Этап. Построение логико-грамматических конструкций.
1. «Разложим по порядку».Ребенок раскладывает любой предметный ряд в направлении слева направо, проговаривая при этом, например: «Первым идет кубик, вторым – кирпичик, третьей – пирамидка (до десяти изображений)». Затем стрелкой слева направо обозначается направление, в котором раскладывались предметы. Далее определяется то, что было нарисовано «до» какого – либо из изображений и «после» него.
2.«Пронумеруем ряд». Взрослый нумерует ряд, составленный в предыдущем упражнении. Вместе с ребенком находит число «перед» указанным и число «после», «за» указанным. При этом акцент делается на то, что определяя число, стоящее «за» и «перед» каким-либо, мы движемся по ходу стрелки (слева направо) и против нее (справа налево). Так же отрабатывается понимание того, что число «перед» находится слева от эталона в числовом ряду, а число «после» - справа.
3.«Ряд чисел». С опорой на числовой ряд от 1 до 10 объясните, что чем левее в ряду стоит число, тем оно меньше, и наоборот. Назовите первое число слева, первое число справа. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? Ребенок сначала рисует стрелку в направлении слева направо, а затем отвечает.
4.«Соседи числа». Взрослый вместе с ребенком называет соседей любого числа. Они устанавливают, что число справа больше заданного, а число слева меньше. Затем взрослый называет число, а ребенок показывает числа, стоящие слева (справа), и называет их.
5.«Верни число на место». Дается числовой ряд, в котором пропущено какое-либо число. Образец ответа: «Пропущено число семь. Оно больше шести на одну единицу, а, значит, стоит справа от него». Или: «Число семь на единицу меньше восьми, значит, стоит слева от него».
6.«Синонимы и антонимы». На наглядном материале и в игре с мячом закрепляются такие пространственные понятия, как «высокий-длинный», «большой-огромный», «близкий-далекий», «маленький-крохотный», «высокий-низкий», «широкий-узкий», «тонкий-толстый», «рядом-далеко-близко», «впереди-сзади» и т.п.
7.«Закончи предложение, ответь на вопросы». Ребенку предлагают закончить предложения типа: «Перед тем как идти гулять, я…», «Дети стояли по росту в ряду. Последним стоял самый высокий. Первым стоял…». Ребенок отвечает на вопросы типа: «Какое время года бывает перед осенью?», «После какого дня недели наступает пятница?» и т.п.
8.«Что бывает раньше?» Ребенок определяет, какое событие произошло раньше, когда позже: «После того как подул ветер, форточка распахнулась», «Мы пошли гулять перед ужином».
9.«Кто самый-самый?». Ребенок отвечает на вопросы типа: «Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Оля. Кто веселее всех?», «Вера выше, чем Лиза, Вера ниже, чем Катя. Кто ниже всех?».
10.«Кто старше?» Ребенок должен показать на рисунке, кто старше, моложе (и т.п.).
11.«Расположение предметов». Ребенку предлагается определить и назвать расположение предметов. Задаются следующие вопросы: «Что между вазой и часами?», «Жук справа или слева от окна?», «Кто выше (ниже)?» и т.п. Ребенку предлагают подобрать пропущенные наречия и предлоги: справа от и слева от, сзади от и т.п. Например, «Стол от окна и от стула», «лампа… столом и … от окна».
12.«Сравни и объясни». Ребенок должен объяснить, (вначале глядя на рисунки) такие логико-грамматические конструкции, как «моя рука – в моей руке - моей рукой», «хозяйка куклы – кукла хозяйки», «мамина дочка – дочкина мама»
Формирование временных представлений.
В структуру коррекционных занятий с дошкольниками с ЗПР необходимо включать специальные упражнения и задания, способствующие формированию представлений:
- о частях суток;
- о днях недели и их последовательности;
- о временах года и месяцах;
- о периодах человеческой жизни;
- о логике временных последовательностей.
Необходимы также игры и упражнения, способствующие развитию у ребёнка чувства времени.
