Ход игрового упражнения на занятии
Воспитатель кладет перед детьми по 2-3 пары картинок и объясняет: «На каждой паре картинок нарисованы одинаковые по названию предметы: рубашки, рыбки, фартучки. Но предметы чем-то отличаются друг от друга. Сейчас будем про них рассказывать. Про один предмет буду рассказывать я, про другой тот, кого я вызову. Рассказывать будем по очереди. Если я назову цвет своего предмета, то и вы должны назвать только цвет; если я скажу, какой формы у меня предмет, то и вы должны определить форму предмета». Вызывает ребенка и предлагает ему вместе рассказать про рубашки. (Эта игра хороша для индивидуальной работы по обучению рассказыванию в средней группе детского сада.)
Воспитатель. На моей картинке - рубашка.
Ребенок. На моей - тоже рубашка.
Воспитатель. У меня рубашка с длинными рукавами. Она для осенне-зимнего сезона.
Ребенок. У меня рубашка с короткими рукавами, для весенне-летнего сезона.
Воспитатель. Моя рубашка клетчатая.
Ребенок. А моя полосатая.
Воспитатель. Рубашка с одним карманом, расположенным на левой стороне груди.
Ребенок. Рубашка с двумя карманами, расположенными снизу.
Другому ребенку воспитатель предлагает вместе рассказать о рыбках.
Воспитатель. У меня рыбка красного цвета.
Ребенок. А у меня голубого.
Воспитатель. У моей рыбки большой хвост.
Ребенок. У моей маленький.
Аналогично проводится сравнение других предметов. При повторном упражнении дети могут сравнивать однородные предметы самостоятельно. В этом случае воспитатель следит за ходом игры, за правильностью сравнений.
Ход игрового упражнения вне занятия
Играют четверо детей. На столе лежат четыре пары картинок изображениями вниз. Воспитатель предлагает детям взять по одной картинке из каждой пары. Затем он открывает любую из оставшихся на столе картинок и рассказывает о том; что на ней изображено.
Ребенок, у которого предмет того же наименования, включается в сравнение. Потом эти две картинки выкладывают рядом, и играющие проверяют, правильно ли были названы признаки предметов, обо всем ли сказано. Например:
Воспитатель. У меня желтый фартук.
Ребенок. А у меня голубой.
Воспитатель. На моем фартуке один карман.
Ребенок. А на моем два кармана.
Воспитатель. Мой фартук украшен узором из маленьких кружков, точек и треугольников.
Ребенок. А на моем фартуке узор из крупных и мелких цветов.
В дальнейшем на роль ведущего можно назначать кого-нибудь из детей.
Угадай по описанию
Цель:
Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета; развивать наблюдательность.
Игровой материал:
Предметные картинки: снеговики, матрешки, петрушки, неваляшки, бабочки, медвежата. Каждый предмет одного наименования имеет одинаковые и разные признаки с остальными предметами группы.
Картинки 'снеговики'
Ход игрового упражнения на занятии
Воспитатель показывает картинки, например снеговиков, и объясняет: «Перед вами шесть снеговиков. На первый взгляд они как будто одинаковые. Но если их внимательно рассмотреть, то можно заметить различия».
Затем педагог предлагает детям поучиться находить сходство и различия.
- Посмотрите на лица снеговиков. Они?
- Одинаковые. Два глаза и оранжевый нос.
- На головах?
- У одних снеговиков ведра, у других кастрюли. Головные уборы разного цвета.
- В руках?
- Метлы, лопатки, веточка. Одни снеговики держат предмет в правой руке, другие - в левой.
- Количество пуговиц?
- Где - две, где - три.
«Будьте внимательны. Не перепутайте снеговиков, когда я буду рассказывать об одном из них - предупреждает педагог. - Итак, угадайте, о котором снеговике я расскажу.
У этого снеговика оранжевый нос из картона, на голове синее ведро, у него метла с красной палкой и две черные пуговицы из угольков».
Давая описание, педагог сначала называет признак, общий для всех снеговиков (оранжевый нос из картона), потом указывает на признак, имеющийся только у трех снеговиков (синее ведро), далее подчеркивает признак, присущий только двум снеговикам (палка красного цвета), и, наконец, обращает внимание детей на последний - отличительный признак (две пуговицы).
