Какой звук чаще звучит? (чистоговорки)

Цель— развивать фонематический слух, учить вычленять звук из слова и правильно его артикулировать.

Скажите быстро чистоговорку и назовите звук, чаще других встречающийся.

Клим из Клина ехал в Крым У Аграфены и Арины

Ким из Крыма ехал в Клин (К) Растут герань и георгины (Г)

Боря Ире дал ириску Черепаха не скучая,

Ира Боре - барбариску (Б) Час сидит за чашкой чая (Ч)

Над крышею груша У елки иголки колки

На груше Андрюша (Ш) Сорок сорок ели сырок (С)

Испекла Иришка куклам по коврижке

Нравятся коврижки Кришке и Маришке (Ш) и т.д.

Лото

Цель -учить различать слова, отличные по одному звуку, соотносить слова с предметной картинкой, его заменяющей.

Учитель произносит слово, ученики находят к нему картинку и закрывает ей соответствующий рисунок в карточке: коза, коса; гора, кора; зуб, суп; трава, дрова; дом, том; грот, крот; и т.п.

Слова – « перевёртыши»

Цель - развивать фонематический слух, внимание к слову, как звуковой единице речи.

Придумать такие слова, которые можно читать и наоборот, например: нос-сон,мир-Рим,кот-ток и т.д. Дети по очереди называют слова. Побеждает тот, кто последним называет слово.

Какой звук пропал в слове?

Цель - развивать фонематический слух, учить подбирать слова-рифмы, учить осознавать словесный состав предложения.

Учитель читает текст, дети хором его дополняют словом - рифмой:

Написал письмо я зайке, На аренду вышли ... игры,

Но забыл приклеить . ..арки. Мы от страха все притихли

Землю роет старый к...от, В зоопарке живет с...он,

Под землею он живет. Словно дом огромен он.

Нам темно. Мы просим папу Серый вол... голодный, злой,

Нам включить поярче ла…пу. Бродит по лесу зимой.

Прыгал птенчик по дорожке Подарили нам игрушки,

И клевал большие к...ошки. Целый день стреляли ...ушки.

Мама кукле шар... вязала

Ей Наташа помогала.

Своей младшей дочке Тосе

Заплетала мама ....осы.

Допиши стихотворения

Цель – учить подбирать слова-рифмы, созвучные с данным, осознавать словесный состав предложения.

Учитель читает стихотворение, замолкая в нужном месте (отмечено точками), дети отгадывают пропущенное слово.

«Очень страшная история»

Д.Хармс.

Доедая с маслом булку,

Братья шли по …(переулку)

Вдруг на них из закоулка

Пёс большой залаял…(гулко).

Сказал младший: «Вот напасть,

Хочет он на нас… (напасть).

Чтоб в беду нам не попасть,

Псу мы бросим булку в … (пасть)»

Всё окончилось прекрасно.

Братьям сразу стало …(ясно)

Что на каждую прогулку

Надо брать с собою …(булку).

«Очень – очень вкусный пирог»

Н.Гернет и Д. Хармс.

Я захотел устроить бал.

И я гостей к себе …(позвал)

Купил муку, купил творог.

Испёк рассыпчатый …(пирог)

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что-то гости …(не идут)

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек …(откусил)

Потом придвинул стул и сел

И весь пирог в минуту …(съел).

Когда же гости подошли

То даже крошки не нашли.

Подбери слово

Цель –учить проводить фонетический разбор, расширять словарный запас.

Учитель показывает графическую схему слова, дети к ней подбирают слова. Побеждает тот, кто больше подберёт слов.

       

Например:

Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru (стол, рыба окно, трон).

Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru Можно усложнить условие: пометить - гласный звук [один, два (на усмотрение) квадратика]. Самый сложный вариант – дать полностью звуковую схему слова:

- гласный

Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru -мягкий сонорный согласный; - твёрдый сонорный согласный;

       
  Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru   Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru

Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru

Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru - мягкий парный звонкий согласный; - твёрдый парный звонкий согласный; зву

Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru - мягкий парный глухой согласный; - твёрдый парный глухой согласный;

       
  Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru   Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru

Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru - мягкий непарный глухой согласный; - твёрдый непарный глухой согласный.

Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru

       
  Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru   Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru

Какие слова?

Цель– учить различать звуки в близких по звучанию словах.

Найдите в стихотворении слова, которые отличаются одной буквой.

С. Скаченков.

Делом нужным занят грач:

Ходит полем, словно врач,

Пашни лечит он, поля…

- Где болит, скажи земля?

Назовите другие слова, которые отличаются одной буквой. Какие звуки они обозначают?

