VI Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте прибаутку на с. 46 учебника.
— Подчеркните букву Ю.
— Прочитайте стихотворение на с. 47.
(Учитель рассказывает детям о профессии модельера.)
— Проанализируйте и запишите пословицу на с. 19 Прописей.
— Как вы понимаете смысл этой пословицы?
— А что случится, если портной поспешит разрезать ткань? Поэтому в народе говорят: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
— Посмотрите на иллюстрацию на с. 49 учебника. Чем заняты люди?
— Как называют людей, которые играют на музыкальных инструментах?
— Прочитайте стихотворение В. Берестова.
— О чем оно?
— Как танцуют вальс? {Делятся на пары.)
— Чего не нашла юла?
— Что случится с тем, кто подружится с юлой?
— Найдите слова с буквой Ю.
— Сколько звуков обозначает буква Ю в них?
— Прочитайте слоги в таблице. Что вы можете сказать о пар слогов в столбиках?
— Почему согласные звуки в первом ряду произносятся твб до, а во втором — мягко?
— Проанализируйте и напишите в Прописях на с. 20 ело «Юра», «Юля» и предложения. * м,.
— А как понимать это стихотворение?
Я вертелась под ногами,
Очень я мешала маме!
И за это братик мой Называл меня... (юлой).
— Прочитайте лесенку из слов, записанных на доске.
юг юла юрта юннат юность
— Запишите эти слова в рабочую тетрадь.
— Прочитайте текст в «Азбуке» на с. 48 вверху.
— Что это за текст? (В нем есть диалог.)
(Дети читают текст по ролям, озаглавливают его, подчеркива
ют слова, содержащие букву Ю.)
— Прочитайте с доски пары слов.
Развитие речевого аппарата
(Упражнения на усмотрение учителя.)
Работа над дикцией Скороговорка:
Юлька, Юленька — юла,
Юлька юркая была.
— Прочитайте с доски слова.
Юра, юность, юла, июнь, юрта, июль, играю, лаю.
Какую роль во всех этих словах играет буква /О? (Обознача
ет два звука.)
VIII. Подведение итогов урока
— С какой новой гласной буквой вы познакомились?
— Какую особенность она имеет?
— Что интересного вы узнали на уроке?
ВН 61. Чтение слов с Ю 297
Урок 61. Чтение слов с Ю
1адачи: формировать у учащихся знание о букве Ю как по- Й » мюле мягкости согласного звука; совершенствовать навыки чтения и работы с текстом; развивать фонематический слух, речь, мышление, память, внимание; воспитывать наблюдательность.
Обучение УУД: умение слушать и вступать в диалог; выделять нравственный аспект своего поведения и поведения ровесников, литературных персонажей; участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Пропедевтика: транскрипция слов с йотированными гласными. Ход урока
i Включение в учебную деятельность
— Ясень, елка, ель — что это такое?
— Что общего у этих слов? (Начинаются с гласных букв.)
— Что объединяет гласные буквы Я, Е, Ё, Ю в одну группу? {Указывают на мягкость согласных звуков.)
— Какой секрет букв Я, Ю, Е, Ё мы знаем? (Эти буквы обозначают два звука, один из которых [й’], а второй — гласный звук.)
II. Развитие речевого аппарата
(Упражнения на усмотрение учителя.)
ill. Актуализация знаний
(На доске записаны буквы и транскрипции к ним.)
— Произнесите буквы хором.
Е Ё Ю Я
[йэ] 1йо] [йу] [йа]
— Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука?
— Проведите слого-буквенный анализ слов: юла, мак, еж.
— Составьте к ним схемы, запишите под схемами слова.
— Соотнесите на схеме количество знаков, обозначающих звуки, с количеством букв. {Букв меньше, чем звуков.)
— Как вы думаете, почему? {Есть буквы, которые обо -тачают два звука.)
— Сколько звуков и сколько букв в словах: яма, юрта, ЕНОТ юрок, поёт, лают?
— Прочитайте текст о Юре на с. 48 «Азбуки».
— Как вы его озаглавили на предыдущем уроке? ' Юла* «Дружные ребята».)
— Какие игры вы знаете, в которые можно играть вместе?
— Прочитайте стихотворение «Загадка-шутка».
— Кто из вас догадался, что это за зверь на букву Ю?
IV. Постановка целей и определение темы урока
— Проанализируйте слова «пою», «утюги».
— Что вы заметили? (В слове «пою» Юпосле Ообозначает дзвука, а в слове «утюги» Ю обозначает мягкость согласно, звука и звук [у].)
