Понятие графического объекта. Операции с объектами
С точки зрения векторной графики под графическим объектом понимается любой нарисованный или вставленный объект, который можно редактировать и форматировать с помощью панели инструментов. Элементарным объектом векторной графики является линия. Любая векторная иллюстрация состоит из линий. Например: объект четырехугольник представляет собой четыре связанные линии, а объект куб можно рассматривать либо как двенадцать связанных линий, либо как шесть связанных четырехугольников.
При создании изображения мы можем проводить различные операции над объектами из которых состоит наше изображение. К таким операциям относятся: выбор (выделение одного или нескольких объектов), вращение, перемещение, дублирование и клонирование, логические операции (сумма, разность, пересечение, исключающее ИЛИ, разделить, разрезать контур). Рассмотрим каждую из операций подробнее.
Для выделения объекта чаще всего используется самый первый инструмент на панели инструментов – Селектор. Для выбора этого инструмента достаточно кликнуть один раз левой кнопкой мыши по пиктограмме инструмента или нажать клавишу F1. После того как инструмент выбран, щелкните по любому объекту на холсте при этом вокруг объекта появятся восемь инверсных стрелок (рис. 8.1).
Рис. 8.1. Выделение объекта
После того как объект выделен мы можем:
· перемещать объект мышью в любое место холста (при зажатой клавише Ctrl, объект будет перемещаться строго по горизонтали/вертикали);
· изменять размер объекта посредствам перетягивания любой из стрелок (зажатая клавиша Ctrl позволяет сохранить пропорции изменяемого объекта).
Если щелкнуть по выделенному изображению еще раз, то мы увидим, как видоизменились стрелки вокруг объекта (рис. 8.2). С помощью угловых стрелок мы можем вращать наш объект (зажатая клавиша Ctrl обеспечивает поворот изображения на угол кратный 15°). Используя не угловые стрелки, мы можем задать скос объекту в ту или иную сторону, как бы придав ему вид перспективы.
Рис. 8.2. Вращение объекта
Если же наше изображение состоит из нескольких объектов, и мы хотим провести операции над некоторыми из них, то мы можем выделить эти объекты с помощью Shift+щелчок мыши на каждом, либо при зажатой левой кнопке мыши обвести все нужные объекты.
Shift+щелчок мыши на выделенном объекте исключает его из выделения.
Нажатие Esc снимает любое имеющееся выделение. Ctrl+A выделяет все объекты в документе.
Дублирование и клонирование объектов. Наиболее распространенная операция, которая используется при создании сложных изображений – дублирование объекта. Для того что бы создать дубликат необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши по объекту в появившемся контекстном меню выбрать команду Продублировать или нажать сочетание клавиш Ctrl+D (при этом объект должен быть выделен).
Дубликат располагается точно над исходным объектом, становится выделенным, что позволяет сразу перемещать его мышью или клавишами курсора. При создании дубликата объекта мы получаем точную копию объекта, так называемый дубль. Каждый дубль является самостоятельным объектом, который в можно редактировать произвольным образом. При этом произведенные изменения никак не отражаются ни на исходном объекте, ни на других дублях. Иначе обстоит дело при клонировании.
Клон объекта – его точная копия, связанная с исходным объектом. Все изменения, производимые над исходным объектом, распространяются на его клоны. Редактирование клона никак не отражается на оригинале, но редактирование оригинала немедленно отражается на клоне.
Для клонирования объекта необходимо выделить исходный объект и выбрать в меню Правка команду Клон ►Создать клон.
Из клонов можно создавать узоры. Для этого нужно выделить исходный объект и выбрать в меню Правка пункт Клон ►Создать узор из клонов.
Логические операции над объектами. Используя возможности логических операций в Inkscape, мы можем различным образом объединять два и более объектов. Для того что бы применить ту или иную логическую операцию для объектов нам необходимо выбрать соответствующую команду в меню Контур или воспользоваться горячими клавишами. Обращаем ваше внимание на то, что объекты, над которыми производятся данные операции, должны быть выделены.
К логическим операциям относятся (рис. 8.3):
Сумма (Ctrl++) – позволяет объединить контуры двух и более объектов. Т.е. результатом данной операции будет объект, включающий в себя контуры всех слагаемых. Цвет контура и заливки объекта при этом будет браться от объекта, который расположен внизу изображения.