Педагог должен добиваться от детей не только понимания временных категорий, но и умения выразить их в речи.
Система дидактических игр и упражнений
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О ВРЕМЕНИ
Круглый год Цель
Материалы
Ход игры
Примечание
Закрепление знаний детей о временах года, их характерных признаках; развитие связной речи, внимания, находчивости. О временах года дети должны знать:
Какие изменения происходят в неживой природе : температура воздуха, долгота дня, осадки.
Какие изменения происходят в живой природе: в жизни животных и в жизни растений.
Какие события происходят в жизни людей, детей и взрослых (праздники, труд, одежда)
Картинки с изображением времен года (зимний пейзаж, зимние забавы, труд зимой: дети расчищают снег, кормят птиц), волчок со стрелкой.
Детям раздаются картинки. Раскручивается волчок. Тот, на кого указывает стрелка, описывает свою картинку. Остальные участники должны отгадать, о каком времени года идет речь. Волчок раскручивается повторно.
Вариантом этой игры может быть чтение логопедом отрывка из художественного произведения о сезонных природных явлениях, загадывание загадок и поиск картинок с соответствующим содержанием.
При описании предметов, явлений природы дети должны использовать слова, усвоенные в процессе группировки предметов по их признакам и действиям; сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями.
При разговоре о сезонных изменениях в природе можно обратиться к следующей тематике:
Погода (ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер). Высота солнца в разное время дня. Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь, ливень, град, гроза (молния, гром). Летние работы в деревне. Названия летних месяцев.
Признаки осени: дует холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки, птицы (грачи, скворцы) собираются в стаи, улетают в теплые края, заморозки. Осенние работы в поле. Названия осенних месяцев. Признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно всходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь, лед на реке твердый, скользкий, птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах. Труд людей. Названия зимних месяцев. Признаки весны: солнце поднимается выше, греет все сильнее, ледоход, разлив, первые проталины, первые травы и цветы, цветут фруктовые деревья, на улицах и в садах люди сажают деревья и кустарники, в огородах и цветниках сеют семена, появляются насекомые, прилетают птицы. Названия весенних месяцев.
Не ошибись!
Цель
Материалы
Ход игры
У логопеда на карточках написаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку. Логопед спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» — и открывает карточку. Читает текст. Дети отгадывают, демонстрируют свои карточки с изображениями отгадок.
Развитие быстроты мышления, закрепление знаний детей о том, что они делают в разное время суток.
Мячик, камушек, кубик и т. п.
Логопед разговаривает с учениками, закрепляя их знания о разных частях суток. Дети вспоминают, что они делают утром, днем, вечером, ночью. Затем логопед предлагает игру: «Давайте теперь поиграем так. Я буду называть одно слово, часть суток, а вы вспомните, что вы в это время делаете. Но во время игры будет отвечать тот, кому я брошу мячик. Если кто-то не вспомнит и ничего не скажет, он должен передать мячик другому игроку. Тогда он считается проигравшим. Выигрывает тот, кто назовет действие последним». Логопед называет различные части суток. Ученики отвечают.
Эта же игра может проводиться по-другому. Логопед называет различные действия, учащиеся должны ответить лишь одним словом: днем, утром, ночью, вечером. Маленьким детям разрешается назвать два слова.
Какое время года?
Цель
Обучение детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, развитие слухового внимания, быстроты мышления.
Материалы |
Карточки с отрывками из стихов и прозы с определенным временем года; карточки с изображениями, соответствующими по смыслу содержанию текстов.
Времена года
Цель
Материалы
Закрепление названий времен года и их признаков, отработка связности высказывания.
Четыре больших картинки с изображением времен года, двенадцать маленьких, на которых изображена 1/3 больших картинок (на четырех — небо, на четырех — дома и деревья, на остальных четырех – земля в разное время года) и которые пронумерова
ны от 1 до 12, два кубика с нумерацией от 1 до 6 и от
7 до 12.
