Словарь: Операторское искусство

Словарь: Операторское искусство

В словаре описаны например: некоторые виды планов, кадр, кадрик и каше, есть ли разница между голландским и немецким углами, а также зачем нужен обтюратор, определения терминов от оператора и панорамирования до цейтрафера и экспозиции, минуя рапид, стедикам и фишай.

Анаморфирование

[Anamorphinae]

— изменение пропорций изображения с помощью специального объектива или анаморфотной насадки; позволяет во время съемки сжимать изображение по ширине при сохранении параметров по высоте, а во время проекции – вытягивать изображение при восстановлении естественных параметров

Словарь: Операторское искусство - student2.ru Широкое применение анаморфотная оптика получила в 50-х годах с ростом популярности широкоэкранного кино.

Бленда

[Lens hood]
- часть оправы объектива или дополнительное приспособление, к примеру, в виде цилиндра, предназначенное для коррекции избыточного освещения, устранения бликов, а также предотвращения механических повреждений

Видоискатель/Визир

[Viewfinder]

— элемент съемочного аппарата, помогающий определить границы снимаемого пространства и параметры съемки

Внутрикадровый монтаж


— различные приемы, которыми пользуется во время съемки оператор, в т.ч. переход фокуса, поворот камеры, наклон камеры, наезд, отъезд и другие типы движения камеры

Внутрикадровый монтаж - непрерывное движение камеры при съемке, что позволяет изменять крупность объектов при помощи перехода фокуса, поворота камеры, наклона камеры, наезда, отъезд и других типов движения камеры. "Веревка" реж. А. Хичкок, 1949

Словарь: Операторское искусство - student2.ru Что почитать: Алексей Соколов "Монтаж: Телевидение, кино, видео", глава "Внутрикадровый монтаж"

Голландский угол/Немецкий угол

[Dutch angle/German angle/Canted angle/Oblique angle/Dutch tilt]

— прием, при котором объектив камеры расположен в стороне от объекта, а линия горизонта «завалена» набок

Кадр из фильма Третий человек (1949)


Словарь: Операторское искусство - student2.ru Широкое применение прием получил в кинематографе немецкого экспрессионизма, а затем в жанре нуар - для выражения безумия, беспокойства, необычности и дезориентации.

  - Почему голландский угол называют «углом Бэтмэна»? - Посмотри сериал или фильм «Бэтмен» 60-х годов! Там сплошь и рядом используют голландский угол!  

Глубина кадра

[Frame depth]

— принцип организации кадра, следующий правилам линейной перспективы и позволяющий воспринимать изображение на плоской поверхности объемным; зависит от разделения внутрикадрового пространства на планы и их соотношения, значения диафрагмы, фокусного расстояния и других параметров

Глубина резкости/Глубина резко изображенного пространства

[Depth of field]

— расстояние в пространстве изображения, которое обладает удовлетворительной резкостью

Движение камеры

[Camera movement]

— любое перемещение съемочной камеры; основные виды: наезд, отъезд, тревеллинг, панорамирование и др.

Деталь

[Detail/Extreme close-up]

— крупное изображение мелкого предмета или части лица

Длинный кадр

[Long take/Extended take]

— кадр, не прерываемый монтажными переходами дольше обычного

Словарь: Операторское искусство - student2.ru Самый длинный кадр в художественном кино – «Русский ковчег» Александра Сокурова, 1,5-часовой фильм, целиком снятый без остановки камеры и без монтажных склеек (оператор – Тильман Бюттнер)

  - Видел крутую сцену из четвертого эпизода «Настоящего детектива»? - Да, этот динамичный длинный кадр длится больше 6 минут!  

Задний план

[Background]

— степень удаленности от объектива, при которой объекты и пространство, находящиеся на расстоянии от камеры и служат фоном для объектов на первом и втором плане

Зональные линзы

[Split-focus diopter lens]

— оптическая насадка, позволяющая создавать в одном кадре две точки фокуса – на переднем плане и заднем; используется для акцентирования внимания зрителя на расположенных на разных планах объектах различной крупности

Кадр из фильма Бешеные псы (1991)

Кадр

[Shot]
см.также Кадрик

  1. фрагмент отснятого материала от пуска съемочного аппарата до его остановки
  2. фрагмент отснятого материала между двумя монтажными склейками


Словарь: Операторское искусство - student2.ru Что почитать: Николай Изволов «Что такое кадр?»

Кадрик

[Frame]

— единичный фотоснимок на кинопленке, наименьшая статическая единица фильма

Словарь: Операторское искусство - student2.ru Смена 24 кадриков в секунду – нормальная частота киносъемки и проекции, вызывающая иллюзию непрерывности движения на экране.