Разность (Ctrl+-) – позволяет из контура нижележащего объекта вычесть контур вышележащего объекта. Применяется только к двум выделенным объектам.
Пересечение (Ctrl+*) – результатом данной операции является объект, состоящий из той части контура, которая была общей для всех объектов (т.е. где объекты накладывали друг на друга).
Исключающее или (Ctrl+^) – применяется только к двум выделенным объектам и представляет собой сумму двух фигур за исключением общей части.
Разделитель (Ctrl+/) – разрезает целостность нижнего объекта контуром верхнего объекта.
Разрезать контур (Ctrl+Alt+/) – разрезает обводку нижнего контура и убирает заливку.
Рис. 8.3. Примеры логических операций
Упражнение
Создание изображение по образцу (рис. 8.4)
Рис. 8.4
Ø Определите из каких элементов состоит данное изображение.
Ø Для создания центральной части орнамента используйте объекты: прямоугольник и круг.
Ø Используя инструмент Прямоугольник создайте прямоугольник, затем с помощью инструмента Эллипс создайте небольшой круг и продублируйте его так, чтобы у вас получилось изображение на рис.8.5.
Рис. 8.5
Ø Используя команду Контур ►Разность, вырежьте последовательно каждый круг из прямоугольника.
Ø С помощью инструмента Эллипс и логических операций Сумма и Разность создайте изображение цветка (рис. 8.6).
Рис. 8.6
Ø Клонируйте изображение цветка, так что бы получить итоговое изображение на рис. 8.4.
Контрольные вопросы
1. Какой инструмент используется для выделения объектов?
2. Какую операцию необходимо выполнить над объектом перед его перемещением, вращением, масштабированием?
3. Какие логические операции можно проводить над объектами? Опишите особенность каждой из них.
4. В чем отличие дублирования объекта от его клонирования?
§ 9. Заливка объектов,
управление заливками
Каждый объект созданный в векторной графике имеет контур (замкнутый или разомкнутый), его внутреннюю область (пустую или с заливкой). В любом векторном редакторе существует несколько типов заливки, самые распространенные из них это: обычная заливка и цветовой переход (градиентная заливка).
Для того что бы установить заливку для объекта в Inkscape можно использовать один из нескольких существующих способов, а именно:
Команда меню Объект ►Заливка и обводка;
Пункт Заливка и обводка в контекстном меню (щелчок правой кнопкой мыши по объекту);
Сочетание клавиш Shift+Ctrl+F.
В результате в окне графического редактора Inkscape появится диалоговое окно (рис. 12), состоящее из трех вкладок: заливка, обводка, стиль обводки. Рассмотрим каждую из вкладок подробней.
Рис. 12. Диалоговое окно Заливка и обводка
Заливка. Используя параметры, размещенные на данной вкладке мы можем установить для графического объекта тип заливки (сплошной цвет, линейный градиент, радиальный градиент или текстура); цвет (представляется согласно одной из цветовых моделей – RGB, HLS, CMYK), значение цвета может быть задано в шестнадцатеричном формате для RGBА, где к модели RGB добавляется еще альфа-канал, указывающий на прозрачность цвета. Так же здесь мы можем задать значение размывания нашего изображения.
Обводка. Данная вкладка содержит настройки, аналогичные настройкам на вкладке Заливка и обводка, но изменения значений параметров на данной вкладке применяется для редактирования обводки (граничной линии) объектов.
Стиль обводки. С помощью изменения значений параметров, расположенных на данной вкладке мы можем задать: толщину линии, тип соединения (скругленное, под прямым углом, скошенное), предел острия, окончание линии (плоское, круглое, квадратное), тип линии (сплошная, пунктир и т.д.), маркеры начала соединения и окончания (например: стрелки) (рис. 13).
Рис. 13. Диалоговое окно Заливка и обводка – Стиль обводки
Вместо сплошной окраски, можно использовать градиенты как для заливки всего изображения в целом, так и для контура. Градиент – плавный переход цветов один в другой. Чаще всего градиентная заливка используется для сложных заливок. Градиент может содержать в себе переход между двумя и более цветами.
В графическом редакторе Inkscape имеется 2 вида градиента: линейный, радиальный (рис 14).
Рис. 14. Градиентная заливка объекта
Линейный градиент представляет собой линию с опорными начальной и конечной точками, которая растягивается вдоль прямой в любом направлении. Расположение линии градиента относительно самого объекта может быть произвольным.
