Состояние речевой деятельности
(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)
1. Понимание речи:
1) «Покажи игрушку» (выполнение инструкций):
«Покажи, где кукла
машинка
зайчик» ;
«Мяч дай мне, а зайку возьми себе» ;
«Покатай мишку, покачай куклу» ;
2) «Покажи картинку»
(перед ребенком выкладываются картинки: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы):
«Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять»
«Если ручки замерзли, что наденешь на ручки?»
«Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть?»
«Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу?»
«Чем будешь резать бумагу?»
«Что возьмешь на улицу, если будет дождь?» ;
3) «Спрячь игрушку» (выполнение инструкций на понимание предлогов):
«Спрячь машинку в коробку под коробку за коробку поставь на коробку» ;
4) «Покажи картинку»
(понимание формы множественного числа существительных):
шар гриб кукла яблоко стул
шары грибы куклы яблоки стулья
2. Состояние фонематического слуха:
1) «Покажи, кто так кричит»:
«му» (корова)
«ме» (овечка)
«мяу» (кошка)
2) «Покажи картинку»:
стол папа мышка дочка
стул баба мишка точка
3. Состояние активной речи:
1 )Звукоподражания:
«Как лает собачка?»
«Как мяукает кошка?»
«Как тикают часы?»
«Как пищит мышка?
2) «Назови, что покажу»* (предметный словарь)
кукла - шапка -
голова -
машина -
пирамидка -
куртка - :
рубашка -
руки -
нос -
матрешка -платье -
глаз -
ПРИМЕЧАНИЕ. В заданиях, отмеченных знаком *, ответы ребенка логопед записывает дословно, со- храняя все особенности произнесения слов.
3) «Скажи, что делает?»* (глагольный словарь):
играет - танцует —рисует - кормит - моет - поливает -
4 ) «Повтори за мной»* (слоговая структура слов):
пила -
сапоги —
мяч - диван - ложка —
сова - молоко —
лук — батон - мишка -
муха —
машина -
нож - лимон - туфли —
5) «Расскажи, что ты видишь на картинке»* (наличие фразовой речи, состояние грамма- тического строя речи):
Девочка рисует.Мальчик кормит голубей. Мальчик играет на дудочке.Мама купает малыша. Девочка поливает цветы.
6) Составление рассказа по сюжетным картинкам «Покупка»*.
Состояние речевой моторики
1.Строение артикуляционного аппарата: (нужное подчеркнуть)
губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
зубы (норма, редкие, кривые, отсутствие верхних/нижних зубов, мелкие, вне челюстной дуги); прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый передний, открытый боковой, перекрестный); язык (норма, массивный, подвижный, малоподвижный);
уздечка (норма, толстая, укороченная, подрезалась ранее);
твердое нёбо (норма, высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина);
мягкое нёбо (норма, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка).
2.Иннервация мимической мускулатуры:
(оценка выполнения заданий фиксируется знаками « + » или « - » )
«Толстячок» (надувание щек) ;
«Худышка» (втягивание) .
Подвижность артикуляционного аппарата:
(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)
«Заборчик» (губы растянуты в улыбку) ;
«Дудочка» (губы трубочкой) ;
«Заборчик» - «Дудочка» (чередовать) ;
«Баранка» (округлить губы, как на звук « о » )
«Лопатка» (удерживать широкий язык на нижней губе) ;
«Иголочка» (тянуть вперед узкий язык)
«Лошадка» (поцокать языком) ;
«Часики» (тянуться высунутым языком вправо-влево) .
4. Произношение звуков раннего онтогенеза (ребенок повторяет за логопедом):
А О У Ы Э Я Ё Ю И Е
М П Т Ф X Н Б Л В Г
СЬ ЗЬ ЛЬ
(нужное подчеркнуть)