Можно предложить детям и иной путь анализа. Например, воспитатель показывает картинки с шестью матрешками и рассказывает об одной из матрешек: «Эта матрешка в платке красного цвета, в руке у нее зеленый платочек. На ее красивом сарафане одна синяя полоска.
Когда я говорю, что матрешка в платке красного цвета, на матрешку в платке зеленого цвета не нужно больше обращать внимание. Значит, остаются три матрешки. Когда я сказала, что у матрешки в руке зеленый платочек, исключается еще одна матрешка. Остаются две. Потом я сказала, что у матрешки на красивом сарафане одна синяя полоска. Стало быть, теперь вы ее легко сможете найти».
Ребенок, вызванный к доске, указывает на картинку, о которой, по его мнению, рассказывал педагог (можно сделать под ней какую-то пометку, например, поставить мелом черточку). Лишь после того, как будут заслушаны ответы 10-12 детей, воспитатель указывает на своего снеговика (матрешку и др.). Затем он убирает остальные картинки и повторяет описание, а дети контролируют правильность выбора. Описание петрушки: этот петрушка в зеленом колпаке с желтой кисточкой. Одна половина его костюма желтая, другая - красная. В руке голубой продолговатый шар.
Картинка 'клоуны'
Описание бабочки: у этой бабочки коричневое тельце, два оранжевых пятна на верхних крылышках и коричневые пятна на нижних крылышках.
Ход игрового упражнения вне занятия
Играют 5 детей, каждый получает по одной картинке. У воспитателя - по одному комплекту картинок каждого наименования. Педагог предлагает угадать, о которой из неваляшек (матрешек, бабочек и т. д.) он расскажет: «У этой неваляшки голубое платьице с фиолетовым воротником, с тремя пуговицами черного цвета. На платье пояс с прямоугольной пряжкой».
Картинка 'матрешки'
Ребенок, угадавший по описанию свою неваляшку, говорит: «Это моя неваляшка, потому что у нее голубое платьице...»,- затем перечисляет все признаки, которые назвал воспитатель, и кладет свою картинку рядом с ее. Далее играющие получают другие картинки, и игра продолжается.
За покупками в магазин
Цель:
Упражнять детей в выборе нужного предмета путем исключения названных педагогом признаков; развивать наблюдательность; учить использовать в речи сложноподчиненные предложения.
Игровой материал:
1. Наборное полотно с тремя-четырьмя полосками, куда вставляются предметные картинки с изображениями трех-четырех одинаковых игрушек, отличающихся друг от друга некоторыми признаками (величиной, цветом, деталями).
2. Предметные картинки:
пирамидки разного размера с колпачками разного цвета (3 картинки);
медвежата: один - черный, 2- коричневых, у одного бантик на шее, один - в полосатых штанишках, один - в комбинезончике (3 картинки);
автомобили: грузовик, фургон, самосвал (3 картинки);
неваляшки: одна в зеленом платьице, у второй на платье мелкие пуговицы и бант, у третьей на платье пояс с пряжкой (3 картинки).
Ход игрового упражнения на занятии
Воспитатель вешает перед детьми наборное полотно, в которое вставлены картинки с изображениями пирамидок, мишек, автомобилей, неваляшек и говорит: «Представьте себе, что вы пошли в магазин со своей младшей сестренкой, чтобы купить для нее игрушку, какую она попросит.
Миша, твоя сестренка попросила купить пирамидку. Она сказала так: «Купи мне пирамидку не с синим колпачком и не маленькую». Как ты думаешь, которая из пирамидок понравилась твоей сестренке? Почему ты думаешь, что большая с красным колпачком?
Катя, а твоя маленькая сестренка захотела иметь неваляшку. Она сказала: «Мне не надо неваляшку в зеленом платье, не надо с пуговицами, мне надо другую и без бантика».
А твой брат, Костя, попросил купить автомобиль: «Не самосвал, не фургон и не с синим кузовом». Твоему братику, Маша, понравился мишка. Он попросил: «Купи мне мишку, но не черного, не в полосатых штанишках и без бантика».
Далее можно предложить детям для отгадывания еще одного мишку, одну неваляшку. Например: «Мне нужен мишка не в зеленой рубашке, не в штанишках с лямками и не тот, который сидит». Или: «Мне понравилась неваляшка не с черными глазами, не в сиреневом платье и не в платье
с поясом».
Наборное полотно для игры 'За покупками в магазин'
Если ребенок правильно отгадает и объяснит, почему именно эту игрушку он купит для своего брата или для своей сестренки, воспитатель вручает ему картинку.
