VII. Развитие речевого аппарата
Дыхательная гимнастика
Упражнение «Колесо спустило».
Артикуляционная разминка
Упражнения «Трубочка», «Рыбка».
Работа над дикцией
Чисто говорка:
Ша-ша-ша — мама моет малыша.
Шу-шу-шу - я письмо тебе пишу.
Ши-ши-ши — зашумели камыши.
Шо-шо-шо — всем ребятам хорошо.
— Прочитайте с доски слова.
Шина машина широта
Камыши мыши шипы
Тишина шиповник пришила
Смешила страшила воротила
— Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить слова, в которых пишется буква Ш. Вам нужно будет потом назвать эти слова.
Шла с базара кошка.
У кошки лукошко.
Там подарки свинкам —
Шубки да шапки.
Там подарки уткам —
Тапки на лапки.
Курам — ботинки,
Мышкам — картинки.
Ну а вам, малыши, —
Краски и карандаши.
VIII. Подведение итогов урока
— В чем секрет буквы UP
— Бывает ли в написанном слове рядом с Ш буква Ы Почему?
— Какие игры с буквами, слогами и словами вам больше всего понравились?
Урок 4 9. Чтение слов с Ш
Задачи: закрепить у учащихся знание о сочетании ШИ в словах; формировать орфографическую зоркость; совершенствовать навыки чтения; развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание; воспитывать уважение к старшим.
Обучение УУД: умение работать в паре; классифицировать слова; понимать смысл пословиц о нравственности.
Пропедевтика: правописание ЧК.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— С какой новой буквой мы познакомились на предыдущем уроке?
— Почему после нее никогда не пишется буква ЬР
II. Развитие речевого аппарата
(Упражнения на усмотрение учителя.)
III.Актуализация знаний
— Отгадайте загадки, проведите слого-звуковой анализ слов- отгадок.
Есть гриб почти домашний —
Сажайте хоть на пашне,
Хоть под яблоней в саду,
Хоть у стежки, на ходу. (Шампиньон.)
Стоит высокий светлый дом,
Ребят проворных много в нем:
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. {Школа.)
Зимой протянулся,
А летом свернулся. (Шарф.)
— Что объединяет эти слова? (Они обозначают предметы, отвечают на вопрос «Что?», нарицательные, неодушевленные.)
— Прочитайте пословицы на с. 16 учебника.
— Разделите на слоги слова, в которых есть буква Ш.
— Прочитайте текст на с. 17.
— Найдите и прочитайте слова, которые обозначают действия предметов.
— Сколько слогов в этих словах?
— От чего зависит количество слогов в словах?
— Расскажите правило о написании сочетания ШИ.
— Прочитайте слова с доски.
Ширина, шиповник, прошить, шипеть, пушинка, машина, уши, ГРУШИ спешить.
— На какие две группы можем разделить эти слова?
— Что они обозначают?
— Докажите правильность своего ответа.
— Прочитайте текст «Петушки» на с. 18 учебника.
— Поставьте вопросы к каждой строке стихотворения.
— Сколько вопросов можно поставить к первой строке? (Два: «Кто распетушился?»; «Что сделали петушки?»)
— Запишите слово «петушки» в словарик.
— Запишите слоги и слова с сочетанием ШИ в Прописях на с. 3, 5.
— Почему в словах со слогом ШИ после Ш стоит буква Я?
— Запишите эти слова в тетрадь.
— Пропишите буквы Ш, ш в Прописях на с. 5.
— Прочитайте слова, выделенные жирным шрифтом на с. 19 учебника.
— Какое правило их объединяет? (Сочетание ШИпиши с буквой И.)
— Прочитайте текст, записанный на доске.
Дядя Миша
Маша шла по шоссе быстрым шагом. Раздался сигнал машины. Сигналил дядя Миша.
— Саша, ты куда так рано? — спросил он.
— В аптеку. Наша бабушка заболела.
— Садись, я тебя подвезу.
Маша села в кабину машины.
— Спасибо, дядя Миша!
— Почему девочка поблагодарила дядю Мишу?
— Правильно она поступила?
— Какие еще «вежливые» слова вы знаете?
IV. Постановка целей и определение темы урока
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
V. Работа по теме урока
— Поставьте слова в форму множественного числа,карандаш — ... (карандаши)
шалаш — ... (шалаши) камыш — ... (камыши) ландыш —... {ландыши) малыш —... {малыши) хорош —... {хороши)
— Запишите эти слова в рабочую тетрадь.
— Почему на конце слов вы написали букву И?
— Кто запомнит больше слов со звуком [ш] ? (Текст JI. Яхнина.
Шел-шлепал шпиц, шустрый щенок. Щеголял шелковой шерсткой
— Шур-шур!
Шорох? Шепот? Шарахнулся щенок.
— Шварк-шварк!
Шишига шестиголовая шевелится? Шушера шерстоперая шебар-
шится? Шмыгнул щенок в шалаш.
— Щетка шутит!
— Прочитайте рассказ JI.H. Толстого на с. 19 «Азбуки». (Учитель проводит беседу, направленную на воспитание ува