В одной из утренних газет Мы через день прочли ответ От школьника Петрова Из города Тамбова.

Илья Петров ответил так:

«И твердый знак, и мягкий знак Найдешь в одно мгновенье.

Ты их найдешь, когда прочтешь Свое же объявленье!»

Мы объявленье перечли И оба знака в нем нашли.

И написали мы в Тамбов:

«Благодарим, Илья Петров!»

— За что Илья Петров получил благодарность?

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались

о целях и теме урока.)

V. Работа по теме урока

— Прочитайте с доски слова,

Объявить объяснить

Съездить объединить

— Проанализируйте и запишите предложение «На улице вью­га» на с. 32 Прописей.

— Правильно соотнесите вопросы и слова.

Кто? льет, пьет

Что? съедобный, подъемный, съеженный

Какой? съест, отъедет

Что делает? соловьи, муравьи

Что сделает? ружье, подъезд, объявленье

— Какое время мы имеем в виду, когда спрашиваем: «Что де­лает?» (Настоящее, сейчас.)

— А какое время мы имеем в виду, когда спрашиваем: «Что сделает?» (Которое наступит, будущее.)

(Дети делают вывод, отвечая на вопрос, когда пишем твердый и мягкий разделительные знаки.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте текст Л.Н. Толстого на с. 78 «Азбуки».

(Учащиеся читают и пересказывают текст. Высказывают собственное мнение, почему мужик наелся одной баранкой.)

— Найдите в тексте слова с твердым и мягким знаками. Под­черкните их.

— Прочитайте слова с Ь, записанные на доске.

(Учитель обращает внимание детей на то, что в словах, обозна­чающих действие предмета, после шипящих на конце пишется Ь.) пьешь съешь

шьешь въедешь

вьешь подъедешь

пляшешь объединишь

— Прочитайте текст К. Льдова «Господин учитель Жук» на с. 78—79.

— Где проходили занятия?

— Что основал для насекомых учитель Жук?

— Кто прилетел на занятия?

— На какой вопрос эти слова отвечают?

— К какой группе слов мы их отнесем? (Это имена нарица­тельные, отвечают на вопрос «Кто?» и обозначают одушев­ленные предметы.)

— Теперь прочитаем по цепочке.

(С каждой следующей буквы читает другой ученик.)

— А как бы вы отнеслись к тому, если бы вас, как учитель Жук, гоняли розгой за неуспеваемость?

— Кто знает, что такое розга?

(Учитель рассказывает, как детей учили грамоте в давние вре­мена.)

— Для чего служит разделительный твердый знак?

— Что помогает нам понять, что в слове нужно писать Z>?

— Прочитайте стихотворение Ю. Коваля «Метели» на с. 80 «Азбуки».

— Прочитайте стихотворение И. Сурикова «Зима» на с. 81.

(Анализ содержания этого стихотворения будет проведен на следующем уроке.)

VIII. Подведение итогов урока

— Понравился ли вам урок?

— Какую роль выполняют мягкий и твердый знаки в русском речи?

Домашнее задание

Выучить стихотворение «Зима» наизусть («Азбука», с. 81).

Урок 72. Разделительные знаки

Задачи: совершенствовать у учащихся навыки чтения слои с разделительными знаками — твердым и мягким; помочь повто­рить алфавит; напомнить о правильном названии букв.

Обучение УУД: умение формулировать познавательные задачи; находить необходимую информацию; выделять элементы из це­лого; слушать и своевременно вступать в разговор.

Пропедевтика: самооценка.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— Вспомните, с какими буквами мы работали на прошлом уроке. (С буквами Ъ и Ь.)

— Какая особенность отличает эти буквы от других? (Они не обозначают звуков.)

— Для чего они нужны в русском языке? (Отделять гласный звук от согласного, при этом Ъ указывает на твердость со­гласного звука, а Ь указывает на мягкость согласного.)

II. Развитие речевого аппарата

(Упражнения на усмотрение учителя.)

III.Актуализация знаний

— Подберите слова.

-ъем- (подъем, съемка, подъемный)

-ъед- (съедобный, въедливый, объедки)

-ъест- (съест, подъест)

-ъезд- (подъезд, въезд, съезд)

-ъясн- (объяснил, разъяснил)

-ъяр- {разъяренный)

-ъерош- (взъерошенный)

-ъех- (въехал, объехал)

-ъезж- (въезжать, съезжать) -ъяв- (объявление)

-ъят- (объятия, объят огнем)

— Прочитайте с доски.

жилье с капелью пылью Софья

колосья с метелью рысью Дарья

здоровье гроздья бурьян бьет

варенье безделье платье пьет

IV. Постановка целей и определение темы урока

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

V. Работа по теме урока

(На доске записан текст (можно напечатать на компьютере крупным жирным шрифтом).)

У него бол..шие ветвистые рога.

В чаще леса скрывался лос...

Jloc.. - сил..ный звер...

Он любит сол.., ест травку и ветки.

— Прочитайте предложения. Составьте из них текст, соблюдая такую последовательность:

• 1-е предложение — со словом, имеющим Ь на конце;

• 2-е предложение — со словами, имеющими Ь на конце или в середине;

• 3-е предложение — со словом, имеющим Ь в середине между согласными.

(Заранее подготовленные ученики читают стихотворение Л. Кочергиной.)

В руки взял он длинный шест - Получилась цифра «шесть».