Ателье
Цель:
1. Упражнять детей в классификации одежды по сезонному признаку (зимняя - осенняя, летняя - весенняя).
2. Активизировать в речи детей прилагательные: полосатая, клетчатая, шелковая, ситцевая, шерстяная, байковая, тонкая, толстая, гладкая, блестящая, шероховатая.
3. Учить связно описывать предмет, изображенный на картинке.
Игровой материал:
1. Конверты из картона с прорезанными силуэтами одежды: пальто, куртки, платья, сарафана, юбки, рубашки, халата, брюк, шорт и др.
2. Лоскуты разной ткани, наклеенные на картонные прямоугольники (по количеству детей).
Игровой материал
Ход игры на занятии (I вариант)
Воспитатель предлагает детям поиграть в ателье. Ставит перед ними на доске конверты с изображениями пальто, блузки и др. и говорит, что такую одежду можно заказать в ателье. Каждый ребенок получает прямоугольник с наклеенной на него тканью. Педагог объясняет: «Я пришла в ателье,
чтобы сделать заказ на пошив разной одежды. Вы - работники ателье и должны предложить мне подходящую ткань для того изделия, которое я буду заказывать. Я покажу вам, что хочу сшить, а вы определите, для какого времени года это изделие предназначено, и тот, у кого есть подходящая ткань, предложит мне ее и расскажет о ней. Например, если я закажу зимнее пальто, то о ткани для него можно рассказать так: «Для вашего зимнего пальто подойдет шерстяная ткань. Она толстая, шероховатая, темно-зеленая».
А если я закажу летнее платье, о ткани для него можно рассказать так: «Для вашего нарядного летнего платья подойдет вот эта шелковая ткань. Она светлая, тонкая и блестящая».
Далее воспитатель говорит детям, что у них для одного и того же изделия есть несколько образцов ткани: «Те, у кого имеется, например, ткань для пальто, будут по очереди выходить к доске и рассказывать о ней. Я остановлю свой выбор на той ткани, о которой будет полнее рассказано».
Выбранную ткань воспитатель вставляет в конверт.
Чтобы дети при описании использовали больше прилагательных, можно за удачно названное качество давать фишку.
(II вариант)
Воспитатель ставит на полочки доски конверты с изображениями одежды, а на своем столе раскладывает образцы ткани (картонные прямоугольники с наклеенной на них тканью). Объясняет детям: «Теперь вы будете заказчиками, а я работником ателье. Вы будете приходить в ателье, чтобы заказать себе одежду для теплого или холодного времени года, и сами подбирать к ней подходящую ткань. Нужно взять конверт, подобрать к своему изделию ткань и потом сделать заказ, например: «Сшейте мне, пожалуйста, рубашку для осени из теплой пушистой полосатой байки». Если вы все понятно и подробно объясните закройщику, то получите готовое изделие - конверт с вставленной в него тканью».
(III вариант)
Воспитатель раскладывает прямоугольники с тканью на полочки доски (или вставляет их в наборное полотно) и рассказывает: «В нашем ателье решили сделать три цеха: один по пошиву теплой одежды для зимы, другой по пошиву одежды для весны и осени, третий - цех летней одежды. Нам нужно рассортировать ткань - распределить ее по цехам».
Педагог делит детей на 3 бригады (по рядам). Одна бригада отбирает ткань для пошива теплой одежды, другая - для пошива летних вещей и т. д.
Затем воспитатель поочередно вызывает детей из каждой бригады для описания образцов ткани. Например: «Эта ткань для пошива вещей, которые носят в холодное время года, потому что она шерстяная, теплая, толстая. Из нее можно сшить зимнее пальто или осеннюю куртку». Прямоугольник с тканью, о которой рассказывает ребенок, ставят на видное место. (В этой игре можно использовать пейзажные картины: лето - осень - зима.) Когда вся ткань будет распределена, воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения игрового задания.
Ход игры вне занятия
Играют от четырех до восьми детей. Каждый получает по 2-3 конверта с изображениями одежды. Воспитатель кладет на середину стола прямоугольники с образцами, предлагает каждому игроку подобрать подходящую к своему изделию ткань и вставить ее в конверт. Затем он ставит на стол 2 коробки: одну с рисунком снежинки, другую - с изображением солнышка. Дети раскладывают одежду в коробки, ориентируясь на признак сезона.