Каше

[Сache/Mask/Iris]

— заслонка в виде какой-либо геометрической фигуры (часто круга), устанавливаемая перед объективом и закрывающая часть снимаемого пространства; используется для создания различных эффектов, к примеру, усиления драматического напряжения, для затемнения и т.д.

Кадр из фильма Рождение нации (1915)

Композиция кадра

[Picture composition]

— построение элементов экранного изображения, позволяющее воплотить задумку авторов, в том числе, определение ракурса, плана, вида движения камеры, положения предметов и фигур, а также их соотношение между собой и т.д.

Крупный план/Американский план

[Close-up shot]

— кинематографический план, при котором кадр заполняет лицо актера; также выделяют сверхкрупный план (extreme close-up) – часть лица

Кадры из фильма Иди и смотри (1985)

  Фильм «Иди и смотри» режиссер Элем Климов рассматривал как «сквозной крупный план», поскольку каждый второй эпизод сопровождался крупным планом главного героя, фиксировавшим происходящие внутри него изменения под воздействием реалий войны.  



Словарь: Операторское искусство - student2.ru Что почитать: Григорий Чахирьян «Кинопортрет и крупный план»

Линейная перспектива

[Linear perspective]

— изображение объектов съемки, при котором чем ближе к объективу находится объект, тем крупнее он кажется, и наоборот; позволяет передавать глубину кадра на экране

Мизансцена

[Mise en scène/Placing on stage]

— положение и движение фигур и предметов по отношению к плоскости экрана с учетом особенностей пространства и времени, содержания кадра и его соотношения с другими кадрами; в кино составной частью мизансцены является мизанкадр

Словарь: Операторское искусство - student2.ru Что почитать: Михаил Ромм «Построение киномизансцены», Анатолий Головня «Композиция кадра и мизансцена»

Мизанкадр


— положение предметов и фигур в кадре с учетом особенностей их движений и движений камеры, декораций, реквизита, освещения, глубины кадра и «взаимного соразмещения кадров между собой»

Словарь: Операторское искусство - student2.ru Термин введен Сергеем Эйзенштейном

Наезд камеры

[Dolly in]

— движение камеры вперед по отношению к объекту съемки; обеспечивает различное изменение масштаба предметов, находящихся в кадре (ср. Трансфокатор/«Зум» во второй части словаря)

Нормальный объектив

[Normal lens]

— объектив, позволяющий добиться изображения, максимально соответствующего восприятию человеческого глаза и наиболее точно передать естественную перспективу; фокусное расстояние нормального объектива примерно соответствует диагонали кадра, а угол поля зрения составляет от 40° до 51° включительно

Обратная перспектива

[Reverse perspective]

— изображение объектов съемки с нарушением традиционной линейной перспективы, искажением масштабов и пропорций, т.е. предметы увеличиваются по мере их удаления от объектива; не передает глубину кадра на экране

Обратная съемка

[Reverse action]

— съемка при обратном ходе пленки, что при проекции дает эффект обратного движения

Словарь: Операторское искусство - student2.ru Знаменитый кадр из «Криминального чтива», когда герой Джона Траволты делает Уме Турман инъекцию адреналина в сердце снят в обратной съемке

Обтюратор

[Rotary disc shutter]

— устройство в киноаппарате, необходимое для периодического перекрывания светового потока

Общий план

[Long shot/Wide shot]

— кинематографический план, при котором человек в кадре виден во весь рост

Объектив

[Camera lens/Photographic lens/Photographic objective]

— оптическое устройство, проецирующее снимаемое изображение на пленку или матрицу

     


Оператор

[Cinematographer/Director of photography/DP]
- специалист, непосредственно осуществляющий съемку с помощью киносъемочного аппарата и создающий совместно с режиссером и художником изобразительное решение фильма

Операторская тележка

[Camera dolly]
- оборудование, предназначенное для равномерного, плавного перемещения камеры во время съемки

Словарь: Операторское искусство - student2.ru См. операторские тележки в разделе "Оборудование" на tvkinoradio.ru

Операторский кран

[Crane/Jib]
- оборудование, предназначенное для подъема камеры и, соответственно, получения высокой точки съемки и движения особой выразительности

  - Подскажи какой-нибудь пример использования операторского крана в старом кино? - Да без проблем! Сцена из вестерна «Ровно в полдень» Фреда Циннемана. Ее снял Флойд Кросби.  