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадалm о целях и теме урока.) *
— Прочитайте правило о букве Ю на с. 47 «Азбуки».
V. Работа по теме урока
— Составьте рассказ со словами в рамочках на с. 48.
— Проведем фонетический анализ этих слов.
— Что вы заметили?
— Какие слова мы можем записать в словарик? (Бегемот, крокодил, петух.)
— Написание каких букв расходится с произношением?
— Прочитайте текст на с. 48 внизу.
— О ком этот текст?
— Для чего дети ходят в библиотеку?
— Кто из вас берет в библиотеке книги для чтения?
— На какую тему, о чем или о ком вы любите читать?
— Какие загадки вы знаете?
— Нарисуйте дома рисунки к загадкам, и мы проведем кои курс на лучшие и интересные загадки.
(Это задание позволяет включить учеников в проектную дея тельность по теме «Загадки».)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Давайте еще раз прочитаем слоги в таблице на с. 49 «Азбуки» и сопоставим произношение согласных звуков.
— Проанализируйте слоги и слова и запишите на с. 21 Прописей: рю, лю, люк — лук, крюк — круг.
— Запишите в тетради под диктовку: ру — рю, лу — лю, ду — дю, су — сю, ту — тю, ну — ню.
— Прочитайте стихотворение на с. 49 учебника, озаглавьте его. (Можно провести конкурс на лучшего чтеца. Особое внимание уделить постановке логического ударения.)
— Прочитайте текст с доски. Озаглавьте его.
У Груши не было куклы, она взяла сена, свила из сена жгут. И это была ее кукла, звала она ее Маша. Она взяла эту Машу на руки.
Спи, Маша! Спи, дочка! Баю, баю, бай!
Кто сможет пересказать текст?
Прочитайте текст, записанный на доске.
Если дружбой дорожить,
Можно спорить и дружить.
И не вспыхнет ссора Из любого спора!
В. Орлов
Как называют детей, которые не ссорятся и много времени проводят друг с другом? {Друзья.)
Проанализируйте и запишите предложения на с. 21 Прописей.
(Если позволяет время, можно предложить детям списать с до- п первое предложение стихотворения.)
— Проговорите скороговорку.
Юлил-юлил и выюлил.
— Придумайте слова к схемам на доске.
*ю* (люк)
*ю** (люди)
*ю*** (дюшес)
*ю**** (бюджет)
*10***** (тюльпан)
— Придумайте как можно больше слов, начинающихся с буквы Ю. (Юбилей, юмор, юноша, юность, юрист, ювелир.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какие буквы могут обозначать два звука сразу?
— В каких случаях это происходит?
— Какие буквы служат для обозначения мягкости согласного звука?
— Кто доволен своей работой на уроке?
— А кто не очень доволен? Почему?
Урок 62. Согласная букваЦ
Задачи: познакомить учащихся с буквами Ц, ц; совершенство- мать навыки чтения; дать представление об особенностях произнесения буквы Ц, написания букв И, Ы после Ц\ обобщить знания о непарных твердых и мягких согласных; развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание.
Обучение УУД: умение определять, с какими теоретическими знаниями связано данное задание; продолжить формулировку правила; самостоятельно устранять ошибки в письменной работе;
отвечать на вопросы, связанные с условием выполнения задали;
организовывать свою деятельность.
Пропедевтика: слова-исключения с буквой Ц.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— Какие непарные согласные звуки мы знаем?
— Если затрудняетесь ответит^, вам поможет лента бук
на с. 49 учебника. *
(Дети должны назвать их твердо и мягко.)
— У кого из вас есть желание познакомиться еще с одной щ вой буквой?
— Зачем вам это нужно?
II. Актуализация знаний
— Прочитайте с доски.
Елена Ерошина Юлия Ярославовна
Юрий Гагарин Юнна Яковлевна
Юлий Цезарь Екатерина Юшина
— Какова особенность этих словосочетаний? (Это имец собственные, имена и отчества начинаются с гласных бука обозначающих два звука, фамилии мужчин начинаются с со гласной буквы.)
— В одном из этих слов есть буква, которую мы еще не изучй ли. Кто догадался, что это за буква?
(Далее дети читают тексты на с. 48-49 «Азбуки». Учитель
предлагает их пересказать.)
— Еще раз обратимся к таблице слогов на с. 49. Придумайте и назовите какое-нибудь слово с этими слогами. {Дубы, дюшес, лужи, лютый, любовь, суда, сюда.)
