Жемчужный колокольчик Пришел в леса весной.
По лесу он разносит Чудесный запах свой. {Ландыш.)
Маленькие, нежные,
Прямо у водицы Будто в зной полуденный Просятся напиться.
С синевою неба дружат Эти милые цветы.
Я их знаю, знает Оля.
Ну а знаешь ли их ты? (Незабудки.)
Видел я такой цветок - Золотистый ободок.
Долго он в траве сидел,
Стал седым и улетел. (Одуванчик.)
В беленьких платьях,
Желтые глазки...
Ты назовешь их Без всякой подсказки. {Ромашки.)
(В слове «одуванчик» дети назовут звук [а]. Следует обратить , их внимание на то, что написание и произношение этого слова расходятся.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Откройте учебник на с. 19. Рассмотрите иллюстрацию к сказке К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
(Желательно прочитать детям отрывок из сказки вслух. Обратите внимание детей на то, что гости явились по приглашению.)
— А кто явился без приглашения?
— Как он себя вел?
(Уместна беседа о терроризме, о проникновении в дом посторонних людей. Составление рассказа по иллюстрации.)
Какие сказки Корнея Ивановича Чуковского вам читали взрослые?
(Организовать выставку книг К. Чуковского. Прекрасно, если ii I и в подарок получат книгу.)
Нравятся ли вам эти сказки? Чем они вас заинтересовали?
— Опишите жилище Мухи-Цокотухи.
— Как должны вести себя вежливые люди, когда приходят в гости?
— Где поселился паук?
— Как называются нити, которые он сплел над шкафом?
— Опишите, как Муха-Цокотуха накрыла стол.
— Назовите всех, кто пришел к имениннице.
— Как их можно назвать одним словом?
Напомню вам, что распределение по каким-либо признакам называется классификацией.
— Что стоит в центре стола?
— А какой предмет в наше время используют чаще всего вместо самовара? (Электрический чайник.)
Самые знаменитые и красивые самовары в старину изготовили в Туле. Их так и называли — тульские самовары.
(Анализ одного-двух предложений. Например: «Именинница потчует гостей»; «Муха-Цокотуха разливает чай».)
— Гостей Мухи-Цокотухи мы отнесем к одушевленным существам или неодушевленным предметам?
— Назовите десять любых изображенных на иллюстрации предметов, которые мы называем неодушевленными. (Стол, самовар, скатерть, чашки, окно, месяц, часы, шторы, платье, чай.)
— Проведем подробный звуко-буквенный анализ слов: шкаф, стол, стул, муха, жук, оса.
— Послушайте задание, которое авторы учебника вам предлагают в нижней части страницы. Выполним его вместе.
(Далее следует работа в Прописях: письмо длинной линии с петлей вверху на с. 29.)
— Чем заняты заяц и зайчиха на рисунке?
— Где находится заячий огород? (Перед лесом, огорожен забором.)
— Из какого материала сделан забор? (Забор сделан из ровных досок.)
— Куда заяц складывает морковку?
— А зайчиха?
— Чем питаются зайцы в зимнее время?
(Анализ слов «корзина» и «мешок». Учитель должен обратить внимание учеников, что произносим [карз’ина], [м’ишок].)
— Знаете ли вы, что такое мимика?
— Изобразите кошку, мышку, петуха, зайца.
Вы использовали звуки, движения, мимику, изменяли голос.
Мимика — это различные выражения лица.
— Нарисуйте в кружочках различные выражения лица.
VIII. Подведение итогов урока
— На уроке мы занимались повторением. Почему говорят: «Повторение — мать учения»?
— Кто доволен своей работой на уроке?
— А кто не очень доволен? Почему?
Урок 11. Звуки и буквы
Задачи: дать учащимся представление об алфавите, буквах ка знаках звуков; продолжить формирование умения определять количество звуков в слове, их последовательность; учить различать гласные и согласные звуки; развивать внимание, логическое мышление, фонематический слух; совершенствовать речь; воспитывать любознательность.
Обучение УУД: умение ставить цели; слушать одноклассника и дополнять его ответ; отвечать на поставленный вопрос; работать в паре.
Пропедевтика: поиск и использование обратной связи.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— Что нового вы узнали на предыдущем уроке?
— На какие две группы разделим все звуки?
— А на какие две группы разделим согласные звуки?
— Послушайте стихотворение, а затем назовите знакомые вам звуки, которые услышите, пока я буду читать.
Мурзик квартиру свою не нашел,
Мурзик без спроса к соседям вошел,
Без разрешения.
Нина за Мурзиком смело вошла,