Основные инструменты и панели свойств
Панель инструментов — единственная часть интерфейса программы, которую вы не можете продублировать или закрыть. Внешний вид Панели инструментов представлен на рис. 15.2.
Рис. 15.2
Вот небольшое описание того, что вы здесь найдете:
Меню панели инструментов (1). Это меню особое, оно содержит некоторые команды, которые не найти в прикрепляемых к изображению меню. Здесь включены команды для настроек, создания определенных типов диалогов и т.д.
Пиктограммы инструментов (2). Эти пиктограммы являются кнопками, которые активируют инструменты для разнообразных действий: выделение частей изображений, рисования, преобразования и т.п.
Цвета фона и переднего плана (3). Область выбора цвета показывает текущий выбранный вами цвет переднего плана и фона, который применяется во многих операциях. Щелчок по одному из них вызовет выборщик цветов, который позволяет вам установить другой цвет.
Кисть/Текстура/Градиент (4). Расположенные здесь значки показывают кисть, текстуру и градиент, установленные по умолчанию.
Активное изображение (5). В GIMP вы можете работать с многими изображениями одновременно, но в любой момент только одно из них является активным изображением, то есть изображением, к которому будут применены вводимые изменения.
Окно изображения
Каждое открытое вами изображение в GIMP отображается в своем собственном отдельном окне. Элементы окна показаны на рис. 15.3.
Рис. 15.3
С помощью этого меню вы можете получить доступ ко всем операциям, применимым к изображению. Вы также можете вызвать меню изображения щелчком правой кнопкой мыши на изображении, или щелчком левой кнопкой мыши по небольшому значку — «стрелке» в левом верхнем углу.
Прямо под заголовком находится меню изображения. С помощью этого меню вы можете получить доступ ко всем операциям, применимым к изображению. (Некоторые «глобальные» действия, которые доступны только через меню Панели инструментов.) Вы также можете вызвать меню изображения щелчком правой кнопкой мыши на изображении, или щелчком левой кнопкой мыши по небольшому значку — «стрелке» в левом верхнем углу, если вы считаете один из этих методов более удобным.
Щелчок по этой небольшой кнопке вызывает меню изображения, расположенное в столбец вместо строки.
В схеме по умолчанию линейки показаны сверху и слева от изображения, отображая координаты внутри изображения. Если желаете, вы можете выбрать, в каких единицах измерения отображаются координаты. По умолчанию используются пиксели. Одно из основных действий для использования линеек — это создание направляющих. Если вы щелкните на линейке и перетащите на окно изображения, будет создана направляющая линия, которая поможет вам аккуратно располагать предметы.
В левом нижнем углу окна изображения расположена небольшая кнопка, которая включает или выключает быструю маску, которая является альтернативным и часто полезным методом просмотра выделенной области внутри изображения.
В левом нижнем углу окна расположена прямоугольная область, используемая для отображения текущих координат указателя (положение мыши, если вы используете мышь).
Используемыми по умолчанию единицами измерения для линеек и некоторых других целей являются пиксели. Вы можете заменить их на дюймы, сантиметры или другие единицы, доступные с помощью этого меню.
Есть несколько методов увеличения или уменьшения масштаба изображения, но это меню является наиболее простым.
Область статуса расположена под изображением. Она отображает активный слой изображения, и количество занятой изображением системной памяти.
Панель навигации — небольшая кнопка крестовидной формы расположена справа внизу под изображением. Вы можете перемещаться к другим частям изображения двигая мышь при нажатой кнопке.
Неактивная область заполнения: эта область заполнения отделяет активное отображаемое изображение и неактивную область, поэтому вы видите различие между ними.
Наиболее важная часть окна изображения это конечно, само изображение. Оно занимает центральную область окна и окружено желтой пунктирной линией, в отличие от нейтрального серого цвета фона.
Кнопка Изменение размера изображения. Если эта кнопка нажата, при изменении размера окна изображение будет изменять размер.
Диалоги и панели
В GIMP версии 2.4 пользователь получил больше удобства в плане размещения диалоговых окон на экране. Вместо размещения каждого диалога в своем собственном окне, вы можете группировать их вместе с помощью панелей. Панель — это окно-контейнер, которое может содержать собрание постоянных диалогов, таких, как Параметры инструментов, Кисти, Палитры и др. Каждая панель имеет соединительные планки (рис. 15.4).
Рис. 15.4
Область перетаскивания диалогов. Каждая панель имеет область перетаскивания. При наведении указателя на область перетаскивания курсор изменит вид на форму ладони. Для присоединения диалога просто щелкните по области перетаскивания и перетащите его на одну из соединительных планок в панели. Рис. 18.5 показывает область, позволяющую отделить диалог Слои от панели.
Рис. 15.5
Вы можете перетащить более одного диалога в одну панель. Если хотите, они будут чередоваться в виде закладок, отображаемых в виде значков вверху диалога. Щелчок по закладке выдвигает диалог на передний план, следовательно, вы можете взаимодействовать с ним.
Почти все, что делается с изображением, может быть отменено. Вы можете отменить последнее действие, выбрав в меню изображения Правка ►Отменить, но эта операция применяется так часто, что вам лучше запомнить сочетание клавиш Сtrl+Z.
Сама отмена также может быть отменена. После отмены действия вы можете вернуть его, выбрав в меню изображения пункт Правка ►Повторить или с использованием клавиши быстрого доступа Сtrl+Y. Часто это полезно при оценке эффекта какого-либо действия, с помощью его неоднократной отмены и повтора.
Если вы часто используете отмену и возврат на множество шагов за раз, возможно будет более удобно работать с диалогом Истории отмен — прикрепляемой панелью, которая показывает небольшие эскизы каждой точки в истории отмены, позволяя вам перемещаться назад или вперед к точке, по которой вы щелкаете.
Создание новых файлов
В GIMP вы можете создать новое изображение при помощи пункта меню: Файл ►Новый. При этом откроется диалог Создать новое изображение (рис. 18.6), где можно установить начальные ширину и высоту файла.
Рис. 15.6
Открытие файлов
Доступно несколько способов открыть существующее изображение в GIМР. Наиболее очевидный — это открыть его с помощью меню Файл ►Открыть в меню Панели инструментов или Изображения.
При этом появится диалог выбор файла. Этот метод годен, когда название и место файла известны, но не подходит для нахождения файла с помощью просмотра.
Другой способ — перетащить и бросить. После того, как необходимый файл найден в файловой системе, можно нажать на его пиктограмму и перетащить на панель инструментов GIМР (рис. 18.7). Если пиктограмму перетащить на существующее изображение в GIМР, то файл добавится как новый слой или слои этого изображения.
Некоторые приложения позволяют делать копию экрана в буфер обмена, подобно клавише Print Screen. Тогда это изображение можно открыть в GIМР через меню панели инструментов Файл ►Получить ►Вставить как новое. Поддержка этого поведения непостоянна, поэтому необходимо проверить, работает ли она.
Рис. 15.7
Практическая работа №6