— Так когда буква Ю обозначает два звука?
— Когда указывает на мягкость согласного звука?
III. Постановка целей и определение темы урока
— Как хозяйка зовет цыплят? (Цып-цып-цып.)
— Какой звук слышится в начале этого слова?
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались
о целях и теме урока.)
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство со звуком [ц]
— Откройте «Азбуку» на с. 51. Кто нарисован в красной рамке над схемой слова? (Кузнец.)
— Кого называют кузнецом?
Чем занимается кузнец?
Как называется место его работы? {Кузница.)
Проведем фонетический анализ слова «кузнец». Соотнесите слово «кузнец» со схемой к нему.
(Учитель объясняет детям артикуляцию при произнесении нового звука.)
Вывод. Согласный, глухой, непарный, твердый звук.
Отгадайте загадки и проведите слого-звуковой анализ слов- отгадок.
1. На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат. {Цапля.)
2. Проживают в трудной книжке Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти Сосчитают все на свете. {Цифры.)
- Послушайте стихотворение о местоположении буквы Ц в словах.
Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы Ц.
Есть слова, где Ц— в начале,
Где в середине, где в конце.
Цепь, цветок и цифра — тут Ц в начале все прочтут.
А в словах «отец», «боец»
Ц мы пишем под конец.
Цапля ходит по болоту,
Ждут в гнезде ее птенцы.
Цирк откроется в субботу,
Уж приехали борцы.
В цех явились на работу Молодые кузнецы.
В каждом слове буква Ц —
Словно камушек в кольце.
И на каждой есть странице,
На границе, и в столице,
И в цыплятах на крыльце Тоже есть по букве Ц.
— Какие слова со звуком [ц] вы смогли запомнить?
(Можно проанализировать несколько слов по плану: а) деление слова на слоги;
. б) последовательное выделение звуков;
в) характеристика звуков;
г) составление схемы;
д) подстановка букв в схему;
е) определение места звука [ц], показ буквы, ее подстановка
ж) характеристика звука [ц].)
2. Знакомство с буквами Ц, ц
— На что похожа буква U?.
Буква Ц— внизу крючок,
Точно с краником бачок.
Е. Тарлапан Вот какая буква Ц\ -
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
A. Шибаев Стул чинил сегодня мастер,
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул —
Стал на //похожим стул.
B. Степанов
— Прочитайте в красной рамке на с. 51 слоги с буквой Ц.
— Сравните письменные и печатные буквы Ц, ц, запишите в Прописях на с. 22—23.
— Прочитайте с доски.
ца | ац | пациент |
цо | оц | рецепт |
ци | иц | шприц |
цы | ыц | кольцо |
це | ец | лоцман |
цу | ух | кузнец |
— Запишите слоги с буквами Ц, ц на с. 22—23 Прописей. — Сопоставим слова с вопросами.
|
Кого вы видите на арене?
Чем занят медведь?
Кто выполняет трюки с огненным кольцом?
— Опишите внешний вид дрессировщика.
— Что делают собачки?
— Чем заняты клоуны?
— Что вы можете сказать о цвете одежды артистов цирка?
— Прочитайте предложения под иллюстрацией.
— Озаглавьте текст, подчеркните букву Ц.
— Слово «цирк» и предложение «Я люблю цирк!» напишите на с. 22 Прописей.
(Учитель должен обратить внимание детей на интонацию предложения.)
3. Формирование навыков чтения
— Прочитайте пословицу в «Азбуке» на с. 50 вверху.
— Как вы понимаете ее смысл?
— Рассмотрите рисунок на с. 51. Кого вы видите? (Мальчика- наездника, мужчину в спецодежде.)
— Как называют людей, которые работают с молотом и наковальней, обрабатывают при этом металл? (Кузнецы.)
— Почему конь поднял одну ногу? (Потерял подкову.)
— Для чего мальчик привел коня к кузнецу?
— Прочитайте слова над иллюстрацией.
— Составьте из них небольшой рассказ.
— Проанализируйте пословицу в Прописях на с. 22, запишите ее.
— Прочитайте стихотворение С. Маршака на с. 51 в учебнике.
— Что напомнило вам это стихотворение? {Диалог.)
— Прочитаем его еще раз, но уже по ролям.
— Что говорится о медведе? черепахе? слоне?
— Прочитайте диалог «Заяц» на с. 52 учебника.
V. Физкультминутка