Любили тебя без особых причин

За то, что ты — внук,

За то, что ты — сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей.

— Для кого написано это стихотворение?

— О чем оно?

— Как мы его озаглавим?

— За что взрослые любят детей?

— Прочитайте последние две строки. Как вы их понимаете? Взрослые любят детей всегда, даже когда огорчены их поступ­ками. И наказывают не для того, чтобы сделать ребенку больно, а с целью воспитания и предостережения от плохих поступков в будущем.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте задания на с. 109 «Азбуки», выполните их. Тот, кто сможет решить все поставленные перед ним задачи,

может считать, что «Азбуку» освоил прекрасно и готов к освоению русского языка.

Если вы не можете справиться с заданием, не стесняйтесь, просите помощи у учителя или одноклассников. Друзья всегда готовы прийти вам на помощь.

VIII. Подведение итогов урока

— Понравился ли вам урок?

— Что было самым интересным на уроке?

— В произведениях В.Д. Берестова постоянно прослежива­ется мысль: «Как приятно научиться чему-то новому». Что нового вы узнали? Чему научились?

Уроки 89, 90. Творческий проект «Живая азбука»

Задачи: закрепить умение создавать творческий проект, ис пользовать полученную ранее информацию; проверить навыкн пользования учебной книгой; развивать творческие способности

Обучение УУД: умение представлять и защищать проект; договариваться и распределять роли при создании проекта.

Пропедевтика: защита творческих проектов.

Ход урока 89

I. Постановка целей и определение темы урока

(На этих уроках понадобятся обе части «Азбуки». Подготовить коллажи из пластилиновых букв, выставку рисунков «Где спря­тались буквы», «На что похожа буква» и т. д. Учитель сообщает детям, что им предстоит вспомнить все, что они узнали на уроках.)

— Прежде чем приступить к созданию проекта, вспомните, что вы знаете о речи.

— Что вы знаете о предложении?

— Какие предложения, различающиеся по интонации, вы знаете?

— Что вы знаете о словах? (Одушевленные, неодушевленные; соб­ственные и нарицательные; единственного и множественного числа; отвечают на вопросы «Кто?», «Что?», «Что делать?», «Что сделать?», «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».)

— Что вы знаете о слогах? о звуках?

— С какими правилами правописания орфограмм вы позна­комились?

— Прочитайте стихотворение И. Резника на с. 110—111 «Аз­буки».

— Какие слова на каждую букву вы хотели бы добавить? (Дети могут работать в группах или в парах и пользоваться

орфографическими словарями.)

— Прочитайте план действий для создания проекта, который вам предлагают авторы учебника.

— Выполните задания, которые вам предложены.

II. Работа по теме урока

Защита проектов

(По каждому заданию о каждой букве говорит один ученик. Некоторые дети могут приготовить рассказы о двух буквах. Допу­стимо чтение стихотворений о буквах, рассказы о том, где прячут­ся буквы в окружающем мире. Дети декламируют стихи, которые начинаются со «своей» буквы.)

III. Подведение итогов урока

— Понравился ли вам урок?

— Подведем предварительные итоги. Что показалось вам са­мым интересным?

Ход урока 90

I. Постановка целей и определение темы урока

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они сами назвали цели и тему урока.)

II. Работа по теме урока

Защита проектов

(Продолжается работа, начатая на предыдущем уроке.)

III.Подведение итогов урока

(Учитель подводит итоги защиты проектов. Возможно поощ­рение, награждение.)

— Как называются справочные книги, в которых живут слова и в которые мы заглядываем, чтобы узнать о них: как они правильно пишутся и читаются, что означают? {Словари.)

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами,

Как людьми, населена.

Правит ими государь По прозванию Словарь.

И относится он к ним,

Словно к подданным своим.

Утверждать ему не ново,

Как писать какое слово,

Как писать и как читать,

Как с другими сочетать.

Я. Козловский

Урок 91. Конкурс чтецов

Задачи: поддерживать интерес и воспитывать любовь к рус­скому языку.

Обучение УУД: умение представлять себя, выступать перед дру­гими, оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Пропедевтика: понятие «официальный язык».

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— Как называется учебник, который помог вам научиться читать’1

— Кто его авторы?

— Какое у вас сложилось отношение к вашей первой важно учебной книге?

— Кому хотелось бы сохранить на память «Азбуку»?

II. Постановка целей и определение темы урока

(Учитель строит урок по своему усмотрению. На этом урок дети читают стихи, делают рисунки к ним, задают друг другу во просы по содержанию стихотворений.)

III. Работа по теме урока

Русский язык славится своим богатством и выразительно стью. Русский язык — официальный язык Российской Федерации. Многие народы нашей страны говорят на своем родном языке, но при этом хорошо владеют государственным языком — русским И многие поэты разных народностей России писали стихотворе ния о русском языке, восхваляя его.

