Березы белые, красавицы лесные
Вновь ваши песни сердцем я ловлю.
Постичь нельзя вас, не познав России,
И полюбить, как я ее люблю.
— Прочитайте текст «Наше Отечество» на с. 86—87 учебника.
— Задайте друг другу вопросы по тексту.
— Какие пословицы о Родине вы знаете?
— Послушайте, какие еще есть пословицы.
• За морем теплее, а у нас светлее.
• На чужой сторонушке рад своей воронушке.
• Где кто родится, там и пригодится.
• На чужой стороне Родина милей вдвойне.
— А кто знает сказки или былины о русских богатырях-защит- никах?
— Как их звали?
— Какие цвета у российского флага, кто знает?
— Закончите пословицу: «Человек без Родины, что соловей без... {песни)».
Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ Свою землю бережет.
А преданья старины Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!
IV. Постановка целей и определение темы урока
— Откуда мы узнаем о нашей старине, о прошлом нашей Родины? (Из фильмов, энциклопедий, книг и т. д.)
— Какие виды речи мы знаем? (Устную и письменную.)
— Кто создал устную речь?
— А кто создал письменную речь? Что вы об этом знаете? (Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались
о целях и теме урока.)
V. Работа по теме урока
— Откройте «Азбуку» на с. 89.
В IXв. в Византии в городе Солунь жили два брата — Константин и Мефодий. Были они люди умные, образованные. Их nocлали рассказать славянам о святых христианских книгах. Позже приняв монашество, Константин получил имя Кирилл.
Умели славяне пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты не ведали не умели книги читать и письма писать. 'Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы.
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах О земле о древнерусской Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год Про великий наш народ.
Кирилл много работал. И вот азбука была готова. Как называется теперь эта азбука? Кириллица. А почему она так названа'' По имени Кирилла, одного из ее составителей. Каждая буква в древней славянской азбуке имела имя. Названия букв должны были напомнить людям о словах, которые забывать нельзя: добро, живете, земля, люди. Весь славянский мир благодарен братьям Кириллу и Мефодию за то, что они создали славянскую азбуку.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
(Сначала учитель читает текст В. Крупина «Первоучители словенские» на с. 88 «Азбуки» целиком. Затем проводит выборочное чтение.)
— Как называют в мире Кирилла и Мефодия? (.Равноапостольные, первоучители словенские.)
— Что значит слово «равноапостольные»? Найдите в «Азбуке» предложение, которое даст ответ на этот вопрос.
— Почему Кирилл и Мефодий были уверены, что славянам нужна письменность? Найдите ответ в учебнике и прочитайте вслух.
— Какой праздник славяне отмечают 24 мая?
24 мая 2003 г. в Воронеже впервые был проведен Международный день славянской письменности и культуры, на котором
присутствовали представители многих славянских стран. До этого ■ 1ждая славянская страна отдельно отмечала этот праздник. (Повторное чтение текста.)
VIII. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Что было самым интересным на уроке?
— Что нового вы узнали? Чему научились?
Домашнее задание
Составить рассказ о Кирилле и Мефодии («Азбука», задание па с. 88).
Урок 77. Первый букварь
Задачи: дать учащимся представление о том, когда появились первые русские учебники, букварь; воспитывать гордость за свою страну; поддерживать интерес к истории страны; развивать умение рассуждать, вести диалог, четко отвечать на вопросы.
Обучение УУД: умение участвовать в коллективном проекте; продуктивно взаимодействовать с учителем и одноклассниками. Пропедевтика: монолог и диалог.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— О каких двух братьях-мудрецах мы говорили на предыдущем уроке?
— Что мы о них знаем?
II. Актуализация знаний
— Какой вклад они внесли в развитие славянской культуры?
— Сколько было букв в первой славянской азбуке? (44 буквы.) (Если есть возможность, учителю рекомендуется вывесить
на доске плакат с кириллицей.)
Буква к букве — будет слово,
Слово к слову - речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит Наш славянский алфавит!
Мы Отчизне верно служим,
Ты — один из сыновей.