Как найти красивый пейзаж, если я живу в скучной местности

При умелом использовании освеще­ния и композиции можно сделать ус­пешные снимки и не самых пышных пейзажей.

Главное, что следует принять во внимание при фотографировании пейзажа, - что вы берете трех­мерный сюжет и переводите его на двухмерную плоскость так, что для лучшей компоновки ваших снимков нуж­но тщательно сохранить чувство глубины и масштаба. Окончательный результат также должен радовать глаз, а значит, различные элементы сцены, которую наблюдатель охватывает от переднего плана к заднему, должны быть взаимо­связаны.

Когда вам открывается многообещаю­щий сюжет, хорошо начать с поиска че­го-нибудь интересного для переднего плана, как то: стены, водного потока, хаоса валунов, чтобы задать логичес­кую вводную в ваш снимок и масштаб. Тем лучше, если эта черта создает есте­ственную линию, ибо она поведет глаз зрителя по всему сюжету.

Широкоугольный объектив позволит вам подчеркнуть элементы переднего плана, и их «весомость» может контроли­роваться путем варьирования установки расстояния и высоты расположения ка­меры. Чем ближе вы расположитесь к переднему плану и чем ниже установи­те камеру, тем больше на снимке будет доминировать передний план. Картинку следует компоновать таким образом, чтобы нашлись интересные объекты и на среднем расстоянии, и на заднем плане, чтобы было куда двигаться гла­зу - как если бы сцена состояла из раз­ных планов, переносящих взгляд зрите­ля от одного к другому. Если какая-то деталь выступает как центр композиции (это может быть одинокий фермерский дом или отдельно стоящее дерево), его место в композиции - в стороне от цен­тра.

И наконец, доля, которую вы уделяе­те в вашем снимке небу, может серьез­но варьировать композиционное равно­весие снимка. Если на небе присутству­ют облака, образующие затейливые узо­ры или будящие воображение картины, не бойтесь уделять им большое место в вашей композиции; но, как правило, наилучшие результаты вы получите, ес­ли поднимете горизонт на 2/3 от ниж­ней кромки картины, оставив небу все­го треть пространства кадра.

Использование светофильтров

Лучшие фильтры для пейзажной фотографии - в основном те, что помогают улучшить работу, проделанную матушкой-приро­дой, нежели вносить в нее изменения и добавлять жалкие эффекты.

Поляризатор годится на то, чтобы уг­лубить голубизну неба, устранить неже­лательные блики листвы, уменьшить отражение от поверхности воды, а так­же для общего усиления насыщенности цвета.

Но, пожалуй, самый полезный фильтр из всех - старый добрый серый градиентный, позволяющий уменьшить раз­ницу в яркости между небом и землей, так что, когда вы замеряете экспозицию для вашего пейзажа, небо на снимке выйдет таким, как вы его увидели, с точ­ной передачей облаков.

Использование шта­тива для пейзажной фотогра­фии

Главное преимущество использования штатива - возможность установить длительную выдерж­ку без опасения, что сотрясение камеры испортит вам результат. В свою очередь, это дает вам возможность снимать на минимальном значении чувствительности ISO для оптимального качества снимков, и малое открытие диафрагмы для максимальной глубины резкости.

В условиях яркой солнечной погоды штатив вам может и не понадобится, но в ут­ренние или вечерние часы, когда уро­вень света ниже, он будет незаменим.

Ключ пейзажной фотографии - запечатлеть характер местности, и часто этого удается добиться, концентрируя внимание на мелких деталях.

Телеобъектив позволяет, в частности, сосредоточиться на интересных участ­ках общей сцены. Или же вы можете запечатлеть множество интригующих фактур, составляющих ландшафт, - на­пример, лишайник на каменной стене, грубую фактуру коры дерева или усти­лающий землю ковер из осенних листьев. Все, что вам нужно — задать себе во­прос, каким пейзажам вы отдаете пред­почтение, а затем поискать ответ на этот вопрос с помощью вашего фотоаппарата.

Стоит ли фотографировать пейзаж в плохую погоду, или мне следует дожидаться, пока выйдет солнце? Безусловно, пейзажи стоят того, чтобы их запечатлевали и в плохую погоду, и если вы сможете бросить вызов стихиям, получите удивительные результаты. Наибольшее впечатление производит момент, когда во время грозы проблескивает луч солнца, освещая пейзаж на фоне грозовых облаков. Возможно, это чудо продлится всего несколько секунд при постоянном изменении освещения, так что вам надо быть начеку, чтобы уловить его. Используйте градиентный серый фильтр, чтобы небо получилось еще более темным, и точенный экспозамер - для той части сцены, которая освещена солнцем. Если вдруг в то время, когда солнце не за­крыто тучами, польет дождь - так назы­ваемый грибной дождь, - вам, возможно, представится шанс запечатлеть радугу, изогнувшуюся над ландшафтом. Лучше всего, если она вырисуется на темном фоне, засиявши всеми своими цветами.

Если хотите запечатлеть туманную дымку, то лучшее время для этого - осень или зима. Фотографируя туман, постарайтесь включить в композицию один-два зрительных центра, как то холмы, высокие деревья, а шпили колоколен еще лучше. Иначе на снимке выйдет только серая муть, и больше ничего.

Фотосъемка воды

Вода - естественная, привычная со­ставляющая ландшафта. Реки и пото­ки несутся по ландшафту, точно сеть вен и артерий, наполняя землю жиз­нью, а пруды и озера выделяются в пейзаже, точно большие точки и за­пятые. Если не считать совершенно пустынных пейзажей, куда ни напра­вишь свои стопы - непременно най­дешь воду в той или другой форме, а уж предоставляемые ею возможности для фотографа поистине безграничны. Отражения в тихой воде непремен­но добавят сюжету интереса - встань­те у кромки озера или пруда в тихую погоду, и наверняка сумеете запечат­леть безупречное зеркальное отраже­ние. При этом следует использовать поляризационный фильтр, чтобы уда­лить с поверхности воды нежелатель­ные блики. Реки и водные потоки, вьющиеся змейкой и убегающие вдаль, могут быть использованы как средст­во движения глаза от плана к плану, существенно улучшая композицию.

Для съемок водопадов установите вашу камеру на штатив и используйте длительную выдержку, чтобы текущая вода несколько «смазалась», в то время как статичные элементы получились бы четкими. Закройте диафрагму, что­бы работать с длительной выдержкой, но если это не удастся, используйте для уменьшения света, проникающего в камеру, серый или поляризацион­ный фильтр.

Наши рекомендации