Каждую птицу на свое место
(Для детей подготовительных к школе групп и логопедических групп.)
Цель:
Упражнять детей в правильном подборе картинок с изображениями хищных, водоплавающих и болотных птиц, пользуясь сведениями, полученными из кратких рассказов об одном из представителей каждого вида птиц. Пояснить, что внешний вид птиц (строение клюва, ног и т. д.) свидетельствует определенном образе жизни, повадках.
Игровой материал:
1. Таблица, разделенная на 9 клеток. В первом столб нарисованы орел, журавль и гусь.
2. Предметные картинки с изображениями птиц: коршуна, совы (хищные птицы), цапли, аиста (болотные), лебедя, утки (водоплавающие).
Предметные картинки с изображениями птиц
Ход игрового упражнения на занятии (I вариант)
Воспитатель предлагает детям послушать небольшие рассказы о птицах, изображенных на таблице. Просит особое внимание обратить на описания строения ног, клюва, так как это важно для образа жизни птиц.
Рассказ об орле.
Орел - хищная птица. Он охотится за другими птицами и зверями. С высоты, паря над землей, орел высматривает добычу, У него сильные ноги с загнутыми когтями, которыми он может схватить и удержать в воздухе пойманную добычу. У него сильный загнутый клюв.
Рассказ о журавле.
Журавль живет на болоте, у берегов рек и озер. У него длинные ноги, клюв и шея. Бродя по мелководью, он ищет корм - небольших водных обитателей.
Рассказ о гусе.
На озерах, прудах и реках живут дикие гуси. У гусей на лапках перепонки. Гусь легко гребет ими и быстро плавает. Опустив голову на длинной шее под воду, гусь добывает себе корм. Гусь - водоплавающая птица.
Рассказав о птицах, педагог вызывает детей к столу. Каждый ребенок берет по одной картинке, определяет, с какой птицей рядом (орлом, журавлем, гусем) следует ее поместить, и объясняет почему. Например: «Сову надо поместить рядом с орлом, потому что она тоже хищная птица. Сова охотится за мышами и другими животными. У нее тоже загнутый клюв и сильные когти».
(II вариант)
Воспитатель произвольно раскладывает на таблице все 6 картинок с изображениями птиц. Спрашивает детей, каждая ли птица на своем месте. Предлагает разложить картинки правильно и пояснить, почему сова и коршун должны находиться рядом с орлом, аист и цапля рядом с журавлем, лебедь и утка рядом с гусем.
Отвечай быстро
Цель:
Упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении; закреплять знания о птицах, насекомых, рыбах, животных; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.
Игровой материал:
1. Таблица, разделенная на 9 клеток (№ 1). В каждой клетке - изображение птицы или животного: в первом ряду воробей, голубь, дятел; во втором - оса, лиса, стрекоза; в третьем - волк, бабочка, снегирь.
2. Таблица с 9 клетками (№ 2). В первом ряду - корова, лось, чайка; во втором - кошка, тигр, курица; в третьем - собака, лиса, гусь.
3. Таблица с 9 клетками (№ 3). В первом ряду - лев, жираф, бегемот; во втором - белый медведь, северный олень, тюлень; в третьем - волк, лось, бобр.
4. Таблица с 9 клетками (№4). В первом ряду - щука, пингвин, морж; во втором - дельфин, карась, окунь; в третьем - пеликан, кит, сом.
5. Картинка с изображениями животных.
Игровой материал к игре 'Отвечай быстро'
Ход игрового упражнения на занятии
Воспитатель вывешивает перед детьми таблицу № 1, предлагает рассмотреть ее небыстро отвечать на вопросы, которые он будет задавать. За правильный ответ играющий получает фишку.
Вопросы к таблице № 1:
1. Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?
2. Сколько всего птиц на таблице? (Четыре.) Назовите их. (Воробей, голубь, дятел, снегирь.)
3. Кого больше, зверей или насекомых? (Больше зверей, а не насекомых.)
4. На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован на таблице? (На три.)
5. Посмотрите на рисунки в третьем столбике. (Не путать с рядом!) Что общего у всех, кто там нарисован? (Все летают.)
6. Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего? (В каждом столбике изображены птица, зверь, насекомое.)
Вопросы к таблице № 2:
1. Сравните животных первого и второго столбика. На какие две группы их можно разделить? (Дикие и домашние животные.)
