Как найти красивый пейзаж, если я живу в скучной местности
При умелом использовании освещения и композиции можно сделать успешные снимки и не самых пышных пейзажей.
Главное, что следует принять во внимание при фотографировании пейзажа, - что вы берете трехмерный сюжет и переводите его на двухмерную плоскость так, что для лучшей компоновки ваших снимков нужно тщательно сохранить чувство глубины и масштаба. Окончательный результат также должен радовать глаз, а значит, различные элементы сцены, которую наблюдатель охватывает от переднего плана к заднему, должны быть взаимосвязаны.
Когда вам открывается многообещающий сюжет, хорошо начать с поиска чего-нибудь интересного для переднего плана, как то: стены, водного потока, хаоса валунов, чтобы задать логическую вводную в ваш снимок и масштаб. Тем лучше, если эта черта создает естественную линию, ибо она поведет глаз зрителя по всему сюжету.
Широкоугольный объектив позволит вам подчеркнуть элементы переднего плана, и их «весомость» может контролироваться путем варьирования установки расстояния и высоты расположения камеры. Чем ближе вы расположитесь к переднему плану и чем ниже установите камеру, тем больше на снимке будет доминировать передний план. Картинку следует компоновать таким образом, чтобы нашлись интересные объекты и на среднем расстоянии, и на заднем плане, чтобы было куда двигаться глазу - как если бы сцена состояла из разных планов, переносящих взгляд зрителя от одного к другому. Если какая-то деталь выступает как центр композиции (это может быть одинокий фермерский дом или отдельно стоящее дерево), его место в композиции - в стороне от центра.
И наконец, доля, которую вы уделяете в вашем снимке небу, может серьезно варьировать композиционное равновесие снимка. Если на небе присутствуют облака, образующие затейливые узоры или будящие воображение картины, не бойтесь уделять им большое место в вашей композиции; но, как правило, наилучшие результаты вы получите, если поднимете горизонт на 2/3 от нижней кромки картины, оставив небу всего треть пространства кадра.
Использование светофильтров
Лучшие фильтры для пейзажной фотографии - в основном те, что помогают улучшить работу, проделанную матушкой-природой, нежели вносить в нее изменения и добавлять жалкие эффекты.
Поляризатор годится на то, чтобы углубить голубизну неба, устранить нежелательные блики листвы, уменьшить отражение от поверхности воды, а также для общего усиления насыщенности цвета.
Но, пожалуй, самый полезный фильтр из всех - старый добрый серый градиентный, позволяющий уменьшить разницу в яркости между небом и землей, так что, когда вы замеряете экспозицию для вашего пейзажа, небо на снимке выйдет таким, как вы его увидели, с точной передачей облаков.
Использование штатива для пейзажной фотографии
Главное преимущество использования штатива - возможность установить длительную выдержку без опасения, что сотрясение камеры испортит вам результат. В свою очередь, это дает вам возможность снимать на минимальном значении чувствительности ISO для оптимального качества снимков, и малое открытие диафрагмы для максимальной глубины резкости.
В условиях яркой солнечной погоды штатив вам может и не понадобится, но в утренние или вечерние часы, когда уровень света ниже, он будет незаменим.
Ключ пейзажной фотографии - запечатлеть характер местности, и часто этого удается добиться, концентрируя внимание на мелких деталях.
Телеобъектив позволяет, в частности, сосредоточиться на интересных участках общей сцены. Или же вы можете запечатлеть множество интригующих фактур, составляющих ландшафт, - например, лишайник на каменной стене, грубую фактуру коры дерева или устилающий землю ковер из осенних листьев. Все, что вам нужно — задать себе вопрос, каким пейзажам вы отдаете предпочтение, а затем поискать ответ на этот вопрос с помощью вашего фотоаппарата.
Стоит ли фотографировать пейзаж в плохую погоду, или мне следует дожидаться, пока выйдет солнце? Безусловно, пейзажи стоят того, чтобы их запечатлевали и в плохую погоду, и если вы сможете бросить вызов стихиям, получите удивительные результаты. Наибольшее впечатление производит момент, когда во время грозы проблескивает луч солнца, освещая пейзаж на фоне грозовых облаков. Возможно, это чудо продлится всего несколько секунд при постоянном изменении освещения, так что вам надо быть начеку, чтобы уловить его. Используйте градиентный серый фильтр, чтобы небо получилось еще более темным, и точенный экспозамер - для той части сцены, которая освещена солнцем. Если вдруг в то время, когда солнце не закрыто тучами, польет дождь - так называемый грибной дождь, - вам, возможно, представится шанс запечатлеть радугу, изогнувшуюся над ландшафтом. Лучше всего, если она вырисуется на темном фоне, засиявши всеми своими цветами.
Если хотите запечатлеть туманную дымку, то лучшее время для этого - осень или зима. Фотографируя туман, постарайтесь включить в композицию один-два зрительных центра, как то холмы, высокие деревья, а шпили колоколен еще лучше. Иначе на снимке выйдет только серая муть, и больше ничего.
Фотосъемка воды
Вода - естественная, привычная составляющая ландшафта. Реки и потоки несутся по ландшафту, точно сеть вен и артерий, наполняя землю жизнью, а пруды и озера выделяются в пейзаже, точно большие точки и запятые. Если не считать совершенно пустынных пейзажей, куда ни направишь свои стопы - непременно найдешь воду в той или другой форме, а уж предоставляемые ею возможности для фотографа поистине безграничны. Отражения в тихой воде непременно добавят сюжету интереса - встаньте у кромки озера или пруда в тихую погоду, и наверняка сумеете запечатлеть безупречное зеркальное отражение. При этом следует использовать поляризационный фильтр, чтобы удалить с поверхности воды нежелательные блики. Реки и водные потоки, вьющиеся змейкой и убегающие вдаль, могут быть использованы как средство движения глаза от плана к плану, существенно улучшая композицию.
Для съемок водопадов установите вашу камеру на штатив и используйте длительную выдержку, чтобы текущая вода несколько «смазалась», в то время как статичные элементы получились бы четкими. Закройте диафрагму, чтобы работать с длительной выдержкой, но если это не удастся, используйте для уменьшения света, проникающего в камеру, серый или поляризационный фильтр.