Ход игры Большие картинки вывешиваются на доску, а маленькие по одной раздаются ученикам; двое ведущих находятся у стола.
Ведущий кидает кубик и объявляет номер. Ученик, на картинку которого выпал номер, соотнеся ее заранее с большой, должен сообщить, какое на ней время года и по каким признакам он это узнал.
Ведущий выдает игровую фишку, берет картинку и подставляет ее к большой. Второй ведущий кидает свой кубик, и игра продолжается. Если ученик не может определить, что это за время года, или рассказать о его признаках, ведущий вызывает желающего и за верный ответ также награждает его фишкой. Выигрывает тот, у кого больше всего фишек.
Лови — назови
Закрепление названий и порядка следования времен года, месяцев и дней недели.
Мяч.
Логопед бросает мяч ученику и говорит: «Зима, а за нею?» — ученик должен вернуть мяч со словом «весна». Логопед, произнося: «Весна, а за нею?» — бросает мяч другому школьнику, таким же образом повторяются месяцы и дни недели.
Закрепление знаний о временах года, совершенствование умения строить простые предложения.
Палочка- эстафета.
Учитель называет какое-либо время года и отдает палочку одному из учеников. Получивший палочку должен назвать один признак этого времени года и передать эстафету любому товарищу. Тот указывает другой признак этого же времени года. Правильное название признака и оформление предложения оценивается двумя фишками. В конце игры подсчитывается количество фишек и объявляется победитель.
Так бывает или нет?
Цель
Закрепление признаков времен года, воспитание
умения замечать нереальность суждений, правильно выражать свою мысль в предложении.
Ход игры Логопед сообщает, что он будет рассказывать о ка-
ком-либо времени года, а учащиеся должны внимательно слушать и замечать все верное и неверное в этом рассказе, а потом сказать: «Так бывает» или «Так не бывает» — и доказать, что это бывает или не бывает.
Например: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься». Ученик говорит: «Так не бывает. Летом снега нет». Другой вариант рассказа: «Наступила зима. Выпало много снега. После урока ребята оделись и побежали играть в снежки». Примерный ответ ученика: «Так бывает. Зимой можно играть в снежки».
По мере отработки умения отличать быль от небылиц, задания усложняются.
Угадай, что это
Цель Закрепление словаря, обозначающего времена года
и их признаки, отработка умения обосновывать отгадку, правильно строить предложения.
Ход игры Логопед загадывает загадки (см. упражнения 28, 51, 69, 81). Учащиеся отгадывают их и называют признаки, по которым они догадались, что это такое. За каждую отгадку и ее правильное объяснение (доказывать могут разные ученики) полагаются игровые фишки. Выигрывает тот, кто больше наберет фишек.
Детям был предложен блок заданий на уточнение понятий об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста; определение временной последовательности каких-либо действий и событий; уточнение лексического запаса.
Задание №1. Сутки (четыре времени суток)
1. Как называется прием пищи в разное время суток? 2. Рассмотреть схему суток. Разложить в нужной последовательности карточки с названиями частей суток,
3. Рассказать об основных моментах режима дня ребёнка, используя наречия: вечером, утром, ночью, днем, сначала, потом, раньше, позже, часто, редко, рано, поздно, чаще, реже.
4. Проверить усвоение этой лексики в игре с перекидыванием мяча, например: «Ты сначала моешь тарелку, а потом обедаешь?» — «Я сначала обедаю, а потом мою тарелку» и т.п.
Задание №2 .Неделя
1. Назвать пять дней подряд без дат и дней недели: (вчера, завтра, позавчера, послезавтра)
2. Запомнить по порядку названия дней недели.
— О чем говорят названия: вторник, четверг, пятница?
3. В тексте К.Д.Ушинского «Ленивый и прилежный» вставить пропущенные слова «СЕГОДНЯ» и «ЗАВТРА»: «... поучусь, а ... погуляю» — говорит ленивый. «... погуляю, а ... поучусь» — говорит прилежный.