Радиальный градиент состоит из центральной опорной точки и двух конечных опорных точек, которые можно располагать на разном расстоянии от центра градиента. Положение линии градиента относительно объекта тоже может быть произвольным.
Для того что бы отобразить Линию градиента со всеми опорными точками необходимо дважды щелкнуть левой кнопкой мыши на объекте, залитом градиентом или выбрать инструмент Градиент на панели инструментов (клавиша G).
Начальная опорная точка имеет форму квадрата, конечная – форму круга, а все остальные — форму ромба. Выделенная (текущая, активная) опорная точка окрашивается в синий цвет (рис. 15).
Рис. 15. Опорные точки градиента в Inkscape
Если указатель мыши расположен точно над опорной точкой, но она еще не выделена, то точка окрашивается красным цветом. Опорные точки можно добавлять, перемещать и удалять.
Градиент имеет направление и изменяется от начальной к конечной опорной точке. Для изменения направления градиента необходимо поменять местами (переместить конечные точки, развернув градиент на нужный угол) начальную и конечную точки градиента на линии градиента.
Чтобы залить объект градиентом необходимо для активного объекта на палитре Заливка и обводка выбрать пиктограмму нужного градиента.
По умолчанию любой градиент имеет две опорные точки. Конечная опорная точка соответствует полной прозрачности. Начальная опорная точка соответствует цвету исходной заливки объекта. Если объект изначально не имел заливки, то начальная опорная точка соответствует черному цвету (в зависимости от типа цветовой модели имеет свои параметры).
Залить градиент можно и с помощью инструмента Градиент.
Все градиенты документа содержатся в списке градиентов на палитре Заливка и обводка или на панели Параметры инструментов для инструмента Градиент. Каждый градиент отображается в виде линейного градиента и имеет свое уникальное имя. Объект можно залить любым из представленных в списке градиентов образцом (рис. 16).
Рис. 16. Список градиентов документа Inkscape
Над градиентами мы можем производить следующие операции:
· Продублировать;
· Изменить;
· Повторить.
Дублирование градиентов
Графический редактор Inkscape позволяет создавать копии активного градиента. Для этого необходимо выбрать из списка нужный градиент и нажать на кнопку Продублировать, при этом дубликат получает уникальное имя и становится активным. Теперь его можно редактировать.
Редактирование градиента
Кнопка Изменить вызывает окно Редактор градиента для текущего градиента. Где можно добавлять, удалять изменять опорные точки градиента.
Повтор градиента
Если начальный и конечный маркеры расположены внутри объекта, то есть линия градиента полностью расположена внутри объекта, то можно градиент повторить (размножить).
Режимы повтора (размножения) градиента выбираются в списке Повтор. Их всего три:
· Нет;
· Прямой;
· Отраженный.
По умолчанию установлен режим Нет, то есть без повторов. Если включен режим Прямой, то расположение опорных точек копий повторяется. Если выбран режим Отраженный, то опорные точки копий располагаются в зеркальном порядке относительно предыдущей копии.
Упражнение
Ø Откройте программу Inkscape.
Ø Создайте небольшой прямоугольник со следующими параметрами: Цвет обводки – синий, Цвет заливки – зеленый.
Для этого:
· выберите инструмент Рисовать прямоугольник и квадрат;
· удерживая левую кнопку мыши нарисуйте прямоугольник произвольной величины;
· на панели Образцы цветов щелкните по пиктограмме зеленого цвета;
· удерживая клавишу Shift, на панели Образцы цветов щелкните по пиктограмме синего цвета.
Ø Создайте дубликат данного прямоугольника (комбинация клавиш Ctrl+D) и расположите его рядом с предыдущим.
Ø Для дубликата задайте следующие параметры: Углы – скругленные, Цвет обводки – красный, Цвет заливки – зеленый, Стиль обводки – пунктирная линия, Толщина обводки – 4 мм.
Для этого:
· Выделите нужный прямоугольник.
· С помощью контекстного меню вызовите диалоговое окно Заливка и обводка;
· На вкладке Заливка кликните по пиктограмме Сплошной цвет и изменяя положение бегунков на цветовой модели RGB установите зеленый цвет (R – 0, G – 100, B – 0);
· Кликните по вкладке Обводка, выберите пиктограмму Сплошной цвет, щелкните по кнопке Круг, установите бегунок круга на красном цвете;
· Выберите вкладку Стиль обводки, задайте следующие параметры: Пунктир – пунктирная линия, Толщина обводки – 4 мм.