Замени одну букву другой

Цель – учить различать звуки в близких по звучанию словах, производить замену звука в словах для получения нового слова.

Запишите столбиком слова: сом, сын, жук

Вместо одной буквы - любой (первой, второй, третьей) - поставьте другую так,

чтобы получилось новое слово.

Например, сом - сон - сын - сыр

сом - сам - гам - газ и т.д.

Букву в клетку

Цель– учить различать слова, сходной звуковой структуры.

Впишите в пустые клетки буквы, чтобы получились разные слова.

Б а К  
Б е К  
Б у К  
Б ы К  
   
к А р А в А й
с А р А ф А н
б А р А б А н
т А р А к А н
                   

По слогам

Цель - учить анализировать слоговую структуру слова.

Один ученик произносит первый слог слова, другой - второй слог... И так до тех пор, пока не получается слово. Слоги следует записывать.

(МО ----то----цикл

----ло----ко

----ро----женое

----роз

----ряк)

Вариант игры - бросать мяч друг другу, называя слог.

Пять слов

Цель — учить анализировать слоговую структуру слова, расширять словарный запас.

Вариант 1. Подберите по пять слов:

в первом - один слог,

во втором - два,

в третьем - три,

в четвертом - четыре,

в пятом - пять.

Отвечать можно лишь тогда, когда подобрал все пять слов.

Вариант 2. Черточки - это слоги. Постройте лесенку из 5 слов.

---

---- -----

---- ------- ---------

------ -------- --------- --------

------ -------- ---------- ------- ---------

Вариант 3. Черточки - это буквы в слове.

Ц -- -- --

-- Ц -- -- --

-- -- Ц --

-- -- -- Ц --

-- -- -- -- Ц

Интересные слова

Цель – учить анализировать слоговую структуру слова, развивать словотворчество.

Даны два слова «рука» и «кора» и шесть слогов: бу-, чок-, жу -, ну-, баш-, сал-

Какие получатся слова, если вставить эти слоги ? (рука - баш- рубашка, кора - ну - конура)

Музыкальные слова

Цель– учить анализировать слоговую структуру слова, расширять словарный запас.

Придумайте слова с нотой ЛЯ (до, ми, и т.д.)

Хитрые слова

Цель - учить различать семантику слова в зависимости от ударения в нем.

Учитель показывает слова, дети читают его, правильно ставя ударение. Затем с каждым словом составляют предложение:

замок кружки стрелки

Графические игры

Допишите элемент до буквы

Цель – научить узнавать букву по её внешнему облику, научить печатать буквы.

Какие буквы содержат предложенный элемент?

           
  Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru   Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru   Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru

2. В предложенной картинке найти предметы, названия которых
начинаются с букв: 3, К, И, А...

Цель- учить обозначать звук буквой.

3. Напишите буквы, из которых состоит слово «мир», одну под другой.
Возле каждой буквы продолжите такие слова, которые образуют
предложение:

Мальчик

Интересно

Рассказывает

Цель– учить производить звукобуквенный анализ слова, подбирать слова по заданной букве, анализировать словесный состав предложения.

4. Напишите буквы, из которых состоит слово «дом», одну под другой.
Возле каждой буквы допишите слово:

Дорога

Окно

Мыло

Цель– учить делать звукобуквенный анализ слова, развивать словотворчество.

5. Загадки — шарады

Цель -учитьпроизводить звукобуквенный анализ слова, различать слова близкие по звучанию, но отличающиеся одной буквой, переводить звук в букву.

Решите шарады:

Ко РТУ приставьте букву К

И вы получите зверька.

(Крот)

С Л холодный я и гладкий.

С М душистый я и сладкий.

(лед, мед)

С Ы мы мчим вас, что есть мочи.

С У мы ноги ваши мочим.

(Лыжи, лужи)

Я - пространственное тело,

И не сложен я с натуры.

Если ж вставить «Л» умело,

Стану домом я культуры.

(куб - клуб)

Чтоб поддерживать скворечню

Иль антенну - я гожусь.

С мягким знаком я, конечно,

Сразу цифрой окажусь.

(шест - шесть)

Я - важная деталь судна,

И без меня оно по воле ветра мчится.

А если букву «Б» ты вставишь внутрь меня,

То я простая денежная единица.

(руль - рубль)

С «Е» покажет где, откуда.

С «А» разносится повсюду.

С «И» есть ягода большая,

В августе ей угощают.

(слева - слава - слива)

6. По первым буквам нарисованных предметов (вместо названий использовать картинки) прочитайте имена веселых человечков (героев сказок) по вертикали.

Цель – учить делать звукобуквенный анализ слова, составлять слова из букв.