4. Прослушать диалог М.Малишевского и вставить недостающие слова.
НОЧЬ И ДЕНЬ
— Как тебя сегодня зовут, Ночь?— спросил День.
— Как зовут? Никак не зовут: Ночь да Ночь.
— А как будут звать завтра?
— Что значит звать завтра ? Завтра тоже будут звать Ночь.
— А как звали тебя вчера ?
— Тоже Ночь.
— А меня сегодня зовут Вторник,... будут звать Среда, а .. звали Понедельником, — сказал День.
Задание №3. Времена года 1. Отгадать загадки, ответив на вопрос: «Когда это бывает?».
Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? Пусты поля, мокнет земля, лист опадает, когда это бывает?
Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает, когда это бывает? Снег на полях, лёд на реках, иней сверкает, когда это бывает?
2. Расположить названия времен года в нужной последовательности:
ЛЕТО | |||
ЛЕТО |
(В данной работе следует делать акцент на логике последовательной смены времен года, чтобы избежать механического их заучивания.)
Задание №4. Возраст и роли в семье
1. Сопоставить понятия:
дед - отец — сын -брат, бабушка - мать - дочь - сестра. Дать варианты этих
понятий (кто кому кем приходится):
Дед - отец отца (или матери)
Отец — сын деда
Петя — сын отца, внук деда, брат Кати и т.д.
2. Составить рассказ о своей семье, используя понятия: старше, младше, сестра, брат, внук, внучка, сын, дочкам др.
3. Запомнить данную ниже схему состава семьи .
Составить схему состава семьи. Объяснить устно, кем ты приходишься каждому члену семьи.
Выполнение заданий оценивалось по следующим критериям, предложенными Т.А. Фотековой, Т.В.Ахутиной.
3 балла — адекватное использование вербальных средств, правильное выполнение заданий
2 балла - самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи
1 балл - многочисленные ошибки, непонимание задания
О баллов - невыполнение задания
Таким образом, максимально ребёнок мог максимально набрать 39 баллов. В дальнейшем, мы определили уровни сформированности временных представлений:
• I уровень достаточной сформированности временных
представлений показали дети, набравшие 30-39 баллов
• II уровень частичной сформированности временных представлений показали дети, набравшие 15-29 баллов.
• III уровень недостаточной сформированности временных представлений показали дети, набравшие менее 15 баллов.
Содержание коррекционной работы по формированию звукопроизношения на 1 подготовительном этапе.
Первый подготовительный этап проводился с целью подготовки артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Основными задачами на этом этапе являлись развитие сенсорных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, восприятия и воспроизведение ритма, формирование артикуляционной и тонкой ручной моторики. Методы и приемы работы дифференцируются в зависимости от уровня развития речи. Коррекционная работа велась по следующим направлениям:
- развитие тактильной чувствительности и кинестезий с применением дифференцированного массажа;
- развитие динамической координации артикуляционных и пальцевых движений с помощью артикуляционной гимнастики и упражнений для разминки пальцев рук;
- нормализация мышечного тонуса различных частей тела (рук, ног, живота) с применением релаксации;
- увеличение объема дыхания и нормализация его ритма.
Нормализация мышечного тонуса
артикуляционного аппарата и кистей рук.
С этой целью проводился дифференцируемый массаж артикуляционной мускулатуры, шеи, головы и рук. Характер массажа зависел от особенностей нарушения мышечного тонуса.
Для получения эффекта расслабления создавалась спокойная обстановка, теплое помещение, удобная поза ребенка, дружеская беседа. Работа по расслаблению мышц артикуляционного аппарата начиналась с общего мышечного расслабления, расслабления шейной, грудной мускулатуры, мышц лица. Расслабляющий массаж проводился, употребляя легкие поглаживания, дозировано и распространялся только на те области лица, где имелось повышение мышечного тонуса. В группах же мышц дряблых, ослабленных применялся тонизирующий, укрепляющий массаж, ведущий к раздражению нервно-мышечного аппарата, при котором применялись более интенсивные и резкие движения разминания, похлопывания, поколачивания.