Отъезд камеры

[Dolly out]
- движение камеры в сторону удаления от объекта съемки; обеспечивает различное изменение масштаба предметов, находящихся в кадре (ср. Трансфокатор/«Зум»)

Панорамирование

[Panning/Arc shot]
- поворот камеры вокруг своей горизонтальной или вертикальной оси (стационарное панорамирование)
- свободное движение камеры в пространстве снимаемой сцены (динамическое панорамирование)

Словарь: Операторское искусство - student2.ru Что почитать: Сергей Медынский «Панорамирование как творческий прием оператора-документалиста», Владимир Гамалей «Мой первый видеофильм от А до Я», глава «Правила панорамирования»

Передний/ Первый план

[Foreground]
- степень удаленности от объектива, при которой объекты расположены в непосредственной близости от камеры

План

[Shot]
1. крупность изображения; м.б. дальний план, общий, средний, крупный, деталь
2. удаленность расположения объекта относительно объектива камеры; м.б. передний план, средний, задний

Словарь: Операторское искусство - student2.ru Что посмотреть: голливудский курс операторского мастерства «Hollywood Camera Works» - Виды и крупность планов

Пленка

[Film stock]
- плотная эластичная перфорированная лента из светочувствительного материала; основные форматы кинопленки по ширине: 8 мм, 16 мм, 35 мм, 65 мм, 70 мм

Правило 180°

[180-degree rule]
- базовое правило при съемке двух персонажей (к примеру, во время диалога), согласно которому камера может менять ракурс, но не должна пересекать воображаемую линию, проходящую через героев, т.е. один персонаж должен всегда оставаться слева, другой – справа; нарушение правила дезориентирует зрителя

  «Отличное применение правила 180°!» - подумал Николай, посмотрев знаменитую сцену диалога между двумя личностями Горлума из «Властелина колец».  

Ракурс

[Angle/Perspective]
- наклон оптической оси при съемке для получения изображения предмета с различных точек зрения; м.б. нейтральный ракурс – незначительное смещение точки съемки относительно объекта, и острый ракурс – сильное смещение точки съемки относительно объекта; используется для акцентирования внимания, усиления эмоционального воздействия, подчеркивания значения героя и т.д.

Рапид/Ускоренная съемка

[Overcranking/Slow motion/Slo-mo/High-speed photography]
- съемка с кадровой частотой больше 24 кадров в секунду; используется для создания при проекции эффекта замедленного движения; усиливает художественную выразительность сверхбыстрых действий (бой, падение предмета, взрыв и т.п.)

Словарь: Операторское искусство - student2.ru Клип Fatboy Slim на песню Gangster Trippin снят режиссером Романом Копполой целиком в рапиде

Рельсы

[Track]
- алюминиевые или резиновые трубы, на которые устанавливается операторская тележка для обеспечения наиболее плавного и точного движения камеры; могут быть прямыми, закругленными и круговыми.

Рыбий глаз/Фишай

[Fish-eye lens]
- ультраширокоугольный объектив, позволяющий максимально увеличить поле зрения; угол поля зрения такого объектива близок к 180° или выше

  - Как мне лучше всего снять атмосферу наркотического бреда? - Используй фишай, как это сделал оператор Мэттью Либатик в «Реквиеме по мечте» Аронофски.  

Соотношение сторон экрана

[Aspect ratio]
- формат экранного изображения, соотношение ширины и высоты кадра;

Словарь: Операторское искусство - student2.ru Основные форматы: традиционный или полноэкранное кино – 4:3 (1,33:1), широкоформатное кино в России и Европе – 5:3 (1,66:1), широкоформатное кино в США – 13:7 (1,85:1), широкоэкранный Cinemascope – 2,35:1

Средний план

[Medium shot]
- кинематографический план, при котором человек виден почти целиком; принято выделять первый средний план или укрупненный (medium close-up) – погрудный, и второй средний план (medium shot) – от пояса или от колен

Средний/Второй план

[Middle-ground]
- степень удаленности от объектива, при которой объекты расположены на некотором расстоянии от камеры, за объектами первого плана

Стедикам/Подвесной штатив

[Steadicam]
- вспомогательное операторское оборудование, предназначенное для стабилизации камеры и, соответственно, изображения при ручной съемке; позволяет добиться плавного панорамирования

Словарь: Операторское искусство - student2.ru Что почитать: Андрей Языджи «Стедикам – практика и творчество»

  - А ты знаешь, кто один из первых применил стедикам в отечественном кино? - Нет. - Эх ты! Это был фильм «Иди и смотри» Элема Климова, почти целиком снятый оператором Алексеем Родионовым с помощью этой технологии.  