Материал для урока

(Допустимо брать отрывки стихотворений, чтобы не утомить детей.)

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

А. Яшин

Русская речь, в твоем ситцевом поле Все незабудки и все васильки Века двадцатого - плачут от боли.

Вытопчем поле — умрем от тоски.

Да сохранит нас, за все отвечая,

Речи родимой бескрайняя даль,

Слово — лиловый огонь иван-чая,

Из-за которого жизни не жаль!

Н. Кондакова

Спросят меня:

— Что похоже на море?

— Русский язык, — не замедлю с ответом.

Он, словно море, согреет зимою,

Дарит прохладу засушливым летом;

Воды его, разливаясь без края,

Блещут немеркнущим солнечным светом;

К людям хорошим в далекие страны Катятся волны с горячим приветом.

Русский язык — безграничное море!

В глуби морской я дождался улова:

Выловил ключ, открывающий радость, —

Этим ключом было русское слово.

М. Геттуев

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком —

Это потому, что я владею Русским всеохватным языком.

С. Данилов

Мне в сердце запали уроки,

Когда я впервые постиг Зовущий, как мир, и широкий Чарующий русский язык.

И русских поэтов стихи я Читал, задыхаясь от слез, —

Меня обступала Россия Сплошным хороводом берез.

К. Кулиев

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле — печаль И долговечней царственное слово.

A. Ахматова

Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Дачи, джинсы, слайды, платья...

Ценам, цифрам — несть конца,

Отвлеченные понятья Улетучиваются.

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность Речи русской чудеса.

B. Шефнер

Родной язык, ничем не заменимый, - Он дорог всем. Все отразилось в нем:

Земля и небо, осени и зимы.

Понятен вздох на языке родном.

Родной язык! В нем нежность, вечность, сила. Я с ним росла. И не по букварю

— Сладчайшие слова произносила — Сначала «мама», а потом — «люблю».

— Т. Зумакулова

— Зачерпнул — и доверху ведерко. Русской речи река глубока. Топчется в кругу скороговорка, Кулаками подперев бока.

— Ну а если что и у монголов Где-то прикупили на алтцн, — Среди наших молодых глаголов v Вчуже не прижился ни один.

— А. Кафанов

— Душа, чело и вечность... Прислушайтесь к словам,

— В них слово «человечность» Не слышится ли вам?

— Я. Козловский

— Мы все в ответе за чистоту и сохранность русского языка, Нужно беречь русский язык. Он считается в мире одним из са мых богатых и самых красивых. Все люди должны стараться пра вильно говорить и правильно писать. Помогают в этом различные словари. Существуют словари синонимов и антонимов, орфогра фические и толковые словари, а также словари устаревших слон, которые не употребляются в современной речи, но встречаются в произведениях писателей и поэтов.

— IV. Подведение итогов урока

— (Учитель подводит итоги конкурса. Возможно поощрение, награждение.)

— Урок 9 2. Прощание с «Азбукой»

— Задачи: закрепить у учащихся знание алфавита (последовательность букв, их правильные названия), знания о произнесении букв; поддерживать интерес и воспитывать любовь к русскому языку.

— Обучение УУД: умение выступать перед другими, участвовать в коллективной деятельности.

— Ход урока

— Постановка целей и определение темы урока

— Сегодня у нас праздник — прощание с «Азбукой». Хотя прощаться — это обычно грустно. Но у нас будет не грустное прощание. Мы будем прощаться с «Азбукой» весело. И с благодарностью. Ведь «Азбука» вас многому научила. Для многих из вас она стала первой в жизни прочитанной самостоятельно книгой.

— Работа по теме урока

— Давайте вспомним, что произошло у нас в школе в первый учебный день - 1 сентября.

— (На сцену слева выходит девочка — «Азбука», справа первоклассник с букетом.)

— Первоклассник.

— Если сад цветами запестрел,

— В поле колос налился пшеничный,

— В огороде урожай поспел —

— Значит, праздник близится отличный.

— Надеваю брюки и жилет,

— От волнения сердечко ноет,

— Мама приготовила букет —

— Подарю учительнице в школе.

— Азбука. Ждет с волнением

— Девчонок и мальчишек Книга скромная — «Азбука».

— Среди ярких толстых книжек Эта книга всем нужна:

— Учит грамоте она.

— (Обращается к первокласснику.)

— Хочешь многое узнать —

— Научись, малыш, читать.

— Первоклассник (недовольно отвернувшись).

— И зачем было идти?

— Я читаю лет с пяти.

— Нужен этот первый класс!

— Ухожу домой сейчас,

— Попрошу купить компьютер,

— Буду целый день играть,

— В Интернет письмо писать.