Приведем примеры расслабления мышц лица. При расслаблении мышц губ указательные пальцы логопеда находились на точке между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Движения производились к средней линии, так что верхняя губа собиралась в вертикальную складку. Такое же движение проделывали с нижней губой, затем с обеими губами вместе. В следующем упражнении указательные пальцы логопеда помещались в то же положение, но движения шли вверх по верхней губе, обнажая верхние десны, и вниз по нижней губе, обнажая нижние десны. Затем указательные пальцы логопеда помещались в углы рта и губы растягивались как при улыбке. Обратным движением с образованием морщинок губы возвращались в исходное положение.
Эти упражнения проводились при различном положении рта: рот закрыт, приоткрыт, полуоткрыт, широко открыт. После расслабления, а при низком тонусе – после укрепляющего массажа губ тренировали их пассивно-активные движения. Ребенка учили захватывать и удерживать губами леденцы, палочки различного диаметра.
После общего мышечного расслабления и описанных выше упражнений приступали к тренировке мышц языка. При отклонении языка в какую-либо сторону спастическую часть языка расслабляли поглаживанием, а вялую, наоборот, укрепляли с помощью грубых разминаний и вибраций.
Остановимся подробно на массаже различных мышц языка:
- направление движения массажа продольных мышц языка от корня или средней части к кончику, тип движения – поглаживания;
- направление движения массажа вертикальных мышц языка от корня к кончику и обратно, тип движения – ритмичное надавливание, покачивание зубной щеткой;
- направление поглаживающих движений поперечных мышц языка из стороны в сторону продольно и зигзагообразно;
Массаж волосистой части головы проводился сидя с несколько наклонной на грудь головой. Выполнялся на первом этапе одной или обеими руками в направлении роста волос, т.е. от макушки вниз к шеи, ушам, вискам. Осуществлялось поглаживание кончиками пальцев, ладонью.
Массаж лучезапястного сустава, кисти и пальцев руки начинали с поглаживания кончиками пальцев, ладонью, заканчивали поглаживанием и активными движениями лучезапястного сустава во всех направлениях. Вначале массировали всю кисть приемом обхватывающего поглаживания в направлении от кончиков пальцев до лучезапястного сустава. После чего раздельно массировали тыльную, а затем ладонную поверхность кисти, каждый палец в отдельности по направлению от ногтя к основанию.
Развитие мелкой моторики.
Исходя из положения о тесном взаимодействии артикуляционной и ручной моторики, в структуру логопедических занятий на 1 этапе включались упражнения на развития совершенствования тонкой моторики кисти и пальцев рук. Их введение способствовало статической и динамической координации движений кисти и пальцев рук, ритмической организации движений, овладению навыками переключаемости и ориентировки в пространстве, и в целом - подготовке детей к овладению техникой письма.
С этой целью использовались различные упражнения, которые проводились в игровой форме, использовались мини тренажеры для рук: резиновые кольца, массажные мячики d=40 мм, резиновые гимнастические мячи d=40 мм, мячики гимнастические d=120 мм, игольчатый мячик для массажа биологически активных точек и пружинное кольцо для прокатывания по пальцам (Суджок). Сложность их подбиралась в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка. При использовании активной гимнастики вырабатывались: точность, ритмичность, перключаемость и сила движений. В специальной литературе (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, М.В.Ипполитова, О.С.Бот) имеется описание приемов для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи, приведены различные игры и упражнения. Указанные авторы предлагают логопедам проводить их на подготовительном этапе без речевого сопровождения.
Приведем примеры:
1.Разминка пальцев рук.
Сжимание и разжимание большого мяча между ладонями и в пальцах рук, а так же при вращении мяча (повторит 4 раза).