2. Какие еще животные в первом и втором столбиках похожи друг на друга? (Кошка - тигр, лиса - собака.)
3. Как можно назвать всех, кто изображен в третьем столбике? (Птицы.)
4. Каких птиц больше - домашних или диких?
5. Сравните животных второго и третьего ряда. Что вы заметили общего? (В каждом ряду по одному домашнему, одному дикому животному и по одной домашней птице.)
6. Посмотрите на всех, кто нарисован на таблице, и скажите, каких животных больше, домашних или диких? (Поровну.)
Вопросы к таблице № 3:
1. Какие животные проводят много времени в воде? (Бегемот, тюлень, бобр.)
2. Что общего между животными первого ряда? (Это животные жарких стран.)
3. Что общего между животными второго ряда? (Это животные севера.)
4. Что общего между животными третьего ряда? (Эти животные живут в наших лесах.)
5. Что общего у животных третьего столбика? (Живут в воде большую часть времени.)
6. Какие животные питаются рыбой? Вопросы и задания к таблице № 4:
1. Назовите рыб.
2. Назовите птиц.
3. Кого больше - птиц или рыб?
4. Назовите всех морских животных. Какое самое крупное?
5. Какое животное обитает в холодном северном море?
6. Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего? (По одной рыбе, одной птице, одному морскому животному.)
7. Сравните животных первого и третьего ряда. Что вы заметили общего? (По одной рыбе, одной птице.)
8. Что общего у всех животных?
Вопросы к картинке с изображением животных
1. Как называются эти животные?
2. Кто в этой группе лишний и почему?
Уточним цвет предметов
Цель:
1. Упражнять детей в различении цвета предметов; учить различать близкие цвета: красный - оранжевый, красный - розовый, розовый - сиреневый, синий - голубой и др.
2. Следить за правильностью согласования прилагательных с существительными: голубая незабудка.
3. Упражнять в составлении предложений с союзом а: помидор красный, а морковь оранжевая.
Игровой материал:
1. Таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидора и моркови, мака и шиповника, незабудки и сливы, розы и сирени, василька и баклажана. Одно растение на каждой таблице изображено в цвете и прикрыто листком бумаги, приклеенным сверху, другое - прорезано силуэтно, сзади имеется конверт, куда вставляют цветной бумажный прямоугольник.
2. Цветные бумажные прямоугольники: красный, оранжевый, розовый, сиреневый, голубой, синий, фиолетовый.
Таблица к игре 'Уточним цвет предметов'
Ход игрового упражнения на занятии (I вариант)
Воспитатель показывает детям таблицу с изображением помидора и моркови, но помидор пока прикрыт листком бумаги. Спрашивает: «Что это? Морковь.) Какого цвета морковь?» (Морковь оранжевая.)
Затем педагог выкладывает 2 прямоугольника красного и оранжевого цвета, предлагает вызванному ребенку найти оранжевый прямоугольник и вставить его в карман позади силуэта моркови. Далее он говорит, что под белым листком бумаги еще что-то нарисовано. Этот предмет такого же цвета, как оставшийся прямоугольник. Он может быть овощем, фруктом, цветком.
Дети перечисляют растения красного цвета. Когда они назовут помидор, воспитатель поднимает листок. Затем он просит назвать цвета обоих растений (морковь оранжевая, а помидор - красный) предлагает запомнить их и не путать.
Для закрепления представлений детей о красном и оранжевом цвете можно использовать таблицы, на которых нарисованы перец и рябина, апельсин и гранат.
Аналогично проводится работа по различению других цветов с использованием изображений следующих растений: незабудки и сливы (голубой и синий прямоугольники), баклажана и василька (фиолетовый и синий прямоугольники), сирени и розы (сиреневый и розовый прямоугольники), мака и шиповника (красный и розовый прямоугольники).
II вариант (Наведем порядок)
Воспитатель заранее вкладывает в конверты с силуэтными изображениями растений любые цветные прямоугольники. Предлагает детям навести порядок и переложить цветные прямоугольники в те конверты, где изображены овощи, фрукты или цветы соответствующего цвета.
После выполнения задания воспитатель поочередно открывает прикрытые листком изображения растений, а дети называют сходные цвета («Незабудки голубые, а сливы синие»).
Уточним цвет предметов
Цель:
1. Упражнять детей в различении цвета предметов; учить различать близкие цвета: красный - оранжевый, красный - розовый, розовый - сиреневый, синий - голубой и др.
