Чуть завидев с йодом склянку.
Йод порой, конечно, жжет,
Но быстрее заживет Йодом смазанная ранка.
В. Луиин
— А какой продукт из молока помогает вам вырасти крепкими и здоровыми? Его название содержит звук, с которым мы познакомились на предыдущем уроке. {Йогурт.)
II. Развитие речевого аппарата
(Упражнения на усмотрение учителя.)
lil. Актуализация знаний
(Чтение текстов и слов в «Азбуке» на с. 34—36. Выделение всех орфограмм в читаемых словах и текстах. Пример: автобус, троллейбус. Написание буквы Я, элементов буквы в Прописях ни с. 14.)
IV. Постановка целей и определение темы урока
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
V. Работа по теме урока
(Работа с лентой букв на с. 37 учебника.)
— Прочитайте слова и предложения, записанные на доске. Здравствуйте! Спасибо! Пожалуйста!
Доброе утро! Добрый вечер!
Приятно с вами познакомиться!
Приятного вам аппетита!
— Запишите предложения в тетрадь.
— Когда следует употреблять эти слова?
— Как приветствуют друг друга герои передачи «Спокойной ночи, малыши!»? Прочитаем об этом на с. 37 учебника.
— Какие еще «вежливые» слова вы знаете?
— Какие это предложения по интонации?
— Прочитайте текст, записанный на доске.
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок.
— Из какой сказки этот отрывок? {Из сказки «Мойдодыр».)
— Прочитайте с доски это имя по слогам. Сколько слогов в слове «Мойдодыр»?
— Прочитайте любимый призыв автора сказки. {«Мой до дыр!»)
— Какое это предложение по интонации?
— Как вы понимаете это выражение?
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте выразительно стихотворение В. Берестова на с. 37.
(Каждый раз логическое ударение переносится на следующее слово.)
— Спишите первые 2 предложения в тетрадь.
(Учитель объясняет детям, как нужно правильно списывать стихотворение. Проводит орфографическую работу. Напоминает,
что писать нужно по правилам. Русский язык — предмет, который любит правила для правильного написания букв в словах.)
— Измените записанные на доске слова так, чтобы они обозначали просьбу, приказание, побуждение к действию.
стоит — ... {стой) моет — ... {мой)
строит — ... {строй) думает — ... {думай)
решает — ... {решай) играет — ... {играй)
повторяет — ... {повторяй) гцлавает — ... {плавай)
— Запишите слова в единственном и множественном числе на с. 14 Прописей.
— Проведите звуко-буквенный анализ слова «зайка».
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый Из учеников.
— Запишите в тетради предложения о зайке.
Он беленький зимой, серенький летом.
Зайка всегда пушистый.
— В Прописях на с. 14 в предложении «Под елкой сидит зайка» подчеркните основу предложения.
VIII. Подведение итогов урока
— Как вы думаете, зачем мы изучили новую букву Й, ведь звук, который она обозначает, мы слышим и в других буквах?
— В названиях каких букв мы слышим звук [й’]?
— После каких букв пишется буква //? {Только после гласных букв.)
— Просмотрите внимательно «Азбуку» с самого начала до с. 37. Написана ли где-нибудь буква Й после согласной буквы?
Урок 5 7. Согласная буквах
Задачи: познакомить учащихся с буквами X, х; продолжить формирование умения производить звуко-буквенный анализ; дать представление об особенностях написания букв И и Ы после Ц\ развивать фонематический слух, речь, логическое мышление; поддерживать интерес к родному языку.
Обучение УУД: умение находить дополнительную информацию в справочной литературе; выбирать для решения учебной задачи нужное правило.
Пропедевтика: правописание парных и глухих согласных в середине и в конце слова.
Ход урока
I Включение в учебную деятельность
— Зачем вы пришли на урок?
— Какую цель перед собой поставили?
— Какие наказы вам дали родные, когда отправляли в школу?
— Как вам спалось ночью? Кто из вас видел сны?
— Какие «вежливые» слова говорят друг другу родители и дети перед сном?
— Какие слова вы говорите родным утром, когда просыпаетесь?
II. Актуализация знаний
— Прочитайте текст на с. 37 «Азбуки». Соблюдайте постановку логического ударения.
— Какие «вежливые» слова говорят друг другу во время ужина, завтрака или обеда?
— О чем говорят, что его к обеду в меру бери, он драгоценность, им не сори? (О хлебе.)
— Какими словами, близкими по значению, можно заменить слово «хлеб»? (Хлебцы, буханка.)