Сжимание массажного мяча между ладонями (пальцы обеих рук сцеплены в замок) и разжимание мяча ладонями, не расцепляя пальцев рук (повторить 5 раз). Затем пальцы разжимаются, и мяч вращается между ладонями круговыми и прямыми движениями (повторить 5 раз).
Сжимание резиновых колец сначала одной рукой, потом другой и разжимание под счет” раз, два” (повторить 5 раз).
Сжимание и разжимание гимнастических мячей двумя руками, локти которых стоят на столе при следующем положении пальцев: мячи лежат на больших пальцах правой и левой руки и прижимаются сверху остальными пальцами (повторить 4 раза).
Прокатывание игольчатого мяча по ладоням и тыльной стороне руки по очереди. Прокатывание пружинного кольца по пальцам правой (левой) руки по счет.
2. Упражнения на расслабление.
“Погладим котенка” – плавные движения рук, имитирующие соответствующие действия; выполняются сначала одной, потом другой рукой (от 3 до 5 раз). “Веселые маляры” – синхронные движения кистей рук вверх - вниз (влево – вправо) с одновременным подключением кистевого замка. “Курочка пьет воду” – локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед с подключением кистевого замка. “Качаем лодку” – пальцы сложены вместе, плавные движения рук в горизонтальном направлении. “Стряхни воду” – потрясти кистями рук, как бы стряхивая капельки воды.
3. Упражнения на удержание позы кисти рук.
Упражнения для одной руки. “Зайчик” – Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак, рука опирается на локоть. “Пистолетик” – Указательный палец выпрямлен и направлен вперед, остальные пальцы сжаты в кулак. “Коза рогатая” – указательный и мизинец выпрямлены, большой палец – на согнутых безымянном и среднем. “Кошка” – соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх. “Кольцо” – рука опирается на локоть, большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны. “Гусь” – опереться указательным пальцем на большой, средний, безымянный и мизинец прижать друг к другу и к указательному.
Упражнения для двух рук. “Человечек” – указательный и средний палец “бегают” по столу. “Слоненок” – средний палец выставлен вперед, указательный и безымянный “идут” по столу, большой палец лежит на мизинце. “Елка” – ладони развернуть от себя, пальчики пропустить между собой (пальцы расположены под углом друг к другу), пальчики выставить вперед, локти к телу не прижимать. “Корзинка” – ладони развернуть к себе, пальчики переплести, а локти развести в стороны, большие пальчики образуют ручку. “Бабочка” – Руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях – “бабочка летит”.
4.Упражнения на переход позы кисти рук
из одной позиции в другую.
“Зайчик – Кольцо” (см. выше). Отрабатывается сначала одной рукой, затем другой, а в дальнейшем обеими руками вместе. “Кулачок – Ребро- Ладонь”: кисть руки, лежащая на столе сжимается в кулак; кисть руки разжимается, пальцы распрямляются , кисть кладется на ребро ладони; кисть руки кладется на стол ладонью вниз. “Ладонь – Кулак”: кисть руки кладется на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак; при одновременной работе двумя руками упражнение выполняется симметрично или асимметрично.
Обучение релаксации мышц рук, ног, туловища.
Одним из направлений в комплексном воздействии на детей со стертой формой дизартрии явилось обучение релаксации (расслаблению). Целью релаксации являлось снижение тонуса мышц и эмоционального напряжения.
В спокойной ласковой беседе и в доступной форме доносилось до сознания ребенка то, что от него требуется в дальнейшем. Детям объяснялись новые слова (кисть, предплечье) и понятия (расслабление, напряжение), значение которых им было неизвестно, но становилось понятным. Состояние расслабления становилось понятным, когда отвечали на вопрос: Какими становились ручки и ножки у надувной резиновой куклы, когда из нее выпускали часть воздуха? (вялыми, мягкими, расслабленными). Состояние напряжения дети могут увидеть в сжатой пружине, натянутом луке.
