Для развития артикуляторной моторики

Эти упражнения направлены на выработку необходимого объема движений, подвижности органов артикуляторного аппарата, силы, точности движений, на формирование умения удерживать артикуляторные органы в заданном положении. Развитие статики артикуляторных движений осуществляется с помощью работы основных групп мышц, придающих артикуляторным органам нормативный для русской фонетической системы артикуляторный уклад, и зависит от характера дефекта.

Так, например, при формировании нормативного артикуляторного уклада звука [С] при выполнении статических артикуляторных упражнений осуществляется активизация следующих мышц:

1. Двубрюшной, челюстно-подъязычной и подбородочно-язычной мышц (опускают нижнюю челюсть вниз):

— открыть рот, подержать его открытым в интервале счета от 1 до 5—7, затем закрыть.

2. Крылонебной наружной мышцы (опускает и выдвигает нижнюю челюсть вперед, сближая фронтально ряды верхних и нижних резцов):

— приоткрыть рот, выдвинуть нижнюю челюсть вперед, удержать ее в таком положении в течение 5—7 секунд, вернуть в исходное положение.

3. Квадратной губной нижней (оттягивает нижнюю губу книзу) и верхней (подглазничная ветвь) (поднимает верхнюю губу вверх) мышц:

— оттянуть нижнюю губу книзу, удержать в интервале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;

— поднять верхнюю губу, удержать ее в интервале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние.

4. Мышц смеха и щечных мышц (осуществляют оттягивание углов рта кзади):

— растянуть губы в улыбку, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать их в интервале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;

— растянуть в улыбке только правый (левый) уголок губы, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать ее в интервале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное положение.

5. Квадратной губной верхней (скуловая ветвь) мышцы (оттягивает углы губ вверх):

— поднять поочередно сначала правый, затем левый уголок губы (губы при этом сомкнуты), удерживать ее в интервале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние.

6. Поперечных вертикальных мышц (расслабляясь, способствуют утолщению и расширению средней и задней части спинки языка):

— высунуть кончик языка, помять его губами, произнося слоги па-па-па-па. После произнесения последнего слога оставить рот приоткрытым, зафиксировав широкий язык и удерживая его в таком положении в интервале счета от 1 до 5—7;

— высунуть кончик языка между зубами, прикусывая его и произнося слоги та-та-та-та. После произнесения последнего слога рот оставить приоткрытым, зафиксировав широкий язык и удерживая его в таком положении в интервале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное положение.

7. Шилоязычной мышцы (осуществляет подтягивание вверх и расширение средней и задней части спинки языка, поднимает край передней части спинки языка, способствуя образованию узкой продольной щели по центру языка):

— положить кончик языка на верхнюю губу, зафиксировать такое положение и удерживать его в интервале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;

— поместить кончик языка под верхнюю губу, зафиксировать его в таком положении, удерживать его в интервале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;

— прижать кончик языка к верхним резцам, удерживать его в этом положении в интервале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;

— движение «слизывания» кончиком языка с верхней губы внутрь ротовой полости за верхние резцы.

8. Подьязычно-язычной (оттягивает язык вниз, придавая ему тоническую устойчивость, способствует расширению средней и задней части спинки языка), челюстно-подъязычной, подбородочно-язычной (несколько опускает переднюю часть спинки языка, способствуя образованию продольного «желобка» по спинке языка) и двубрюшной мышц:

— беззвучно, длительно, на выдохе тянуть звук [И];

— беззвучно произносить звук [И], одновременно нажимая боковыми зубами на боковые края языка (это упражнение не только способствует расширению средней и задней части спинки языка, но и является своеобразным приемом массажа при паретичном состоянии мышц боковых краев языка; в случае одностороннего пареза в зависимости от локализации поражения весь язык смещается вправо или влево, и боковыми зубами прикусывается соответствующая боковая сторона языка);

— открыть рот, положить кончик языка на нижнюю губу, зафиксировать его в таком положении, удерживая в интервале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;

— открыть рот, поместить кончик языка за нижнюю губу, зафиксировать его в таком положении, удерживая в интервале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;

— движение «слизывания» кончиком языка с нижней губы внутрь ротовой полости за нижние резцы.

9. Продольных нижних мышц (осуществляют подъем спинки языка, опускают его кончик):

— придать кончику языка положение «мостика» («горки»): прижать кончик языка к нижним резцам, поднять среднюю часть спинки языка, боковые края языка прижать к верхним боковым зубам, удерживать это положение языка в интервале счета от 1 до 5—7, опустить язык.

10. Подбородочно-язычной (передние пучки) мышцы:

— подуть на кончик плоско высунутого языка (при этом можно использовать зрительный или тактильный контроль: поднести ко рту тонкую полоску папиросной бумаги, тыльную (наружную) сторону кисти руки, чтобы почувствовать выдыхаемую центральную холодную воздушную струю), высунуть и несколько опустить кончик языка, поднести к нему пузырек, подуть на кончик языка в пузырек до образования гудящего звука.

В зависимости от вида нарушения произношения приоритетным становится развитие тех групп мышц, деятельность которых наиболее расстроена. Например, при губно-зубном произношении большее внимание уделяется активизации крылонебной наружной мышцы, подбородочно-язычной, мышцам смеха и щечным мышцам; при межзубном произношении — подъязычно-язычной, продольным мышцам языка и т. д.

УПРАЖНЕНИЯ

Наши рекомендации