Ø Создайте изображение круга, который имеет такие параметры: Стиль обводки – сплошная линия, Цвет обводки – желтый, Тип заливки – радиальный градиент (опорная точка – белый цвет, конечные – желтый).
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятию Заливка объекта.
2. Какие виды заливок существуют?
3. В чем особенность градиентной заливки?
4. С помощью каких операций над объектом можно установить заливку объекту, контуру объекта?
Практическая работа №3
Создание простых рисунков
Цель: получить навыки построения изображения из графических примитивов в приложении Inkscape.
Задачи:
· ознакомить с интерфейсом приложения «Inkscape» и его основными инструментами;
· получить навыки настройки параметров инструментов; создания и сохранения изображения;
· создать изображение по описанию в практической работе;
Постановка задачи: нарисовать Ежика.
Этапы работы:
· построение изображения с помощью инструментов круг, многоугольник, прямоугольник и квадрат;
· применение команд трансформирования объекта;
· настройка и применение заливки.
Ход работы
Создайте изображение, имитирующее иголки (рис. 17):
Рис. 17. Создание изображения иголок для ежика
Ø Выберите инструмент Рисовать звезды и Многоугольники, на Панели параметров инструментов нажмите кнопку Звезда.
Ø Задайте для инструмента следующие параметры: углы – 15, соотношение радиусов – 0.8.
Ø Нарисуйте многоугольник произвольного размера с заливкой коричневого цвета.
Ø Масштабируйте фигуру до размеров 410 px х 465 px.
Ø Создайте дубль многоугольника (Ctrl+D), залейте его немного более темным коричневым цветом. (Понадобится для создания эффекта объема (рис. 18).
Рис. 18
Ø Задайте для более темного многоугольника обводку шириной в 13 px. Таким образом он увеличится в объеме (рис. 19).
Рис. 19
Ø Переместите более темный многоугольник под более светлый так что бы фигуры расположились по центру относительно друг друга. (Если темный многоугольник накладывается на светлый используйте кнопки на панели параметров инструмента для изменения положения объекта).
Нарисуйте внутреннюю часть тельца:
Ø Выберите инструмент Овал и нарисуйте круг, зажав клавишу Ctrl.
Ø Пока круг выделен, выберите в меню Контур ►Оконтурить объект (Shift+Ctrl+C), что позволит редактировать эту фигуру в дальнейшем. Укажите кругу заливку с параметрами, указанными на рис. 20.
Рис. 20
Ø На Панели инструментов выберите инструмент Редактировать узлы контура… , переместите направляющие узлов так, что бы у вас получилось тело ежика (рис. 21).
Рис. 21
Нарисуйте глаза:
Ø Выберите на Панели инструментов инструмент Рисовать Звезды и многоугольники. Нарисуйте равносторонний треугольник. (Укажите количество углов, равное трем и удерживайте Ctrl, чтобы фигура была правильной).
Ø Укажите заливку с параметрами, указанными на рис. 22.
Рис. 22
Ø Не снимая с выделения с треугольника, выберите в меню Контур ►Оконтурить объект (Shift+Ctrl+C) для редактирования фигуры.
Ø Используя инструмент Редактировать узлы контура… и удерживая зажатой клавишу Shift выделите все узлы.
Ø На панели Параметров инструментов нажмите иконку Сделать выделенные узлы автоматически сглаженными (рис. 23).
Рис. 23
Ø Переместите верхний узел фигуры с помощью инструмента Редактировать узлы контура… немного левея от центра. Расположите полученную фигуру так, как показано на рис. 24.
Рис. 24
Ø Выберите инструмент Овал и нарисуйте круг, зажав клавишу Ctrl. Задайте фигуре серый цвет заливки с параметрами R-36, G-36, B-36 (рис. 25).
Рис. 25
Ø Нарисуйте еще два маленьких круга белого цвета и расположите их как показано на рис. 26.
Рис. 26
Ø Отразите копию полученного глаза по горизонтали. Однако не отражайте блики (рис. 27)!
