Что мы делали – не скажем, а что делали – покажем
Цель. Развитие дыхания, сообразительности и наблюдатель-ности детей.
Оборудование. Шары.
Описание игры. Выбирают водящего, он выходит за дверь. Оставшиеся дети сговариваются, какое движение они будут выполнить. Потом приглашают водящего. Он говорит:
Здравствуйте, дети!
Где вы были,
Что вы видели?
Дети хором отвечают:
Где мы были – не скажем,
А что делали – покажем.
Если водящий отгадал выполняемое детьми движение, то выбирается новый водящий. Если не смог отгадать, снова водит.
Игра проводится несколько раз. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз в тексте и имитационных упражнениях. Могут быть использованы следующие варианты.
Дети могут:
- делать утреннюю гимнастику. Подняться на носки, руки вверх – вдох, опускаясь – выдох. Поднять руки над головой – вдох, опускаясь – выдох. Развести руки в стороны – вдох, опускаясь – выдох. Вытянуть руки вперед перед собой – вдох, опустить по бокам – выдох. Руки на поясе. Обвести локти назад – вдох, поставить руки в исходное положение – выдох;
- лепить снежную бабу. А потом греть озябшие руки: дышать на руки;
- раздувать угасающий костёр. Для этого дети садятся на корточки вокруг «костра» и дуют (набрать воздух через нос и медленно выдыхать через рот, надувая щеки);
- готовится к празднику. Надувать шары;
- пилить дрова. Для этого дети становятся парами, перекрещивают руки и имитируют пилку дров: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох;
- рубить дрова. Дети поднимают и сцепляют руки над головой – вдох, наклоняясь вперед – выдох.
Развитие речевого дыхания
Игры № 74 – 86
Приятный запах.
Цель. Развитие фразовой речи на плавном выдохе.
Оборудование. Один душистый цветок (ландыш, сирень, жасмин и т. д.), или надушенный носовой платок или фрукты (мандарин, яблоко, лимон).
Описание игры. Дети по очереди подходят к вазочке с цветком и нюхают его. На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу: «Хорошо; Очень хорошо; Очень приятный запах; Очень ароматный цветок (ароматное яблоко)» и т. д.
Первоначально детям предлагают предложения. В дальнейшем они в зависимости от речевых возможностей сами придумывают предложения.
Соседи
Цель. Правильное построение фразы. Совершен-ствование ориентации в пространстве.
Оборудование. Детские стульчики, бубен.
Описание игры. Детям дается задание назвать своего соседа справа. Дети по очереди говорят, например: «Я сижу с Вовой». Когда все дети назовут своего соседа, педагог дает сигнал бубном. Дети разбегаются по комнате. Они могут взять игрушки и некоторое время поиграть. По новому сигналу дети должны сесть именно с тем соседом, которого они назвали. Кто ошибся, проигрывает.
При повторении игры ответы детей усложняются: Я сижу с Вовой и Женей; Я сижу рядом с Вовой и Женей; Справа – Вова, мой сосед слева – Женя.
Придумай фразу
Цель. Развитие фразовой речи. Правильное построение предложений.
Оборудование. Сюжетные картинки из лото «Что мы делаем».
Описание игры. Показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает по ней короткую фразу (из двух-трех слов), затем предлагает детям дополнить его фразу одним новым словом. Каждый вызванный ребёнок удлиняет фразу ещё на одно слово.
Например, педагог говорит: Таня играет. Ребёнок повторяет предложение: Таня играет и добавляет на улице. Следующий повторяет Таня играет на улице и добавляет в песочнице.
Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесет всю фразу правильно. Короткие фразы (три-четыре слова) произносятся на одном выдохе, а длинные – с паузой через три-четыре слова. Когда дети овладеют правилами игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.
Обгони
Цель. Развитие ритмичной и выразительной речи. Воспитание координированных движений.
Оборудование. Детские стульчики (пенёк, брёвнышко или скамеечка на участке, в лесу).
Описание игры.
Вариант 1. Дети стоят или сидят на бревнышке, травке или стульчиках. Напротив в 10 – 15 шагах один стульчик (пенёк). Выбираются двое водящих с помощью считалочки. Они становятся напротив стульчика (пенька). Педагог вместе со всеми детьми произносит стишок:
Девочке на ручку
Бабочка села.
Девочка бабочку
Поймать не успела.
После слов «поймать не успела» водящие бегут к пеньку. Кто успеет сесть на него первым, тот выиграл.
Вариант 2. Эту игру можно сопровождать и другим стихотворением:
Бабка сеяла горох,
Уродился он не плох,
Уродился он густой…
Ты постой.
В этом случае стишок говорит водящий. В процессе игры педагог следит, чтобы дети правильно делали дыхательные паузы. Эти игры можно использовать и для автоматизации разных звуков.
Волшебное зеркало
Цель. Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.
Описание игры. Дети стоят в кругу или сидят на стульчиках. Водящий подходит к одному из ребят и говорит:
Ну-ка, зеркальце, смотри!
Все нам верно повтори!
