Уроки 13, 1 4. Звонкие и глухие согласные в конце слова

Задачи: формировать у учащихся умение проверять написа­ние парных согласных на конце слова; учить применять знания о грамотном письме в самостоятельной работе; развивать навыки грамотного письма; закреплять гигиенические навыки письма (посадка, положение тетради, владение ручкой); поддерживать интерес и любовь к слову через поэзию и прозу русских классиков.

Обучение УУД: умение различать согласные звуки в словах по их признакам; использовать инструкции к правилам и зада­ниям; сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы; устанавливать связь нового материала с ранее изученным.

Пропедевтика: способы проверки написания звонких и глу­хих согласных в середине и на конце слова; фонетический анализ слов.

Ход урока 13

I. Включение в учебную деятельность

— Как проверить написание безударной гласной в корне слова?

II. Чистописание

— Запишите в рабочих тетрадях по одной строке заглавных букв Г, П, Ти строчных букв г, п, т.

— Запишите предложение «Лев Николаевич Толстой — вели­кий русский писатель».

— Проведите орфографическую работу.

III. Постановка целей и определение темы урока

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

IV.Работа по теме урока

— Отгадайте загадки и запишите отгадки.

Наведем стеклянный глаз,

Щелкнет раз - и помним вас. (Фотоаппарат.)

Пыль увижу - заворчу,

Заворчу и проглочу. (Пылесос.)

Гладит все, чего касается,

А дотронешься — кусается. {Утюг.)

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стекла,

Сделал снежные сады. (Мороз.)

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая. {Морковь.)

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся. {Гриб.)

С ним чихаешь и хвораешь,

Температуру измеряешь. {Грипп.)

— Подчеркните последнюю букву в Каждом слове.

— На что вы обратили внимание? (Слова заканчиваются на парные согласные буквы.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Как предупредить ошибку при написании парных согласных?

Глухие звуки — это непоседы.

Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить.

— Запишите рядом проверочное слово.

(Выборочное письмо.)

Мне нравится жираф:

Высокий рост и добрый нрав.

Б. Заходер

• В поле свез навоз — с поля хлеба воз.

• Возвращай земле долг — будет толк.

• Поздний листопад к суровой долгой зиме.

Рожь поспела — берись за дело.

— Разберите предложение «Снизошел дождь на горелый лес с гршовых небес».

VII. Подведение итогов урока

— Понравился ли вам урок?

— Что было самым интересным на уроке?

— Что нового вы узнали? Чему научились?

— Что нужно знать, чтобы не ошибаться в написании парных звонких и глухих согласных?

Ход урока 14

I. Включение в учебную деятельность

— Какие парные звонкие и глухие звуки мы знаем?

— Сколько их всего?

— Что нужно помнить при письме, чтобы не ошибиться в их написании?

II. Чистописание

— Напишите в тетради по одной строке: в д, В, В в.

— Запишите предложения.

Воронеж — колыбель русского флота.

Андреевский флаг — гордость России.

— Проведите орфографическую работу.

III. Постановка целей и определение темы урока

— В чем заключается особенность произношения и написания слов с парными звонкими и глухими согласными?

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

IV. Работа по теме урока

— Запишите в тетрадь сначала проверочное слово, затем сло­во, требующее проверки.

— Слова запишите в словарь: карандаш, жираф, язык, город, завод, тетрадь, сапог, арбуз.

(Пример: медведи — медведь.)

Вывод. Чтобы не ошибиться в написании нужной буквы, надо поставить слово во множественное число.

— Прочитайте стихотворение.

(Устная работа.)

Радо солнцу небушко,

Полюшко по солнышку.

Рада скатерть хлебушку:

Он на ней как солнышко.

Г. Виеру

— Что интересного вы заметили при произношении послед­него слова каждой строки? (Парная согласная в середине сло­ва, которую не всегда можно проверить.)

— Прочитайте с доски слова: озноб, голубь, шкаф, овес, яст­реб, ночлег, ельник, пейзаж, поход, огород.

— Спишите слова в 2 столбика: в первый — слова, начинаю­щиеся с гласной буквы, во второй — слова, начинающиеся с согласной буквы.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Напишем предупредительный диктант.

Желудь

Таня идет в лес. Там растет дуб. Под ним лежит желудь.

— Подчеркните основу предложения.

Наши рекомендации