Субъективная камера

[Subjective camera/Point of view shot/POV shot]
- способ съемки, подразумевающий, что камера воспроизводит движение взгляда героя

Словарь: Операторское искусство - student2.ru Нуар «Женщина в озере» Роберта Монтгомери – одна из первых картин, целиком снятых субъективной камерой

Съемка с верхней точки

[High-angle shot]
- точка съемки, при которой камера направлена сверху вниз, а объектив расположен выше линии глаз; часто используется для уменьшения значимости снимаемого объекта

Кадр из фильма Отель Гранд Будапешт (2014)

Точка съемки

[View point]
- место расположения камеры по отношению к снимаемому объекту

Траекторная съемка

[Tracking shot]
- сложный вид движения камеры, подразумевающий сочетание различных видов Тревеллинга и Панорамирования

Словарь: Операторское искусство - student2.ru Что почитать: Игорь Григорьев «Кинооператор Сергей Урусевский»

  «Траекторная съемка в трехминутной сцене на крыше небоскреба в фильме «Я – Куба» Калатозова - это чистая классика!» - убеждал Николай собеседника. «Посмотри сам! Сергей Урусевский - гений!»  

Трансфокатор/«Зум»

[Zoom]
- объектив с переменным фокусным расстоянием, который позволяет имитировать наезд (zoom in) и отъезд (zoom out), не меняя положения камеры; обеспечивает одинаковое изменение масштаба предметов, находящихся в кадре (ср. Наезд камеры, Отъезд камеры)

Тревеллинг

[Travelling]
- движение камеры на колесах, рельсах, автомобиле и т.д.; м.б. боковой тревеллинг – сопровождение движущегося объекта справа налево или слева направо, вертикальный тревеллинг – перемещение камеры снизу вверх или сверху вниз по вертикальной оси, сопровождающий тревеллинг – камера следует за объектом

Угол съемки

[Camera angle]
- угол расположения камеры по отношению к снимаемому объекту

Фокусное расстояние

[Focal length]
- расстояние от оптического центра объектива камеры до точки фокусировки, где образуется наиболее резкое изображение объекта; измеряется в миллиметрах

Хлопушка

[Clapper/Clapboard/Slate board/Sync slate]
- инструмент, в виде дощечки c подвижной верхней планкой, применяемый для систематизации отснятого материала и синхронизации звука и изображения; на хлопушке пишется рабочее название фильма, имена режиссера и оператора, номера сцены и дубля, дата и время

Словарь: Операторское искусство - student2.ru http://youtu.be/EuMAgyQ3RLEЧто посмотреть: обучающее видео о хлопушке

Экспозиция

[Exposure]
- физическая величина, обозначающая общее количество света, используемого для создания изображения

Словарь: Операторское искусство

В словаре описаны например: некоторые виды планов, кадр, кадрик и каше, есть ли разница между голландским и немецким углами, а также зачем нужен обтюратор, определения терминов от оператора и панорамирования до цейтрафера и экспозиции, минуя рапид, стедикам и фишай.

Анаморфирование

[Anamorphinae]

— изменение пропорций изображения с помощью специального объектива или анаморфотной насадки; позволяет во время съемки сжимать изображение по ширине при сохранении параметров по высоте, а во время проекции – вытягивать изображение при восстановлении естественных параметров

Словарь: Операторское искусство - student2.ru Широкое применение анаморфотная оптика получила в 50-х годах с ростом популярности широкоэкранного кино.

Бленда

[Lens hood]
- часть оправы объектива или дополнительное приспособление, к примеру, в виде цилиндра, предназначенное для коррекции избыточного освещения, устранения бликов, а также предотвращения механических повреждений

Видоискатель/Визир

[Viewfinder]

— элемент съемочного аппарата, помогающий определить границы снимаемого пространства и параметры съемки

Внутрикадровый монтаж


— различные приемы, которыми пользуется во время съемки оператор, в т.ч. переход фокуса, поворот камеры, наклон камеры, наезд, отъезд и другие типы движения камеры

Внутрикадровый монтаж - непрерывное движение камеры при съемке, что позволяет изменять крупность объектов при помощи перехода фокуса, поворота камеры, наклона камеры, наезда, отъезд и других типов движения камеры. "Веревка" реж. А. Хичкок, 1949

Словарь: Операторское искусство - student2.ru Что почитать: Алексей Соколов "Монтаж: Телевидение, кино, видео", глава "Внутрикадровый монтаж"

Наши рекомендации