Ключ

Азбука

Рыба

Аист

Ножницы

Дом

Арбуз

Шар

Барабан

Утюг

Рыба

Арбуз

Топор

Иголка

Ножницы

Очки

7. Вспомните слова из четырех букв, заканчивающихся на «А» и впишите их в клетки.

Цель– учить составлять слова из букв одинаковой количественной структуру

р а м А
и г л
п е н
в е н
т е м

8. Даны названия различных предметов (можно использовать картинки). Нужно расположить их в алфавитном порядке,прочитать, потом назвать по памяти.

Цель– закрепить знание алфавита.

Часы Вилка

Книга Яблоко

Диван Огурец

9. Впишите в клеточку ту букву из каждого слова, которая указана цифрой.

Прочитайте полученное слово.

Цель– учить производить звукобуквенный анализ слова, учить составлять новое слово из букв

Лист Мир Куча Дом

4 3 2 1

Т Р У Д

10.Замените проставленные в клеточках цифры на буквы,которые им соответствуют по предложенному коду, и прочтете пословицу. Объясните, что она обозначает и когда ее можно применять.

Цель– учить составлять слова из букв.

8 -14- 9 - 6 - 3 - 7 9 - 4 4 – 10 – 11 – 2 – 12 10 – 13 – 12 – 7 – 1 – 5 - 7

(Цыплят по осени считают).

Код:

А - 1 Ч - 13

Ц - 8 П - 9 С- 10
Е - 11 И - 12 Ы -14

Н - 2 Л - 6

Я - 3 Ю - 5

О - 4 Т - 7

11. Загадкау меня к вам есть

Загадка не простая:

Какую букву можно есть,

Когда она пустая?

(ка-пуста).

Какое слово состоит из полубуквы?

(пол-ка).

Цель– закрепить название букв.

12.Вот какие чудесные квадратыпридумали давным-давно дети и послали в журнал «Чиж»

Цель– учить составлять слова из букв одинаковой количественной структуры.

Ч И Ж
И В А
Ж А Р
Р И С
И Р А
С А Д
К У Б
У Х О
Б О К
М Я Ч
Я М А
Ч А Й

Почему они чудесные? Придумайте такие же.

ДОМ ШУМ ПОЛ

ОНА УХА ОСА

МАК МАГ ЛАК

ВОТ ОСА ТАЗ

ХОР ОНО РОВ

КОТ ОНО ТОМ

13 .Впишите семь правильных ответов на загадки в вертикальные столбики.

Цель– закреплять умение производить звукобуквенный анализ слов, переводить звук в букву.

Б А Р А Б А Н
Е Р А А К О
Л Б Д Б Б В Ж
К У У У А Н
А Г К Ч Р И
  А А К И Ц
    А У Ы
  М  

1. В сосне дупло, в дупле тепло.

А кто в дупле, живет в тепле?

2. Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный.

3. Разноцветное коромысло, над рекою повисло.

4. Как называется, ты знаешь,

Но подскажем мы тебе:

В ней 33 родные буквы,

Которые узнал ты в букваре.

5. Не птичка, а с крыльями

Не самолет, а летает.

6. У стеклянных берегов,

Не бывает рыбаков.

  1. Два кольца, два конца, а посередине гвоздик.

Теперь в верхней горизонтальной линии прочитайте ответ еще на одну загадку:

Не гром, а гремит,

Но тем и знаменит.

Головоломка

Цель– учить анализировать графическую структуру букв.

Составьте любое слово из букв большого формата, например, ДОМ, а теперь разрежьте их на две части. Игра готова. Детям нужно сложить буквы и потом составить их них слово.

 
  Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru

15.Буквы спрятались Цель– учить анализировать графическую структуру букв. Найти знакомые буквы на рисунке.

 
  Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru

Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru

Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru

Проделки Ветродува

Цель – учить конструировать слова из слогов.

Подбери слова из слогов: бе, вик, гру, ре, да, зо, то, за, под, ше. (береза, груда, грузовик, подберезовик, решето).

Буквенные ребусы

Цель– учить анализировать звуковую структуру слов.

Составьте новое слово.

Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru Какой звук чаще звучит? (чистоговорки) - student2.ru А У

Л У К С Т О Л

Спрятанные слова

Цель– учить анализировать звукобуквенный состав слова и развивать словотворчество

Найди слова в слове:

БОЛОТО(лото, болт)

ГАСТРОНОМ(астроном, гном, трон, ром, гром)

Лексические игры

Какие это предметы

Цель - уточнить семантику слова, его лексическую роль в речи.

Дай быстрый и точный ответ

Про каждый рисунок - предмет:

Кто сделал его, из чего

И где он нужнее всего? (игла, крючок, нитки, лопата и др.)

Наши рекомендации