Двигательные упражнения были направлены на дифференциацию напряжения и расслабления в мышцах. Упражнения по регулированию мышечного тонуса проходили в игровой форме.
Упражнения на расслабление мышц тела.
1. Предлагаем ребенку превратиться в деревянного Буратино, у которого не гнутся локти и колени, и каждый шаг его твердый и громкий. А теперь пусть он превратится в Пьеро, который сшит из ваты, и руки, и ноги его болтаются при ходьбе, даже голова висит, как подвешенная на ниточке.
2. Ребенок встает ровно, вытянув руки вверх, как твердая ледяная сосулька. Вот пригревает солнышко и сосулька становиться меньше: сначала сгибаются кисти рук, потом руки до локтя, руки падают вместе с головой, падает корпус (согнувшись в поясе), подгибаются колени, и вот растекается по полу лужа – ребенок лежит.
3. Предлагаем ребенку лечь и превратиться в тряпичную куклу. Если поднять руку или ногу куклы, то она падает под действием собственной тяжести, и не может ни сопротивляться, ни помогать вам.
5. Предлагаем превратиться ребенку в большой надувной шар (матрац): медленно вдыхая воздух животом, грудью всеми легкими, ребенок раздувается, а потом медленно выпускает весь воздух.
Упражнения для рук.
1. «Разминка и расслабление рук». Встряхнуть руки, как будто вы пытаетесь стряхнуть с них воду. Растереть руки от плеча к кисти и обратно, как будто вы замерзли; последовательно размять плечи, предплечья и кисти рук. Выполнить контрастное напряжение и расслабление рук.
2. «Замок». Сложить руки в «замок» и тянуть их: 1) вверх, вниз, в стороны; прогнуться назад и потянуться руками вверх; руки за спиной в замке тянуть вверх; 2) взять правой рукой левый локоть и тянуть его вправо, то же — с правой рукой; 3) зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть руки в разные стороны, то же — по одной паре пальцев.
3. «Краб». Показать ребенку, как передвигается краб (лягушка, гусеница, змея и т.д.). Предложить ему имитировать их движения руками (прямыми или согнутыми в локтях); затем руками совершать рывки в стороны, вверх-вниз (бросать руки в разных направлениях).
4. «Клешня краба». Средний палец накладывается и зажимает указательный, безымянный кладется на средний, а мизинец — на безымянный. Поза удерживается 10 — 20 с. После выполнения правой рукой то же — левой, а затем — двумя руками одновременно.
Следующие упражнения выполняются сначала отдельно каждой рукой, затем двумя руками одновременно. При двуручном выполнении обе руки сначала двигаются в одну сторону (направо, налево, вперед, назад), а затем — в противоположные.
5. «Волшебная мельница^. Ребенок представляет, что его руки — это лопасти волшебной мельницы, которые могут, складываясь и распрямляясь, вращаться в разные стороны. Все внимание — на ощущениях в разминаемых суставах:
1) вращать прямую правую (левую) руку в плечевом суставе вперед, назад, направо, налево; обе руки в одном направлении, затем в противоположных (правая — вперед, левая — назад); поставить кисти к плечам и совершать такие же круговые движения;
2) вытянуть прямые руки в стороны, согнуть их в локтях и свободно раскачивать предплечья, затем вращать их по кругу; аналогично предыдущему — вращать руки в локтевых суставах (при этом плечи и кисти неподвижны);
3) вращать руки в лучезапястном суставе (руки вытянуты вперед, локти слегка согнуты, плечи и предплечья неподвижны).
6. «Змейки». Предложите ребенку представить, что его пальцы — ма-: ленькие змейки. Они могут двигаться-извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. Последовательно каждый палец изображает «змейку» (если не получается нужное движение, помочь другой рукой).
Ладони при этом сначала повернуты к ребенку, потом — от него, при двуручном упражнении — друг к другу. В последнем случае сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем — разноименные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).