— Азбука. Подожди, не торопись,

— Лучше к школе приглядись,

— А уйти всегда успеешь И включиться в Интернет.

— Грамотой не овладеешь —

— Подключаться толку нет:

— Насмешишь весь белый свет!

— Первоклассник (возмущенно).

— Как же так? Ведь я читаю,

— Цифры знаю, буквы знаю.

— (Показывает на вошедшую букву Р.)

— Эту тоже?

— Первоклассник.

— Ну а как же?!

— Скажет каждый во дворе:

— Перед нами буква «рэ».

— Буква Р. Я — не рэ, не рэ, не рэ,

— Хоть пишусь я во «дворе»!

— Ты меня найдешь в «горах»,”

— «Тундре», «речке», «берегах»,

— Рокочу я громким громом И реву звериным ревом —

— Вот тигриным, например.

— Мое имя — буква «эр»!

— Первоклассник (смущенно).

— Извините, я не знал,

— Но я правильно читал...

— (Буква Я уходит.)

— Азбука. Я пришла к вам в гости не одна — 33 родных сестрицы, писаных красавицы, в одном городе живут и повсюду славятся. Кто же пришел со мной вместе? Все вместе. Буквы! Аз б у к а. А сейчас мы послушаем стихи, которые вы о них учили. (Дети читают стихи, показывая рисунки «На что похожа буква».)

— Буква А, буква А —

— Алфавита голова.

— Знает Вова, знает Света:

— А похожа на ракету.

— Б. Буква Б проснулась рано.

— Буква Б — бочонок с краном.

— Умывайся, будь здоров,

— Богатырь Борис Бобров!

— Словно букву В Алена Держит трубку телефона.

— Г. Г — крючок обыкновенный,

— Но в труде помощник верный.

— И в косу, и в кочергу Превратить я Г смогу.

— Д. Вот стоит, дымок пуская,

— Буква Д — труба печная.

— Е. На дворе — какая жалость! —

— Наша лесенка сломалась,

— Наша лесенка сломалась,

— Буква Е зато осталась.

— Ё. Е\\Ё- родные сестры. Различить сестер непросто.

— Но у буквы Ё две точки,

— Словно к лесенке гвоздочки.

— Ж. Если сноп, как пояском, Подпоясать колоском,

— Сноп соломы на меже Превратится в букву Ж.

— 3. 3 - не просто завитушка,

— 3 — пружина, крендель, стружка.

— И. На калитку посмотри —

— Чем она не буква //?

— Между двух прямых досок Одна легла наискосок.

— К. Сигнальщик держит два флажка С флажками он, как буква К.

— JI. Алфавит продолжит наш Буква J1 — лесной шалаш.

— М. Взявшись за руки, мы встали И на М похожи стали.

— Н. Там я букву Н найду,

— Где гамак висит в саду.

— О. В старом дереве дупло Ну совсем как буква О.

— П. На хоккее, на футболе Буква П— ворота в поле.

— Р. Буква Р— на мачте парус,

— Вдаль плывет, небес касаясь.

— С. Полумесяц в небе темном Буквой С повис над домом.

— Т. Молоток стучит: «Тук-тук,

— Букве Тя старый друг».

— У. У— сучок. В любом лесу Ты увидишь букву У.

— Ф. Все мы знаем без подсказки: Буква Ф, как ключ от сказки. Никогда его у нас Не отнимет Карабас.

— X. Буква X все ходит, ходит,

— Места словно не находит.

— Ц. Стул чинил сегодня мастер,

— Клеил он его и красил.

— Мастер стул перевернул —

— Стал на Ц похожим стул.

— Ч. Да, вы правильно решили:

— Чмы пишем, как четыре,

— Только с цифрами, друзья,

— Буквы путать нам нельзя.

— Ш. На что похожа буква ТШ

— На зубья этого ковша. -

— Щ. Буква Щ поможет нам Чистить зубы по утрам.

— Ъ. Из ведра не просто так Нам воды напиться:

— Нужен ковшик - твердый знак,

— Чтобы не облиться.

— Ы. Вот топор, полено рядом.

— Получилось то, что надо.

— Получилась буква Ы,

— Все мы знать ее должны.

— Ь. Буква Рперевернулась —

— Мягким знаком обернулась.

— Э. Над полями в синеве Пролетела буква Э.

— Это ласточка весной Возвращается домой.

— Ю. На арене укротитель,

— Грозных тигров повелитель.

— Он, как буква Ю, с кольцом К тиграм грозно встал лицом.

— Я. И сказала буква Я\

— «Хоккеист известный я.

— Шайба прямо в цель летит - Гол! Закончен алфавит!»

— (Под музыку буквы уходят. Слышится стук в дверь. Появляются Незнайка и Буратино.)