2. Следить за правильностью согласования прилагательных с существительными: голубая незабудка.
3. Упражнять в составлении предложений с союзом а: помидор красный, а морковь оранжевая.
Игровой материал:
1. Таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидора и моркови, мака и шиповника, незабудки и сливы, розы и сирени, василька и баклажана. Одно растение на каждой таблице изображено в цвете и прикрыто листком бумаги, приклеенным сверху, другое - прорезано силуэтно, сзади имеется конверт, куда вставляют цветной бумажный прямоугольник.
2. Цветные бумажные прямоугольники: красный, оранжевый, розовый, сиреневый, голубой, синий, фиолетовый.
Таблица к игре 'Уточним цвет придметов'
Ход игрового упражнения на занятии (I вариант)
Воспитатель показывает детям таблицу с изображением помидора и моркови, но помидор пока прикрыт листком бумаги. Спрашивает: «Что это? Морковь.) Какого цвета морковь?» (Морковь оранжевая.)
Затем педагог выкладывает 2 прямоугольника красного и оранжевого цвета, предлагает вызванному ребенку найти оранжевый прямоугольник и вставить его в карман позади силуэта моркови. Далее он говорит, что под белым листком бумаги еще что-то нарисовано. Этот предмет такого же цвета, как оставшийся прямоугольник. Он может быть овощем, фруктом, цветком.
Дети перечисляют растения красного цвета. Когда они назовут помидор, воспитатель поднимает листок. Затем он просит назвать цвета обоих растений (морковь оранжевая, а помидор - красный) предлагает запомнить их и не путать.
Для закрепления представлений детей о красном и оранжевом цвете можно использовать таблицы, на которых нарисованы перец и рябина, апельсин и гранат.
Аналогично проводится работа по различению других цветов с использованием изображений следующих растений: незабудки и сливы (голубой и синий прямоугольники), баклажана и василька (фиолетовый и синий прямоугольники), сирени и розы (сиреневый и розовый прямоугольники), мака и шиповника (красный и розовый прямоугольники).
II вариант (Наведем порядок)
Воспитатель заранее вкладывает в конверты с силуэтными изображениями растений любые цветные прямоугольники. Предлагает детям навести порядок и переложить цветные прямоугольники в те конверты, где изображены овощи, фрукты или цветы соответствующего цвета.
После выполнения задания воспитатель поочередно открывает прикрытые листком изображения растений, а дети называют сходные цвета («Незабудки голубые, а сливы синие»).
Футболисты
Цель:
Воспитывать у детей умение различать светлые и темные цвета, группировать их, употреблять названия светлые (цвета), темные (цвета), понимать их смысл.
Игровой материал:
1. 2 длинных картонных конверта, на которых изображены по 5 футболистов с прорезанными силуэтами маек. Одна команда в белых трусах, другая - в черных.
2. 5 прямоугольников светлых тонов: розового, желтого, голубого, светло-зеленого, сиреневого; 5 прямоугольников темных тонов: темно-красного, темно-синего, темно-зеленого, фиолетового, коричневого.
Картинка 'футболисты'
Ход игрового упражнения на занятии
Воспитатель ставит на доску 2 конверта с изображениями футболистов и рядом в беспорядке помещает цветные прямоугольники. Рассказывает: «Перед вами две футбольные команды. Команда слева называется «Солнышко», а команда справа - «Гроза». Их прозвали так потому, что футболисты «Солнышка» всегда надевают светлые майки, а футболисты «Грозы» - темные. Давайте поможем игрокам подобрать цветные майки. Эти десять прямоугольников нужно разделить на две группы. В одну группу должны войти все прямоугольники светлых цветов, а в другую - темных».
Воспитатель вызывает детей для выполнения задания. Спрашивает, какую команду ребенок будет одевать. Дети вставляют прямоугольники в конверты, называя при этом их цвет: «Розовый, голубой...». Педагог уточняет термин «светлые цвета» (дети перечисляют цвета), затем термин «темные цвети».
Затем воспитатель снимает с доски конверты, поворачивает их изображениями к себе и предлагает по цветам маек определить, из какой команды футболист.
Какие цвета использованы?
Цель:
Учить детей различать 2 оттенка одного цвета; упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, светло-оранжевый, ярко-желтый и др.
