Дидактическая игра «Кто ушел?»
Логопед выставляет картинки: «мама», «папа», «бабушка», «дедушка».
Игра с этими картинками проводится аналогично игре «Что пропало?» (см. с. 17).
4. Ответы на вопросы логопеда по образцу
- Папа работает. Куда ушел папа? ( - На работу.)
- Мама работает. Куда ушла мама? ( - На работу.)
- Бабушка работает. Куда ушла бабушка? ( - На работу.)
- Дедушка работает. Куда ушел дедушка? ( - На работу.)
Дидактическая игра «Низкий — высокий» (см. с. 44)
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Этот пальчик - дедушка, Пальцы правой (затем левой) руки сжаты в кулак. Этот пальчик - бабушка, Поочередное разгибание пальцев сначала правой, Этот пальчик - папа, затем левой руки, начиная с большого пальца. Этот пальчик - мама.
А вот этот пальчик я.
Вот и вся моя семья. Сжимание-разжимание пальцев.
Итог занятия
Занятие 2
Задачи:закрепление навыка образования формы родительного падежа без предлога; упражнение в словообразовании; развитие фразовой речи; развитие мелкой моторики рук.
Оборудование:предметные картинки с изображением членов семьи, мяч.
Ход занятия
Организационный момент
Пальчиковая гимнастика «Моя семья» (см. с. 46).
2. Практическое образование родительного падежа существительных без предлога
Логопед говорит: та была вся семья...
Выставляет картинки, дети их называют:
- Мама, папа, бабушка, дедушка,
- Папа ушел на работу. Кого нет дома? ( - Папы.)
М ама ушла в магазин. Кого нет дома? ( - Мамы.) И т.п.
Дидактическая игра «Кого нет дома?»
Проводится с картинками аналогично игре «Что пропало?» (ответы даются в форме родительного падежа) (см. с. 17).
Дидактическая игра «Назови ласково»
Дети стоят вокруг логопеда. Логопед бросает мяч ребенку, называя одного из членов семьи. Ребенок возвращает мяч логопеду, произнося уменьшительно-ласкательную форму названного слова:
мама - мамочка; папа - папочка; бабушка - бабуля; дедушка - дедул я.
5. Закрепление в речи детей стандартной фразы
Логопед упражняет детей в произнесении фразы: «Меня зовут...»
6. Итог занятия
З а н я т и е 3
Задачи:упражнение в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных; упражнение детей в диалоге;
закрепление в речи предложно-падежной конструкции типа « у мамы»; активизация словаря.
Оборудование:картинка «Семья», предметные картинки с изображением членов семьи.
Ход занятия
Организационный момент
Упражнение детей в диалоге.
- Как тебя зовут?
- Меня зовут...
Дидактическая игра «Назови ласково»
Логопед показывает картинки поочередно каждому ребенку и предлагает назвать ласково маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру.
Практическое употребление формы родительного падежа существительных с предлогом « у »
Дети отвечают на вопросы логопеда (логопед обращает внимание на четкую артикуляцию предлога
« у » и окончания существительных):
- У кого бусы? ( - У мамы.)
- У кого усы? ( - У дедушки.)
- У кого кукла? ( - У сестры.)
- У кого очки? ( — У бабушки.)
- У кого газета? ( — У папы.)
- У кого машинка? ( - У брата.)
Игра «Помогаю маме»
Логопед произносит текст и предлагает детям имитировать действия, о которых в нем говорится:
Маму я свою любл ю, Я дрова ей наколю. Я всегда ей помогу:
Пол я чисто подмету.
Я стираю, полоскаю,
С ручек воду я стрясаю.
Итог занятия
З а н я т и е 4
Задачи:обучение детей диалогу;
развитие фразовой речи;
упражнение в образовании предложно-падежной конструкции типа « у папы»; обучение элементарному пересказу; развитие слухового внимания, памяти.
Оборудование: мяч, сюжетные картинки к тексту «Олина кукла».
Ход занятия
Организационный момент
Упражнение детей в диалоге.
- Как тебя зовут? I -
Меня зовут...
Активизация бытовой лексики
Логопед предлагает детям вспомнить, как зовут их родителей, братьев, сестер.
Дидактическая игра « У кого?» (с мячом)
Логопед рассказывает детям, что у папы была большая машина, а у сына - маленькая игрушечная машинка; у мамы была большая коляска, а у дочки - маленькая колясочка.
- У кого машина? ( - У папы.)
- У кого машинка? ( - У сына.) И т.д.
Пересказ текста «Олина кукла» по двум сюжетным картинкам
«Бабушка и дедушка подарили Оле куклу. Оля катала куклу на санках».
Итог занятия
З а н я т и е 1
ТЕМА «ЧАЙНАЯ ПОСУДА»
Задачи:активизация предметного словаря;
упражнение детей в словообразовании;
|
Оборудование:игрушки (кот, чашка), картинка «Чайная посуда», предметные картинки с изображением посуды, мяч.
Организационный момент
Ход занятия
Логопед просит детей вспомнить, что они ели и пили утром в детском саду.