7«Море». Ребенок вместе с психологом рассказывает историю и сопровождает ее соответствующими движениями: «На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной рукой, а затем другой рукой в воздухе рисуются маленькие волны; руки сцепить в замок и рисовать в воздухе большую волну). По волнам плывут дельфины (совершаются синхронные волнообразные движения всей рукой вперед). Они вместе, а потом по очереди ныряют в воду — один нырнул, другой нырнул (совершаются поочередные волнообразные движения рук). За ними плывут их дельфинята (руки согнуты в локтях, прижаты к. груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед). Ныряют вместе и по очереди (одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочередно совершает волнообразные движения). Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко сжимаются и разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах)».
Ноги
1. Ребенок ложится на спину, руки в стороны. Одна нога сгибается в колене, поднимается и отводится наружу (или вовнутрь), кладется на пол. Возвращается в и. п. То же — с другой ногой. Затем аналогично работают обе ноги одновременно.
2. И. п. то же. Имитация шага: одна нога согнута в колене и упирается в пол пяткой, а другая — вытягивается носочком вперед.
3. «Велосипед». Лежа или сидя имитировать езду на велосипеде (свободно, с усилием, с сопротивлением).
4. Сесть на пол, ноги согнуть. Поднять правую ногу и вращать в коленном (затем голеностопном) суставе направо, налево. Опустить на пол. Аналогично — левой ногой; двумя ногами.
5. «Две гусенички». Сидя или лежа на спине с согнутыми в коленях ногами, ребенок представляет, что его стопы — гусенички, которые ползут по земле. Сначала они ползут от него, затем — к нему. После этого одна ползет от ребенка, а другая — к нему, и наоборот. Не отрывать стопы от пола, стремясь сначала максимально выпрямить ноги, а затем максимально согнуть в коленях.
6. «Лягушка». Сесть на корточки, опираясь на пальцы ног и рук (между коленей), — как лягушка. Подпрыгнуть высоко вверх и опуститься снова на корточки. Другой вариант прыжков — в.перед.
Работая над упражнениями для ног, необходимо помнить, что тем самым мы способствуем повышению устойчивости ребенка. Она связана с развитием равновесия, «чувства опоры», или «заземления». Основным здесь является привлечение внимания к контакту тела с полом. Необходимо расслабить брюшные мышцы, которые обычно напряжены, а также слегка согнуть колени. Голова, позвоночник и пятки должны находиться на прямой линии.
Для того чтобы в принципе почувствовать, что такое устойчивость, ребенку предлагается встать в свободной позе; перенести вес тела на правую ногу, почувствовать возникшие изменения. Приподнять немного левую ногу, не теряя равновесия; покачать ею в разных направлениях; вернуться к свободной позе. Выполнить то же самое на другой ноге, сосредоточив все внимание на собственном теле. Растереть и размять последовательно бедра, икры, щиколотки Я ступни ног. Выполнить контрастное напряжение и расслабление ног.
1.. «Развитие устойчивости и раскрепощение суставов». Внимание направлено на ощущения в разминаемом суставе:
и. п. — встать на одну ногу; вращать другой ногой от бедра сначала по часвой стрелке, потом против; сменить ногу;
и. п. то же; бедро другой поднято параллельно полу, колено согнуто; жестко фиксируя это положение, описывать голенью (затем только стопой) горизонтальные круги, сначала по часовой стрелке, потом против. Голень (стопа) при этом полностью расслаблена. Сменить ногу;
и. п. то же; согнуть другую в колене, руки за спиной, правой ладонью обхватить левое запястье; описывать стопой вертикальный круг, как бы вращая педаль велосипеда; описав 3 — 5 кругов, сменить направление на противоположное; сменить ногу;
и.п. то же; другая нога слегка приподнята над полом; вращать стопу в голеностопном суставе, описывая носком ноги круги и волны в горизонтальной (вертикальной) плоскости; после 3 — 5 раз поменять направление на противоположное; затем сменить ногу.
2. «Перекаты». Ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, спина прямая. Выполняют