сад; нравится ли им играть, заниматься, трудиться; много ли у них в детском саду друзей.
Предлагает ребятам сделать фотомонтаж о детском садике на общем стенде. Обращает их внимание на фотографии, просит найти среди них фотографию здания детского сада.
Вместе с детьми размещает фотографию здания детского сада на листе ватмана и приклеивает ее.
Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы и уточняет, что каждый ответ представлен на фотографии. Обращает внимание на то, что после каждого ответа они должны найти нужную фотографию и приклеить ее на общем стенде.
По ходу беседы с детьми все фотографии педагог приклеивает на лист ватмана.
Вопросы к детям:
– Чего в детском саду много? (Групп, детей, взрослых, игрушек и т. д.)
– Много групп – это хорошо или плохо?
– Какая наша группа? (Большая, светлая, красивая, уютная и т. д.)
– Что делают ребята в группе? (Играют с игрушками, читают книги, ухаживают за цветами, занимаются и т. д.)
– Какие помещения, кроме групповых комнат, хорошо вам знакомы?(Музыкальный и спортивный залы, кухня, медицинский кабинет и т. д.)
– Люди каких профессий работают в детском саду? (Воспитатели, повара, медицинская сестра, заведующий, музыкальный руководитель, плотник, сторож и т. д.)
– Какую работу выполняет воспитатель? Помощник воспитателя? Повар? Работник прачки? И так далее.
– Что вы можете рассказать о воспитателях, поваре, медицинском работнике, помощнике воспитателя? Какие они?
Воспитатель обобщает ответы детей и подводит их к выводу о том, что детский сад большой, красивый, его посещают много детей; в детском саду работают люди разных профессий, их труд значим и важен.
В процессе беседы лист ватмана с фотографиями оформляют цветной бумагой.
Декабрь
Петрушка – физкультурник
Вариант 1
Программное содержание. Совершенствовать умение группировать предметы по назначению. Уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования. Развивать наблюдательность.
Материал. Картинки с изображением предметов, удовлетворяющих потребности в труде, рисовании, игре, спорте; спортивный инвентарь (мяч, скакалка, обруч, теннисная ракетка, лента, гантели, палочка, мешочек); набор картинок с видами спорта; два обруча; картинки «Зима» и «Лето»; алгоритм описания предметов.
Ход занятия
Петрушка приходит в гости к ребятам и приносит картинки с изображением предметов, удовлетворяющих потребности в труде, рисовании, игре, спорте. Петрушка сообщает, что все эти предметы нужны для занятий спортом.
Воспитатель предлагает детям проверить это утверждение: отложить в сторону все лишние предметы. Дети откладывают лишние картинки.
Петрушка просит детей показать ему настоящий спортивный инвентарь.
Дети приносят инвентарь, имеющийся в группе. Воспитатель предлагает алгоритм для описания предметов. Каждый ребенок называет свой предмет, описывает его, рассказывает о его назначении и применении.
Воспитатель спрашивает у детей, что объединяет эти предметы, кто их создал, какие качества они развивают у человека. Предлагает вспомнить разные виды спорта и рассказать Петрушке, какие виды спорта относятся к летним, а какие к зимним.
На полу лежат два обруча с картинками «Зима» и «Лето». Дети берут картинки с разными видами спорта и относят их к соответствующим обручам.
Игровое задание считается выполненным, если дети правильно сгруппировали все предметы и картинки с изображением предметов.
Вариант 2
Программное содержание. Побуждать детей группировать предметы по назначению. Закреплять умение различать предметы природного и рукотворного мира; определять функцию предмета по схематичному изображению.
Материал. Спортивная форма, спортивное оборудование, скакалка, мячи, обручи; картинки со схематичным изображением человечка, выполняющего физкультурные упражнения.
Ход занятия
Дети в спортивной форме вместе с воспитателем входят в спортивный зал и садятся на стульчики. Следом появляется Петрушка.
Петрушка. Ух, успел! Здравствуйте, ребята! А почему вы так необычно одеты? Зачем вам одинаковые шорты и майки? (Чтобы заниматься спортом.) Разве нельзя заниматься в обычной одежде? Мне и так удобно. Смотрите! (Прыгает через скакалку и падает.) Действительно, в такой одежде нельзя заниматься спортом. Что же мне делать?
Педагог. Мы можем тебе помочь, Петрушка. (Дает Петрушке спортивную форму, которую тот надевает.) Как вы думаете, ребята, что нужно для занятий спортом кроме спортивной формы? (Мячи, обручи, гимнастические скамейки, лестницы и т. д.)
Петрушка выходит на середину зала и пытается отбивать обруч об пол, как мяч.
Педагог. Что ты делаешь, Петрушка? Ребята, какие действия можно производить с обручем? (Прокатывать, катать, пролезать через него, крутить.)
Дети помогают Петрушке выполнить упражнения с обручем. Петрушка пытается те же действия выполнить с мячом.
Педагог. Ребята, почему у Петрушки ничего не получается? Какие упражнения можно выполнять с мячом? (Отбивать, бросать, перекидывать, прокатывать.)
Дети вместе с Петрушкой выполняют эти действия.
Петрушка. Спасибо, ребята! Теперь я понял, что каждый предмет имеет свое назначение, свой способ использования.
Педагог. Петрушка, а еще ребята знают игру «Веселые человечки». Правила в ней такие: нужно выполнить задание, которое выполняет человечек на картинке. Давайте поиграем.
Воспитатель раздает детям картинки со схематичным изображением физкультурных упражнений, которые нужно выполнить.
Педагог. Что изображено на ваших картинках? Как вы думаете, не ошибаются ли человечки, выполняя свои упражнения?
Дети делятся на две команды и вместе с Петрушкой выполняют упражнения.
Петрушка. Молодцы, ребята! Все правильно выполнили. А теперь давайте поиграем в игру «Угадай-ка». Я называю предмет, а вы поднимаете картинку, которая покажет, к какому миру он принадлежит: к природному или рукотворному.
Дети играют в игру, предложенную Петрушкой. Задание считается выполненным, если они правильно определят принадлежность всех предметов.
Петрушка. Вы очень умные и сообразительные ребята. Много нового и интересного мне рассказали. Давайте поиграем еще в одну игру. Я буду начинать предложение, а вы – заканчивать его.
Спортом удобнее заниматься в… (Спортивной форме.)
Крутить вокруг себя можно… (Обруч.)
Гимнастическая лестница нужна для… (Лазанья.)
Молодцы! Теперь я пойду и расскажу все, что я узнал, своим друзьям, а вы растите ловкими и сильными.
Дети прощаются с Петрушкой и уходят в группу.
Вариант 3
Программное содержание. Побуждать детей группировать предметы по назначению.
Материал. Спортивный инвентарь: теннисная ракетка, теннисный мяч, клюшка, шайба, футбольный мяч и др.
Ход занятия
На занятие приходит Петрушка в спортивном костюме и приносит спортивный инвентарь (теннисная ракетка, теннисный мяч, клюшка, шайба, футбольный мяч и др.).
Педагог. Посмотрите на Петрушку, ребята. На нем необычная одежда. Какая?(Спортивная.) А что Петрушка принес с собой? (Спортивный инвентарь.) Сейчас я буду называть спортивную игру, а вы с Петрушкой – подбирать спортивный инвентарь, необходимый для этой игры.
Воспитатель называет футбол, хоккей, теннис и другие спортивные игры, а дети подбирают соответствующий инвентарь.