L Активизация предметного словаря и словаря определений
Логопед дает детям кусочки фруктов и предлагает попробовать их на вкус: - Л и м о н
- к и с л ы й . Г р у ш а - с л а д к а я . И т.д.
Затем логопед очищает апельсин и делит его на дольки, знакомит детей со словами «ко-ра>,
«дольки» .
Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»
М ы д е л и л и а п е л ь с и н . Сжимание и разжимание кулачков.
М н о г о н а с , а о н о д и н .
Э т а д о л ь к а д л я е ж а , Поочередное загибание пальчиков Э т а д о л ь к а д л я ч и ж а , левой руки пальцами правой, начиная Э т а д о л ь к а д л я к о т я т , с мизинца.
Э т а д о л ь к а д л я у т я т .
П о д е л и л и в с е , у р а ! Поднять руки с разведенными пальцами вверх.
Н у , а в о л к у - к о ж у р а . Показать вытянутые вперед ладошки.
Дидактическая игра «Вспомни, что положили в мешочек»
У логопеда на столе поднос с фруктами (яблоко, слива, груша, лимон, апельсин, банан). Логопед складывает фрукты в мешочек, называя их. Затем просит детей вспомнить, какие фрукты лежат в мешочке. Дети их называют, а логопед выставляет соответствующие картинки.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Логопед предлагает каждому ребенку опустить руку в мешочек, взять один из фруктов и определив на ощупь, назвать, какой фрукт в руке. Затем ребенок вынимает фрукт и выбирает соответствующую картинку.
З а н я т и е 3
Задачи:активизация словаря;
практическое усвоение согласования существительного с прилагательным в роде; развитие у детей ориентации в пространстве; развитие общей и мелкой моторики; уточнение понятий
«один» - «много».
Оборудование:кусочки разных фруктов, мяч, картинка «В саду», магнитофон, аудиозапись с веселой музыкой, корзина, 5-6 муляжей яблок.
* Ход занятия
Организационный момент.
Дидактическая игра «Угадай фрукт по вкусу»
Детям предлагается с закрытыми глазами определить, кусочек какого фрукта лoгoпeд положила им в рот.
Дети припоминают названия фруктов и обобщающее понятие «фрукты».
Дидактическая игра «Какой по вкусу этот фрукт?»
Дети стоят в кругу, логопед по очереди бросает им мяч, спрашивая:
- Лимон какой? ( - Кислый.)
- Слива какая? ( — Сладкая.) И т.д.
Логопед поправляет детей при неверном согласовании в роде.
Вот деревья. Поднять вверх руки с разведенными пальцами.
Вот кусты. Руки с разведенными пальцами поставить локтями на стол.
Покачай ветвями ты. Покачать кистями рук из стороны в сторону.
Уточнение пространственного понятия «верх»
Логопед демонстрирует картинку « В саду», обращает внимание детей на то, где растут фрукты:
- Фрукты растут на деревьях, наверху. Когда собирают фрукты, поднимают руки вверх. Покажите, где «верх».
Дети поднимают руки.
Динамическая пауза «Собираем яблоки»
Звучит веселая музыка.
В центре игровой зоны стоит пустая корзина. Дети «гуляют по саду», «рвут яблоки» и «складывают»
их в корзину.
Уточнение понятий «один»—«много»
Дети садятся на свои стульчики, а логопед в это время незаметно для детей кладет в корзину муляжи яблок.
- Что вы собирали в корзину? ( — Яблоки.)
- Вася положил в корзину одно яблоко, и Саша положил одно яблоко... Теперь в корзине стало много яблок.
Логопед показывает детям наполненную яблоками корзину. Сколько теперь яблок в корзине? ( - Много.)
Занятие 4
Задачи:
закрепление в речи оборота «у меня»;
работа над пониманием понятий «большой» - «маленький»;
работа над пониманием значений существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнения в понимании предлога «в»,
Оборудование: муляжи фруктов разных размеров, корзина, картинка «В саду».
Ход занятия
Организационный момент
Логопед кладет на стол перед каждым ребенком по одному муляжу маленького или большого по размеру фрукта.
Логопед спрашивает:
— У кого маленькое яблоко?
- У кого большая груша?
Детям дается образец ответа: «У меня».
После правильного ответа логопед берет у ребенка муляж и кладет его на поднос. 2.