Игровой материал:
1. Панно с аппликационным изображением петуха. Он выполнен из частей пяти цветов: красного, оранжевого, синего, коричневого и желтого. Каждый цвет представлен двумя оттенками - светлым и темным или ярким и темным. Внизу под петухом-10 клеточек с кармашками или длинная полоска из фланели, разделенная на 10 клеток.
2. 10 цветных квадратиков, наклеенных на бархатную бумагу (или фланель).
Картинка 'петух'
Ход игрового упражнения на занятии
Воспитатель демонстрирует детям панно. Рассказывает: «Когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу пяти цветов, но каждый цвет был двух оттенков: светлого и темного или яркого и темного. Нужно внимательно посмотреть на петуха, отметить (назвать) детали красного цвета и подобрать такого же цвета квадратики». Вызывает ребенка. «У петушка красный гребешок и темно-красные сапожки», - говорит девочка и откладывает два квадратика соответствующего цвета и оттенков. Следующий ребенок рассказывает: «У петушка оранжевые и светло-оранжевые перышки на шее». Аналогичным образом отмечаются все остальные цвета и оттенки: желтые и ярко-желтые перья на грудке и на боках, синие и темно-синие перья на хвосте, коричневые и темно-коричневые перья на крыльях.
Цветное лото
(настольная игра)
Цель:
Развивать у детей умение различать 4 оттенка одного цвета, называть предметы одного цвета, но разных оттенков. Игровой материал:
1. 4 карты, разделенные на 4 клетки, в которых изображены предметы одного цвета, но разных оттенков: красного - звезда, флажок, цветок, вишни; желтого - лимон, подсолнух, репа, груша; зеленого - виноград, ель, лист растения, огурец; синего - василек, колокольчик, сливы, воздушный шарик.
2. Бумажные квадратики таких же цветов и оттенков.
Игровой материал к игре 'Цветное лото'
Ход игры
Воспитатель раздает детям карты, а посредине стола кладет 16 квадратиков четырех цветов разных оттенков. Предлагает детям отобрать по 4 квадратика таких же цветов, как предметы на их картах, и разложить их по соответствующим клеткам. Затем просит рассказать, какие оттенки какого цвета использованы художником. Например: «У меня все предметы желтого цвета, но разных оттенков. Лимон - светло-желтый, подсолнух-ярко-желтый, груша-темно-желтая...» Или: «У меня синие предметы, но разных оттенков. Самый темный синий цвет - это слива, самый яркий - василек, самый светлый - колокольчик».
Подбери чашки к блюдцам
Цель:
Учить детей различать несколько оттенков розового, фиолетового и оранжевого, цвета и использовать названия оттенков цвета в речи; ознакомить с разными способами различения оттенков одного цвета.
Игровой материал:
наборное полотно, блюдца и чашки разных цветов и оттенков (вырезаны из бумаги и наклеены на картон). В блюдцах можно сделать прорези, чтобы вставлять чашки.
Картинка 'чашки и блюдца'
Ход игрового упражнения на занятии
Воспитатель вставляет в наборное полотно блюдца розового, фиолетового и оранжевого цвета (разных оттенков) и рассказывает:
«В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца. Какие? На среднюю - вот такие. Какие? На нижнюю? (Дети называют цвет блюдец.)
Одинакового ли оттенка блюдца на верхней полке? на средней? на нижней?
Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета и оттенка, как блюдца».
Воспитатель кладет на стол коробку с картонными плоскими чашками, вызывает троих детей, Одному ребенку он поручает подобрать чашки к блюдцам, стоящим на верхней полке, другому - к блюдцам на средней полке, а третьему - к блюдцам на нижней полке. Одобряет действия того ребенка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки, а потом вставляет их в прорези. Спрашивает каждого ребенка, какого цвета чашки он отобрал.
Далее задание выполняют другие дети.
Ход игрового упражнения вне занятия
Чашки лежат посередине стола цветной стороной вниз. Каждый играющий берет по 2-3 чашки и называет цвет блюдец, которые ему нужны.
Если ребенок правильно назвал цвет, воспитатель (а позже - ребенок, который исполняет роль ведущего) подбирает ему нужное блюдце. Если ребенок неправильно определил цветовой оттенок, блюдце ему не выдается.
Потерялся поясок
Цель:
1. Упражнять детей в различении большого количества оттенков (пяти-шести) одного цвета.
