Экспозиция при съемке пейзажа
Особенностью пейзажной фотографии является большая фотоширота сцены: небо на снимках требует намного более короткой выдержки, чем необходимая для проработки объектов в нижней части кадра. При съемке контрастных сцен, к каковым относятся большинство пейзажей, выбор экспозиции оказывает прямое влияние на результат - заставляет «увести» в тень наименее значимые элементы сцены, акцентировав внимание зрения на сюжетно важных объектах. Конечно, намного чаще перед фотографом стоит задача получить равномерно экспонированный кадр, и эта особенность усложняет ее.
Любой регистрирующий материал (матрица цифровой камеры, слайдовая или негативная пленка - в пленочной) имеет такую характеристику, как динамический диапазон (фотоширота) - способность воспроизводить экспозицию при отклонении от эталонного значения экспозиции. Слайдовая пленка наиболее критично относится к «ошибкам» экспозиции. Далее идут цифровые матрицы, а наибольшей фотоширотой обладают современные негативные пленки (цветные и черно-белые). Таким образом, даже отклонения на половину ступени могут быть критичны для слайда. А вот у всем известной негативной цветной пленки Kodak Gold фотоширота достигает четырех ступеней (–1 Ev, +2 Ev).
Накладываемые матрицей или слайдовой пленкой ограничения нередко используются в качестве художественного инструмента, позволяя выделить одни элементы в кадре и скрыть другие. Впрочем, скрыть нежелательные элементы в тенях можно и в ходе обработки фотографий. «Вытянуть» же тени и света, которые на снимке не проработаны, скорее всего, не получится.
При съемке на цифровую камеру использование формата RAW, как правило, дает возможность осуществлять поправку экспозиции на две ступени в обе стороны в ходе конвертирования изображений. Это возможно за счет 12-битного представления файлов в формате RAW (тогда как конечные файлы имеют стандартные 8 бит на каждый канал). Безусловно, две ступени - слишком много даже для формата RAW, но факт есть факт: съемка в «сыром» формате позволяет «вытягивать» тени намного лучше, чем если речь идет об изображениях в формате JPEG. Использованию формата RAW при съемке пейзажей нет альтернативы, но следует помнить, что использование функции Exposure в RAW-конвертерах больше одной ступени достигается за счет программной обработки и приводит к ощутимому «проявлению» шума.
На длинных выдержках объекты переднего плана в пейзаже можно дополнительно освещать с помощью вспышки или светодиодного фонарика, при необходимости используя мультиэкспозицию. Холодная тональность переднего плана, освещенного вспышкой, может пойти на пользу закатному снимку, имеющему теплую тональность. Однако использование искусственных источников не должно быть заметно на самих снимках.
Если необходимо проработать задний план, можно сделать несколько снимков с различной экспозицией и объединить их в единый пейзаж с помощью в графического редактора. Кроме того, владельцы цифровых камер могут использовать функцию брекетинга (с произвольной эксповилкой), чтобы впоследствии объединить несколько снимков в один, обладающий расширенным динамическим диапазоном (High Dynamic Range).
Замер экспозиции по всей области кадра (простой общий замер, интегральный замер в цифровых камерах) не всегда выдает правильный результат. Выходом может стать использование точечного замера, который присутствует в некоторых камерах. Использование «точки» позволяет:
Произвести отдельно замер самой яркой и темной точек, чтобы оценить, укладывается ли сцена в широту пленки/матрицы.
Замерить область снимка, где находится сюжетно важная часть.
Это необходимо, когда диапазон сцены не укладывается в фотошироту пленки. Например, при съемке закатов/восходов, когда приходится жертвовать темными участками кадра либо пользоваться градиентными фильтрами.
Фотосъемка живой природы
Прежде чем приступить к фотографированию живой природы, необходимо подробно ознакомиться с образом жизни предполагаемого объекта съемки. При этом, чем уникальнее животное или растение, тем больше должен знать о нем фотограф. Совершенно недопустимо, чтобы съемкой редких экземпляров занимался человек, не имеющий ни малейшего представления о возможных последствиях своих действий. Каждый фотограф должен неукоснительно соблюдать правило, согласно которому объект съемки и среда его обитания неприкосновенны. Если в процессе съемки фотограф вынужден в той или иной мере изменить естественные условия обитания для объекта съемки (раздвинуть кусты или ветки, примять траву), то после ее окончания необходимо все вернуть к первоначальному виду и таким образом обеспечить безопасность объекта съемки.
Зоопарки и заповедники
К сожалению, фотограф не всегда имеет возможность наблюдать и фотографировать животных в привычных для них условиях. В таких случаях приходится довольствоваться съемкой в зоопарке или в заповеднике, причем последняя является более предпочтительной, так как условия, в которых животные живут в зоопарках, лишь отдаленно напоминают те, в которых они живут на воле. Во многих заповедниках и парках пространство, где размещаются животные, окружено решеткой, сеткой или специальным барьером. Чтобы в кадр не попали подобные заградительные сооружения или окружающие здания, надо тщательно выбирать точку съемки. Если же это не удается, то следует снимать с большой диафрагмой, что позволяет ограничить глубину резкости и тем самым сделать фон нерезким и незаметным.
Фотографирование растений
Фотографирование растений - один из наиболее интересных аспектов съемки живой природы. Дело в том, что в любое время года почти всегда можно найти заслуживающие внимания объекты, многие из которых можно удачно снимать с минимальным дополнительным оборудованием. Несмотря на то, что растения можно считать относительно неподвижными объектами съемки, тем не менее, во многих случаях фотографирование их является совсем не простым делом. Если снимок того или иного растения должен быть предельно достоверным, т.е. иметь научную ценность, то необходимо получить изображение всего растения, а не какой-то его части, что в свою очередь означает съемку в природных условиях. В подобных ситуациях приходится решать задачи, связанные с расположением камеры и выбором угла освещения и подходящего фона. Если съемка осуществляется в условиях естественного освещения, то не исключено, что фотографу придется ждать, пока солнце не займет нужное положение на небосводе.
При съемках растений важное значение имеет фон в непосредственной близости к растению: яркий или очень светлый фон будет отвлекать наше внимание от главного объекта съемки. Если не удается найти такую точку съемки, которая позволила бы избавиться от этого эффекта, можно попробовать снимать с максимально раскрытой диафрагмой и таким образом добиться резкого изображения только объекта съемки (растения).