— Незнайка. Друзья, а о нас вы не забыли? Мы тоже вместе с вами шагали по страницам «Азбуки» и тоже приготовили для вас интересные конкурсы.

— Буратино (огорченно). Я нес для вас слова, но вот беда: по дороге я упал, и все слова рассыпались.

— У ч и т е л ь. Не волнуйся, Буратино, ребята соберут из слогов слова.

— (Буратино раздает всем ребятам конверты со слогами.)

— й ряд

— РО ТА ЧУ ЩА СВЕ КРИ ЩУ ЧА

— {Роща, свеча, кричу, тащу.)

— й ряд

— ТУ КРУ ЧУ ПИ ЩУ ЧА КА ЩА

— {Туча, пища, кручу, щука.)

— й ряд

— УГО ЧУ ЧА КУ ЧА МОЛ ЩУ ЩА

— {Угощу, чаща, куча, молчу.)

— (Дети составляют слова из слогов.)

— Буратино. Молодцы, ребята! Хорошо потрудились. А на какие правила я принес вам слова?

— (Четверо ребят — буквы Ж, И, III, И, — построившись паровозиком, выходят на сцену.)

— Буквы {развернувшись, встали). ЖИ — ШИ, ЖИ— ШИ с буквой //всегда пиши.

— Буква Ж. Звуки Ж и Ш звучат всегда очень твердо.

— Буква И. Мягкость их обозначать брались очень многие. Буква Ш. Пробовала буква Е, но не вышло у нее.

— Первая буква Я. Даже сам мягкий знак не смягчил их никак.

— Вторая буква И. Отказались все от них, кроме доброй буквы И.

— Обе буквы И. Как услышишь ЖИ и ШИ — букву И ты в них пиши.

— (Буквы встают паровозиком, уходят со словами: «ЖИ — ШИ, ЖИ — ШИ с буквой И всегда пиши».)

— Незнайка. Надеюсь, вы, друзья, не забыли, как мы с Буратино любим отгадывать загадки?

— Неизвестно, как случилось,

— Только буква заблудилась,

— Заскочила в чей-то дом И хозяйничает в нем!

— Но едва туда вошла буква-озорница,

— Очень странные дела начали твориться.

— — Ребята, поставьте буквы на свои места.

— Ехал дядя без жилета,

— Заплатил он штраф за это.

— На остров налетел ураган,

— На пальме остался последний баран.

— Куклу выронив из рук,

— Маша мчится к маме:

— - Там ползет зеленый лук С длинными усами.

— Не учил уроки,

— А играл в футбол.

— Оттого в тетрадке Появился гол.

— Азбука. Молодцы, первоклассники! Читать научились, подружились с моими буквами, умеет отгадывать загадки, составлять слова и рассказы. Умеете дружно работать с другими ребятами.

— Сегодня я прощаюсь с вами, ребята, но мои буквы останутся с вами в каждой книжке, на каждой страничке, в ваших тетрадках, в письмах и открытках, в афишах и на экранах телевизора. Останутся с вами и мои друзья - сказочные герои.

— Д е т и. До свидания! До свидания!

— (На сцену выходят дети, читают стихи.)

— В день осенний, в день чудесный В класс несмело мы вошли.

— Азбуки (для всех подарок)

— На столах своих нашли.

— Вдоль картинок мы шагали,

— По ступенькам-строчкам шли.

— Ах, как много мы узнали!

— Ах, как много мы прочли!

— Был наш путь не очень долгим,

— Незаметно дни бегут.

— А теперь на книжной полке Нас другие книжки ждут.

— Как хорошо уметь читать!

— Не надо к маме приставать,

— Не надо бабушку трясти:

— «Прочти, пожалуйста, прочти!»

— Не надо ждать, не надо звать,

— А можно взять и прочитать.

— Беру букварь в последний раз,

— Несу букварь в просторный класс,

— И дорогому букварю я говорю:

— «Благодарю! Ты — книга первая моя,

— Теперь читать умею я,

— На свете много книжек есть,

— Все книги я смогу прочесть».

— У ч и т е л ь. Вы прочли «Азбуку» от корки до корки,

— Вам по чтению — пятерка!

— Позади нелегкий труд Слогового чтения...

— И теперь без передышки,

— Вы прочтете любые книжки...

— Так что в путь, дружок! Не робей!

— Не грусти! Не жалей,

— Что закончил «Азбуку».

— Я желаю всем вам

— Унестись в эту неведомую даль,

— Научиться дружить...

— И в беде помогать,

— И решительными быть.

— (Детей и учителей приветствуют руководители школы и родители.)

— III. Подведение итогов урока

— (Учитель подводит итоги урока и — в общем — всей работы. Желательно похвалить всех, отметить лучших. Возможно награждение.)

Наши рекомендации