Рис. 27
Нарисуйте мордочку:
Ø Выберите инструмент Овал создайте изображение элипса. В меню выберите Контур ►Оконтурить объект (Shift+Ctrl+C). После этого редактируем узлы, чтобы вышло как на рис. 28.
Рис. 28
Ø тем же инструментом Овал нарисуйте темно-серый овал, а следом небольшой белый, который будет бликом на носу (рис. 29).
Рис. 29
Ø На этом этапе мы должны получить примерно такой результат, как вы видите на рис. 30. Можете экспериментировать с расстоянием между глазами, размерами мордочки, носа и т. д.
Рис. 30
Нарисуйте ушки ежику:
Ø Создайте дубликат фигуры области под глазами, увеличьте ее и переверните (рис. 31).
Рис. 31
Ø Укажите ушку обводку толщиной в 12px. Задайте уху заливку розового цвета, а обводку сделайте цвета кожи ёжика. Также разместите ухо под фигурой внутреннего тельца ёжа, но над иголками (рис. 32).
Рис. 32
Ø Дублируйте ухо и отразите его горизонтально.
Ø Используя инструмент Рисовать прямоугольник и квадрат… нарисуйте ежику лапки и добавьте вашему изображению фон Зеленого цвета (рис. 33).
Рис. 33
§ 10. Создание рисунков из
кривых и ломаных
На предыдущих уроках мы с вами познакомились с инструментами рисования, которые позволяют создавать простые фигуры. Но как быть если мы хотим создать фигуру самостоятельно?
Для этого нам понадобятся инструменты, расположенные на Панели инструментов – Рисовать произвольные контуры и Рисовать кривые Безье .
Эти инструменты создают так называемые контуры. Контур – это последовательность отрезков прямых линий, и/или кривых Безье, которая, как и любой другой объект в Inkscape может иметь собственные параметры заливки и штриха (рис. 34).
Рис. 34. Создание контура
В отличие от фигур контур можно свободно редактировать смещением любого из его узлов (а не только предустановленных рычагов) или перетаскиванием его сегмента. Для того что бы редактировать контур необходимо выбрать его нажатием по нему левой кнопкой мыши и включить инструмент Редактирования узлов (F2) (рис. 35).
Рис. 35. Редактирование контура
После включения инструмента Редактирование узлов мы увидим несколько серых квадратов на контуре – узлов. Эти узлы могут быть выбраны разными способами: щелчком мыши, Shift+щелчок или тянущимся выделением (выделение при зажатой левой кнопки мыши). Для автоматического выбора соседних узлов, мы также можем щёлкнуть сегмент контура. Выбранные узлы становятся выделенными и показывают свои рычаги – один или два кружка, соединённых с выбранным узлом отрезком прямой линии.
Контуры редактируются перетаскиванием своих узлов и рычагов управления. Мы можем вставлять узлы в любую часть контура двойным щелчком мыши или комбинацией клавиш Ctrl+Alt+Щелчок в нужной точке контура. Удаление узлов производится нажатием клавиши Del или комбинацией клавиш Ctrl+Alt+Щелчок. При удалении узлов программа попытается сохранить фигуру контура. Если мы не нуждаемся в сохранении контура фигуры, то используется комбинация клавиш Ctrl+Del. Кроме того, в Inkscape можно: продублировать выбранные узлы (Shift+D), разорвать контур на месте выбранного узла (Shift+B), соединить обратно, выбрав концы контура и нажав Shift+J.
Существую несколько видов узлов:
· острый узел (Shift+C) – оба рычага узла могут двигаться под любым углом независимо друг от друга;
· сглаженный узел (Shift+S) – рычаги узла всегда находятся на прямой линии и взаимно зависимы при повороте;
· симметричный узел (Shift+Y) – почти то же самое, что и рычаги сглаженного узла, но эти рычаги ещё и одинаковой длины. При смене типа узла можно сохранить позицию одного из двух рычагов, держа над ним курсор мыши, так что только один рычаг масштабируется до совпадения.
Следует заметить, что по умолчанию все узлы являются острыми.
Контрольные вопросы
1. Назовите важнейшие элементы кривых.
2. Когда становятся видимыми узлы на кривой?
3. Что такое траектория?
4. Как можно изменить форму участка кривой?
5. В чём заключается особенность различных типов узлов в процессе редактирования?
6. Почему приходится изменять тип узла?
7. Какой инструмент используется для редактирования кривых?
Практическая работа №4