Встану я перед тобой,
Повторяй-ка все за мной!
Водящий произносит любую фразу, сопровождая её какими-либо движениями. Тот, к кому он обратился, должен точно повторить и фразу, и движение. Если ребёнок допустил ошибку, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто выполнит все без ошибок. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз и фразовой речи детей.
Дождик, дождик
Цель. Развитие ритмичной и выразительной речи, координации движений и ориентировки в пространстве.
Оборудование. Детские стулья.
Описание игры. Стулья расставлены по кругу, на один меньше, чем играющих детей. Дети ходят в середине круга и говорят хором (или один):
Дождик, дождик, что ты льешь?
Погулять нам не даешь?
После слов «погулять нам не даешь» дети бегут к стульчикам. Кому стульчика не хватило, тот проиграл. Игра повторяется несколько раз.
Палочка-выручалочка.
Цель. Развитие ритмичной и выразительной речи, координации движений и ориентировки в пространстве.
Оборудование. Палочка (толщина 3-4 см, длина 30-40 см).
Описание игры. Игра проводится на участке, на полянке. Дети стоят тесной группой. Выбираются водящий и ведущий. Ведущий берет палочку и вместе со всеми детьми произносит слова:
Палочка-выручалочка,
Среди бела дня
Выручай меня!
За берёзу, за рябину –
Далеко тебя закину.
Кто за палкой гонится,
От того хоронятся.
После слов «от того хоронятся» ведущий кидает палку. Водящий бежит за ней. Остальные дети разбегаются и прячутся. Подняв палку, водящий идёт искать детей. Кого найдет первым, тот становится водящим, кого последним, тот ведущий.
Песенка стрекозы.
Цель. Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.
Описание игры. Дети становятся в круг, произносят хором стихотворение, сопровождая слова движениями:
Я летала, я летала,
Устали не знала.
Села, посидела,
Опять полетела.
Я подруг себе нашла,
Весело нам было.
Хоровод кругом вела,
Солнышко светило. (Дети плавно взмахивают)
руками.
Опускаются на одно колено.
Вновь делают летательные
движения руками.
Берутся за руки и водят хоровод.
Игра может быть использована для дифференциации звуков р – л. в этом случае дети произносят стишок не хором, а по одному.
Повар
Цель. Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.
Оборудование. Поварской колпак.
Описание игры. Все дети становятся в круг. Водящий ходит за кругом. У него в руках поварской колпак. Дети хором произносят стихотворение:
Будем в повара играть,
Никому нельзя зевать.
Если повар будешь ты,
То скорей кругом иди.
После слов «скорей кругом иди» водящий останавливается и надевает колпак на рядом стоящего ребёнка. Получивший колпак и водящий становятся спиной друг к другу и по сигналу педагога идут по кругу. Кто первый обойдет (не бежать!) круг, тот выигрывает.
Определи место игрушки
Цель. Развитие речевого дыхания. Закрепление умения строить развернутую фразу.
Оборудование. Игрушки: машина, пирамида, мяч, мишка, кукла и др.
Описание игры. Педагог раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки. Вызывая ребёнка, он спрашивает у него: «Между какими игрушками стоит пирамида?» ребёнок должен дать полный ответ: «Пирамида стоит между машиной и мячом». После двух-трех ответов воспитатель меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры игрушки по одной можно заменять другими.
Методические указания. Перед проведением игры педагог напоминает детям, что нужно говорить неторопливо, выразительно, не отделяя паузами одно слово от другого, а всю фразу говорить, как одно длинное слово. Отвечать на вопрос надо полным ответом, например: «Мяч лежит между куклой и мишкой». Правильно ответивший получает фант. Затем определяется победитель.
Светофор
Цель. Закрепление представлений о правилах уличного движения.
Оборудование. Три картонных кружка диаметром 15 см: зеленый, кранный желтый. Мел или палочка.
Описание игры. Перед началом игры педагог рассказывает о назначении светофора и правилах уличного движения. Затем дети разучивают стихотворение «Светофор»:
Красный – ясно,
Путь опасный.
Желтый – тоже
Подожди!
А зеленый впереди –
Проходи!
Затем педагог мелом на полу или палочкой на земле чертит дорогу и переход. Около перехода становится водящий с кружками. Дети, стоя в шеренге по одному, несколько раз переходят дорогу туда и обратно, если водящий показывает зеленый кружок. Затем водящий поднимает красный кружок. Дети останавливаются и произносят первые две строчки стишка хором. Красный кружок сменяется жёлтым. В этом случае они произносят следующие две строчки стихотворения. И, наконец, загорается зеленый свет. Дети произносят последние две строчки.
Если кто-то из детей не успевает перейти за время произнесения последних строчек стихотворения, водящий спрашивает: «Где ты был до сих пор?» Опоздавший отвечает: «Задержал светофор».
Стайка
Цель. Развитие ритмичной и выразительной речи. Активизация словаря по теме «Птицы». Воспитание спортивной сноровки.
Описание игры. Дети выбирают водящего. Педагог вместе с детьми произносит считалочку:
Пой-ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка:
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка - совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.
