Логопед с помощью воспитателя показывает детям сказку с куклами бибабо.
Жили-были котенок Пушок, щенок Шарик и Петя-петушок.
Каждое утро петушок просыпался, кричал «ку-ка-реку» и будил солнышко. Солнышко вставало, светило на землю, и все были рады солнышку.
Но однажды котенок и щенок проснулись, а вокруг - темно.
Пушок:Что случилось? Почему наш петушок не встает, солнышко не будит?
Шарик:Вставай, Петя-петушок, пора солнышко будить!
Петя (лежит):Не могу я встать, не могу песенку петь и солнышко будить. Я заболел, у меня горлышко болит.
Пушок:На, Петя, выпей лекарство!
Петя:Спасибо. (Выпивает и засыпает.)
Шарик:Ой, как холодно и темно без солнышка. Что же нам делать? Как солнышко разбудить?
Пушок:Нужно нам самим разбудить солнышко. Только как узнать, где оно живет, в какой стороне?
Шарик:Солнышко всегда встает по утрам из-за той горы. Наверное, там солнышко и живет.
Пушок:Пойдем скорее туда.
(Звучит музыка, котенок и щенок шагают.)
Подошли котенокПушок и щенок Шарик к высокой горе и стали звать солнышко, но солнышко не выходило.
Шарик:Не слышит нас солнышко. Не сможем мы его разбудить.
Пушок: А может быть, ребята нам помогут позвать солнышко? Поможете нам, ребята?
Шарик:Давайте вместе крикнем: «Солнышко, выходи!»
Дети зовут солнышко, и оно появляется из-за горы.
Пушок:Спасибо вам, ребята, помогли вы нам солнышко разбудить. Сразу стало светло и тепло.
Шарик:Спасибо. А теперь нам пора идти домой, нужно Петю-петушка лечить. До свидания, ребята!
Пушок:До свидания!
Беседа по содержанию сказки
Задачи:упражнение детей в диалоге;
уточнение временных ориентировок; t. ^ ~ J .
развитие словесно-логического мышления;
развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти;
развитие мелкой моторики.
Оборудование:картинки (открытки) «Времена года», счетные палочки, листики из картона
(зеленого, желтого, красного цвета).
Организационный момент
Ход занятия
Логопед предлагает детям образец диалога. Затем дети получают картинки с изображением разных времен года и ведут диалог:
- Что у тебя на картинке?
- Зима.
- Что у тебя на картинке?
- Весна.
При необходимости логопед помогает детям.
Дидактическая игра «Отгадай время года»
На мольберте четыре картинки: осень, зима, весна, лето. .Логопед называет приметы, дети отгадывают, о каком времени года идет речь.
Дидактическая игра «Закончи фразу»
Перед детьми выставлены по порядку картинки с изображением времен года. Логопед предлагает детям, глядя на картинки, закончить фразу:
- После осени наступает... (зима). И т.д.
Дидактическая игра «Расставь по порядку»
Логопед берет картинки с мольберта, перемешивает их и предлагает каждому ребенку расставить их по порядку.
Конструирование модели «Дерево» (см. с. 38)
У каждого ребенка по три листика: красный, желтый и зеленый. Логопед называет время года, дети прикладывают зеленый листик к своему дереву, если прозвучало слово «весна» или
«лето». Не кладут листья, если названа зима. И прикладывают красные и желтые листики, если услышали слово «осень».
Дидактическая игра «Времена года»
Подвижная игра «Бегите ко мне»
Дети стоят в ряд за несколько метров от логопеда. Они должны подбежать к логопеду, если сказанная логопедом фраза соответствует действительности:
- Весной птицы улетают в теплые края.
- Весной птицы вьют гнезда. И т.п.
T Е М А «НАСЕКОМЫЕ»
Задачи:расширение пассивного и активного словаря;
|
развитие мелкой моторики.
Оборудование:сюжетная картинка «Поздняя весна», предметные картинки с изображением насекомых, счетные палочки, картонные ободки с нарисованными бабочками, большие цветы из картона (или обручи) по количеству детей, колокольчик.
Ход занятия
Организационный момент
На доске картинка с изображением поздней весны. Дети отвечают на вопросы логопеда (по возможности полной фразой):
- Какое время года на картинке? ( - На картинке весна.)
- Что зеленеет на земле? ( — Зеленеет травка.)
- Что появляется на ветках? ( - Появляются листочки.) И т.д.
Логопед объясняет, что весной начинают летать бабочки, ползать жуки; знакомит детей с
обобщающим понятием «насекомые».
Уточнение лексики по теме
Дети рассматривают картинки с изображением насекомых, знакомятся с внешним видом, уточняют названия отдельных частей тела насекомых.