Исследования факторов влияющих на сохранение материала в памяти

Факторов, которые влияют на сохранение материала в памяти, несколько. Экспериментального исследования требуют такие факторы, как род промежуточной деятельности между заучиванием и воспроизведением, её временная локализация в интервале между заучиванием и воспроизведением, длительность интервала, степень первоначального заучивания и т.п. Результаты ряда исследования ретроактивного торможения (так называется ухудшение воспроизведения в тех случаях, когда в промежутке между заучиванием и воспроизведением совершается умственная деятельность субъекта) является особенно сильным, если промежуточная деятельность между заучиванием и воспроизведением является гомогенной, т.е. сходной с первоначальным заучиванием. В связи с этим, исследованию должны, в первую очередь, подвергнуться эффекты ретроактивного торможения. Остановимся более подробно на нескольких методиках исследования эффектов ретроактивного торможения и интерференции мнемических следов.

Методика включает в себя три опыта, которые строятся по одинаковой схеме и отличаются друг от друга только характером предъявляемого для запоминания материала: в первом опыте предъявляются связанные между собой слова, во втором – не связанные, в третьем – бессмысленные слоги. Испытуемому в каждом опыте последовательно на слух предъявляют три ряда из 4, 6 и 8 элементов с предложением воспроизвести в том же порядке. Испытуемый должен воспроизвести элементы 4 раза: первый раз непосредственно после предъявления, второй раз после паузы в 15 с., третий раз после перемножения в уме двух двузначных чисел (гетерогенное отвлечение), четвёртый раз – после гомогенного отвлечения – запоминания ряда других объектов (например, ряда слов, слогов и др.). Воспроизведённые элементы экспериментатор фиксирует в протоколе. После каждого опыта фиксируются данные словесного отчёта испытуемого и наблюдения экспериментатора. После проведения опыта, при помощи формулы, подсчитывается коэффициент ретроактивного торможения. По каждому опыту экспериментатор анализирует влияние пауз и отвлечений на продуктивность воспроизведения и характер его ошибок. При сравнении результатов, полученных во всех трёх опытах, оцениваются различия в воспроизведении связанных и несвязанных слов, а также бессмысленных слогов. Также сопоставляется влияние пауз и отвлечений на воспроизведение материала различной степени осмысленности.[9]

Заключение

Память рассматривалась и анализировалась в рамках различных направлений и в рамках различных научных теорий. Среди основных можно отметить ассоциативный подход, подход социальный, генетический и множество других. Без сомнения в рамках каждой теории было множество практических и без сомнения ценных наработок.

В современной психологии память понимается как форма психического отражения действительности, действие которой заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память характеризуется на основе своих основных процессов: запоминания, хранения, воспроизведения и забывания информации. В основе классификации её видов лежат характер психической активности личности, характер целей деятельности, а также время закрепления и сохранения материала. Основываясь на этих критериях учёные выделяют такие виды памяти, как двигательная и образная, произвольная и непроизвольная, кратковременная, долговременная, оперативная и др.

Все виды памяти подвергаются научному анализу и исследованию. Для исследования памяти применяется ряд методик, которые направлены на исследования процессов запоминания, факторов сохранения, причин забывания информации и возможности её воспроизведения.

Память является одним из основных психических познавательных процессов личности человека. Она является опорой его жизни. Именно благодаря ей человек может развиваться как личность, она является основой всех познавательных процессов. Тема психологического исследования памяти человека является без сомнения интересной и актуальной и может быть предметом для дальнейшего исследования.

Список использованной литературы и источников

1. Психология: учебник для бакалавров . Авторы: Ступницкий В.П., Щербакова О.И., Степанов В.Е. Издательство: Дашков и К, 2014 г. Стр. 23-44

2. Психология человека: Учебное пособие Авторы: Макарова К.В., Таллина О.А. Издательство: МПГУ, 2011 г. Стр. 58-62.

3. Психология человека: Учебное пособие Авторы: Макарова К.В., Таллина О.А. Издательство: МПГУ, 2011 г. Стр. 49-54

4. Основы общей психологии: учебное пособие. Автор: Баданина Л.П. Издательство: ФЛИНТА, 2012 г. Стр.82-85.

5. История психологии: учебное пособие. Автор: Батыршина А.Р.
Издательство: ФЛИНТА, 2011 г. Стр.23-26.

6. Психология личности: учебное пособие. Автор: Гуревич П.С.
Издательство: Юнити-Дана, 2011 г. Стр.90-92.

7. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=9274

8. http://revolution.allbest.ru/psychology/00277008_0.html

9. http://www.wiseowl.ru/showwork/930

Приложение 1

Исследования факторов влияющих на сохранение материала в памяти - student2.ru

Приложение 2

Исследования факторов влияющих на сохранение материала в памяти - student2.ru

[1] Психология: учебник для бакалавров . Авторы: Ступницкий В.П., Щербакова О.И., Степанов В.Е. Издательство: Дашков и К, 2014 г. Стр. 23-44

[2] Психология человека: Учебное пособие Авторы: Макарова К.В., Таллина О.А. Издательство: МПГУ, 2011 г. Стр. 58-62.

[3] Психология человека: Учебное пособие Авторы: Макарова К.В., Таллина О.А. Издательство: МПГУ, 2011 г. Стр. 49-54

[4] Основы общей психологии: учебное пособие. Автор: Баданина Л.П. Издательство: ФЛИНТА, 2012 г. Стр.82-85.

[5] История психологии: учебное пособие. Автор: Батыршина А.Р.Издательство: ФЛИНТА, 2011 г. Стр.23-26.

[6] Психология личности: учебное пособие. Автор: Гуревич П.С.Издательство: Юнити-Дана, 2011 г. Стр.90-92.

[7] http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=9274

[8] http://revolution.allbest.ru/psychology/00277008_0.html

[9] http://www.wiseowl.ru/showwork/930

Наши рекомендации