Появился в середине - ГОРКИ стали вдруг ГОРЬКИ,

ПЕНКИ выросли ПЕНЬКАМИ,

УГОЛЬКАМИ - УГОЛКИ.

Не могу понять никак:

Ты волшебник, мягкий знак?

Мягкий знак — хитрый знак.

— Прочитайте стихотворение «Господин учитель Жук» на с. 78—79 учебника.

— Какие буквы никогда не стоят в начале слова? (Ъ и Ь.)

— Сейчас я буду задавать вам вопросы. А вы запишите ответы одним словом, в котором есть твердый знак.

— Как называют кран, который поднимает тяжелые грузы и перемещает их с места на место? (Подъемный.)

— Грибы, которые нельзя употреблять в пищу. (Несъедобные,

— Как мы говорим о воробье, который сжался в комочек от хо лода? {Съежился.)

— Дорога, круто поднимающаяся вверх. (Подъем.)

— Рассказ о том, как лучше выполнить задание. (Объяснение.

— Сообщить о чем-то всем. (Объявить.)

— Соединить вместе. (Объединить.)

— Приблизиться к чему-нибудь на машине. (Подъехать.)

— Это приходится делать водителю, когда он загоняет машину в гараж. (Въезжать.)

— Сообщение о чем-то важном, новом, срочном. (Объявление.)

— Одно нужно отделить от другого. (Разъединить.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока Конкурс на лучшего чтеца

(Дети читают стихотворение «Зима» наизусть.)

VIII. Подведение итогов урока

— Понравился ли вам урок?

— Что было самым интересным на уроке?

ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Урок 7 3. Как хорошо уметь читать!

Задачи: совершенствовать у учащихся навыки чтения; поддерживать стремление как можно лучше читать, стать активным читателем; стремление к познанию нового; развивать любознательность, внимание, мышление, воображение, речь; закрепить мания об изученных звуках.

Обучение УУД: умение выполнять анализ слов, текстов; правильно строить высказывание; выражать собственное мнение об изучаемом объекте; устанавливать аналогии; корректировать ответы одноклассников; самостоятельно выбирать часть текста для выразительного чтения и чтения по ролям.

Пропедевтика: подбор рифмы.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— Что мы изучали на уроках чтения, начиная с 1 сентября и до сегодняшнего дня? (Звуки и буквы.)

— Адля чего нам это было нужно? (Чтобы научиться читать и писать, красиво и правильно говорить.)

— Сколько всего букв вы изучили?

II. Развитие речевого аппарата

(Упражнения на усмотрение учителя.)

III. Актуализация знаний

— Чем отличается зима от других времен года?

IV. Постановка целей и определение темы урока

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

Работа по теме урока

— Поэт В. Берестов написал стихотворение, которое вы на (Л дете на с. 83 «Азбуки».

(Сначала стихотворение читает учитель, затем дети.)

— Почему автор считает, что хорошо уметь читать?

(Два ученика читают диалог по ролям. Затем все учащиеся читают хором последние 4 строки.)

— Есть ли в этом диалоге противоречие, спор? (Нет.)

— А что здесь есть? (Подтверждение того, что хорошо умети ,

питать. Согласованность.) ' ~ъ

— Прочитаем стихотворение еще раз хором, по рядам.

— На каких словах при чтении стихотворения вам хотелось! бы поставить логическое ударение? Подчеркните эти сломи в каждой строке.

— Прочитайте стихотворение, ставя логическое ударенm на тех словах, которые вам кажутся важными.

— Почему при чтении одного и того же стихотворения вы рас ставляли логическое ударение по-разному?

— Отгадайте загадки.

1. Эй, скажите мне, друзья,

Что увидеть нам нельзя?

Стук калитки, шум дождя Разве видите, друзья?

Кто увидел пенье птицы,

Шелестение страницы,

Звон трамвая, бой часов,

Как шуршат под полом мыши —

Это все мы только слышим.

2. Ну-ка, глазки закрывайте,

Ушки, ушки навострите.

Мы по-честному играем,

Своих глаз не отворите.

Если мы в ладошки хлопнем Или мы ногою топнем,

Догадайся, милый друг,

Значит, мы услышим... (звук).

— Какие две группы звуков мы с вами знаем? (Гласные и со­гласные.)

— Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы их отгадайте.

1. Шоколад с названьем этим Хорошо известен детям.

На рисунке там девчонка

С нежным именем... (Аленка).

2. Завертелось, закружилось,

По тарелке покатилось,

Сочное, медовое,

С буквой Я знакомое...

А тарелка не простая - Там каемка золотая. {Яблоко.)

— А теперь подумайте и скажите, почему именно эти загадки я для вас выбрала. (Аленка и наливное яблочко упоминаются в сказках. «Аленка» начинается с буквы А, «яблоко» — с бук­вы Я, это начало и конец алфавита.)

— Что общего у букв А и Я? (Имеется звук [а].)

— Когда буква Я обозначает два звука?

— Какие еще буквы могут обозначать два звука?

— Сколько всего букв в русском алфавите?

— Кто изображен на иллюстрациях в «Азбуке» на с. 82-83? (Персонажи из русских народных и литературных сказок.)

— Перечислите их. {Лиса Патрикеевна, волк, Кот в сапогах, Емеля, Василиса Прекрасная, Красная Шапочка, заяц.)

— Из каких сказок они пришли к вам в гости на урок?

V. Физкультминутка

Наши рекомендации