2. Совершенствовать навык описания предметов одежды (платьев, пальто, курток и др.).
Игровой материал:
1. Таблицы с наклеенными на них платьями (пятью-шестью), пальто или куртками, вырезанными из бумаги одного цвета, но разных оттенков. (Одежда разного фасона. Картинки можно взять из журналов мод.)
2. 3 бумажных пояска, подходящих по оттенку к какому-то одному платью, одному пальто и одной куртке.
Ход игрового упражнения на занятии
Воспитатель вывешивает перед детьми одну из таблиц, например с изображениями шести платьев синего цвета, разного оттенка, и рассказывает: «В магазин одежды привезли со швейной фабрики платья. Когда их вешали на плечики, от одного платья потерялся поясок. Вот он (показывает детям бумажный поясок). Попробуйте найти нужное нам платье. Если найдете, опишите его: назовите цвет, оттенок, расскажите о фасоне (какие у платья рукава, есть ли воротник, карманы, строчка, застежки и т.д.)».
Аналогично проводятся упражнениям другими таблицами, на которых изображены куртки или пальто.
Оденем кукол на прогулку
Цель:
1. Учить детей находить оттенки темнее или светлее данного цвета.
2, Учить детей рассказывать об одежде для кукол, используя в речи сложноподчиненные предложения типа «Шапочка на кукле темнее, а сапожки светлее, чем пальто».
Игровой материал:
1. Панно с четырьмя куклами в зеленом, красном, коричневом и синем пальто. Волосы и чулки у кукол вырезаны из фланельки или бархатной бумаги.
2. 8 шапочек и 8 пар сапожек. Половина шапочек и сапожек более светлых оттенков, чем пальто, остальные - более темных. С обратной стороны шапочки и пальто подклеены бархатной бумагой или фланелью.
Панно с четырьмя куклами
Ход игрового упражнения на занятии
Воспитатель демонстрирует детям панно. Спрашивает, какого цвета пальто на куклах. Обращает внимание детей на то, что куклы еще не полностью одеты для прогулки: надо надеть на них шапочки и сапожки. Выставляет фланелеграф, на нем - шапочки и сапожки. Предлагает одеть куклу в красном пальто, подобрав для нее сапожки, которые светлее пальто, и шапочку, которая тоже светлее пальто.
Вызванный ребенок выбирает шапочку, сапожки и «надевает» их на куклу, а потом рассказывает, как она одета: «На кукле красное пальто. Шапочка и сапожки тоже красные, но светлее, чем пальто».
Далее педагог приглашает к столу сразу троих детей - они подбирают шапочки и сапожки для остальных кукол.
Затем задания видоизменяются: троим детям предлагают надеть на кукол более темные шапочки и сапожки, чем пальто.
В заключение игры дети подбирают шапочки темнее, а сапожки светлее, чем пальто, и наоборот. («На кукле шапочка темнее, а сапожки светлее, чем пальто»).
Махровые цветы
(настольная игра)
Цель:
1. Упражнять детей в подборе оттенков одного цвета с постепенным переходом от более темного оттенка к более светлому и наоборот.
2. Упражнять в описании цветка.
Игровой материал:
2 набора разных по величине картонных лепестков одного цвета, но разных оттенков.
Ход игры
Воспитатель подзывает двоих детей, выдает по набору лепестков одного цвета. Лепестки раскладываются перед детьми в беспорядке. Воспитатель объясняет, что нужно выложить по одному махровому цветку. Первый ребенок должен составить цветок так, чтобы от середины к краю цвет лепестков становился все темнее, а второй, наоборот, выкладывать лепестки от темной середины к светлым краям.
Когда дети выполнят задание, воспитатель предлагает им рассказать о своих цветках («У меня голубой махровый цветок. В середине цветка лепестки светло-голубые, а к краю они постепенно темнеют», «У меня тоже голубой цветок, но середина у него темная, точнее, темно-голубая, а к краю лепестки постепенно светлеют»),
Радужный хоровод
Цель:
1. Закрепить у детей знание цветов радуги в их последовательности.
2. Упражнять в умении рассказывать о цвете сарафанов и кокошников у матрешек.
Игровой материал:
1. Длинный конверт с семью матрешками, у которых прорезаны силуэты сарафанов и кокошников.
2. 7 прямоугольников из бумаги всех цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
3. Картинка с изображением радуги.
Игровой материал к игре 'Радужный хоровод'
Ход