Птички, птички – по домам!
Дети после этих слов разбегаются, а водящий («злой орлан») старается кого-нибудь поймать.
Аист
Цель. Развитие выразительности речи, сочетание речи с движениями. Закрепление понятия «право – лево».
Оборудование. Шапочка аиста, корзиночка.
Описание игры. Один ребёнок изображает аиста. Ему надевают шапочку аиста. В нескольких шагах от него другой ребёнок с корзиночкой. Он заблудился в лесу. Увидев аиста, ребёнок обращается к нему:
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой,
Вот тогда придешь домой!
Ребёнок с корзиночкой выполняет все движения, о которых ему говорит аист, а затем садится на место.
Развитие голоса
Игры № 87 – 97
Успокой куклу
Цель. Развитие тембра голоса.
Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. На руках у них куклы. Воспитатель говорит: «Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю свою куклу спать (укачивает куклу, негромко напевая на звуке а мотив знакомой колыбельной песни). А теперь вы покачайте». Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук а.
Перебежки
Цель. Развитие силы голоса. Активизация мышц губ.
Оборудование. Мел, стульчики.
Описание игры. Дети расходятся по своим домам (очерченные кружки, углы комнаты, стулья). По сигналу педагога один из детей называет другого по своему выбору: «Ау, ау, Петя». Петя в свою очередь отвечает ему: «Ау, ау, Вова», и они быстро меняются местами. Тогда Петя выбирает другого товарища и таким образом меняется с ним местами.
Эхо
Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания.
Описание игры. Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит: а, другая тихо отзывается: а.
Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания ау, уа, иа, ио и т. д.
Вьюга
Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.
Оборудование. Сюжетная картинка «Вьюга».
Описание игры. Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя «Вьюга начинается» тихо говорят: у-у-у…; по сигналу «Сильная вьюга» громко говорят: у-у-у…; по сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга кончилась» замолкают.
Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх – дети говорят громче, плавное движение руки вниз – дети говорят тише.
Гудок
Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.
Описание игры. Дети становятся в ряд лицом к педагогу и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают.
Вначале педагог сам показывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения руками. Потом играет вся группа.
Кто кого
Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти.
Описание игры. Педагог вызывает двух детей ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо затем громко гласные звуки а, о, у, и, э. кто дольше тянет звук, тот выигрывает. Сначала победителя определяет педагог. Затем можно поручить детям определять, кто победил. Педагог должен следить только за тем, чтобы дети не понижали силу голоса до конца заучивания и не перенапрягали мышцы шеи.
Дует ветер
Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания.
Описание игры. Дети и педагог стоят по кругу. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес». Все берутся за руки и ведут хоровод, а педагог продолжает: «Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки». Педагог и дети останавливаются. «Ветерок дует тихо, вот так: в-в-в» (тихо и длительно произносит звук в). Дети повторяют за ним. Затем движение хоровода продолжается под неторопливую речь педагога: «Пришли в лес. Набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер: в-в-в…» - педагог громко и длительно произносит этот звук. Дети останавливаются и повторяют звук за педагогом.
Методическое указание. Педагог следит, чтобы все дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.
Узнай по интонации
Цель. Воспитание выразительности речи и мимики.
Описание игры. Каждый ребёнок по очереди или больного, или сердитого, или удивленного, или веселого человека. При этом нужно произносить с определенной интонацией коротенькие слова:
Ай-ай-ай!
Ой-ой-ой!
Ах! ах! ах!
Ох! ох! ох!
Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позы говорящего и интонации, кого изображает ведущий. Можно предложить детям объяснить подробнее поведение ведущего: отчего он грустный или чему он удивляется и т. д. За выразительностью речи и за подробный рассказ дети поощряются.
Медведь и елка
Цель. Воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса.
Оборудование. Маска медведя и любого другого животного (волка, лисы, петуха, зайки и др.).
Описание игры. Педагог выбирает двух детей: один будет медведем, другой, например, волком. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог:
Волк. Ты куда идешь, медведь?
Медведь. В город, елку приглядеть.
Волк. Да на что тебе она?
Медведь. Новый год встречать пора.
Волк. Где поставишь ты её?
Медведь. В лес возьму, в своё жильё.
Волк. Что ж не вырубил в лесу?
Медведь. Жалко. Лучше принесу.
Произнося этот диалог, дети должны подражать голосам зверей, т. е. изменять тембр голоса. Кто наиболее удачно это сделает, поощряется. Игру повторяют, но медведь может повстречаться с другим зверем.
Волк и семеро козлят
Цель. Развитие высоты голоса и выразительности. Совершенствование фразовой речи.
Оборудование. Маски животных.
Описание игры. Дети предварительно должны быть знакомы со сказкой, хорошо знать слова козы и волка, ответы козлят. Между детьми педагог распределяет роли и раздает маски. Начинается игра-инсценировка. Педагог обращает внимание детей на характер голосов. Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами, а волк – сначала грубым, низким голосом, а потом более высоким.