Заполняющий свет (Fill Light)
Для заполняющего света используют либо софтбокс, либо светоотражающую панель (лайтпанель, лайтдиск). Задача заполняющего света — смягчить светотеневой рисунок. То есть сделать тени менее глубокими. Примеры, когда заполняющий свет просто не нужен: светотеневой мужской портрет, драматический женский портрет (встречается реже) и светотональный портрет, при котором и так все мягко и хорошо.
Заполняющий свет обычно располагают либо фронтально, либо рядом с камерой (чуть левее или правее), переднедиагонально. В литературе встречается заявление, что источник заполняющего света должен быть исключительно фронтально, чтобы не допустить появления двойных теней. Достаточно использовать большой софтбокс или лайтдиск (лайтпанель), расположенный близко к модели, который не приведет к появлению дополнительных теней.
Фоновый свет (Back Light)
Единственная задача фонового света - отделить модель от фона, придать глубину и объем фотографии. Для фонового света обычно используют источники жесткого света, формирующие световое пятно определенной формы и размера, или равномерно освещают фон. Светоформирующие насадки для фонового света: ковш, стандартные рефлекторы, тубус (Snoot), шторки (Barn Doors). Применяют также цветные фильтры для получения необходимой окраски фона или специальные приборы с линзой Френеля и возможностью установки масок Габо (металлические пластинки-трафареты с вырубленным рисунком) - например, для имитации эффекта жалюзи или рисунка, имитирующего свет из окна с тенью от рамы.
Контровый свет, акцентирующий свет
Контровый или акцентирующий свет необходим для светового акцента, отделения от фона. Подчеркивания фактуры волос, одежды, отделения силуэта светом. Применяются светоформирующие насадки для получения точечного светового пятна: тубус (Snoot), рефлекторы со шторками (Barn Doors), иногда стрипбоксы или лампы для формирования узкого регулируемого и протяженного светового пятна.
Контровый свет устанавливается за моделью, акцентирующей в заднедиагональной или реже в переднедиагональной боковой плоскости.
Простые схемы освещения
Используя один источник света (моноблок + белый зонт "на просвет") и черный бумажный фон, мы можем сделать портрет, где лицо модели освещено только с одной стороны. Такая схема света добавит глубины и выразительности портрету, хотя ее специфика в том, что подойдет она не любой модели. В данном случае модель располагается на некотором удалении от фона. Обычно моноблок располагается на уровне головы модели.
Используя два источника света (моноблоки + белые зонты "на просвет") и белый бумажный фон, мы располагаем их по диагонали относительно модели. Основной источник света расположен слева (см. схему) и работает как "рисующий", создавая мягкий светотеневой рисунок. Дополнительный источник расположен справа за моделью (см. схему) и направлен на фон позади модели. Таким образом, дополнительный источник света работает одновременно как заполняющий", устраняя провалы в тенях справа от модели, и как "контровой", добавляя портрету "объем". Обратите внимание, что в данном случае модель располагается не параллельно относительно фона, а в "три четверти". Высота расположения основного источника света может варьироваться, обычно на уровне лица либо чуть выше. Дополнительный источник света можно расположить чуть ниже, на уровне плеч модели, чтобы более равномерно распределить свет на белом фоне. Этот снимок был сделан сквозь мокрое стекло.
В этой схеме мы использовали два источника света (моноблоки + белые зонты "на просвет") и белый бумажный фон. Устанавливаются оба источника позади модели, слева и справа и направляются на белый фон под углом около 45 градусов (см. схему). В данном случае оба источника "работают" на создание мягкого силуэтного портрета. За счет использования белого фона и "заполняющего", рассеянного света получается легкая засветка модели. Мелкие детали скрываются в тени, однако общие очертания лица вполне узнаваемы. При желании можно применить легкую цветовую тонировку фона, в данном случае мы использовали розовый, чтобы снимок был более нежным, теплым и чувственным.
Еще одна схема, на которой также нужно заострить наше внимание, так называемая «голливудская схема" света:
Она простая в настройке, и достаточно удачная. Для этого мы устанавливаем основной источник света над камерой (если возможности позволяют), либо максимально близко к оси камеры, но чуть-чуть выше. Далее направляем отдельный свет на фон. Рекомендуется попробовать, вам должно понравиться.
Подобную схему часто используют в телевизионной или печатной рекламе косметических средств. Чем хороша такая постановка, так это тем, что особых ограничивающих правил нет.
Например, можно подвесить два источника света - один над осью камеры так, чтобы он светил сверху на лицо модели под углом 45 градусов, а другой источник света разместить ниже оси камеры, чтобы он также светил на лицо модели под 45 градусов, но уже снизу. Угол освещения конечно можно варьировать.